УДК 37.01.324 ББК 74 58 © Ю. В. Мартынова БО!: 10.24412/2225-8264-2021-3-39-43
Ю. В. Мартынова
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются основные особенности формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза в рамках дисциплин по французскому языку. При формировании функциональной грамотности у будущего учителя учитываются все компоненты, выделенные в структуре функциональной грамотности (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность, глобальные компетенции, читательская грамотность). В ходе занятий по французскому языку разрабатываются учебные задания, направленные на формирование всех компонентов функциональной грамотности, что позволяет в конечном итоге добиться сформированности функциональной грамотности у студента педагогического вуза. Рассматривается необходимость формирования функциональной грамотности у будущих учителей иностранного языка в ходе изучения специальных языковых дисциплин («Иностранный язык (французский язык)», «Культура речевого общения на французском языке», «Особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе», «Практикум по методике обучения французскому языку», «Литература стран изучаемого языка (французский язык)», «Лексикология (французский язык)», «Профессиональная коммуникация на французском языке»), которые представлены в учебном плане, начиная с первого курса. Кроме этого в статье представлены основные позиции, которые необходимо учитывать при составлении заданий по формированию функциональной грамотности, такие как: направленность на развитие критического мышления, ориентация на развитие коммуникативных навыков, направленность на расширение кругозора будущего учителя, учет способности участвовать в обсуждениях и организация процесса познания. В статье был сделан вывод, подтверждающий, что формирование функциональной грамотности у будущих учителей французского языка является сегодня основной задачей педагогического вуза, поскольку у будущего учителя кроме предметных компетенций должны быть сформированы компетенции в области функциональной грамотности с тем, чтобы он был способен формировать и развивать функциональную грамотность у обучающихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
настоящее время наблюдается повышенное
В внимание к подготовке педагогических кадров, владеющих иностранными языками. До недавнего времени учитель, который имеет знания в области английского языка считался ценным специалистом, но с введением во многих школах второго иностранного языка у школьной администрации появилась потребность в учителях, которые могут преподавать несколько иностранных языков. В современной школе многие учителя-предметники получают дополнительное образование в области иностранного языка, чтобы соответствовать требованиям времени и быть востребованными на образовательном рынке. Кроме этого современный учитель иностранного языка должен идти в ногу со временем. Поскольку основным понятием в образовательном процессе на настоящий момент выступает функциональная грамотность, которая рассматривается как общеучебная компетенция, необходимая для реализации задач ФГОС, учитель должен сам овладеть данной компетенцией на высоком уровне с тем, чтобы формировать и развивать ее у своих учащихся. В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» делается акцент на обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождении Российской Федерации
в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Это свидетельствует о том, что овладение функциональной грамотностью принято считать не просто нормой, но и обязанностью учителя. Тем более что большинство нормативных показателей выстроены с учетом данной компетенции.
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью принято было понимать совокупность умений в области чтения и письма для использования в повседневной жизни и решения жизненных проблем. Данное понятие применялось ко взрослому населению, у которого необходимо было сформировать функциональную грамотность на элементарном уровне. [2]
Ознакомившись с понятиями функциональной грамотности, которые на сегодняшний день встречаются у различных авторов А. А. Леонтьева, Т.В. Коваль, С.Ю. Дюковой, нами было сформулировано понятие функциональной грамотности, под которой мы понимаем способность человека использовать знания, умения и навыки, которые он приобретает в течение жизни для решения достаточно широкого спектра задач, с которыми он сталкивается в ходе выполнения той или иной деятельности.
В структуре функциональной грамотности выделяются следующие компоненты:
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- креативное мышление;
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции;
- читательская грамотность. [1]
Рассмотрим более подробно компоненты
функциональной грамотности.
Математическая грамотность предполагает умение обучающихся формулировать, объяснять и использовать математические термины, действия, факты, а также решать логические задачи. Данный вид грамотности помогает принимать взвешенные решения, которые могут принимать люди организованные и мыслящие. [3]
Под естественнонаучной грамотностью понимается готовность обучающихся к знакомству с идеями в естественнонаучной области, изучении проблем, которые существуют в данной области.
Креативное мышление - способность обучающегося решать задачи нестандартным способом, предлагать новаторские и оригинальные идеи по реализации проектов и решению проблем.
Финансовая грамотность. Поскольку современная экономика не всегда устойчива задача учителя научить школьников правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях. Финансовая грамотность дает возможность человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Исходя из этого следует, что школьник должен уметь использовать знания и навыки для принятия решений, связанных с деньгами и тратами.
Глобальные компетенции - способность обучающегося воспринимать локальные и мировые проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и давать оценку различным точкам зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Читательская грамотность - способность обучающегося читать, понимать и применять письменные тексты, с помощью текстов обогащать собственные знания, расширять возможности, участвовать в жизни общества.
Обучаясь в педагогическом вузе, у студентов, на наш взгляд, уже начиная с первого курса должна формироваться функциональная грамотность в области иностранного языка. Функциональную грамотность необходимо сформировать у будущих учителей, поскольку в современном мире учитель иностранного языка должен быть способен применять те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе изучения иностранного языка, для того, чтобы справиться с решением обширного спектра задач в различных областях человеческой деятельности.
Рассмотрим более подробно особенности формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза факультета иностранных языков, изучающих французский язык.
В рамках специальных дисциплин таких как: «Иностранный язык (французский язык)», «Культура речевого общения на французском языке», «Особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе», «Практикум по методике обучения французскому языку», «Литература стран изучаемого языка (французский язык)», «Лексикология (французский язык)»,
«Профессиональная коммуникация на французском языке» нами были разработаны задания с целью формирования уровня функциональной грамотности у будущих учителей иностранного языка.
При формировании математической грамотности у будущих учителей мы отводили значимую роль учебной задаче. Под учебной задачей нами понимается не столько математическая задача, сколько задача, решение которой требует от обучающихся логического рассуждения. В ходе решения проблемной ситуации студенты пытались не просто найти выход, а предложить стратегию действия, пользуясь которой можно решить аналогичные задачи. Приведем примеры типов учебных задач, которые предлагались студентам для решения:
- задачи, в которых нужно отметить лишние или противоречивые данные;
- задачи с неполными для решения данными;
- задачи, имеющие несколько вариантов решения;
- метапредметные учебные задачи, для решения которых нужно было применить знания из соответствующих предметных областей;
- задачи, при решении которых обучающемуся необходимо использовать жизненный опыт. Ситуации для таких задач должны быть взяты из реальной действительности;
- ситуативные задачи, решение которых позволяет будущему учителю осознать, где они могут быть ему полезны в будущем.
Все задачи были сформулированы на французском языке и предлагались студентам младших курсов в рамках дисциплины «Иностранный язык (французский язык)», а на старших при изучении курсов «Культура речевого общения на французском языке», «Профессиональная коммуникация на французском языке». Также студентам предлагались метапредметные учебные задачи, для решения которых нужно было применить знания из соответствующих предметных областей.
Для формирования естественнонаучной грамотности у студентов педагогического вуза на занятиях по французскому языку мы предлагали задания на представление и объяснение фактов (Bxpliquez, Qu'est-ce qui s'est passera si ...), задания на использование познавательных методов gomment peut-on apprendre telle ou telle chose?, задания на развитие умений сделать вывод, основываясь на предоставленных данных (faites la conclusion en vous appuyant sur les faits suivants).
Разработанные нами задания были основаны на материалах из различных предметных областей, работа с заданием требовала от студентов изучения
дополнительной информации по теме, а некоторые задания умышлено включали лишнюю информацию, все задания включали несколько взаимосвязанных вопросов и имели четкую структуру.
При формировании креативного мышления у студентов педагогического вуза мы предлагали им задания в рамках предметной области «Иностранный язык», поскольку будущий учитель должен творчески и креативно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей. Согласно материалам РШЛ-2021 креативное мышление включает тематический и креативный компоненты. Тематический компонент отвечает за содержательную область, а креативный - за мыслительный процесс при выполнении креативных заданий. Таким образом мы разрабатывали задания с учетом содержания тематики изучаемых студентами дисциплин «Иностранный язык (французский язык)», «Культура речевого общения на французском языке», «Особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе», «Практикум по методике обучения французскому языку», «Литература стран изучаемого языка (французский язык)», «Лексикология «Лексикология (французский язык)», «Профессиональная коммуникация на французском языке». При этом выполнение креативных заданий предполагалось не только в рамках специальных дисциплин по иностранному языку, но и курсов методики «Особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе», «Практикум по методике обучения французскому языку», где можно выявить уровень креативности студента, т.к. в рамках дисциплины студент не только сам решает креативные задачи, но и составляет такие задачи для обучающихся. Для формирования умения у студентов решать креативные задачи в области устного и письменного выражения мыслей, мы предлагали задания по:
1) созданию текстов и свободных высказываний в рамках изучаемой тематики на основе различных стимулов, таких как просмотр мультфильма, прослушивание аудиозаписей без названия, абстрактные картинки, заголовки текстов;
2) представлению идей для собственных проектов с учетом заданных установок и деталей;
3) оцениванию оригинальности, результативности и реализации своих или чужих проектов;
4) погружение и высказывание суждений по проблеме, имеющую социальную значимость. Задания такого плана были нами предложены будущим учителям, т.к. они должны быть способны к сочувствию, сопереживанию потребностям отдельных социальных групп, уметь выявлять и давать оценку этим потребностям; а также предлагать идеи, которые могли бы иметь смысл для решения проблем данной социальной группы.
Поскольку финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности необходимо уделять внимание на занятиях по иностранному языку ее формированию. В течение жизни люди сталкиваются с регулярно обновляющимися финансовыми требованиями,
поэтому формирование финансовой грамотности имеет определенную актуальность. Мы считаем, что не только при изучении математических дисциплин можно обучать финансовой грамотности, но и на занятиях по иностранному языку при условии разработки учебных заданий, можно формировать и совершенствовать навыки финансовой грамотности у будущего учителя иностранного языка.
В разработанных нами учебных заданиях были отражены достаточно актуальные финансовые темы, связанные с деньгами и совершением денежных операций, планированием финансов, финансовыми рисками и вознаграждением.
Изучение первой темы охватывало повседневные покупки товаров, платежи, расходы, банковские карты, валюты. Учебные задачи, разработанные в рамках второй темы, касались планирования семейного бюджета, основных видов доходов (например, социальных выплат, заработной платы и др.). Содержание учебных задач третьей темы было составлено с учетом рисков, которые могут возникнуть в ходе финансовых потерь и непредвиденных обстоятельств (катастрофа, банкротство и пр.), а также рассматривались виды финансовых вознаграждений (премии, надбавки, бонусы и др.).
Сформированность у будущего учителя глобальных компетенций предусматривают владение иностранными языками, поскольку обучающийся должен уметь читать и анализировать иноязычные тексты. Благодаря этому, понимая, о каких глобальных проблемах идет речь в зарубежном источнике, у студента появляется критическое отношение к прочитанному источнику. Сегодня будущему учителю открываются огромные возможности в плане общения с зарубежными студентами, учителями и школьниками посредством сети Интернет. Это позволяет повысить не только уровень владения иностранным языком у обучающихся, но также преодолеть языковой барьер, обменяться опытом и начать коммуникацию с иностранными гражданами, с целью критического осмысления и анализа получаемой информации и зарубежных источников. Владение глобальными компетенциями является очень важно для будущего учителя, которому предстоит работать в школе с современным школьником. Будущему учителю необходимо научиться формировать у учащихся глобальные компетенции с тем, чтобы преодолеть у них возможно сложившиеся предубеждения и стереотипы относительно людей из другой культурной среды. Поэтому, работая на занятиях французского языка со студентами, для формирования глобальных компетенций мы предлагали им для решения учебные задачи, направленные на понимание разнообразия культур и традиций жителей франкоговорящих стран, толерантное отношение к людям другой культуры, расширение кругозора будущих учителей, критического анализа полученной информации в результате общения с иностранцами или из зарубежных источников.
При формировании читательской грамотности у будущих учителей мы уделяли внимание не просто чтению текстов печатных или электронных на иностранном языке, но в первую очередь их понимания, умения анализировать иноязычный текст, размышлять над представленной в нем информации. Учебные задачи, предлагаемые будущим учителям, направлены на формирование у них следующих читательских умений: извлечение информации из текста, создание общего понимания текста, понимание информации, представленной в тексте, ее перевод на русский язык, размышление о содержании текста, оценка прочитанного, размышление о форме текста, оценка текста с точки зрения его формы. Студентам младших курсов были предложены тексты на французском языке типа описание, повествование, на старших курсах студенты работали над текстами-рассуждениями, толкованиями, переговорными текстами. Для того, чтобы научить студентов работать с текстом и тем самым сформировать у него читательскую грамотность, мы предлагали для извлечения информации из текста, ориентируясь на подзаголовок текста определить ту его часть текста, где содержится сообщение, которое необходимо найти. При формировании умения интерпретировать текст мы предполагали будущим учителям найти в тексте информацию, которая сообщается косвенно. Для этого обучающемуся необходимо осмыслить подтекст. При работе над осмыслением и оценкой содержания текста студенту необходимо было в рамках решения учебной задачи подтвердить какую-либо точку зрения. Представленную в тексте, дать оценку текста, исходя из собственного опыта и убеждений. Работая над осмыслением и оценкой формы текста, будущему учителю необходимо было определить и аргументировать представление о том, удалось автору текста достигнуть поставленной цели, используя данную форму текста. Также предлагалось, проанализировав авторский стиль, выявить задачи автора и его отношение к тому или иному герою.
Таким образом, учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в целом, были разработаны с учетом специфики изучаемых дисциплин, выполнение заданий было строго регламентировано по времени, все задания были представлены в рамках школьной тематики, поскольку основная задача педагогического вуза состоит в подготовке будущего учителя иностранного языка способного решать проблемные ситуации,
возникающие у школьников на занятиях по иностранному языку. Кроме этого при составлении заданий по формированию функциональной грамотности мы учитывали основные позиции, на которые эти задания должны быть направлены:
1) на развитие критического мышления, т.е. при работе с заданием будущий учитель должен определить посыл представленной в задании информации, насколько она необходима для решения конкретной профессиональной задачи;
2) на развитие коммуникативных навыков. Задания должны быть составлены таким образом, чтобы будущий учитель учился выделять главную мысль текста, создавать собственный текст, учитывая свою позицию или позицию ученика, представлять слушателям свои идеи и решения;
3) на расширение кругозора будущего учителя. Будущий педагог должен уметь разбираться в рамках школьной тематики в вопросах искусства, здорового образа жизни, экологии и т.д. для этого ему необходимо читать как можно больше литературы на иностранном языке, участвовать в опросах, викторинах, «Тотальных диктантах» по французскому языку;
4) на развитие способности участвовать в обсуждениях. В ходе дискуссии будущий учитель должен уметь представить тему, рассмотреть ее с разных сторон. Очень важная способность учителя состоит в презентации материала учащимся, поэтому будущие учителя должны уметь представить тему, проблему, материал публике в рамках учебного занятия, конференции, форума;
5) на организацию процесса познания. Решая задачи, направленные на формирование функциональной грамотности, будущий учитель должен научиться формулировать цели и задачи своей деятельности, создавать план собственной деятельности, находить экстраординарные решения, проводить анализ данных, делать выводы.
Итак, необходимо отметить, что формирование функциональной грамотности у будущих учителей французского языка является сегодня основной задачей педагогического вуза. Такую задачу ставит перед собой и современная школа, поэтому у будущего учителя кроме предметных компетенций должны быть сформированы компетенции в области функциональной грамотности с тем, чтобы он был способен формировать и развивать функциональную грамотность у обучающихся.
Библиографический список
1. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. Т.1, № 4 (61) — С. 112 — 123.
2. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003. — 368 с. — Текст : непосредственный.
3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности [сайт]. — Москва, 2010. — URL: https://docplayer.ru/40890560-0cenka-chitatelskoy-gramotnosti-v-issledovanii-pisa-po-materialam-g-a-cukerman-ocenka-chitatelskov-gramotnosti.html // (дата обращения: 10.03.2021). — Текст : электронный.
References
1. Koval T.V., Dyukova S.E. Globalnye kompetencii — novyj komponent funkcional'noj gramotnosti [Tekst] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2019. T.1, № 4 (61) — S. 112 — 123.
2. Leontev A.A. Obrazovatelnaya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla / pod red. A. A. Leon-teva. — M.: Balass, 2003. — 368 s. — Tekst : neposredstvennyj.
3. Cukerman G.A. Ocenka chitatelskoj gramotnosti [sajt]. — Moskva, 2010. — URL: https://docplayer.ru/40890560-0cenka-chitatelskoy-gramotnosti-v-issledovanii-pisa-po-materialam-g-a-cukerman-ocenka-chitatelskoy-gramotnosti.html //(data obrashcheniya: 10.03.2021). — Tekst : elektronnyj.
FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
IN FRENCH LANGUAGE CLASSES
Yuliya V. Martynova
candidate of pedagogical sciences, docent, Associate Professor of French at Omsk State Pedagogical University
Abstract. The article discusses the main features of the formation of functional literacy among students of a pedagogical university within the framework of the French language disciplines. When developing functional literacy in a future teacher, all components identified in the structure of functional literacy are taken into account (mathematical literacy, natural science literacy, creative thinking, financial literacy, global competencies, reading literacy). In the course of classes in the French language, educational tasks are developed aimed at the formation of all components of functional literacy, which ultimately allows to achieve the formation of functional literacy in a student of a pedagogical university. The need for the formation of functional literacy among future teachers of a foreign language in the course of studying special language disciplines («Foreign language (French)», «Culture of verbal communication in French», «Features of teaching a second foreign language in secondary school», «Workshop on the methodology teaching French», «Literature of the countries of the target language (French)», «Lexicology (French)», «Professional communication in French»), which are presented in the curriculum, starting from the first year. In addition, the article presents the main positions that must be taken into account when drawing up tasks for the formation of functional literacy, such as: focus on the development of critical thinking, focus on the development of communication skills, focus on expanding the horizons of the future teacher, taking into account the ability to participate in discussions and organizing the cognitive process. The article concluded that the formation of functional literacy in future teachers of the French language is today the main task of a pedagogical university, since in addition to subject competencies, a future teacher should have competencies in the field of functional literacy so that he is able to form and develop functional literacy. literacy among students.
Keywords: functional literacy, reading literacy, financial literacy, creative thinking, global competencies.
Сведения об авторе:
Мартынова Юлия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой французского языка, Омский государственный педагогический университет, тел. +7 (913) 618-72-82, (644046, Российская Федерация, г. Омск, ул. Маршала Жукова 105, кв. 116, e-mail: [email protected])
Статья поступила в редакцию 17.03.2021г.