Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1472
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л.

Представлена краткая информация о современных проектах Министерства просвещения Российской Федерации, таких как «Образование» и «Мониторинг формирования функциональной грамотности», приоритетной целью которых является вхождение российского образования в Топ-10 в мировом рейтинге через формирование и мониторинг функциональной грамотности обучающихся основной школы. Дана краткая характеристика понятий «функционально грамотный человек», «функциональная грамотность» и определены их компоненты. Сформулированы цели и конкретные задачи учителя иностранного языка в соответствии с современными тенденциями иноязычного образования в основной школе. Кратко представлено исследование, проведенное авторами данной статьи в начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательной школе в г. Перми. Основная цель исследования - выяснить следующее: «влияет ли формирование функциональной грамотности на уроке иностранного языка на заинтересованность обучающихся и их мотивацию к обучению». Кроме этого, одной из задач явилось выявление конкретных ситуаций, в которых есть необходимость обучающимся основной школы использовать иностранный язык в реальной жизни. Основные методы исследования - анкетирование, беседа и педагогический эксперимент. Описываются основные этапы организации исследования. Промежуточные результаты исследования представлены в виде описания и графиков. Даны рекомендации по отбору или созданию заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Основная цель исследования была достигнута. Уроки иностранного языка, ориентированные на формирование функциональной грамотности, являются интересными обучающимся и положительно влияют на их мотивацию к изучению иностранного языка. Следует отметить, что данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение данных проблем на современном этапе развития российской системы образования и требует более детального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN SECONDARY SCHOOL AS A WAY TO INCREASE LEARNING MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article provides information on modern programs of the Ministry of Education of the Russian Federation, the main goal of which is to ensure Russian education in the Top 10 in the world ranking through the formation and monitoring of the functional literacy of primary school students. A brief description of the concept of “functionally literate person”, “functional literacy” and its components are given in this article. The goals and specific tasks of a foreign language teacher are formulated in accordance with modern trends in foreign language education in secondary school. The authors of this article carried out the presented study at the beginning of the 2020-2021 academic year in a secondary school in Perm (Russia). The main goal of the study was to find out the following: “Does the formation of functional literacy in a foreign language lesson affect the students' interest and their motivation to learn?” In addition, one of the tasks was to identify specific situations in which there is a need for primary school students to use a foreign language in real life. The main research methods are questioning, conversation and pedagogical experiment. The main stages of research organization are presented. Interim results of the study are presented in the form of descriptions and graphs. Basic recommendations about the selection or creation of tasks for the formation of functional literacy in foreign language lessons are given. The main goal of the study was achieved. Foreign language lessons, focused on the formation of functional literacy, are really more interesting for students and have a positive effect on their motivation to learn a foreign language. It should be noted that this study does not claim to provide an exhaustive coverage of these problems at the present stage of the development of the Russian education system and requires a more detailed study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 373

К.Э. Безукладников1, Д.Л. Готлиб2

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация 2 1Т-школа с углубленным изучением информатики,

Пермь, Российский Федерация

DOI: 10.15593/2224-9389/2021.1.8

Получено: 06.02.2021 Принято: 02.03.2021 Опубликовано: 28.04.2021

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представлена краткая информация о современных проектах Министерства просвещения Российской Федерации, таких как «Образование» и «Мониторинг формирования функциональной грамотности», приоритетной целью которых является вхождение российского образования в Топ-10 в мировом рейтинге через формирование и мониторинг функциональной грамотности обучающихся основной школы. Дана краткая характеристика понятий «функционально грамотный человек», «функциональная грамотность» и определены их компоненты. Сформулированы цели и конкретные задачи учителя иностранного языка в соответствии с современными тенденциями иноязычного образования в основной школе. Кратко представлено исследование, проведенное авторами данной статьи в начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательной школе в г. Перми. Основная цель исследования - выяснить следующее: «влияет ли формирование функциональной грамотности на уроке иностранного языка на заинтересованность обучающихся и их мотивацию к обучению». Кроме этого, одной из задач явилось выявление конкретных ситуаций, в которых есть необходимость обучающимся основной школы использовать иностранный язык в реальной жизни. Основные методы исследования - анкетирование, беседа и педагогический эксперимент. Описываются основные этапы организации исследования. Промежуточные результаты исследования представлены в виде описания и графиков. Даны рекомендации по отбору или созданию заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Основная цель исследования была достигнута. Уроки иностранного языка, ориентированные на формирование функциональной грамотности, являются интересными обучающимся и положительно влияют на их мотивацию к изучению иностранного языка. Следует отметить, что данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение данных проблем на современном этапе развития российской системы образования и требует более детального изучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально грамотная личность, компоненты функциональной грамотности, иностранный язык, мотивация, международные исследования.

K.E. Bezukladnikov1, D.L. Gotlib2

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation

IT-school with Advanced Study of Computer Science, Perm, Russian Federation

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN SECONDARY SCHOOL AS A WAY TO INCREASE LEARNING MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article provides information on modern programs of the Ministry of Education of the Russian Federation, the main goal of which is to ensure Russian education in the Top 10 in the world ranking through the formation and monitoring of the functional literacy of primary school students. A brief description of the concept of "functionally literate person", "functional literacy" and its components are given in this article. The goals and specific tasks of a foreign language teacher are formulated in accordance with modern trends in foreign language education in secondary school. The authors of this article carried out the presented study at the beginning of the 2020-2021 academic year in a secondary school in Perm (Russia). The main goal of the study was to find out the following: "Does the formation of functional literacy in a foreign language lesson affect the students' interest and their motivation to learn?" In addition, one of the tasks was to identify specific situations in which there is a need for primary school students to use a foreign language in real life. The main research methods are questioning, conversation and pedagogical experiment. The main stages of research organization are presented. Interim results of the study are presented in the form of descriptions and graphs. Basic recommendations about the selection or creation of tasks for the formation of functional literacy in foreign language lessons are given. The main goal of the study was achieved. Foreign language lessons, focused on the formation of functional literacy, are really more interesting for students and have a positive effect on their motivation to learn a foreign language. It should be noted that this study does not claim to provide an exhaustive coverage of these problems at the present stage of the development of the Russian education system and requires a more detailed study.

Keywords: functional literacy, functionally literate personality, components of functional literacy, foreign language, motivation, international studies.

Введение

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» основными задачами для Правительства РФ при разработке национального проекта в сфере образования являются: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс...» [1].

Received: 06.02.2021 Accepted: 02.03.2021 Published: 28.04.2021

Для реализации этих задач Министерством просвещения Российской Федерации в 2019 году был разработан национальный проект «Образование», а также запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», целью которых является анализ способности обучающихся применять полученные знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Данные положения отражаются в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (20182025 годы) от 26 декабря 2017 года, в которой изложено, что одна из стратегических целей - повысить качество образования, а именно сохранить лидирующие позиции РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS), повысить позиции РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) [2-4].

Другими словами, приоритетной целью государственных инициатив становится формирование «функциональной грамотности» обучающихся в системе общего образования, уровень которой определяется международными исследованиями.

Методологическое обоснование исследования

Приоритетная задача современной школы - формирование функционально грамотных людей. А.А. Леонтьев определяет функционально грамотного человека «как личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [5, с. 35].

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли выпускники основной школы (15-16 лет) необходимыми знаниями и умениями для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [6, 7].

Новый словарь методических терминов определяет функциональную грамотность как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия функциональная грамотность есть уровень знаний, навыков и умений, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необхо-

димым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [8, с. 342].

Анализ определений позволяет авторам описать функциональную грамотность как способность и готовность человека использовать постоянно приобретаемые знания, навыки и умения для решения всевозможных реальных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Примером сформированной функциональной грамотности на уроках иностранного языка может служить способность заполнить анкету по прибытии в другую страну или оформить покупку на зарубежном интернет-сайте, готовность вступить в диалог с полицейским за границей, с менеджером в отеле или решить любую возможную бытовую проблему на иностранном языке при общении с представителями иноязычной культуры с соблюдением всех социокультурных норм и правил речевого этикета [9, 10].

Функционально грамотная личность - это самостоятельный человек, ориентирующийся в мире, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями [9, 10].

Данные ключевые компетенции и умения формируют функциональную грамотность личности. В разных источниках компоненты функциональной грамотности немного отличаются, однако среди самых важных можно отметить: компьютерную, математическую, естественно-научную, юридическую или правовую, финансовую, религиозную, грамотность в чтении и письме, в вопросах здоровья и семейной жизни. Также отмечают коммуникативную грамотность, наличие глобальных компетенций и креативного мышления. Если основы функциональной грамотности в чтении, письме и математике формируются в начальной школе, то остальные компоненты формируются в основной и старшей школах [11].

Глобальная цель учителя - сформировать функционально грамотную личность. Для этого необходимо развивать у учащихся мышление, память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные умения, способность контролировать свои эмоции и действия. Цель учителя иностранного языка в основной школе можно сформулировать следующим образом: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач. Другими словами, главная цель учителя иностранного языка - научить пользоваться знаниями иностранного языка в реальных, жизненных ситуациях [12, 13].

Для достижения данной цели перед учителем стоит задача сформировать у обучающихся следующие компетенции:

• лингвистическую: умение пользоваться лексическими единицами и грамматическими структурами в речи;

• социолингвистическую: умение использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;

• дискурсивную и стратегическую: умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу;

• социокультурную и лингвострановедческую: готовность и способность вести диалог культур [13].

Для решения данных задач, необходимо:

• познакомить обучающихся с национально-культурными особенностями речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка;

• научить применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• научить применять в речи основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка [13].

Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели - научить обучающихся говорить на иностранном языке. К наиболее эффективным методам и приемам для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в основной школе можно отнести игру, драматизацию, инсценировку, ролевую игру, использование песен, проектную работу, а также такие педагогические технологии, как технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологии проектно-исследовательского обучения, личностно ориентированное обучение, игровые технологии и перспективно-опережающее обучение [13, 14].

Проблема современной системы образования заключается в том, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальной жизни. Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Практическая направленность знаний и умений, осознание того, что эти знания пригодятся в реальных жизненных ситуациях, будут способствовать развитию внутренней мотивации обучающихся основной школы. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями максимального содействия самостоятельному развитию обучающихся. Образовательный процесс должен быть ориентирован на то, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий, от незнания к знанию [13, 14].

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка, как и на других дисциплинах учебного плана, невозможно без устойчивой мотивации обучающихся.

Практическое исследование

В 2020-2021 учебном году среди обучающихся 8-х и 9-х классов основной школы МАОУ «1Т-школа с углубленным изучением информатики» в Перми авторами было проведено исследование на тему влияния формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка на уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Первый этап исследования включал в себя выявление наиболее часто встречающихся тем и реальных жизненных ситуаций, в которых обучающимся приходилось пользоваться иностранным языком. В анкетировании приняли участие 122 обучающихся. Выяснилось, что в реальной жизни, наибольший процент обучающихся данной возрастной категории встречается с необходимостью использовать иностранный язык во время онлайн-чата компьютерных игр с игроками из других стран или для общения в социальных сетях. Многие обучающиеся пользовались иностранным языком для поиска необходимой информации в образовательных целях. Большая доля обучающихся пыталась приобрести товары на таких интернет-ресурсах, как Aliexpress.com или Alibaba.com. Часть опрошенных ездила с родителями в такие страны, как Турция, Индия, Тайланд, Израиль, Тунис, Испания, где была необходимость в общении на иностранном языке в отеле, аэропорту, магазинах или кафе. Небольшая часть опрошенных отметила другие разные ситуации. Данная статистика выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Использование иностранного языка обучающимися основной школы в реальных ситуациях (составлено автором)

Данные статистики указывают на что должно быть ориентировано обучение иностранным языкам в основной школе при формировании функциональной грамотности. Указанные реальные ситуации не претендуют на исчерпывающее освещение данной проблематики. Бесспорно, существует еще множество возможных сфер жизнедеятельности и интересов обучающихся основной школы, где необходим иностранный язык.

Второй этап исследования включал в себя практические уроки иностранного языка на одну из возможных реальных коммуникативных ситуаций - общение с полицейским за границей. Примерное содержание урока представлено на рис. 2.

Рис. 2. Примерное содержание урока английского языка в 9-м классе

Цель уроков - выявление влияния формирования функциональной грамотности на заинтересованность и мотивацию обучающихся. В двух параллельных классах были проведены уроки иностранного языка на основе одного содержания учебного материала, но с использованием различных форм организации учебной деятельности. В классе 9А урок был проведен в традиционном формате согласно ФГОС с соблюдением всех этапов урока. В классе 9Б такой же урок был организован в форме инсценировки реальной ситуации, с использованием реквизита в виде полицейской фуражки, полицейского жетона, автомобильных прав, а также короткого видеофильма в начале урока о полиции в другой стране. В конце каждого из уроков была проведена рефлексия среди обучающихся в виде анкетирования, где предлагалось оценить по десятибалльной шкале такие критерии, как интерес, практическую значимость урока и мотивацию для дальнейшего обучения в таком же формате. Результаты рефлексии представлены на рис. 3.

у |1.1

значимость дальнейшего обучения

Рис. 3. Сравнительный анализ уроков на предмет выявления интереса, мотивации и практической значимости при формировании функциональной грамотности

Из данного сравнения следует, что урок, максимально приближенный к реальной ситуации общения, стимулирует учащихся использовать все свои знания, навыки и умения для решения конкретной, коммуникативной задачи разными способами. Такая форма урока более интересна для обучающихся и имеет большую практическую значимость.

Следует обратить внимание, что задания для формирования функциональной грамотности должны быть ориентированы на реальные ситуации общения и максимально быть приближены к реальности. Среди основных критериев отбора заданий при формировании и оценке функциональной грамотности можно выделить:

• наличие ситуационной значимости контекста (реальной коммуникативной ситуации);

• необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;

• новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения (не нужно ограничивать способы решения задачи) [7, 15].

Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что дея-тельностные формы урока, направленные на формирование практических, функциональных навыков общения, более эффективны, чем традиционные формы урока, имеющие в основном теоретическую значимость. Осознание того, что конкретные навыки и умения пригодятся в реальных ситуациях общения, повышает интерес и мотивацию обучающихся для дальнейшего обучения в подобном формате. Задания на формирование функциональной грамотности должны быть максимально приближены к реальной жизни и обладать определенным характеристиками.

Подготовлено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках договора между Министерством просвещения РФ и ПГГПУ о реализации прикладного научно-исследовательского проекта: «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования».

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027/page/1 (дата обращения: 18.12.2020).

2. Национальный проект «Образование» 2019-2024 [Электронный ресурс]. -URL: https://projectobrazovanie.ru/#project17 (дата обращения: 18.12.2020).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71748426/# 1000 (дата обращения: 18.12.2020).

4. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. -Т. 1, № 4 (61). - С. 13-33.

5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. - 368 с.

6. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework [Электронный ресурс]. -Paris: OECD Publishing, 2019. - 308 p. - URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 22.01.2021).

7. PISA. Programme for International Student Assessment. OECD, 2021 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 10.02.2021).

8. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.

9. Панфилова Е.И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. - 2015. - Т. 30. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm (дата обращения: 08.12.2020).

10. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsional-naya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 08.12.2020).

11. Cocchiarella C. What is Functional Literacy, and why does our high-tech society need it? [Электронный ресурс] // Mindful Technics. - 2018. - URL: https://mindfultechnics.com/what-is-functional-literacy/ (дата обращения: 18.12.2020).

12. Воронина, К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2020. -№ 5 (295). - С. 305-306. - URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/ (дата обращения: 07.02.2021).

13. Стригункова М.Д. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: https://multiurok.ru/files/ formirovanie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh.html (дата обращения: 22.01.2021).

14. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников [и др.]. - М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.

15. Мониторинг формирования функциональной грамотности: аналитический отчет. Предварительные результаты. - М.: Изд-во Ин-та стратегии развития образования Рос. акад. образования, 2018. - 224 с. (в рукописи).

References

1. O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Fed-eratsii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024]. Decree of the RF President, dated 07/05/2018 No. 204, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (accessed 18.12.2020).

2. Natsional'nyi proekt "Obrazovanie" 2019-2024 [National project "Education" 2019-2024]. Available at: https://projectobrazovanie.ru/#project17 (accessed 18.12.2020).

3. Gosudarstvennaia programma Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniia" 2018-2025 gody [State program of the Russian Federation "Development of education" 2018-2025]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000 (accessed 18.12.2020).

4. Basiuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniia "Monitoring formirovaniia funktsional'noi gramotnosti': Osnovnye napravleniia i pervye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring of functional litera-

BecmnuK nHHnY. npoöneMU R3UK03nanuR u педагогики № 1 2021

cy development": The main directions and the first results]. Otechestvennaia i zarubezhnaiapedagogika, 2019, vol. 1, no. 4 (61), pp. 13-33.

5. Obrazovatel'naia sistema "Shkola 2100". Pedagogika zdravogo smysla [Educational system "School 2100". Common sense pedagogy]. Ed. Leont'ev A. A. Moscow, Balass, Russian Academy of Education, 2003, 368 p.

6. PISA 2018 assessment and analytical framework. Paris, OECD Publishing, 2019, 308 p., available at: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (accessed 22.01.2021).

7. PISA. Programme for international student assessment. OECD Publishing, 2021, available at: http://www.oecd.org/pisa/ (accessed 10.02.2021)

8. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyi slovar' metodicheskikh terminov i poniatii (teoriia i praktika obucheniia iazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow, Ikar, 2009, 448 p.

9. Panfilova E.I. K voprosu o razvitii funktsional'noi gramotnosti uchashchikhsia na urokakh angliiskogo iazyka [On the development of students' functional literacy in English lessons]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept", 2015, vol. 30, pp. 51-55, available at: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm (accessed 08.12.2020).

10. Frolova P.I. K voprosu ob istoricheskom razvitii poniatiia "Funktsional'naia gramotnost'" v pedagogicheskoi teorii i praktike [The historical development of the "Functional literacy" concept in educational theory and practice]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniia, 2016, no. 1(23), available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (accessed 08.12.2020).

11. Cocchiarella C. What is functional literacy, and why does our high-tech society need it? MINDFUL TECHNICS, 2018, available at: https://mindfultechnics.com/what-is-functional-literacy/ (accessed 18.12.2020)

12. Voronina K.V. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti na urokakh angliiskogo iazyka [Development of functional literacy in English lessons]. Molodoi uchenyi, 2020, no. 5 (295), pp. 305-306, available at: https://moluch.ru/archive/295/67066/ (accessed 07.02.2021).

13. Strigunkova M.D. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti na urokakh angliiskogo iazyka [Development of functional literacy in English lessons]. 2019, available at: https://multiurok.ru/files/formirovanie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh.html (accessed 22.01.2021).

14. Frumin I.D., Dobriakova M.S., Barannikov K.A. et al. Universal'nye kompetentnosti i novaia gramotnost': chemu uchit' segodnia dlia uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiiakh transformatsii shkol'nogo obrazovaniia [Universal competences and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary findings of the international report on trends in school transformation]. Moscow, High School of Economics, 2018, 28 p.

15. Monitoring formirovaniia funktsional'noi gramotnosti: analiticheskii otchet. Predvaritel'nye rezul'taty [Monitoring of the functional literacy formation: an analytical report. Preliminary results]. Moscow, Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, 2018, 224 p. (manuscript).

Сведения об авторах

БЕЗУКЛАДНИКОВ Константин Эдуардович

e-mail:

konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

ГОТЛИБ Давид Леонидович

e-mail: dgot@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель английского языка высшей категории, заместитель директора по инновационной деятельности, МАОУ «IT-школа с углубленным изучением информатики» (Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Konstantin E. BEZUKLADNIKOV

e-mail: konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Doctor of Education, Professor, Head of Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

David L. GOTLIB

e-mail: dgot@mail.ru

Top-rank Teacher of the English Language, Deputy Director for Innovations, IT-School with Advanced Study of Computer Science (Perm, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.