Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА / ГЕРМЕНЕВТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калманова Ц. А.

Трансформирующееся под влиянием произошедших коренных изменений в жизнедеятельности мира в целом и российского общества в частности современная система образования в России претерпевает существенные концептуальные изменения, обусловленные, преимущественно, невиданной доселе технологизацией всех, без исключения, ее составляющих - стратегии, концепции, практики, что отражается не в последнюю очередь в понятийном аппарате и его содержании. Цель - оценка уровня сформированности текстовых умений, в частности, понимания текста, как условия совершенствования у обучающихся функциональной грамотности. Материалы и методы. Количество испытуемых - 112 чел.(жен.), в возрасте 17-18 лет. Экспериментальное исследование было проведено среди студентов первых курсов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование», «Начальное образование и иностранный (английский) язык с использованием адаптированных критериев оценки читательской грамотности международных исследований PIZA. Проведенное исследование показало низкий уровень герменевтической компетенции (понимания текста) у обучающихся, что является показателем соответствующей степени функциональной грамотности. Ожидаемые результаты: герменевтическая компетенция, на поэтапное формирование которой направлена предлагаемая система оптимизации учебного процесса в педагогическом вузе, значительно повысит уровень функциональной грамотности студентов-будущих учителей, что обеспечит успешность в учебной, научноисследовательской деятельности и профессиональную готовность к обучению обучающихся начальной школы текстовым умениям, прежде всего - пониманию текста. Очевидна необходимость оптимизации учебного процесса в вузе посредством целенаправленной системной работы, обеспечивающей совершенствование текстовой компетенции студентов-будущих учителей начальных классов как одного из важнейших составляющих функциональной грамотности самих студентов и готовность к профессиональной деятельности в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калманова Ц. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE TEXT AS A CATEGORY OF PEDAGOGICAL HERMENEUTICS AND A FACTOR OF FORMATION IN STUDENTS OF FUNCTIONAL LITERACY

Transforming under the influence of radical changes in the life of the world as a whole and Russian society in particular, the modern education system in Russia is undergoing significant conceptual changes, mainly due to the unprecedented hitherto technologization of all, without exception, its components - strategy, concept, practice, which is not reflected in the last place in the conceptual apparatus and its content. The goal is to assess the level of formation of textual skills, in particular, understanding of the text, as a condition for improving students' functional literacy. Materials and methods. The number of subjects - 112 people (women), at the age of 17-18 years. An experimental study was carried out among first-year students of the "Pedagogical Education" direction of the profiles "Primary Education", "Primary Education and a Foreign (English) Language using the adapted criteria for assessing the reading literacy of international studies PIZA. The study showed a low level of hermeneutic competence (understanding of the text) among students, which is an indicator of the corresponding degree of functional literacy. Expected results: hermeneutic competence, the gradual formation of which the proposed system of optimization of the educational process in a pedagogical university is aimed at, will significantly increase the level of functional literacy of students-future teachers, which will ensure success in educational, research activities and professional readiness for teaching elementary school students to text skills, first of all, understanding the text. It is obvious that there is a need to optimize the educational process at the university through purposeful systematic work, which ensures the improvement of the textual competence of future primary school teachers as one of the most important components of the functional literacy of the students themselves and the readiness for professional activity in this area.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание"

CD

I

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

©,2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-43-48

Поступила 13.12.2020/ Принята 12.02.2021 | Received 13.12.2020/Accepted 12.02.2021

UNDERSTANDING THE TEXT AS A CATEGORY OF PEDAGOGICAL HERMENEUTICS AND A FACTOR OF FORMATION IN STUDENTS OF FUNCTIONAL LITERACY

Kalmanova Ts. A.

Chechen State Pedagogical University Grozny, Russian Federation

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Калманова Ц.А.

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация

Abstract. Transforming under the influence of radical changes in the life of the world as a whole and Russian society in particular, the modern education system in Russia is undergoing significant conceptual changes, mainly due to the unprecedented hitherto technologization of all, without exception, its components - strategy, concept, practice, which is not reflected in the last place in the conceptual apparatus and its content. The goal is to assess the level of formation of textual skills, in particular, understanding of the text, as a condition for improving students' functional literacy. Materials and methods. The number of subjects - 112 people (women), at the age of 17-18 years. An experimental study was carried out among first-year students of the "Pedagogical Education" direction of the profiles "Primary Education",

Аннотация. Трансформирующееся под влиянием произошедших коренных изменений в жизнедеятельности мира в целом и российского общества в частности современная система образования в России претерпевает существенные

концептуальные изменения, обусловленные, преимущественно, невиданной доселе технологизацией всех, без исключения, ее составляющих - стратегии, концепции, практики, что отражается не в последнюю очередь в понятийном аппарате и его содержании. Цель - оценка уровня сформированности текстовых умений, в частности, понимания текста, как условия совершенствования у обучающихся функциональной грамотности. Материалы и

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание"

"Primary Education and a Foreign (English) Language using the adapted criteria for assessing the reading literacy of international studies PIZA. The study showed a low level of hermeneutic competence (understanding of the text) among students, which is an indicator of the corresponding degree of functional literacy. Expected results: hermeneutic competence, the gradual formation of which the proposed system of optimization of the educational process in a pedagogical university is aimed at, will significantly increase the level of functional literacy of students-future teachers, which will ensure success in educational, research activities and professional readiness for teaching elementary school students to text skills, first of all, understanding the text. It is obvious that there is a need to optimize the educational process at the university through purposeful systematic work, which ensures the improvement of the textual competence of future primary school teachers as one of the most important components of the functional literacy of the students themselves and the readiness for professional activity in this area.

Keywords: understanding of the text, pedagogical hermeneutics, hermeneutic competence, functional literacy, professional competence.

REFERENCES

[1] Bogdanova L.I. Textual activity: problems of theory and practice / L.I. Bogdanova // Bulletin of Moscow University. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication. - 2016. - № 4. - P. 154-163.

методы. Количество испытуемых - 112 чел.(жен.), в возрасте 17-18 лет. Экспериментальное исследование было проведено среди студентов первых курсов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование», «Начальное образование и иностранный (английский) язык с использованием адаптированных критериев оценки читательской грамотности международных исследований РИЛ. Проведенное исследование показало низкий уровень герменевтической компетенции (понимания текста) у обучающихся, что является показателем соответствующей степени функциональной грамотности. Ожидаемые результаты: герменевтическая компетенция, на поэтапное формирование которой направлена предлагаемая система оптимизации учебного процесса в педагогическом вузе, значительно повысит уровень функциональной грамотности студентов-будущих учителей, что обеспечит успешность в учебной, научно-исследовательской деятельности и профессиональную готовность к обучению обучающихся начальной школы текстовым умениям, прежде всего-пониманию текста. Очевидна необходимость оптимизации учебного процесса в вузе посредством целенаправленной системной работы, обеспечивающей совершенствование

текстовой компетенции студентов-будущих учителей начальных классов как одного из важнейших составляющих функциональной грамотности самих студентов и готовность к профессиональной деятельности в этой области.

Ключевые слова:

педагогическая

герменевтическая

функциональная

понимание текста, герменевтика, компетенция, грамотность,

профессиональная компетентность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Богданова Л.И. Текстовая деятельность: проблемы теории и практики / Л.И. Богданова // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание" 2021. Vol. 23. N 2 https:/ / e-pubmed.org

[2] Burtseva E.V. Forms of working with text in the formation of textual skills of schoolchildren / E.V. Burtseva // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2013.- № 3 (131). - P. 202-206.

[3] Vasyukovich L.S. Textual competence in the context of modern linguistic education / L.S. Vasyukovich / / Teacher of the XXI century. - 2015. - № 1-1. - P. 185-193.

[4] Ivanova S.S. Formation of textual competence of junior schoolchildren / S.S. Ivanov // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafieva. - 2011. - № 3. -P.118-123.

[5] Kulgildinova T.A. Cognitive mechanisms of textual competence formation / T.A. Kulgildinova // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2014. № 8-3. - P. 137-141.

[6] Narozhnaya OG Interactive technologies in teaching students the discipline "Russian language and culture of speech" / O.G. Narozhnaya // Methodological issues of teaching infocommunications in higher education. 2017. -№ 3. - P. 23-26.

межкультурная коммуникация. - 2016. - № 4. - С. 154-163.

[2] Бурцева Е.В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников / Е.В. Бурцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013.- № 3(131). - С. 202-206.

[3] Васюкович Л.С. Текстовая компетенция в контексте современного лингвистического образования / Л.С. Васюкович // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 1-1. - С. 185-193.

[4] Иванова С.С. Формирование текстовой компетенции младших школьников / С.С. Иванова / / Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2011. - №3. - С.118-123.

[5] Кульгильдинова Т.А. Когнитивные механизмы формирования текстовой компетенции / Т.А. Кульгильдинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. № 83. - С. 137-141.

[6] Нарожная О. Г. Интерактивные технологии при обучении студентов дисциплине «Русский язык и культура речи» / О.Г. Нарожная / / Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2017. - № 3. - С. 23-26.

Author ^^r^utions. Kalmanova Ts. A. - literature review, text writing; Kalmanova Ts. A. - statistical data processing; Kalmanova Ts. A. - collection and processing of materials, research concept Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Kalmanova Ts. A. - SPIN ID: 9234-3179

Research interests, number of major publications: Studying the problems of modern education, 35 publications were published, 1 of them in journals from the VAK List.

Вклад авторов. Калманова Ц.А. - обзор литературы, написание текста; Калманова Ц.А. -статистическая обработка данных; Калманова Ц.А. - сбор и обработка материалов, концепция исследования и дизайн.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Калманова Ц.А. - SPIN ID: 9234-3179

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблем современного образования, опубликовано 35 публикаций, из них 1 в журнале из Перечня ВАК.

For citation: Kalmanova Ts.A. UNDERSTANDING THE TEXT AS A CATEGORY OF PEDAGOGICAL HERMENEUTICS AND A FACTOR OF FORMATION IN STUDENTS OF FUNCTIONAL LITERACY // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №2. C. 43-48. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-43-48.

Для цитирования: Калманова Ц.А. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №2. С. 43-48. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-43-48.

Введение. Трансформирующееся под влиянием произошедших коренных изменений в жизнедеятельности мира в целом и российского общества в частности современная система образования в России претерпевает существенные

концептуальные изменения,

обусловленные, преимущественно,

невиданной доселе технологизацией всех, без исключения, ее составляющих -стратегии, концепции, практики, что отражается не в последнюю очередь в понятийном аппарате и его содержании. Слово технология, все чаще входящее в современное научное терминообразование (нанотехнология, биотехнологии,

информационные и когнитивные технологии, педагогические технологии и др.), подразумевает науку о мастерстве, об искусном умении создавать что-либо (греч. techne - искусство, мастерство) и включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур; средства, оборудование, инструменты, используемые материалы и т.д. [6]. Исходя из этого, понятие педагогическая технология следует трактовать как мастерство обучения чему-либо, доведенное до уровня искусства. Термин педагогическая герменевтика относительно новый, хотя уходит корнями в античную философию: греч. £рцп-у£ит1К'п, от ерцп^иш - разъясняю, истолковываю. Современное толкование понятия - искусство и теория истолкования текстов [2], а также философская сущность герменевтики - методология «наук о духе» как понимание, постижение смысла -определяют педагогическую составляющую герменевтики. Наиболее точно содержание педагогической герменевтики выражено в трактовке Закировой Ф.А. «как теория и практика, наука и искусство понимания и интерпретации педагогического знания» [3]. Выделение педагогической

герменевтики в качестве особого направления педагогической теории и практики обусловлено наблюдаемой в профессиональной среде утратой трактовки

и реализации потребности чтения как творческого процесса, обеспечивающего индивидууму непрерывный рост уровня как общей культуры, так и профессиональной компетентности. В контексте современных требований к профессиональной подготовке педагогов эта проблема может и должна решаться в рамках вузовского образования как условие формирования у студентов компетенций, обеспечивающих организацию познавательной деятельности обучающихся, способствующих развитию навыка смыслового чтения (понимания текста) как фактора формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире [6]. Понимание (текста) как можно рассматривать как категорию

педагогической герменевтики, и владение им как текстовым умением лежит в основе формирования грамотного читателя, что, в свою очередь, является важнейшей составляющей функциональной

грамотности личности. В данной статье предпринята попытка анализа актуальной ситуации по уровню сформированности одного из компонентов функциональной грамотности студентов-будущих учителей начальных классов и предложен один из оптимальных, с точки зрения автора, вариантов решения выявленных проблем.

Цель настоящего исследования - оценка уровня сформированности текстовых умений, в частности, понимания текста, как условия совершенствования у обучающихся функциональной грамотности.

Материал и методы. С позиций исследуемой проблемы понимания текста как фактора формирования у обучающихся функциональной грамотности

представляют интерес результаты международных исследований Р^А(2018) и Р1ЯЬ8(2016), которые проводятся для

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание"

Educational bulletin "Consciousness" /

Образовательный вестник "Сознание"

определения качества чтения и понимания текста каждые 5 лет среди четвероклассников (PIRLS) и каждые 3 года среди обучающихся 15-летнего возраста с целью определения у них уровня сформированности ряда компетенций (читательской, математической,

естественнонаучной и финансовой грамотности), соответственно. И если в 2016 году Россия заняла первое место по итогам РШЬБ (выпускники начальной школы), то в 2018 году по итогам РКА (обучающиеся 15-летнего возраста) зафиксировано снижение уровня читательской грамотности. И хотя с 2000 по 2018г.г. отмечается рост уровня читательской грамотности российских школьников, значительное снижение показателей в 2018году по сравнению с предыдущими (16 баллов) говорит в целом о наметившейся негативной тенденции, которую, как минимум, необходимо остановить.

Глубинные причины подобной ситуации требуют пристального внимания и скрупулезного анализа со стороны соответствующих специалистов. В контексте цели данной работы одной из причин представляется недостаточная готовность учителя к системной систематической работе по формированию основ функциональной грамотности в процессе речевой деятельности в целом и, прежде всего, к целенаправленной системной работе над пониманием текста. При этом обучение пониманию текста мы рассматриваем как важнейший фактор формирования функциональной

грамотности как способности использовать широкий спектр знаний, умений, способов действий, приобретенных в начальной школе, в дальнейшей учебной деятельности, а также в решении повседневных задач.

Проблема формирования

герменевтической компетенции на ступени начальной школы обусловлена

очевидностью противоречия между запросом государства на формирование функциональной грамотности учеников и

отсутствием механизмов системного обучения сегодняшних младших школьников основам функциональной грамотности. По нашему убеждению, отложенное решение проблемы находится в сфере вузовской подготовки учителя начальных классов. В этом убеждают результаты проведенного нами

исследования среди студентов первых курсов направления подготовки

«Педагогическое образование» профилей «Начальное образование», «Начальное образование и иностранный (английский) язык (всего 112 чел.) по некоторым (адаптированным) критериям РКА [1, 5]. Показатели свидетельствуют о низкой сформированности в период школьного обучения ключевых текстовых умений как составляющих функциональной

грамотности. Исследование проводилось в первом семестре. Отбор материала исследования проводился с учетом жанра, типа, стиля текстов и новизны содержания. Были привлечены интернет-источники информации.

Результаты и обсуждение. Приведенные в таблице данные отражают актуальный уровень развития необходимых для студента вуза текстовых умений -понимания, интерпретации, создания собственного текста. По всем пяти позициям значительны показатели низкого уровня, они составили от 17% до 34%. Даже при учете не совсем благоприятного времени проведения исследования - периода адаптации вчерашних школьников в вузе -степень сформированности

герменевтической компетенции как одного из важнейших показателей

функциональной грамотности не могут не тревожить. К тому же, эти результаты лишь подтверждают наши предположения об отсутствии системного подхода к целенаправленной работе в начальной и далее, в общей школе по формированию текстовых умений, главное из которых -понимание текста как фактор

формирования функциональной

грамотности в период школьного обучения.

Безусловно, понимание текста как ключевое текстовое умение является основным инструментом текстовой деятельности обучающегося. Учебная деятельность студента в вузе, особенно гуманитарной направленности, на протяжении всего периода обучения сопряжена с усложняющейся от курса к курсу текстовой деятельностью. Учебно-научная коммуникация, в которую вовлекаются студенты с первых дней обучения в вузе, предполагает свободное владение ключевыми умениями текстовой компетенции, определяющей готовность к текстовой деятельности [4]. Кроме того, обучающимся предстоит овладеть профессиональными компетенциями,

обеспечивающими реализацию задач формирования основ функциональной грамотности у учащихся начальных классов.

Решение всего комплекса задач возможно при условии системного подхода как на уровне вуза, так и на ступени начального общего образования. Рамки данной статьи не позволяют детализировать предлагаемую систему в полной мере.

Целью системы является

совершенствование герменевтической компетенции у студентов и формирование профессиональной готовности

осуществления этой работы в начальной школе.

Задачи: поэтапное формирование и развитие компонентов текстовой компетенции; совершенствование

текстовых умений в процессе учебно-научной деятельности; овладение эффективными методами и приемами обучения пониманию текста младших школьников.

Способы и средства: кружковая работа, усвоение дисциплин, направленных на формирование соответствующих компетенций, выполнение учебно-научных работ (курсовые работы, научные статьи, выступления на учебно-научных мероприятиях и т.д.)

Ожидаемые результаты: герменевтическая компетенция, на поэтапное формирование которой направлена предлагаемая система оптимизации учебного процесса в педагогическом вузе, значительно повысит уровень функциональной грамотности студентов-будущих учителей, что обеспечит успешность в учебной, научно-исследовательской деятельности и профессиональную готовность к обучению обучающихся начальной школы текстовым умениям, прежде всего-пониманию текста.

Выводы. Таким образом, реализация представленной модели призвана решить двоякую задачу: во-первых, способствовать развитию функциональной грамотности студентов, во-вторых, обеспечить их готовность к решению этой задачи в начальной школе в процессе будущей профессиональной деятельности.

Corresponding Author: Kalmanova Tsiala Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Ответственный за переписку: Калманова Циала Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Российская Федерация

E-mail: [email protected];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Educational bulletin Consciousness / Образовательный вестник "Сознание"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.