Научная статья на тему 'Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации'

Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОПЕДЕВТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROPAEDEUTICS / ECONOMICAL HERMENEUTICS / ECONOMICAL PEDAGOGICS / DIDACTICS / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веткина А.В.

Объективные реалии постиндустриального мира ставят личность перед необходимостью ускоренной профессиональной адаптации, требуют глубокого понимания сущности происходящих в обществе изменений, освоения социально-экономических компетенций и соотнесения их со своими личными целями, ценностями, потребностями и возможностями при осуществлении рационального выбора своего места в профессии и в жизни. Система критериев качества будущей жизни предполагает получение фундаментального образования, которое невозможно без экономической подготовки, обеспечивающей функциональную грамотность, мобильность, профессиональную и психологическую готовность к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда. Автором представлена интеграционная модель адаптированной компетентно-развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений, для практической реализации которой необходимо формирование новой пропедевтической системы экономической подготовки школьников, включающей герменевтические подходы и педагогические принципы, обеспечивающие доходчивость, понятность, доступность социально-экономических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ECONOMICAL HERMENEUTICS’ PRINCIPLES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ADAPTATION

The objective realias of the postindustrial world make it necessary for an individual to get an accelerated professional adaptation. It requires deep understanding of the changes happening in society. Socio-economic competencies should be developed according to the personal goals, values, needs, and opportunities when choosing a place in the profession and in life. The quality of future life depends on the fundamental education which is impossible without economic training. It provides functional literacy, mobility, professional and psychological readiness to the constantly changing requirements of the labour market. The author presents an integrated model of adapted competently-developed personality in the system of vocational education relations. Practical implementation of this model requires propaedeutic formation of a new economic system, preparation of students, including hermeneutical approaches and pedagogical principles providing clarity, understanding, and accessibility of socio-economic competences.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации»

УДК 37.026.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

А. В. Веткина

IMPLEMENTATION OF ECONOMICAL HERMENEUTICS' PRINCIPLES IN THE SYSTEM OF

PROFESSIONAL ADAPTATION

A.V.Vetkina

Институт экономики и управления НоеГУ, anna.vetkina@novsu.ru

Объективные реалии постиндустриального мира ставят личность перед необходимостью ускоренной профессиональной адаптации, требуют глубокого понимания сущности происходящих в обществе изменений, освоения социально-экономических компетенций и соотнесения их со своими личными целями, ценностями, потребностями и возможностями при осуществлении рационального выбора своего места в профессии и в жизни. Система критериев качества будущей жизни предполагает получение фундаментального образования, которое невозможно без экономической подготовки, обеспечивающей функциональную грамотность, мобильность, профессиональную и психологическую готовность к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.

Автором представлена интеграционная модель адаптированной компетентно-развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений, для практической реализации которой необходимо формирование новой пропедевтической системы экономической подготовки школьников, включающей герменевтические подходы и педагогические принципы, обеспечивающие доходчивость, понятность, доступность социально-экономических компетенций.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, пропедевтика, экономическая герменевтика, экономическая педагогика, дидактика, интерпретация

The objective realias of the postindustrial world make it necessary for an individual to get an accelerated professional adaptation. It requires deep understanding of the changes happening in society. Socio-economic competencies should be developed according to the personal goals, values, needs, and opportunities when choosing a place in the profession and in life. The quality of future life depends on the fundamental education which is impossible without economic training. It provides functional literacy, mobility, professional and psychological readiness to the constantly changing requirements of the labour market.

The author presents an integrated model of adapted competently-developed personality in the system of vocational education relations. Practical implementation of this model requires propaedeutic formation of a new economic system, preparation of students, including hermeneutical approaches and pedagogical principles providing clarity, understanding, and accessibility of socio-economic competences.

Keywords: professional adaptation, propaedeutics, economical hermeneutics, economical pedagogics, didactics, interpretation

Происходящие в России и во всем мире социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом измене -ния общественного сознания. Это требует от всех нас, а от молодежи, особенно, ускоренной адаптации к современным жизненным реалиям, требует понимания сущности социально-экономических процессов и оп-

ределения своего места в профессии и в жизни. Сильно изменилась в последнее время картина мотивации труда, оценка каждым человеком собственного материального положения.

Индифферентность и отсутствие, зачастую, у молодых людей мотивации к приобретению обществоведческих знаний, их полная неготовность к вос-

приятию соответствующей научной лексики, поражают, но, тем не менее, действительность подсказывает, что наивысший уровень и качество будущей жизни могут быть обеспечены, кроме всего, правильной оценкой значения специальных знаний, умений и навыков, полученных еще в школе. Получение фундаментального образования невозможно без экономической подготовки, обеспечивающей функциональную грамотность, мобильность, профессиональную и психологическую готовность к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда. Новая экономика базируется на признании первоочередного значения интеллекта, идей, знаний, которые формируются в системе образования, а уровень подготовки и качество рабочей силы напрямую зависит от того, насколько гибко и точно будет реагировать указанная система на новые вызовы и потребности экономики, формируя необходимые профессиональные компетенции у обучающихся.

Инновативная стратегия в сфере экономического образования предопределяет парадигмальный подход к профессионально-компетентностному обучению, движение от предметно-содержательного обучения к синергетической педагогике, к формированию мировоззренчески значимого типа общеметодологической установки познания, модели личности обучающихся и усвоения социально-экономических знаний.

При реализации компетентностного подхода учитывается зарубежный опыт разработки системы профессиональных стандартов, так называемой квалификационной рамки, где определены следующие ключевые компетенции: политическая и социальная эрудиция; способность жить в многокультурном об-

ществе; коммуникативная культура; владение информационными технологиями; способность учиться всю жизнь.

В документах по модернизации российского образования [1] структура ключевых компетентно-стей представлена в таких формулировках:

— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

— компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности;

— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

— компетентность в бытовой сфере и др.

Исходя из этого, система критериев качества

будущей жизни предполагает получение фундаментального образования, которое невозможно без изучения социально-общественных дисциплин, и, в том числе, экономики. Их особая актуальность для учащихся — в будущем практическом применении этих знаний в различных сферах — в профессиональной деятельности и в личной жизни [2].

Здесь экономическая подготовка школьников выступает решающим фактором их социально-трудовой адаптации. Для работника современной информационной экономики важна функциональная грамотность, мобильность, профессиональная и психологическая готовность к постоянному переобучению. Это не только приобретение дополнительных знаний, наращивание определённой базы, но и, при необходимости, оперативная смена специальности, назовем это «WorPT»-тождеством («Worker-professюnal-tumng»), т.е. профессиональная настройка (адаптация) работника (рис. 1).

WorPT

>

Hard skills

Soft skills

Рис. 1. Тождество профессиональной адаптации работника

Hard skills — умения и навыки в области формализованной профессиональной базы (профессия).

Soft skills — менее формализованные навыки и умения, необходимые в любой профессии: общая эрудиция, кругозор, неординарность мышления, грамотность и риторика, ведение презентаций и переговоров, публичных выступлений, вежливость, пунктуальность, этикет, доброжелательность и т.п.

Система профессиональной настройки работника «WorPT» предполагает наличие важнейших адаптивных элементов:

1. Подготовленность к труду, т.е. ответственность за исполнение любого дела, доведение начатого до конца.

2. Психологическая устойчивость для включения в систему социальных отношений, т.е. умение общаться с людьми, противостоять трудным жизненным обстоятельствам.

3. Самостоятельность в суждениях и действиях, т.е. умение самостоятельно принимать важные

для себя решения и действовать согласно своим жизненным планам.

4. Социальная активность, устойчивый интерес к событиям, происходящим в стране и за рубежом, стратегический взгляд на будущее.

5. Стремление к самообразованию, постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.

Если раньше, в условиях всеобщего централизованного государственного регламентирования, экономические проблемы искусственно отодвигались от человека, и он, порою, до выпуска из школы оставался в стороне от них — правда, акцент делался на идеологии общественно-полезного труда, то теперь давно уже жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники и т. д.

Главными критериями эффективности экономико-воспитательной и экономико-образовательной

работы являются: знание основных законов экономики, умение организовать любой вид производственно-созидательной и творческой деятельности, проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию; осознание нравственно-трудового долга и социальной ответственности перед обществом за состояние и развитие народного хозяйства.

Понимание глобального характера процессов, происходящих в экономике, изменений в подходах к человеческой деятельности в различных сферах требует по-новому отнестись к проблеме развития куль-

туры предпринимательства, к воспитанию «предпринимательского духа» у современной молодежи на этапе получения среднего общего образования.

Основная задача экономической подготовки — сформировать вектор направленности формирования адаптированной компетентно-развитой личности, делового человека, рационально мыслящего, готового к жизни в постиндустриальную эпоху рыночных отношений. Интеграционная модель адаптированной компетентно-развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений представлена на рис. 2.

у

рт к ь т с о н н е л в о т о

г

д

о оП

ь

т

с

о

в

и

ч

й

о

т

с

у

ая

ак

с

е

чи

иг

о

л

о

х

и

с

П

1 г

- т

с

й

е

д

и

х

я

и

н

е

уж

с

в

ь х

т я

с и

о в

н

ь

л

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

я

о

т

с

о

м

а

С

ь

т

с

о

н

в

и

т

к

а

ая

ан

ь

ла

аи

ц

о

С

1 г

Пропедевтическая система экономической подготовки школьников

ю и

в о

за р

б о о

с к е и н е л м е

рт С

Рис. 2. Интеграционная модель адаптированной компетентно-развитой личности

Речь идет о формировании основ знаний и мировоззрения, нравственном становлении подрастающего поколения, развитии интереса к активной созидательной деятельности, профессиональной ориентации, а также о включении индивида в систему общественных отношений и выработке ключевых социальных ориентиров.

Таким образом, с целью практической реализации представленной модели необходимо формировать новую пропедевтическую систему экономической подготовки школьников, включающую дополнительные дидактические принципы и педагогические средства, обеспечивающие доходчивость, понятность, доступность социально-экономических знаний.

Пропедевтичность изучения экономики в школе предполагает дальнейшую конвергенцию дидактических элементов экономико-математического моделирования, философии как условия теоретизации экономической науки, а также педагогики для разработки подходов к более глубокому пониманию экономической практики.

Подобный компромисс обусловливает необходимость использования принципов герменевтики в преподавании экономики.

Понятие герменевтики (греч. ердф'Е'итгкп, от — разъясняю, истолковываю) определяет истолкование полученных знаний, однако, не только понимание и рефлексию, но и практическое применение полученных знаний. Герменевтическая составляющая экономической педагогики не сводится только к единству «понимание-интерпретация», но, в большей степени, к процедуре «понимание-интерпретация-применение».

В современной «мультидисциплинарной» трактовке герменевтика понимается как научная методология, в которой предмет исследования изучается одновременно несколькими научными дисциплинами. Главной задачей здесь является понимание — постижение смысла. Этот принцип требует всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения. Феномен понимания и правильного истолкования понятого относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. Именно эти свойства позволяют применять герменевтический подход в таких науках, как педагогика, экономика, социология и т.д. [3].

Вопросы применения герменевтических подходов в экономике имеют научное и практическое значение, так как исключительная особенность понимания в социально-гуманитарных науках зависит от мировоззренческих позиций самого интерпретирующего, т. е. личностной ориентации учителя. Это определяет неоднозначность и субъективность истолкования экономических событий, их причин, следствий, их благоприятности или неблагоприятности для социально-экономического развития общества в целом. В существующем сегодня потоке учебной экономической литературы одни и те же экономические процессы и явления будут по-разному восприниматься, интерпретироваться и оцениваться представителями различных экономических учений и школ.

Целью экономической герменевтики является разработка правил и приемов интерпретационной деятельности в сфере экономики, что способствует более глубокому пониманию экономических текстов, понятий, моделей, явлений и процессов.

Однако нельзя не остановиться на проблемах, связанных с формированием различных подходов к преподаванию экономики в школе, которые можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета.

4. Проблемы взаимодействия школы и вуза.

5. Проблемы материального и кадрового обеспечения преподавания экономики в школе.

Профессионально-ориентированный подход, ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, не решает проблемы экономического воспитания школьников. Здесь делается акцент на преподавание бизнес-ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе чревато излишним насыщением рынка труда будущими менеджерами, маркетологами, экономистами, коммерсантами по диплому и т.д. [4].

В данном контексте можно говорить о необходимости развития культурно-функционального (или герменевтического) подхода, который формирует общую предпринимательскую культуру, функциональную экономическую грамотность, способность к развитию системы ценностей и экономических ориентиров, рациональной индивидуальности каждого экономического субъекта.

Герменевтические принципы, направленные на развитие «предпринимательского духа», вовсе не означают решение только одной, достаточно трудной, задачи воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей. Они призваны формировать профессиональную устойчивость, чтобы независимо от набора каких-либо случайностей или обстоятельств, которые часто не позволяют человеку стать успешным бизнесменом, перед ним не закрылись возможности самореализации на рынке труда, подчас, более перспективные для его индивидуального набора личностных профессиональных качеств.

Принципы экономической герменевтики нуждаются в дальнейшей разработке и теоретическом осмыслении. Главное же — все они должны учить не только экономике, но и мышлению, расширять область применения герменевтики от истолкования научных и учебных текстов до интерпретации любого аспекта человеческой деятельности.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих кур- 4

сов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономической подготовки в школьной программе, развитие информационного пространства для профессионального общения учителей экономики и всего обществоведческого цикла с представителями вузовской общественной науки, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществить эффективную эконо- 1

мическую подготовку школьников.

Трансформация всей системы образования, наполнение ее новым содержанием, использование новых прогрессивных и эффективных способов, методов и средств образовательной деятельности — это основа для выявления оптимальных условий соци- 2.

ально-экономического просвещения молодежи.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10—11 кл.). Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 [Электр. ресурс] // Сайт Минобрнауки РФ URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 07.04.2015).

2. Веткина А.В. О проблемах обучения экономике // Народное образование. 2011. № 10. С.190-194.

3. Левицкая И. А. Герменевтические основания профессионального образования: философско-педагогический аспект. // Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 3. [Электронный ресурс]

URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn12-03/446-a (дата обращения: 20.04.2015). Веткина А.В., Курмелева А.С. Интернационализация образования: важные аспекты преподавания экономики и предпринимательства / Internationalisierungstrends in der Bildung: wichtige Aspekte des Wirtschafts- und Entrepreneurship-Unterrichts // Импульсы для инноватив-ной стратегии в сфере образовательной политики и политики занятости: научный сборник. Вена: Темпус, 2010. С. 93-97.

References

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniia (10-11 kl.). Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 maia 2012 g. № 413 [RF Federal educational standard of secondary (complete) general education (10 & 11 grades). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 413 enacted May 17, 2012].

Vetkina A. V. O problemakh obucheniia ekonomike [On the problems of Economics teaching]. Narodnoe obrasovanie — Popular education, 2011, no.10, pp. 190-194. Levitskaia I.A. Germenevticheskie osnovaniia professional'nogo obrazovaniia: filosofsko-pedagogicheskii aspekt [Hermeneutical basis of professional education: philosophical and pedagogical aspect]. Sovremennaia nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriia «Gumanitarnye nauki» — Modern Science: actual problems of theory and practice. Humanities, 2012, no. 3. Available at: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn12-03/446-a (accessed 22.05.2012).

Vetkina A.V., Kurmeleva A.S. Internationalisierungstrends in der Bildung: wichtige Aspekte des Wirtschafts- und Entrepreneurship-Unterrichts [Internationalization of education: important aspects when teaching Economics and Enterprise]. Impulse für eine bildungs- und beschäftigungspolitische Innovationsstrategie [New impetus to the innovative strategy in education and labor policy]. Wien: TEMPUS, 2010, pp. 93-97. (in Deutsch).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.