Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования'

Теоретические аспекты формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / STRUCTURE OF PERSONALITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / SOCIO-ECONOMICAL VALUES / ECONOMICAL RESPONSIBILITY / MORAL-ECONOMICAL RESPONSIBILITY / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мнайдарова Светлана Сейтжановна

Профессиональная подготовка личности в сфере гуманитарного образования – это процесс формирования личности, протекающий соответственно процессу профессиональной деятельности. Ценности служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы. Развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности за собственную деятельность, за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мнайдарова Светлана Сейтжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Socio-Economic Value Orientations Forming of High Professional Education Students

Professional training of a personality in the sphere of liberal education is a process of personality formation which elapses according to the process of professional activity. Values serve as foundation for motivation of people’s behavior; moreover, they are basement of the social system integrity. Developing society needs moral enterprising people who can take responsibility for their own activity, for destiny of a country and its socio-economical prosperity.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования»

УДК371.011 ББК 876

Мнайдарова Светлана Сейтжановна

преподаватель

Костанайский инженерно-экономический университет им.М.Дулатова Республика Казахстан, город Костанай Mnaidarova Svetlana Seytzhanovna Lecturer

Kostanay Engineering Economical University named after M. Dulatov Republic of Kazakhstan, Kostanay Теоретические аспекты формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования Theoretical Aspects of Socio-Economic Value Orientations Forming of High

Professional Education Students

Профессиональная подготовка личности в сфере гуманитарного образования - это процесс формирования личности, протекающий соответственно процессу профессиональной деятельности. Ценности служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы. Развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности за собственную деятельность, за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание.

Professional training of a personality in the sphere of liberal education is a process of personality formation which elapses according to the process of professional activity. Values serve as foundation for motivation of people’s behavior; moreover, they are basement of the social system integrity. Developing society needs moral enterprising people who can take responsibility for their own activity, for destiny of a country and its socio-economical prosperity.

Ключевые слова: ценностные ориентации, структура личности, профессиональная направленность, социально-экономические ценности, экономическая ответственности, нравственно-экономическая ответственность, экономическое образование.

Key words: value orientations, structure of personality, professional orientation, socio-economical values, economical responsibility, moral-economical responsibility, economic education.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России

до 2020 года подчеркивается, что обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество нуждается в людях профессионально компетентных, трудолюбивых, способных принимать

обоснованные решения в постоянно изменяющихся условиях, способных найти применение своим знаниям и умениям в различных сферах деятельности.

Разработка основ профессиональной подготовки личности - один из актуальнейших вопросов в педагогической науке настоящего времени. Профессиональная подготовка личности в сфере гуманитарного образования - это процесс формирования личности, протекающий соответственно процессу профессиональной деятельности. Важным фактором становления личности является ее самосознание, то есть осознание своих достоинств, достижений, перспектив своего духовного и профессионального роста.

Проблему личности студента как субъекта деятельности на современном этапе профессионального образования можно рассматривать как центральную в связи с демократизацией и гуманизацией профессиональной подготовки, которая невозможна без соответствующего решения задач образования. Все это обусловливает поиск новых подходов к подготовке специалистов в стенах учреждений среднего профессионального образования.

Современные требования к профессиональной подготовке предполагают переосмысление целей профессионального образования, и, соответственно, экономического образования студентов. Возникает необходимость подготовки старших школьников к эффективному участию в новых экономических отношениях, формирования высоконравственного и экономически ответственного человека, для которого характерно разумное хозяйствование, бережное отношение к материальным ценностям и экономическим ресурсам. Поэтому выдвижение на одно из первых мест в экономической культуре личности выпускника профессиональной школы такого качества, как социально-экономические ценностные ориентации, вызывает повышенный интерес ученых к исследованию проблемы его формирования.

За последние три четверти XX века сформировался ряд аксиологических концепций: неокантианская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), социологическая (М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий), позитивистская (А. Адлер), бихевиористская (Ч. Моррис), субъективистская (К. Клакхон, Т. Парсонс) и дру-

гие. В начале 60-гг. XX века проблема ценностей получила широкое развитие и в отечественной науке (Л.С. Бургин, В.И. Кузнецов, Н.С. Розов, В.Н. Сагатов-ский, В.А. Ядов и др.). В настоящее время имеется более ста определений понятия «ценность», многообразие которых объясняется стремлением авторов анализировать ценности под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями. Тем не менее, проблема ценностей продолжает оставаться одной из самых актуальных не только в философии, социологии, но и педагогике.

Вслед за В.А. Сластениным, будем придерживаться следующего определения: ценности - это специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества [6].

Система ценностей представляет собой результат реализации интегрирующей функции общества. Она не дается извне, а вырабатывается существующими в данном обществе социальными институтами в процессе исторической практики. Ценности служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы. Общество, в котором достигнут консенсус относительно базовых социальных ценностей, может с полным основанием рассматриваться как стабильная система, так как устраняется главный источник противоречий, порождающий катаклизмы, потрясения.

В научной литературе представлено множество классификаций и систем ценностей. Каждый исследователь, занимающийся проблемами аксиологии, имеет собственную точку зрения по вопросу отнесения определенных ценностей к той или иной системе.

М. Рокич, один из основателей теории ценностных ориентаций, определяет личностные ценности как убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла своего существования по сравнению с другими целями, в преимуществах определенного типа поведения по сравнению с другими типами.

Однако, несмотря на появившиеся в последнее время исследования по социально-экономическому образованию студентов, в настоящее время не представлена система соответствующих ценностей, необходимость разработки которой очевидна. По сути, социально-экономические ценности представлены в литературе экономическими, нравственными, мировоззренческими и другими ценностями, что вносит определенную путаницу в формулирование цели и задач социально-экономического образования.

В нашем исследовании под социально-экономическими ценностями мы будем понимать специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами социально-экономической деятельности личности и общества. При этом социально-экономические ценности, имеющие биосфероцентристскую направленность, выступают «стержнем», интегратором социально-экономической подготовки учащейся молодежи.

Для обоснования в дальнейшем результативного аспекта социальноэкономического образования студентов учреждений среднего профессионального образования необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации».

Понятие «ценностные ориентации» было введено в 20-е гг. XX века У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали его в качестве социальной установки личности («социальный аттитюд»), регулирующей ее поведение. В отечественной научной литературе понятие «ценностная ориентация» стало активно использоваться в середине 60-х гг. XX века.

Мы полагаем, В.А. Сластенин справедливо характеризует ценностные ориентации как «направленность личности на те или иные ценности» [6, с.128]. Ценностные ориентации отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности.

Мы, вслед за В.А. Сластениным, под ценностными ориентациями будем понимать «систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные образцы материальной и духовной культуры общества и ориентиры деятельности лич-

ности и общества» [6, с.128]. Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в которых резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Принимая во внимание вышесказанное, социально-экономические ценностные ориентации мы будем трактовать как систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на оптимальное взаимоотношение человека с окружающей социальной средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами общества.

Педагогической наукой выделены аспекты формирования ценностных ориентаций молодежи: а) многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; б) опережающая ценностная ориентация, направленная на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; в) социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности [6, с.129].

Взаимосвязь ценностных ориентаций с жизненными целями четко прослеживается в профессиональном образовании. М.Х. Титма отмечает, что, выступая в качестве целей, преследуемых той или иной группой молодежи в профессиональной деятельности и ее выборе, ценностные ориентации (служащие критерием выбора профессий) имеют двоякое значение.

Из вышеизложенного следует важный для исследования вывод, что ценностная ориентация - это осознанная оценка явлений и предметов внешнего мира с точки зрения их значимости и, соответственно, использования для удовлетворения потребностей и интересов человека.

Для цели нашего исследования значимым является понимание ответственности с позиции готовности соблюдать нравственные нормы, которое мы находим в работах А.Т. Шпака [8]. Основная цель учителей в области экономического образования, по мнению А.Т. Шпака, «... дать школьникам необходимый объем экономических знаний, сформировать потребность постоянно

применять их в повседневной жизни, воспитывать качества характера рачи-

тельного хозяина-гражданина. Более частные задачи - воспитать бережное отношение к общественному добру; добиться осознания каждым школьником общественной значимости и необходимости воспитания высоких нравственных качеств; воспитать экономически ответственного участника общественного производства с глубокими экономическими знаниями, высокими нравственными качествами» [8, с. 20-21].

В диссертационном исследовании Н.С. Ивашиной рассматривается формирование экономической ответственности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа. Под экономической ответственностью, с объективной точки зрения, Н.С. Ивашина понимает «обязанность субъектов рынка отвечать за полное удовлетворение потребностей общества в своей продукции, за эффективное использование закрепленных за ними ресурсов (трудовых, материальных, энергетических), оборудования, производственных мощностей. Экономическая ответственность выражает, по мнению исследователя, зависимость положения в обществе участников производства от результатов их экономического поведения. Поэтому экономическая ответственность направлена на предотвращение возможности проявления негативно отклоняющихся форм экономического поведения» [3, с. 22-23].

Для нашего исследования определенный интерес вызывают социальные аспекты экономического образования студентов в зарубежной педагогике, которые нашли свое отражение в работах Л.Р. Брауна [1], Г. Йонаса [4], К. Хесс [7]. Однако опыт зарубежного экономического образования необходимо подвергать адаптации, поскольку экономика Японии, США, Англии, Германии существенно отличается от российской и казахстанской.

Можно отметить, что зарубежная педагогика нацелена на формирование у учащихся отдельных экономических знаний, умений, навыков, которые позволяют органично включиться в жизнь общества. При этом зарубежный опыт по формированию социально-экономических ценностных ориентаций студентов объясняется относительно узко направленной позицией ведущих зарубеж-

ных ученых в этой области, рассматривающих лишь предпринимательскую ответственность.

Проблема формирования экономических ценностных ориентаций личности, а также проблема формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов практически не освещены, причиной чего, на наш взгляд, является их недостаточная теоретическая и практическая разработанность.

Между тем, экономическое образование в школе является необходимым условием формирования нравственных личностных качеств учащихся, воспитания нового синтеза ценностных установок у подрастающего поколения. Развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности за собственную деятельность, за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание.

Вышесказанное подчеркивает актуальность проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов на государственном уровне, конкретизируя социальный заказ общества современной профессиональной школе.

Библиографический список

1. Браун, Л.Р. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету / пер. с англ. В.И. Данилова-Данильяна / Л.Р. Браун. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. - 392 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 52 с.

3. Ивашина, Н.С. Формирование экономической ответственности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук / Н.С. Ивашина. - Магнитогорск, 2001. - 165 с.

4. Йонас, Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 480 с.

5. Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топарина и др. - М., 1994. - С. 12 - 45.

6. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков. -М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.

7. Хесс, К. Так устроен мир: экономика для юношества / К. Хесс. -М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. - 96 с.

8. Шпак, А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А.Г. Шпак. - Киев: Рад. школа, 1987. - 128 с.

Bibliography

1. Braun, L.R. Ecoeconomics: How To Create Economics Which Is Able To Protect the Planet / Translation from English by V.I. Danilov-Danilyan / L.R. Braun. - М.: Publication House «Ves Mir», 2003. - 392 p.

2. Constitution of the Russian Federation. Comment / Edited by B.N. Toparin, aet al. - М., 1994. - P. 12 - 45.

3. Ivashina, N.S. Students’ Economic Responsibility Formation During Educational Process at Professional-Pedagogical College: Dissertation ... Candidate of Ped. / N.S. Ivashina. - Magnitogorsk, 2001. - 165 p.

4. Khess, K. So the World Is Arranged: Economics for Youth / K. Khess. -М.: «Delo» by Participation of «Catallaxy», 1992. - 96 p.

5. Shpak, A.G. Organization of Economic Education and Pupils’ Upbringing / A.G. Shpak. - Kiev: 1987. - 128 p.

6. Slastenin, V.A. Introduction to Pedagogical Axiology: Tutorial for Students of Higher Pedagogical Institutes / V.A. Slastenin, G.I. Chizhakov. - М.: «Academy», 2003. - 192 p.

7. The Law of the Russian Federation “About Education” - 3-rd Publication. - M.: INFA-M, 2001. - 52 p.

8. Yonas, G. Principle of Responsibility: Experience of Ethics for Technological Civilization / G. Yonas. - M.: Ayris-Press, 2004. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.