9. \\\\\\ .iiiicrosort.coiii/cii-us/sqlscn cr/solutioiis-tcchiiologics/busiiicss-iiUclligciicc/aiiaK sis.aspx
10. www. oracle. com/us/corporate/Acquisitions/hyperion/index.html
11. www.panorama.com/
12. www.pyramidanalytics.com
О. В. Донева
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Обозначено аксиологическое содержание и его значение при формировании социальной ответственности студентов технологического вуза. Понятие «социальная ответственность» раскрыто как ценность, нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее ценностное отношение личности к другим людям, к окружающей действительности и к самому себе в единстве ответственностей «перед» и «за», реализующееся в гуманистической направленности его деятельности и в осознании социальной значимости последствий.
Ключевые слова: социальная ответственность, аксиологический подход, инженер, технологический вуз.
О. Doneva
AXIOLOGICAL CONTEXT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF TECHNOLOGICAL HEI STUDENTS
The axiological content and its value for the development of social responsibility of students of technological HEIs is discussed. The concept of social responsibility is described as the value, as the moral-value personal education reflecting the value attitude of the personality to other people, to the surrounding reality and to oneself in unity of responsibilities «to» and "for " which is realized in a humanistic orientation of one's activities and awareness of the social significance of consequences.
Keywords: social responsibility, axiological approach, engineer, technological higher education institution.
Аксиологический смысл социально ответственного отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе включает формирование у них ценностей, которые являются важными компонентами социальной ответственности.
Теоретический анализ взглядов классиков педагогики (А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) позволил вы-
явить их гуманистическую направленность. Одними из первых, кто обозначил и обосновал проблему ценностей образования, были В. А. Сластенин, Н. Д. Никандров, Е. Н. Шиянов и др. Интерес к вопросам ценностей в образовательном пространстве объясняется существующим социальным кризисом, выражающимся в угасании нравственных ценностей в обществе, в подмене духовных ценностей материаль-
ными. Н. Д. Никандров отмечает, что ценностная основа системы образования раскрывается в интериоризации ценностей учения, в уважении к себе и к другим, в проявлении ответственности [4].
По мнению К. А. Абульхановой-Слав-ской и С. Л. Рубинштейна, ценности тесно связаны с основами стратегического направления жизни человека. Важнейшим делом жизни каждого человека является определение жизненных и профессиональных перспектив, позволяющих осуществлять выбор и реализацию духовных ценностей. Однако это возможно лишь при условии наличия гармонии между сознанием и чувствами [ 1 ]. Такая точка зрения усиливает педагогическую позицию в рассмотрении проблемы ценностей.
С точки зрения В. А. Караковского, в педагогической науке рассматриваются в большинстве своем такие общечеловеческие ценности, как Человек и его Жизнь, Семья, Отечество, Знания, Культура, Мир, Земля [3].
Рассматривая социальную ответственность как ценность, необходимо выяснить, какое место занимает она в системе ценностей современного общества. Понятие «ценности социальной ответственности» включает единство духовных, рефлексивных, творческих и праксиологических ориентиров личности.
Анализ литературных источников позволяет конкретизировать дефиницию «социальная ответственность». Она предстает как нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее ценностное отношение личности к другим людям, к окружающей действительности и к самому себе в единстве ответственностей «перед» и «за», что реализуется в гуманистической направленности его деятельности и в осознании социальной значимости последствий.
Исследование социальной ответственности как личностной ценности предполагает
осознание особенностей внутренней и внешней ответственности, которая в философии трактуется как проблема объективной и субъективной ответственности. Объективная ответственность — это ответственность, которая ориентирована на требования общества и предполагает ответственность перед другими. Субъективная ответственность ориентирована на свои собственные требования и подразумевает ответственность перед собой.
Движущей силой социальной ответственности является деятельность, мотивом которой выступает потребность «для других»: личность осуществляет осмысленный выбор действий, ее деятельность и поведение регулируются нравственными ценностями, позволяющими различать добро и зло. Причем деятельность не завершается достижением конкретной цели, а проецируется далее. Выступая постоянным мотивом деятельности, данная потребность «для других» представляет возможность для постепенного перехода ответственности с внешнего уровня на внутренний: от «ответственный перед» к «ответственный за» и далее — к их интеграции. Диалектика ответственности как личностного образования состоит в том, что в ответственном поведении одновременно потребность постепенно трансформируется в личностную ценность, способствуя духовному развитию личности и формированию у нее социально значимого качества — социальной ответственности.
В качестве базы исследования был выбран технологический вуз. В учебно-воспитательном процессе технологического вуза осуществляется профессиональная подготовка будущих бакалавров и специалистов инженеров, инженеров-архитекторов. В процессе их подготовки продуцируются и передаются студентам социальные и профессиональные ценности. С точки зрения ученых-педагогов В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, И. Ф. Исаева, В. А. Сла-
стенина, Г. И. Чижаковой, С. В. Кульневи-ча и др. ценности связаны с профессиональной направленностью и позволяют определить сущность образования. Вследствие этого авторы рассматривают аксиологический подход в качестве методологической основы процесса профессиональной подготовки.
Аксиологический подход является одним из определяющих аспектов подготовки студентов — будущих инженеров, инженеров-архитекторов, так как специфика самой инженерной деятельности заключается в ее аксиологическом смысле — в предвидении, прогнозировании и нравственной оценке общечеловеческих последствий от создаваемых ими сооружений, техники и технологий, что выступает непосредственным выражением сущности социальной ответственности как ценности. Так, бакалавры, специалисты в области инженерных и архитектурных специальностей в процессе осуществления учебных, производственных практик изучают основные концепции в области гуманитарных, правовых и социально-экономических наук, регулирующие отношения человека к человеку, к обществу, к окружающей среде, и учитывают их при разработке экологических и социальных проектов. В технологическом вузе развиваются способности научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, формируются навыки использования методов этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вместе с тем в процессе обучения у будущего дипломированного специалиста-инженера в области городского строительства и хозяйства развиваются способности к переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, к анализу своих возможностей, к умению приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. Студенты приходят к пониманию сущно-
сти и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем в содержании базовых дисциплин, определяющих конкретную область будущей профессиональной деятельности, к видению их взаимосвязи с целостной системой знаний.
На основании этого можно утверждать, что главным составляющим профессиональной подготовки будущих инженеров является приобщение студентов технологического вуза к ценностям социальной ответственности — «ответственности за», «ответственности перед» — как аксиологической основе инженерной деятельности. Основные признаки таких ценностей: знание моральных правил и норм; способность к рефлексии и прогнозированию по поводу совершаемых действий и требований, нравственных норм. Важное место в структуре социальной ответственности занимают готовность к самоорганизации в деятельности, к самостоятельному формулированию своих нравственных обязанностей и к их выполнению; осуществление самоконтроля и самооценки.
Аксиологическое содержание учебно-воспитательного процесса в технологическом вузе осуществляется через различные учебные дисциплины, каждая из которых представляет собой систему научных знаний как результат интеграции информации с социальными, профессиональными и личностными ценностями студента. Анализ учебно-методических комплексов показывает, что содержание естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин носит профессионально ориентированный характер. Следует отметить, что именно на основе взаимной интеграции гуманитарных и технических наук может развиваться мышление будущего инженера как субъекта образования, необходимое для креативности при решении технических, технологических и творческих задач, для осознания того, что любая техническая разработка, устройство создаются ради человека и
для человека. В процессе обучения преподаватель обращается к жизненному опыту студента вуза, помогая тем самым развитию способности опираться на свой собственный опыт. В вузе создаются возможности для того, чтобы студент пересматривал, перестраивал свои прежние представления, осваивал новые знания и находил личностные смыслы своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе технологического вуза студенту передаются социальные и профессиональные ценности, он активно приобщается к ним.
Значение категории приобщение, приобщить в изданиях большинства словарей русского языка объясняется как «добавить», «привязать», «присоединить», «прилагать одно к другому», «знакомить», «делать причастным к чему-либо», «участвовать», «включить» и др. Согласно литературному анализу научных источников, данное понятие используется как полинаучное, при этом его смысл не меняется. Приобщить — «значит дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, стать участником чего-нибудь», например, приобщить к культуре, приобщить к здоровому образу жизни, приобщить к научной деятельности, приобщить к духовным ценностям и др. [5, с. 516].
В контексте исследования социальной ответственности студентов технологического вуза «приобщение» означает включение его в совместную деятельность, согласованную с заданной целью, активизация его деятельности. Использование в современной педагогике высшей школы методов проектов и новых инновационных технологий позволяет уделять внимание сопряжению деятельностных компонентов педагогического обеспечения, таких, как привлечение студента вуза к овладению способами совместной деятельности и к определению собственных целесообразных способов разрешения ситуаций будущей
профессиональной деятельности. Приобщение студента к ценностям социальной ответственности предполагает реализацию организационно-педагогических условий, предусматривающих ознакомление студентов с ценностями социальной ответственности, принятие их как социально значимых и профессионально значимых, сознательное и активное участие студентов в проектной деятельности как производственной, так и социальной направленности.
В процессе приобщения студентов к ценностям социальной ответственности было выяснено понимание студентами понятия социальной ответственности. Студентам направлений «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Проектирование зданий» было предложено написать сочинение на тему: «Что такое социальная ответственность?»
Анализ сочинений студентов показал, что у большинства студентов (89%) общее представление о социальной ответственности человека выражается модальностью «ответственность перед». Чаще всего студенты указывают на связь социальной ответственности с ответственностью за свои поступки и действия перед родителями, друзьями, обществом, а также с ответственным отношением к учебе — 64%. Только 3% студентов рассматривают социальную ответственность как способность личности самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия этих решений. Для 9% студентов социальная ответственность выступает как забота о других людях: «социальная ответственность — это когда человек думает о других и заботится о них».
68% студентов от общего числа испытуемых относят себя к социально ответственным людям, объясняя это тем, что: «.. .я желаю быстро получить диплом и начать зарабатывать, чтобы помогать родите-
лям...»; «...родители платят за мое обучение в вузе, и я ответственна перед ними. ..»; «...мне трудно учиться хорошо, так как не всегда получается, потому что я вынужден работать, чтобы платить за учебу в вузе...»; «...я учусь хорошо, для того чтобы стать хорошим специалистом и достичь в жизни многого...».
В большинстве своем студенты разных специальностей имеют правильное представление о социальной ответственности. Доказательством тому служат их осознанные определения и объяснения. Следует заметить, что в реальности социальная ответственность проявляется для студентов как подчиненность, установленная социальными обязанностями или правовыми нормами. Таким образом, отношение к социальной ответственности студентов технологического вуза носит скорее нормативный характер.
Полученные данные отражают реальные процессы, происходящие в социальной среде, комплекс ценностей и традиций, которые непосредственно сказываются на характере представлений молодежи о социальной ответственности. В настоящее время приоритетные позиции, как правило,
занимают люди рациональные, способные во всем найти выгоду для себя, много думающие лично о себе и мало — о своих близких, об окружающих людях, о действительности. Такие нравственные категории, как доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, утратили свое значение в постоянном стремлении заработать как можно больше материальных средств. Следовательно, социальная ответственность в бытовом сознании рассматривается не как ценность или личностное качество, а как санкция, регулирующая морально-правовые отношения личности и общества, где преобладает модальность «ответственность перед».
На основании вышеизложенного можно утверждать, что аксиологический контекст социальной ответственности студентов технологического вуза предполагает развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством реализации педагогических стратегий углубления сущности социальной ответственности, приобщения к ценностям социальной ответственности — «ответственности за», «ответственности перед» — как аксиологической основы в подготовке специалистов инженерной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
2. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 72 с.
3. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.
4. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 15-33.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. 960 с.
REFERENCES
1. Abuíhanova-Slavskaja К. A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti. M.: Nauka, 1980. 336 s.
2. Astashova N. A. Uchitel': problema vybora i formirovanie tsennostej. M.: Moskovskij psihologo-sotsial'nyj institut; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJEK», 2000. 72 s.
3. Karakovskij V. A. Stat' chelovekom: obshchechelovecheskie tsennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa. M.: Novaja shkola, 1993. 80 s.
4. NikandrovN. D. Rossija: sotsializatsija i vospitanie na rubezhe tysjacheletij. M., 2000. S. 15-33.
5. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N. Ju. Shvedovoj. M.: Rus. jaz., 1988. 960 s.