УДК 371
Гизатова Ирина Алексеевна
Gizatova Irina Alekseevna
старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Шадринского государственного педагогического института [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Senior Lecturer of the Social Pedagogy and Social Work Department, Shadrinsk State Teachers’ Training Institute [email protected]
AXIOLOGICAL BASES OF THE CAREER GUIDANCE REFERRING TEACHING FOR SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье автором выявлены аксиологические приоритеты общего образования. Рассмотрены вопросы ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность. Определены ценностные ориентации педагогической деятельности.
Ключевые слова:
аксиологические основы, профессиональная ориентация, ценностное отношение, педагогическая деятельность.
Summary:
The article substantiates axiological priorities of general education. The author considers career guidance referring teaching for senior high school students, and defines value focus of teaching activities.
Keywords:
axiological bases, career guidance, value attitude, teaching activities.
Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.
Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив среднее учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о несоответствии основной цели образования его реальным результатам. Введение профильного обучения призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории. При этом радикально должно измениться качество образования выпускника школы, которое характеризуется уровнем владения им системой общеобразовательных компетенций. Они определяют возможности активного взаимодействия обучаемого с окружающим миром и эффективного решения задач, возникающих в разных сферах науки и практической деятельности людей.
Ориентация старшеклассников на педагогическую деятельность предполагает наличие у них определенных ценностей, сформированных в процессе обучения и воспитания и дальнейшего их развития в процессе профильного обучения.
Последнее десятилетие характеризуется активной обращенностью к проблеме ценностей в образовании. Аксиологические приоритеты общего образования раскрыты в работах Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, В.3. Вульфова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, 3.И. Равки-на и др. Ряд работ Г.И. Чижаковой посвящен становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания, рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.
Аксиологический подход является важным элементом формирования готовности учащихся к выбору педагогической деятельности в системе профильного образования. Суть его заключается в ориентации старшеклассников в процессе профильного обучения на педагогическую деятельность и формирование у них системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей будущей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу. Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирья-кова, Н.Д. Никандров и др.) позволяет выявить и описать содержание структурных компонентов профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность с учетом ценностных оснований педагогической деятельности, определить ее особенности, представить результат.
Нормативные ценности, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, по своему существу являются содержанием того «готового образца», к которому мы хотим приобщить растущую личность.
Ценностные ориентации учащихся выступают при профессиональной ориентации на педагогическую деятельность как движущие силы развития его личности. При этом необходимо соотнесение профессиональной деятельности педагога с общечеловеческими ценностями: жизнь, свобода и права личности, истина, добро (гуманизм), красота, Отечество, труд, знания. Большое значение имеют ценностные ориентации педагогической деятельности: милосердие, творение добра, забота о благе всех людей, борьба за признание чести и достоинства любого человека. Аксиологический подход является основой определения содержательных характеристик педагогической деятельности, обоснования структурных компонентов профориентации учащихся.
Основу профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность должны составлять гуманистические профессионально-личностные ценностные ориентации, которые можно определить как его направленность на гуманистические идеалы, принципы и нормы общества, регулирующие цели, содержание и особенности профессиональной деятельности. Вопросами гуманизма в отечественной литературе занимались В.А. Блюмкин, Ю.Г. Волков, Г.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, М.А. Кирьязева, П.И. Новгородцев, Ю.М. Смоленцев, А.И. Титаренко, И.Т. Фролов и др. В частности, С.О. Юнхолм исследуя гуманистические ценности социальной работы, выводит их из «сферы ценностей гуманистического бытия», которую образуют нравственно-духовные ценности как светского, так и религиозного содержания: жизнь, добро, совесть, жизнелюбие, вера, альтруизм, добродетельность, долг.
В отличие от него Л.В. Мардахаев к гуманистическим ценностям педагогической деятельности относит: осознание самоценности человеческой жизни, ее неповторимой индивидуальной и творческой сущности; признание важности разностороннего развития личности, подготовки ее к самообслуживанию, самореализации в обществе; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии; понимание творческой природы социально-педагогической деятельности, объективность, гуманизм, уважение личного достоинства человека и так далее.
Для того чтобы определить сущность гуманизма, заключающуюся в отношении к личности как к высшей ценности, необходимо выделить соответствующую ценностную предметность в человеке. И.Т. Фролова определяет человека как субъекта общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле. Л.М. Архангельским гуманизм определен как не только норма, но и нравственный принцип. Принцип гуманизма указывает на существенную черту отношений людей друг к другу, выражает обязательное нравственное требование, предъявляемое обществу всем людям.
Как норма и принцип общественных отношений необходимо, прежде всего, признать за человеком право на жизнь. Ценное отношение к жизни - это и норма человеческих отношений, и педагогическая ценность.
Также педагогической ценностью можно назвать свободу. Свобода - неотъемлемая составляющая личности. Поэтому стремления к ее достижению - процесс личностный. Свободу можно определить как возможность и способность человека мыслить и действовать по собственному желанию и со своей целью. Поэтому право человека на свободу можно считать важной ценностью.
В обеспечении гуманистического характера педагогической деятельности важную роль играет профессионально значимые качества специалиста, они являются основными ценностями его личности. В процессе профильного образования необходимо выявит профессионально значимые качества личности учащихся, так как многие из них невозможно сформировать на этом этапе, они уже сформировались в процессе обучения в школе или заложены традициями семьи. К профессионально значимым качествам личности можно отнести любовь к детям, гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость, совесть, чувство долга, ответственность, честь милосердие, коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатичность и т.д.
Также необходимо выявит профессионально-личностные цели будущего специалиста, его убеждения, по средствам которых можно реализовать гуманистические цели профессии.
Исходя из этого, можно определить, что в ценностных ориентациях педагогической деятельности можно обнаружить 3 группы ценностей: отношение к педагогической деятельности, отношение к личности другого человека (клиента), отношение к себе.
Ценностное отношение к педагогическому труду - осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результатах, увлеченность процессом выполнения профессиональных обязанностей. Осознанность направленности педагогической деятельности, убеждение в том, что жизнь, счастье, добро, свобода, справедливость, равенство, честь и достоинство - важнейшие цели и права человека;
- убеждение в ценности любой человеческой жизни;
- стремление к активному поддержанию всей социальной деятельности в области обеспечение достойной, осмысленно, свободной, справедливой и счастливой жизни людей;
- глубокое осознание гуманистического смысла своей будущей профессии, признание своим долгом реализацию ее целей и задач и т.д.
Ценностное отношение к личности другого человека - безусловное принятие личности другого человека. Будущему специалисту сферы педагогической деятельности необходимо осознание того, что в обществе всегда есть люди, по тем или иным причинам находящиеся в слабой позиции, но каждый человек имеет право на признание его человеческого достоинства, поэтому основополагающим принципом педагогической деятельности является требование уважения чести и достоинства человека независимо от его заслуг, основной ценностью будущего профессионала должно стать:
- потребность в творении добра, предотвращения страданий, насилия в отношении человека, оказание педагогической помощи и поддержки нуждающимся, в профилактике социальной несправедливости;
- потребность в попечительстве и заботе о благе всех людей независимо от их достижений и статусе;
- направленность на развитие у субъектов потребности в милосердии, взаимо и самопомощи.
Также учащимся необходимо позитивное мышление, желание и возможность видеть
лучшие, светлые стороны в других людях, в себе. В его основе лежит оптимизм мировосприятия - вера в возможности клиента и в свои собственные силы.
Ценностное отношение к себе как будущему специалисту - наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупных представлений о самом себе - человеке и будущем профессионале, стремление к самосовершенствованию. В межличностной характеристике будущего специалиста весомую роль играет профессиональное самосознание, то есть осознание норм, правил, профессиональной модели, самооценка, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном. Отношения к себе как ценностное убеждение - это качество личности, которое характеризует ценностное отношения учащегося к себе: самоценность, адекватная самооценка, уверенность в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе.
Таким образом, формирование профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность - это сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия учащегося и педагогов на основе аксиоло-гичиского содержания образовательного процесса.