Научная статья на тему 'Аксиологическое образование будущего педагога в условиях колледжа'

Аксиологическое образование будущего педагога в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОЛЛЕДЖА / EDUCATIONAL STANDARDS OF THE TEACHERS' TRAINING COLLEGE / THE VALUABLE CHARACTERISTICS OF THE TEACHER / FORMING THE VALUABLE CHARACTERISTICS / PEDAGOGICAL AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угринова Татьяна Юрьевна

Рассматривается образовательный процесс в педагогическом колледже с позиций его аксиологического потенциала. Сформулированы цель, задачи образования, условия образовательного пространства педагогического колледжа, способствующие формированию ценностных ориентации будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угринова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL EDUCATION OF A FUTURE TEACHER AT COLLEGE

This article is devoted to educational process at the teachers' training college from the axiological point of view. Purposes, conditions and objects of educational standards of the teachers' training college forming the valuable characteristics of the future teachers are also outlined by the author.

Текст научной работы на тему «Аксиологическое образование будущего педагога в условиях колледжа»

УДК 377.01:124.5+377.015.3 ББК Ч479.5:Ю217

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

Т.Ю. Угринова

Троицкий педагогический колледж

AXIOLOGICAL EDUCATION OF A FUTURE TEACHER AT COLLEGE

T.Y. Ugrinova Troitsk Teachers’ Training College

Рассматривается образовательный процесс в педагогическом колледже с позиций его аксиологического потенциала. Сформулированы цель, задачи образования, условия образовательного пространства педагогического колледжа, способствующие формированию ценностных ориентаций будущих педагогов.

Ключевые слова: ценности педагога, формирование ценностных ориентаций, педагогическая аксиология, образовательное пространство колледжа.

This article is devoted to educational process at the teachers’ training college from the axiological point of view. Purposes, conditions and objects of educational standards of the teachers’ training college forming the valuable characteristics of the future teachers are also outlined by the author.

Keywords: the valuable characteristics of the teacherf forming the valuable characteristics, pedagogical axiology, educational standards of the teachers * training college.

Современный этап развития российского общества характеризуется существенными изменениями во всех сферах социальной и духовной жизни. Появляется качественно иная образовательная ситуация, в которой востребованным становится педагог, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, вносить в педагогический процесс гуманистические начала, нести ответственность за духовно-нравствен-ное становление подрастающего поколения.

В исследованиях Г.Н. Серикова отмечено, что «педагогическая профессия в силу ее социальной функции такова, что нравственность работников образования занимает особое место в их квалификации... Работники образования призваны вести за собой учащихся (детей, молодежь, взрослых) не только в мир знаний, но и к сотрудничеству, к цивилизованным взаимоотношениям, к разумным отношениям с природой, с достижениями человеческого гения» [7, с. 128]. Иными словами, подготовка будущих педагогов должна включать не только формирование профессиональ-

ных качеств личности, но и целенаправленную работу по совершенствованию нравственного потенциала, культуры поведения, чувств.

В последнее время утвердился «ценностный взгляд» на мир, а именно ценности и формирование ценностного отношения к миру представляют собой содержательное ядро концепций образования, принадлежащих И.А. Зимней, В.А. Караковскому, Б.Т. Лихачеву и др. [4—6].

Как показывает анализ исследований В.И. Андреевой, Е.В. Бондаревской, В.А. Сла-стенина и др. [1, 2, 8], аксиологический подход - это философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использование педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования.

Г.Н. Сериков, вычленяя характеристики квалификации специалистов (компетентность, нравственность, инициативность и мастерство), делает вывод о их развиваемости [7]. В.А. Сластенин, рассматривая структуру лич-

Теория и методика профессионального образования

ности учителя определяет, что профессионально-ценностные ориентации являются стержневыми в личности педагога, детерминирующими готовность к образовательной деятельности [8]. Опираясь на данные исследования, повышение качества профессиональной подготовки будущего педагога мы связываем с развитием ценностных ориентаций студентов.

Ценности педагога - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение педагога к окружающему миру и к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. Полный цикл формирования ценностных ориентаций по мнению Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского и др. включает следующие этапы:

• предъявление ценностей обучающемуся;

• осознание ценностных ориентаций личностью;

• принятие ценностных ориентаций;

• реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

• закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности;

• актуализация потенциальной ценности ориентации, заключающейся в качествах личности педагога [2, 3].

Рассматривая образовательный процесс в колледже с позиций его аксиологического потенциала, следует отметить, что для полноценного развития личности будущего специалиста необходимо одновременно обращаться к его когнитивной, эмоциональной и деятельностной сферам, интеграция внутреннего наполнения которых дает возможность развития аксиосферы профессионала (см. таблицу).

Мы учитывали, что государственное об-

разовательное учреждение среднего профессионального образования «Троицкий педагогический колледж» сориентировано на обеспечение разнообразных образовательных услуг и гибкое реагирование на запросы рынка труда.

Подготовка студентов в педколледже осуществляется по специальностям:

050704 «Дошкольное образование»;

050709 «Преподавание в начальных классах»;

050705 «Специальное дошкольное образование»;

050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;

050303 «Иностранный язык».

Колледж обладает научно-педагогическими, информационными, материальными ресурсами, позволяющими осуществлять подготовку специалистов с высокой культурой профессиональной деятельности.

Цели, которые ставятся при обучении в колледже: способствовать развитию целостной личности, личности как высшей ценности, способной самостоятельно и творчески мыслить, понимающей свое предназначение, осознанно формирующей социально приемлемый образ жизни. Решаются следующие задачи:

1) создание условий для максимального освоения духовных ценностей, накопленных как российским обществом, так и человечеством;

2) оказание помощи будущему специалисту в раскрытии его внутреннего потенциала, в его самореализации;

3) стимулирование рефлексии студента, прежде всего, для выработки индивидуального стиля поведения;

4) выделение и предъявление студентам

Таблица

Психологические основы аксиосферы педагога

Когнитивная сфера Эмоциональная сфера Деятельностная сфера

Будущий педагог должен знать, осмысливать, понимать, принимать, рефлексировать по поводу разнообразной информации о человеке и его духовном мире; об опыте педагогической культуры и пр. Развитие системы отношений, прежде всего, связано с эмоциональной палитрой выражения личности. Диапазон эмоциональных проявлений может быть широк. Особенно следует развивать такие эмоции, как коммуникативные, альтруистические, эстетические Уметь проявлять себя в различных сферах человеческой деятельности: учении, общении, труде, игре. Использовать потенциал этих видов деятельности для развития личности. Реализовать ролевой веер личности: гражданин, профессионал и др. Пользоваться возможностями вербальной и невербальной систем самовыражения

72

Вестник ЮУрГУ, № 38, 2009

Угринова TM.

Аксиологическое образование будущего педагога ____________________________в условиях колледжа

ценностей социокультурной сферы, общекультурной и профессиональной деятельности.

Для реализации данных задач в образовательном пространстве колледжа имеются необходимые условия.

1. Гуманистичность образовательного пространства задает смысл и значение деятельности подструктур колледжа и направлена на принятие личности студента, его интересов, творчества и профессиональных интересов педагогов.

2. Содержание теоретического обучения предполагает приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в сочетании с формированием единого комплекса гуманистического мышления и деятельности. Создаются условия для интериоризации ценностей: совесть, долг, свобода, добро, семья, мир, природа, труд, патриотизм, гуманизм и др.

3. Внедрение педагогических технологий, направленных на развитие ценностных ориентаций. Среди педагогических технологий выделяются такие, которые, во-первых, являются личностно ориентированными; во-вторых, имеют диалогическое основание; в-третьих, рефлексивны; в-четвертых, создают имитационное пространство. К таким технологиям относятся диалоговые технологии, именно для диалога свойственен поиск смысла ценностей. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность, способность к реализации. В образовательном процессе используются разнообразные формы дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, симпозиум, дебаты и др.

Технология развития критического мышления предполагает активность участников, организацию работы в группе, развитие культуры общения, сочетание содержания учебной деятельности с реальными жизненными задачами.

Игровые технологии (ситуационные, ролевые, деловые, имитационные игры). Данные технологии позволяют моделировать реальную действительность, вырабатывать решения, обобщения как эмоционально окрашенные ценностные ориентации.

Данные технологии позволяют активизировать социально-нравственный опыт студентов, развивать способность осваивать нравст-

венные ценности, соотнося их с профессиональной сферой.

Выделенные условия нацелены на развитие личности будущего педагога, обладающей высоким уровнем профессиональной культуры, ядром которой является ценность личности.

В заключение следует отметить, что в условиях педагогического колледжа возможны реализация содержательного и процессуального аспектов освоения ценностей студентами. В рамках содержательного аспекта осваиваются знания о ценностях, смысловой потенциал профессиональных ценностных ориентаций.

Процессуальный аспект предполагает последовательность действий: от познания

смысла - к переживанию значимости - к реализации соответствующего поведения.

Развитие системы ценностных ориентаций является одним из важнейших условий становления профессиональной «Я-концепции» будущего педагога.

Литература

1. Андреева, В.И. Педагогика творческого самоопределения / В.И. Андреева. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 320 с.

2. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. -№ 1. - С. 17-24.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования/Б.С. Гершунский. —М.: Педагогика, 1998. -432 с.

4. Зимняя, КА. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 480 с.

5. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

6. Лихачев, Б.Т. Философия образования / Б.Т. Лихачев. — М: Прометей, 1995. - 282 с.

7. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

8. Сластенин, В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В.А. Сластенин. -М: Школа-Пресс, 1997. - 488 с.

Поступила в редакцию 26 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.