Научная статья на тему 'Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы'

Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2226
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГРАММНЫЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И КАДРОВЫЕ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ / THE PROBLEMS OF ECONOMIC EDUCATION: POLICY / ECONOMICS / ECONOMIC EDUCATION / METHODOLOGY / MATERIAL AND PERSONNEL / PROBLEMS OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Главатских Константин Владимирович

Рассмотрены проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, проанализированы три общие ступени экономического образования в образовательном процессе, подвергнуты рассмотрению основные подходы преподавания и выявлен наиболее приемлемый подход для экономического воспитания в массовой средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of economic education in school educational process

The article considers the problems related to the teaching of economics at school, analyzes three general stages of economic education in the educational process, basic approaches in teaching and reveales the most acceptable approach to the economic education in a secondary school.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы»

124

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 37.011.22 (045)

К.В. Главатских

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Рассмотрены проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, проанализированы три общие ступени экономического образования в образовательном процессе, подвергнуты рассмотрению основные подходы преподавания и выявлен наиболее приемлемый подход для экономического воспитания в массовой средней школе.

Ключевые слова: экономика; экономическое образование; проблемы экономического образования: программные, методические, материальные и кадровые; проблемы восприятия.

Экономика - относительно новый школьный предмет преподавания. В течение более чем десятилетнего существования её в школе нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения [3]. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета. Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах.

В целях его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить три общие ступени.

Начальное профессиональное образование (1-6-е классы) должно реализоваться в рамках других предметов или факультативно. В начальной школе знакомство с экономикой носит пропедевтический характер. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях; изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме [1].

Общее экономическое образование (5-11-е классы) включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо в варианте обучения основам предпринимательства. В среднем звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. В 9-10-х классах осуществляется пред-профильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе -предпрофессиональная специализация.

Третья ступень является факультативной для средних общеобразовательных учреждений, то есть может быть внедрена в 10-11 -х классах общеобразовательных школ, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях,коллежах и т.д.)

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, можно подразделить на группы:

- проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе;

- проблемы с преподаванием (деятельностью педагога);

- проблемы с восприятием школьниками экономики как школьного предмета;

- проблемы взаимодействия школы и вуза;

- проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе;

- проблемы кадрового обеспечения экономического образования.

Программные проблемы. На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 -х классов общеобразовательных и профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом, рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга, представляет определенную трудность для учителя. Более того, должности методиста по экономике нигде до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую программу школьному учителю экономики не с кем и негде [5]. Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет, далекий от жизни. Представляется очевидным, что

при преподавании экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно связывать теоретические представления с реальностью российской экономики. Американские курсы школьной экономики построены на обобщении западной экономической жизни и изложены с учетом особенностей восприятия американских детей. К сожалению, далеко не все из этих учебников воспринимаются должным образом российскими детьми. Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, то это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой неоправданное забегание вперед, что порождает впоследствии скуку студентов на лекциях в вузе и создает определённые проблемы преподавателям [7. С. 82].

Методические проблемы. Каким образом преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов преподавания нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста [8]. Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-м, и в 10-м классе. Дело в том, что преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя становится умение грамотно возвращаться к уже частично оговоренному материалу, не повторяться, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, суметь поставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как: определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся даже за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить и упрочить знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Проблемы восприятия. В первую очередь, ими являются проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже частично говорилось выше, но теперь стоит поговорить более детально. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то наоборот «привык работать с малышами». Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь больше остальных страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования и пришедшие работать в школу «на заре перестройки»: бухгалтеры, экономисты с различных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез [10. С. 69-76].

Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных «законов» и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения:

- понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов;

- усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий;

- учащимся должен быть рекомендован способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но и быть полноправным участником диалога;

2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью;

- преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием «Учебная фирма» разрабатывается Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов.

Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования от учеников начальной школы до студентов. В частности, на данный момент имеется достаточное количество разработанных компьютерных программ.

Материальные и кадровые проблемы. Проблема подготовки кадров учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии, обществознания или истории. Соответственно даже математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и каких-либо пособий, схем и т.д. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей [9. С. 48].

Сегодня не требуется доказывать практическую значимость экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становится важен не столько набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, сколько умение осваиваться в постоянно меняющихся условиях [4]. Для школы становится не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит самосовершенствоваться. Поэтому часто задаются вопросы о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, о том, как школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, способствовать формированию новой экономической культуры и развитию умения пользоваться инструментами экономического выбора, а также знакомить с миром перспективных профессий. К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласуясь с собственными возможностями: материальными, кадровыми и другими, при этом не имея возможности считаться с социальным заказом.

Следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе:

- растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, например географии, истории, технологии, обществоведении. Хотя введение экономики как самостоятельного предмета могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла;

- наукообразный (академический) подход. Больше походит на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью так широко в школе лекционных способов обучения [2]. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они решают проблемы экономического воспитания школьников;

- профессионально-ориентированный подход делает акцент на преподавание бизнес-ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе чревата излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами и т.д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская «эйфория» относительно возможности сделать каждого ученика предпринимателем грозит крахом необоснованных надежд, ибо даже решение очень трудной задачи воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей не обеспечит им

возможности стать успешными бизнесменами [6]. При этом узкая ориентированность экономического бизнес-воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств;

- культурно-функциональный, впервые отмеченный в докладе на конференции «Настоящее и будущее экономического образования в России» в 1994 г. группой авторов (А.А. Аузан, Л.Б. Азимов, А.Л. Александрова, С.А. Трухачев)

Наиболее приемлемым подходом для экономического воспитания в массовой средней школе, на наш взгляд, является именно культурно-функциональный, так как он включает в себя:

- формирование способности к развитию;

- формирование общей экономической культуры;

- привитие функциональной экономической грамотности;

- формирование системы ценностей и развитие индивидуальности;

- выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

Такие цели чаще могут преследовать и другие подходы, однако, скорее всего они могут быть достигнуты в рамках культурно-функционального подхода. Именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, чтобы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования. Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществить эффективное экономическое образования школьников.

Выводы

Рассмотрены проблемы экономического образования: программные, методические, материальные и кадровые, проблемы восприятия. Определены основные подходы преподавания: растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, наукообразный (академический), профессионально-ориентированный. Культурно-функциональный подход выявлен как наиболее приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. М.: Педагогика, 1982. 310 с.

2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Просвещение, 1988. 439 с.

3. Бадмаев С.Б., Березовская Д.А. Экономическое воспитание учащихся. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988. 280 с.

4. Васильев Ю.К., Левчук З.К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 1988. С. 91-101.

5. Гебеков Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала: Даучпедгиз, 1991. 326 с.

6. Гришенко Т.В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников. М., 1991. 270 с.

7. Ковалева В.Е., Орлова Т.В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии // Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 1990. С. 82.

8. Орлова Е.М. Экономическое образование: Этапы, проблемы, перспективы // Сб. нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. М.: АПУ и ПРО, 2002. 248 с.

9. Самохина А. Н. Проблемы экономического образования // Экономика в школе. 2001. №1. С. 48.

10. Сасова И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 1987. С. 69-76.

Поступила в редакцию 23.06.11

2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

K.V. Glavatskih

Problems of economic education in school educational process

The article considers the problems related to the teaching of economics at school, analyzes three general stages of economic education in the educational process, basic approaches in teaching and reveales the most acceptable approach to the economic education in a secondary school.

Keywords: economics, economic education, the problems of economic education: policy, methodology, material and personnel, problems of perception.

Г лаватских Константин Владимирович, аспирант ГОУДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 25 E-mail: konstantin.glavatskih@mail.ru

Glavatskih K.V., postgraduate student,

Udmurt Republican Institute of Advanced Training and Retraining for Educationalists 462034, Russia, Izhevsk, Ukhtomskogo st., 25 E-mail: konstantin.glavatskih@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.