Научная статья на тему 'Проблемы географического образования глазами студентов'

Проблемы географического образования глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕДОСТАТКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочемасова Алевтина Борисовна

В данной статье рассмотрены проблемы географического образования, а также недостатки преподавания географии в школе, которые были выявлены на основе анализа анкет студентов первого курса магистратуры географического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные недостатки преподавания, по мнению студентов: низкий уровень лингвистических навыков учителей, недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников Описаны основные причины возникновения данных проблем географического образования и недостатков преподавания. Выявлены основные методы улучшения качества географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы географического образования глазами студентов»

3. Психическое (эмоциональная адаптация подростков, микроклимат в коллективе, взаимоотношения: педагог - студент, родители - подросток; внеурочная деятельность).

Вывод: В здоровьесберегающих технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач.

Список литературы

1. Акулова Л.Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза. Дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2005. 380 с.

ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ

СТУДЕНТОВ Кочемасова А.Б.

Кочемасова Алевтина Борисовна - студент, кафедра региональной политики и политической географии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы географического образования, а также недостатки преподавания географии в школе, которые были выявлены на основе анализа анкет студентов первого курса магистратуры географического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные недостатки преподавания, по мнению студентов: низкий уровень лингвистических навыков учителей, недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников Описаны основные причины возникновения данных проблем географического образования и недостатков преподавания. Выявлены основные методы улучшения качества географического образования. Ключевые слова: проблемы географического образования, недостатки преподавания географии в школе.

УДК 372.891

На страницах методических изданий широко обсуждаются актуальные проблемы географического образования: существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов на изучение отдельных географических дисциплин; формирование ключевых компетенций в процессе географического образования; организация самостоятельной учебной деятельности школьников на основе новых технологий обучения; перенос части учебного материала из основной школы в старшую, в которой предусматривается профильное обучение и др. [2, с. 129].

Круг этих проблем решается на государственном уровне специалистами в области географии. По масштабности их можно отнести к макропроблемам. Однако наряду с ними существуют проблемы локального характера, имеющие место в преподавании географии в отдельных регионах. Дня их установления мы выполнили опрос студентов I курса магистратуры географического факультета. Первокурсникам был задан вопрос; «Вспомните, что больше всего не устраивало Вас в преподавании географии в той школе, где вы учились?» В результате анализа и обработки

письменных ответов нам удалось выявить особенности мышления современных молодых людей и их отношение к процессу преподавания географии в школе.

Таблица 1. Мнения студентов 2 курса о недостатках преподавания географии в школах,

где они учились

Высказывания Количество

1. Редко проводились практические работы 22

2. Недоходчиво объяснялся изучаемый материал 20

3. Отсутствие заинтересованности учащихся 20

4. Мало часов на изучение географии 19

5. Низкая картографическая грамотность 17

6. Отсутствие карт на уроке 12

7. Незнание предмета 8

8. Большая загруженность домашними заданиями 11

9. Не использовались современные средства обучения 8

10. Новый материал часто изучали по тексту учебника 9

11. Не организовывалась исследовательская работа 6

12. Не было кабинета географии 5

13. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими пособиями 6

14. Частая смена учителей 4

15. Необъективность выставления оценки знаний 5

16. Отсутствие кружков и факультативов 7

17. Нет заинтересованности учителя в результатах 4

18. Незнание психологии учащихся 5

19. Низкая требовательность 8

20. Мало уделялось внимания воспитательной работе на уроке и во внеурочное время 14

Как видно из таблицы, одной из самых существенных проблем преподавания географии студенты считают недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников. Усиление практической направленности как дидактический принцип обязывает учителя ориентироваться на личностно-деятельностный подход в обучении географии. Его реализация в учебном процессе способствует развитию личности ученика, формирует у него умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, связанных, прежде всего, с актуальными проблемами своего района, в котором он живет.

Следующая проблема связана с лингвистической подготовкой учителей, под которой мы понимаем умение учителя грамотно излагать мысли, добиваться понимания учащимися содержания изучаемого материала. На основе анализа собственных высказываний студенты пришли к выводу, что лингвистический компонент в профессиональной деятельности имеет огромное значение, и он оказался не на должном уровне (см. в табл. пункты № 2, № 7, № 10). Установленная картина сложившейся ситуации позволила выявить закономерность: те люди, которые много читают, в том числе и специальную литературу по географии, как правило, грамотно излагают свои мысли. Это заставляет задуматься каждого студента о собственном уровне лингвистической подготовки и нацеливает их на самообразование и самосовершенствование.

Проблемой в преподавании географии является, по мнению студентов, низкий познавательный интерес школьников к предмету география. Студенты в своих письменных работах отмечают, что в школе на уроках географии было скучно, неинтересно. Важными факторами, влияющими на познавательный интерес,

121

являются, как известно, содержание предмета, личность учителя и др. Но все же главная причина снижения интереса кроется глубже, в изменении идеологии, связанной с изменением общества. Сегодня в обществе требуется узкоспециальная реальная эрудиция по роду занятия. Для бизнеса в его современных формах знание географии, как и других предметов, излишне (Э.Л. Файбусович). Следствием такой ситуации является падение интереса к изучению школьных дисциплин, в том числе и географии. Убедить детей в пользе знания, сформировать внутренние мотивы школа не в состоянии, а заставить учиться педагог не может - авторитарный стиль изжил себя. Понимание роли и значения школьной географии, а также отношения к ней со стороны общества снижается. Соответственно уменьшается и количество часов на изучение географии в учебных планах школ. Так, в 6, 10 и 11 классах общеобразовательного уровня географию изучают 1 час в неделю.

В практике исследования принято считать, чем больше даешь, тем больше знаний остается в памяти учащихся. На самом деле, перегрузка излишней информацией не только не обеспечивает усвоения всего объема знаний, но и способствует снижению интереса к предмету. Здесь действует правило, «лучше меньше, да лучше», то есть лучше дать меньше материала, добиваясь понимания и применения знаний. Решить эту задачу при условии соблюдения принципа содержательного обобщения (В.В. Давыдов), реализация которого требует совершенно иного построения курса: начать надо с обобщенных теоретических знаний, далее конкретизировать их на частных примерах и завершить курс итоговым обобщением. Реализуя этот метод в курсе географии 6 класса, можно будет за значительно меньшее время изучить в полном объеме знания, определенные Госстандартом и добиться качественного усвоения его учащимися.

Следующей по частоте высказываний оказалась проблема реализации воспитательного потенциала географии. Внедрение в школах ЕГЭ, дискуссии о создании системы объективных измерителей качества обучения, внедрение новых технологий отодвинули на второй план проблему гражданского воспитания, основная цель которой - формирование у человека нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Стержневым направлением воспитания являются патриотизм и интернационализм, которые включают в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за свой народ, воспитание равенства среди учащихся- представителей разных этносов, толерантность и т.д.

Особое место в обучении географии принадлежит карте. Она служит главным средством наглядности, позволяет создавать образы, формирует пространственные представления школьников, обеспечивая картографическую грамотность. Анализ мнений студентов по этому поводу высвечивает две взаимосвязанные и взаимозависимые проблемы (с. табл. № 5, 6). Учителю важно научить учащихся читать карту, то есть по сочетанию условных знаков «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В.П. Будаков). Чтение карты развивает творческое мышление учащихся, способствует развитию воображения, памяти, наблюдательности, и недооценка ее роли в процессе географического образования наносит значительный ущерб формированию географической культуры школьников [1, 4].

Список литературы

1. Глыбов Л. Черниговский листок, 1861. № 1 (3). С. 4-7.

2. Кузьменко Н. Педагогические взгляды Леонида Глибова / Надежда Кузьменко //

Лггературий Чернигов, 2002. № 1 (18). С. 129-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.