Научная статья на тему 'Курс "Окружающий мир" как пропедевтическая основа формирования географической культуры школьника'

Курс "Окружающий мир" как пропедевтическая основа формирования географической культуры школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3084
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / СТРУКТУРА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / КОМПОНЕНТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN EDUCATION / STRUCTURE OF GEOGRAPHICAL EDUCATION / THE GEOGRAPHICAL CULTURE OF A SCHOOL STUDENT / COMPONENTS OF GEOGRAPHICAL CULTURE / GEOGRAPHICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронов Виктор Павлович, Лопатников Дмитрий Леонидович, Таможняя Елена Александровна, Эмирова Марина Евгеньевна

Статья посвящена проблеме реализации принципа преемственности в географическом образовании школьников в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Авторы рассматривают курс «Окружающий мир» как пропедевтическую основу формирования географической культуры школьника. В статье рассмотрены составляющие географической культуры и особенности их отражения в содержании курса «Окружающий мир». Результаты теоретического осмысления рассматриваемой проблемы выступают основанием для определения основного направления совершенствования преподавания курса «Окружающий мир», связанного с переходом к деятельностной, личностно-ориентированной модели обучения, направленной на формирование географической культуры школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "World around" course as the propaedeutic basis of forming the geographic culture with school students

The article is devoted to the issue of implementing the principle of continuity in teaching Geography to school students in the conditions of introduction of new educational standards. The authors consider the “World around” course as a propaedeutic basis of forming the geographical culture of school students. In the article the components of geographical culture and features of their implementation in the contents of the “World around” course are considered. The results of theoretical comprehension of the issue considered are the basis for defining the main direction of teaching the “World around” course improvement that is connected with transition to the activity and personality-focused model of training, directed to forming the geographical culture with school students.

Текст научной работы на тему «Курс "Окружающий мир" как пропедевтическая основа формирования географической культуры школьника»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.891 ББК 74.262.68

КУРС «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

THE "WORLD AROUND" COURSE AS THE PROPAEDEUTIC BASIS OF FORMING THE GEOGRAPHIC CULTURE WITH SCHOOL STUDENTS

Дронов Виктор Павлович

Первый проректор ФГБОУ МПГУ, профессор Кафедры экономической и социальной географии им. академика РАО В. П. Максаковского ФГБОУ МПГУ, доктор географических наук E-mail: [email protected]

Лопатников Дмитрий Леонидович

Профессор Кафедры экономической и социальной географии им. академика РАО В. П. Максаковского ФГБОУ МПГУ, доктор географических наук E-mail: [email protected]

Таможняя Елена Александровна

Заведующий Кафедрой методики преподавания географии ФГБОУ МПГУ, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Dronov Viktor P.

First vice-rector of Moscow Pedagogical State University (MSPU), Professor at the Department of Economics and social geography, Moscow Pedagogical State University (MSPU), ScD in Geography

E-mail: [email protected] Lopatnikov Dmitriy L.

Professor at the Department of Economics and social geography, Moscow Pedagogical State University (MSPU), ScD in Geography E-mail: [email protected]

Tamozhnyaya Elena A.

Head of the Department of Methods of teaching geography, Moscow Pedagogical State University (MSPU), ScD in Education E-mail: tam [email protected]

Эмирова Марина Евгеньевна

Ассистент Кафедры методики преподавания географии ФГБОУ МПГУ E-mail: [email protected]

Emirova Marina E.

Assistant lecturer at the Department of Methods of teaching geography, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации принципа преемственности в географическом образовании школьников в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Авторы рассматривают курс «Окружающий мир» как пропедевтическую основу формирования географической культуры школьника. В статье рассмотрены составляющие географической культуры и особенности их отражения в содержании курса «Окружающий мир». Результаты теоретического осмысления рассматриваемой проблемы выступают основанием для определения основного направления совершенствования преподавания курса «Окружающий мир», связанного с переходом к деятельностной, личностно-ориентированной модели обучения, направленной на формирование географической культуры школьника.

Abstract. The article is devoted to the issue of implementing the principle of continuity in teaching Geography to school students in the conditions of introduction of new educational standards. The authors consider the "World around" course as a propaedeutic basis of forming the geographical culture of school students. In the article the components of geographical culture and features of their implementation in the contents of the "World around" course are considered. The results of theoretical comprehension of the issue considered are the basis for defining the main direction of teaching the "World around" course improvement that is connected with transition to the activity and personality-focused model of training, directed to forming the geographical culture with school students.

Ключевые слова: принцип преемственности в образовании, структура географического образования, географическая культура школьника, компоненты географической культуры, географическое мышление.

Keywords: the principle of continuity in education, structure of geographical education, the geographical culture of a school student, components of geographical culture, geographical thinking.

В условиях современного образования реализация принципа преемственности между начальной и основной школами становится особенно важной задачей. Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности [1].

Преемственность в условиях реализации ФГОС ООО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающих степень включения

обучающегося в учебный процесс. Содержание обучения и его изложение должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся.

Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в современной школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.

Сложившаяся в России система географического образования и просвещения довольно долгое время находилась в состоянии деградации, что проявлялось, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе, в отсутствии преемственности знаний и умений с начальной школой. Внедрение новой системы географического образования обеспечило преемственность достижений начальной и основной школы, ликвидировало существенные недостатки, проблемы и противоречия [2].

География в России становится привлекательной областью знания и деятельности, получение географических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В этой связи в Проекте концепции географического образования определены задачи развития географического образования и просвещения. Среди них:

• модернизация содержания географического образования на всех уровнях при соблюдении их преемственности;

• определение содержания базового и углубленного уровней географического образования в основной и старшей школе;

• установление минимума необходимой для учащихся информации, базовой географической номенклатуры и требований к достигаемым предметным результатам;

• определение форм организации внешкольной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, обеспечивающих взаимосвязь географических знаний с жизнью и, как следствие, развитие познавательного интереса к географии, творчества и сотрудничества средствами географии [3].

Как известно, структура географического образования включает в себя несколько взаимосвязанных ступеней: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Все они имеют преемственную связь между собой, последующие ступени географического образования опираются на предыдущие.

Для осуществления необходимого уровня преемственности программы дошкольного и начального общего образования должны обеспечивать:

• основу для полноценного восприятия программы основного и среднего общего образования;

• формирование элементарного понятийного аппарата о России: ее географическом, природном, культурном, этнографическом и социально- экономическом разнообразии;

• осознание своей принадлежности к стране, этносу, месту проживания одновременно со способностью к восприятию достижений различных культур и стран мира;

• интерес ребенка к самостоятельным наблюдениям за объектами историко-культурного и природного наследия родного края, основам краеведения;

• отбор содержания, которое поможет ребенку на соответствующем возрастном уровне понимать и воссоздавать связи между объектами и явлениями природы и общества, воспринимать не только целостность географической картины мира, но и наличие системных, целостных образований в природе и обществе, в том числе, в местах проживания учащихся;

• формирование разнообразных познавательных интересов, основ экологической культуры, понимание правил рационального поведения в природе.

Реализация всех вышеперечисленных задач обусловливает наиболее плавный переход обучающихся из начального звена в основное, так как представляет собой фундамент, на котором будет в дальнейшем строиться географическое образование в основной школе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что география в школе -один из учебных предметов, имеющий целью дать учащимся общеобразовательной школы целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, систематические знания основ физической и экономической географии, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Роль географии заключается в интеграции естественных, общественных и технических элементов научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек - природа - хозяйство - окружающая среда».

Для наиболее полного и всестороннего изучения географии необходимо как можно раньше начинать формировать у школьников учебные географические умения. Эта задача является одной из важнейших при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе, и ее решение обеспечивает плавный переход к изучению «Начального курса географии» в 5-м классе.

Работа над учебными географическими умениями и их совершенствование проводятся в логической последовательности: начальная школа (как пропедевтика предмета географии) - основная школа - старшая школа. Аспект преемственности географических знаний и умений предусматривает построение содержания, обеспечивающего формирование у учащихся географической картины мира, географического мышления и знакомящего с методами и языком географии, то есть формирование элементов географической культуры учащихся, которая формируется на протяжении всего школьного образования [1].

Осуществление преемственности в системе географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования.

Пропедевтической основой изучения всей географии с 5-го по 9-й класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. При изучении этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, о глобусе, плане и географической карте. Неотъемлемой частью формирования географических знаний и умений у младших школьников является умение работать с картами и планами. Картографическая

подготовка в начальной школе является необходимым условием для обеспечения преемственности начального и среднего звена.

В курсе «Окружающий мир» формированию картографических знаний и умений посвящены отдельные темы и разделы, благодаря которым учащиеся имеют возможность подготовиться к изучению «Начального курса географии» (рис. 1).

Как следует из рис. 1, на этой первой ступени обучения уже должны быть заложены элементы географической культуры: пространственные и картографические представления, географические факты, номенклатура, то есть эмпирические знания, которые объективно легче теоретических, поэтому наиболее доступны младшим школьникам [3]. На их основе выстраивается система географических знаний и умений в основной школе.

«Окружающий мир» - интегрированная дисциплина, включающая в себя основы различных учебных предметов. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе закладывает основы многих учебных предметов основной школы: географии, истории, ОБЖ, биологии, обществознания, астрономии, физики, анатомии, информатики, химии. Географическому содержанию в курсе «Окружающий мир» посвящены отдельные разделы, при изучении которых младшие школьники знакомятся с компонентами географической культуры.

Компоненты географической культуры выделил В. П. Максаковский, который относил к ним: географическую картину мира, географическое мышление, методы географических исследований и язык географии [4]. Через формирование каждого из компонентов географической культуры в начальной школе осуществляется межпредметная связь и реализуется преемственность географических знаний и умений между начальным и средним звеном школы (рис. 2).

Как следует из рис. 2, курс «Окружающий мир» обладает значительным потенциалом для формирования основ географической культуры школьников, так как данный курс содержит учебный материал, способствующий формированию географической картины мира и географического мышления, а также предусматривает использование различных методов географических исследований и знакомит учащихся с языком географии.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов географической культуры и возможности курса «Окружающий мир» для его формирования.

Итак, первый компонент - это географическая картина мира. Она отражает представления человека о природе и обществе, его отношении к ним, а также лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии.

Пропедевтика формирования географической картины мира в начальной школе осуществляется через формирование первоначальных представлений о мире. Самые первые представления дети получают еще до поступления в школу. Во время прогулок, наблюдений за сменой сезонов и изменениями погоды, из телевизионных передач и дальних поездок.

Источники формирования первоначальных географических представлений разнообразны. Важнейшим из них является окружающая учащихся географическая действительность: учащиеся формируют географические представления, опираясь, в первую

а а-2 а.

й

<

И

м о

ев =

< <

'А О

(Условные знаки плана местности, градусная сеть, параллели, меридианы, литосферные плиты; материки и океаны (повторение изученного в начальной школе), компас, горизонт (повторение изученного в начальной школе).

Масштаб, высотная поясность, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны, природные зоны: зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, субтропические леса, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности.

Швеция, Дания, Исландия, Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Великобритания, Греция, Италия; страны Бенилюкс: Бельгия, Нидерланды, Люксембург; страны-соседи России: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США; города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир, Углич.

Ориентироваться по карте, плану, компасу и местным природным признакам (повторение изученного в начальной школе), называть и показывать на карте различные географические объекты, определять глубины и высоты по соответствующей шкале.

Находить на карте России при помощи условных знаков: полезные ископаемые, заповедники, показывать и называть все природные зоны России, дать характеристику своего края по политико-административной карте России.

Карта восточного полушария с изображением градусной сети, карта границ литосферных плит, карта зон активной вулканической деятельности, физическая карта мира, физическая карта России, карта «Океаны Земли».

Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, компас, формы земной поверхности, карта, физическая карта, политическая карта материки (континенты), океаны.

Цвета и условные знаки на карте, стороны горизонта на карте, части света, страны мира на политической карте.

Глобус, Северный Ледовитый океан, экватор, саванна, Тропический лес

Планета Земля, холодные районы Земли, жаркие районы Земли, страна Россия, столица Москва,

Картографические термины

М- п

Основы картографических знаний

Называть и показывать на карте все изучаемые страны и города.

Работать с компасом, ориентироваться по солнцу, звездам, местным признакам, читать карту, называть и показывать различные объекты на карте.

Показывать на глобусе холодные и жаркие районы Земли, найти на глобусе Северный Ледовитый океан, Антарктиду, экватор.

i 1

Основы картографических умений

Карта природных зон России, карта полушарий, политическая карта России, физическая карта России, политико-административная карта России.

Карта «Вид Земли по Эратосфену», карта путешествия Марко Поло, карта плавания экспедиции Фернана Магеллана, карта путешествия Христофора Колумба к берегам Америки, карта «Хождение за три моря Афанасия Никитина», карта путешествий русских землепроходцев, карта плавания Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Карта взятия крепости Измаил, карта расселения древних славян, карта «Древняя Русь», карта «Нашествие Батыя на Русь», карта «Куликовская битва», карта Российской Империи в XVIII веке, карта Российской Империи в XIX веке, карта СССР.

План Костромы, план Амстердама, карта Золотого кольца России, карта стран-соседей России, физическая карта Зарубежной Европы, политическая карта Зарубежной Европы, карта стран севера Европы, карта стран Бенилюкса, карта стран центра Европы, карта стран юга Европы, карта Франции и Великобритании.

Физическая карта России, физическая карта мира, политическая карта мира, план Москвы, план Санкт-Петербурга

Географические планы и карты

>

тз о

X

о го

го

> о

о

го >

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

*

х

гп

>

О)

тз о го ш

тз о

о

тз

*

ш 5 Е

Исторические планы и карты

Рис. 1. Преемственная связь картографического содержания курсов «Окружающий мир» и «Начальный курс географии»

Рис. 2. Возможности курса «Окружающий мир» для формирования

географической культуры

очередь, на собственные наблюдения за окружающей средой. А первые географические наблюдения должны служить усвоению детьми первоначальных пространственных представлений. Наблюдения бывают длительными и кратковременными.

Одним из распространенных длительных наблюдений является наблюдение за изменениями погоды. Кроме того, заниматься изучением окружающей географической действительности учащиеся могут во время экскурсий. На географической экскурсии следует обращать особое внимание учеников на связи и взаимосвязи географических объектов и явлений.

Ввиду разносторонности географического материала, подлежащего изучению на экскурсии, виды географических экскурсий разнообразны [2]. Например, экскурсии в город по достопримечательностям родного края, экскурсии по знакомству с растениями и животными родного края в разные времена года, экскурсия по знакомству с основными

формами поверхности родного края: «Почвы родного края», «Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем)».

Другим важным источником формирования географических представлений служат наглядные средства обучения: картины, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели географических объектов и явлений.

Так, географическая картина, наряду с наблюдениями окружающей действительности, является важным источником географических знаний. Географические картины должны отвечать некоторым требованиям: правдиво изображать географические факты, давать изображение типичных географических черт так, чтобы, рассматривая ее, ученики приобретали какие-то новые для них сведения, в них должен фигурировать человек, они должны быть удобны для работы в классе.

Существуют определенные приемы работы с географической картиной:

• картина как исходный момент беседы. Учащиеся должны при этом не только зрительно воспринять изображаемые на картине объекты, но и сопоставлять отдельные стороны рассматриваемых предметов и явлений, сравнивать их с уже известными детям фактами и давать посильные выводы из содержания картины.

• картина как средство для повторения и закрепления изученного материала. Активность детей в повторении по картине приводит к более прочному и глубокому усвоению материала. Подытоживая высказывания детей, учитель должен лишь подчеркнуть наиболее важные моменты повторяемого материала [2].

Немалое значение в изучении элементарных географических представлений имеет глобус, так как дает изображение Земли в целом, и притом в единственно правильной и точной конфигурации земной поверхности. Глобус необходим для понимания вопросов о форме Земли, о различном нагревании частей ее поверхности. Особенно полезным является сочетание работы с картой и глобусом. Оно обеспечивает правильность и глубину географических представлений учащихся.

В современной школе важную роль в формировании географических представлений играют электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные компакт-диски, веб-сайты и веб-страницы с материалами по темам школьных курсов географии. Данные средства позволяют сделать урок «Окружающего мира» более современным и занимательным. В настоящее время к большинству учебников прилагаются диски, на которых наглядно представлен изучаемый материал, а на страницах самого учебника даются ссылки полезных интернет-ресурсов [2].

Важнейшим средством формирования географических представлений являются географические карты, в том числе и контурные карты.

Основная задача изучения географической карты заключается не только в том, чтобы усвоить определенное количество географических объектов, запомнить их расположение и название, но и в том, чтобы научиться понимать язык карты, извлекать из нее знания. Знакомство с картой можно начинать уже в 1-м классе, постепенно усложняя работу по ней. В начальных классах использую физическую карту, карту полушарий, карту природных зон, политическую карту. Большое значение имеет работа с индивидуальными

географическими атласами, которые рассчитаны на работу каждого ученика. Учитель должен систематически обращать внимание детей на карту в учебнике, приучая их пользоваться картой при работе с текстом [2].

Одной из важных работ при изучении начальных географических представлений играет работа с планом. Условные обозначения плана больше напоминают действительные предметы, чем условные обозначения карты. Все это делает план доступнее и понятнее, чем карта. Работая с планом, учащиеся привыкают разбираться в условных обозначениях и их сочетаниях, а значит, приучаются использовать план как источник сведений о действительности.

Важную роль в формировании первоначальных географических представлений играет яркий, образный рассказ учителя. Существует два наиболее распространенных типа географических рассказов: рассказ-описание (художественное и деловое); рассказ-путешествие, в котором дети воображают себя в роли путешественника и переносятся в соответствующую обстановку, что тем самым географические сведения становятся более убедительными. Рассказ должен сопровождаться иллюстративным материалом, а также при необходимости таблицами и схемами [2].

На уроках с применением видеофильмов учителю удается дать исключительно богатый материал в сравнительно короткий срок и добиться такой яркости впечатлений, какой трудно достигнуть при помощи других методов. Перед просмотром видеофильма проводится вводная беседа, в которой сообщается тема фильма, объясняются малознакомые термины, если такие встречаются в фильме, ставятся вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра фильма. Можно использовать дополнительные виды работы, которые должны быть связаны с содержанием фильма (работа с географической картиной, картой), а также показ моделей или экспонатов из коллекций и гербариев, чтение художественного отрывка. Использовать содержание фильма полезно и на последующих уроках.

Работа с источниками формирования первоначальных географических представлений понятна и доступна младшим школьникам, она пробуждает интерес и развивает самостоятельность. Проводя уроки «Окружающего мира» в соответствии с вышеперечисленными источниками, учитель способствует формированию географической картины мира у учащихся начальной школы.

Следующим компонентом географической культуры, выделенным В. П. Максаков-ским, является географическое мышление. Географическое мышление - это способность видеть любые аспекты жизни в проекции на территорию.

Географическое мышление включает в себя:

• мыслительные операции, направленные на объяснение различных географических ситуаций и решение проблем;

• географические знания и понимание целостности, системности и процессуально-сти окружающего мира;

• умение выдвигать гипотезы и выбирать из множества возможных вариантов наиболее приемлемый;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• владение мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• умение формулировать умозаключения;

• умение правильно задавать вопросы [4].

Пропедевтика формирования географического мышления в начальной школе осуществляется через формирование вышеперечисленных характеристик.

Для формирования мыслительных операций, направленных на разрешение различных географических ситуаций и проблем, а также для формирования умения прогнозировать конечный результат можно предложить задание «Мои экологические прогнозы». Оно состоит из незаконченных предложений, формулирующих проблемную экологическую ситуацию. Учащимся необходимо закончить предложения. Например: «Если люди будут продолжать вырубать леса, то... на Земле станет мало кислорода, воздух начнет быстро загрязняться, многие животные погибнут».

Для формирования у учащихся понимания целостности, системности и процессу-альности окружающего мира можно предложить задания «Путешествие по России» и «Путешествие по природным зонам России». Например, в задании «Путешествие по России» школьники описывают маршрут своего путешествия по наиболее интересным для них городам и наблюдаемые объекты. В задании «Путешествие по природным зонам России» учащимся предлагается заполнить лист путевого журнала, состоящий из четырех колонок. В первой написан перечень из шести изученных природных зон, а следующие три: «Что я беру с собой», «Каких животных я наблюдаю» и «Как животные приспособлены к условиям жизни» учащиеся заполняют самостоятельно.

Для формирования умения выдвигать гипотезы и выбирать из множества возможных вариантов наиболее приемлемый можно предложить задание «Если бы.». В нем учащимся нужно ответить на вопрос: как должны были бы измениться животные, если бы им пришлось жить в других природных зонах? Далее, исходя из информации о перечисленных животных и их новых местах обитания, учащиеся выстраивают предположения о необходимых изменениях во внешнем виде и образе жизни животных.

В целях формирования умения устанавливать причинно-следственные связи и формирования творческого мышления школьникам можно предложить сформулировать свою версию происхождения человека. Например, учащиеся выстраивают цепочку событий, которые, по их мнению, привели к появлению человека на Земле.

Для формирования владения мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения можно предложить учащимся сравнить два объекта (корова и коза, питон и гадюка), назвав их черты сходства и различия, а затем привести свой пример таких объектов.

Для формирования у учащихся умения формулировать умозаключения, можно предложить учащимся в течение 20 мин составить как можно больше примеров, содержащих два утверждения, из которых затем выводится умозаключение. Например: зимой холодно и идет снег, сейчас на улице идет снег и холодно, следовательно, сейчас зима.

Умение правильно задавать вопросы можно формировать таким образом: после прочтения параграфа учебника учащимся необходимо составить от 5 до 10 вопросов по нему и дать развернутый ответ на каждый вопрос.

И наконец, для формирования творческого мышления учащимся можно предложить придумать и нарисовать свой герб России и объяснить, что они нарисовали и почему.

Перед тем, как учащиеся приступают к выполнению тех или иных заданий, с ними проводится подготовительная работа, решаются и коллективно обсуждаются несколько похожих задач.

Все вышеперечисленные задания способствуют развитию географического мышления учащихся и помогают осуществить пропедевтическую подготовку к изучению «Начального курса географии».

Третьим компонентом географической культуры являются методы географических исследований [2]. Они включают в себя различные способы получения географической информации. Многие из них доступны для понимания младшими школьниками и часто используются при изучении курса «Окружающий мир».

Основными методами географических исследований являются картографический, исторический, статистический, экономико-математический, сравнительно-географический методы, метод географического районирования. Рассмотрим их более подробно.

Картографический метод позволяет составить представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Суть картографического метода заключается в том, что карты используются для изображения на них явлений, отображения пространственного расположения географических объектов, процессов и явлений.

Исторический метод помогает соединить современную географию с историей, установить их взаимосвязь. Исторический метод исследования также относится к традиционным методам географии. Его основная задача - проследить становление современного состояния и стадий развития, определить основные условия процесса развития географических объектов.

Статистический метод дает представление о природных объектах, используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства. Использование статистического метода в географии направлено на усвоение знаний об основных статистических понятиях, методах, их значении; овладение умениями использования статистических методов для поиска, интерпретации и демонстрации географических данных, для прогнозирования развития географических объектов и явлений; формирование готовности к использованию статистических знаний и умений в учебной и повседневной жизни.

Экономико-математический метод осуществляет различные расчеты, например, плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения.

Математические методы позволяют создавать особые описания географических явлений и процессов - их математические модели. Суть математического моделирования заключается в абстрагированном и упрощенном отображении действительности логико-математическими формулами, передающими в концентрированном виде сведения о структуре, взаимосвязях и динамике исследуемых географических явлений.

Метод географического районирования позволяет классифицировать территории по какому-либо признаку или комплексу признаков, например, физико-географические

(природные) районы, экономические районы. Сущность процесса районирования заключается в выявлении своеобразных территориальных образований и их границ в пространстве. Это универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем, широко используемый в географических науках.

Сравнительно-географический метод - один из основных и древних методов познания географической реальности, он является сквозным и используется при решении теоретических и прикладных задач географии. Он лежит в основе полевых, статистических, аэрокосмических методов, методов классификации и других методов географических исследований. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия.

Метод полевых исследований и наблюдений позволяет на практике закрепить учебный материал, дает возможность непосредственно познакомиться с объектом изучения. Он делает географию живой и интересной, позволяет своими глазами увидеть мир прекрасного, собрать интересные образцы и коллекции, то есть фактический материал, который является предметом изучения. Особая ценность данного метода заключается в том, что учащиеся получают возможность самостоятельно применить полученные знания и умения в реальной жизненной ситуации, а также провести эксперименты, осуществить наблюдения за объектами и явлениями.

Метод дистанционных наблюдений помогает в изучении различных географических объектов посредством аэро- и космических снимков. Космические снимки земной поверхности являются моделями местности, отражающими реальную географическую ситуацию на момент съемки. Наиболее ценными их свойствами являются:

• комплексное изображение ландшафтной структуры, включая основные природные и антропогенные компоненты;

• широкий спектральный диапазон съемки;

• высокая обзорность снимков;

• большое разнообразие масштабов съемки;

• различная периодичность съемки - от десятков минут до десятков лет; многократное покрытие съемкой земного шара.

Метод географического моделирования дает представление о внешнем виде и строении географических объектов при помощи создания их моделей. Моделирование играет роль необходимого инструмента в географической науке. В школьной географии используют разные модели: словесные, картографические, структурные, графические, натурные. Модель служит средством познания оригинала и отражает наиболее важные его свойства.

Наиболее сложный метод исследования - географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов - разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии окружающей среды в будущем.

Все вышеперечисленные методы могут использоваться в начальной школе как пропедевтика формирования основных методов географических исследований. Можно предложить некоторые примеры использования методов географических исследований в начальной школе:

1. Картографический метод.Пример: найти на карте заданный объект и описать его.

Этот метод работы с картой актуален на протяжении всего четырехлетнего обучения в начальной школе. Сначала школьники учатся находить на карте столицу России и свой родной город, затем, по мере усложнения картографического материала, находят и описывают реки, горы, природные зоны, а также перечисляют страны, имеющие границы с Россией. Варианты данного метода работы могут быть различными, но суть его состоит в том, чтобы научить младших школьников читать карту, ориентироваться в условных обозначениях и уметь рассказать об особенностях описываемого объекта.

2. Исторический метод. Пример: при помощи картинок рассказать об истории возникновения современных материков.

Основной задачей исторического метода в начальной школе является формирование у учащихся понимания протяженности географических процессов и явлений по времени. Школьники приходят к выводу, что наша планета не всегда имела современный вид, что ее облик постепенно менялся. При помощи исторического метода младшие школьники знакомятся с изменениями, происходившими на территории России в прошлом: появлением новых городов, смещением государственных границ и т. д.

3. Статистический метод. Пример: при помощи карты сравнить высоту нескольких гор или глубину некоторых морей.

Очень часто при первом знакомстве с географической картой младшие школьники ошибочно принимают ее цвета за лес и пустыню, и не сразу могут установить соответствие цвета с высотой или глубиной. Поэтому на уроках «Окружающего мира» целесообразно использовать методический прием работы с картой, при котором учащиеся самостоятельно сопоставят цвет воды на какой-либо территории с соответствующим значением на шкале глубин, а цвет гор со значением на шкале высот. Данный методический прием позволит младшим школьникам быстрее адаптироваться к условным обозначениям на картах.

4. Экономико-математический. Пример: сравнить численность населения в нескольких городах России.

Младшие школьники приобретают способность работать с большими числами уже в 3-м классе. Им становится понятно, что численность населения в разных городах может очень сильно отличаться. На уроках «Окружающего мира» учащимся интересно самим установить разницу между численностью населения в некоторых городах России, а затем попытаться сформулировать причины такого различия. Для успешного выполнения этого задания учителю лучше подобрать несколько городов, в которых причины различия очевидны, например, Москву и Мурманск.

5. Метод географического районирования. Пример: перечислить по карте все природные зоны России с севера на юг.

В 4-м классе младшие школьники подробно изучают каждую природную зону на территории России. Они находят ее на карте, знакомятся с ее описанием и обитателями. Перечисление природных зон и показ их на карте помогает учащимся лучше усвоить полученные знания, закрепить их практической работой с картой, а также свободно ориентироваться на ней.

6. Сравнительно-географический. Пример: сравнить две природные зоны по площади территории, растительному и животному миру.

После подробного изучения нескольких природных зон России учащимся можно предложить сравнить две из них по определенным параметрам. Такое задание поможет младшим школьникам запомнить характеристики каждой природной зоны, отличительные особенности, расположение. Кроме того, сравнивая сходства и различия нескольких территорий, школьники смогут глубже осознать все многообразие растительного и животного мира России.

7. Метод полевых исследований и наблюдений. Пример: во время экскурсии понаблюдать сезонные изменения в природе, описать их.

Самым простым и доступным методом географических исследований для детей является наблюдение. Уже в 1-м классе учащиеся могут точно определить признаки того или иного времени года, описать сезонные изменения в живой и неживой природе, провести простые эксперименты во время экскурсии: измерить температуру, глубину снежного покрова, определить наличие осадков. Такая работа позволяет младшим школьникам приобрести полезный практический опыт, который пригодится им в дальнейшем на уроках «Окружающего мира» и «Географии».

8. Метод дистанционных наблюдений. Пример: изучить космический снимок и определить, какая территория на нем изображена.

В современном быстро развивающемся мире необходимо как можно раньше знакомить учащихся с возможностями космической фотосъемки. После того, как младшие школьники освоят некоторые приемы работы с планом и картой, целесообразно показать им космические снимки некоторых изученных территорий. Это даст возможность сформировать более полное и правильное представление о том, как выглядит в реальности изучаемый объект, описать его внешний вид или дать характеристику. Данный вид работы побуждает у учащихся желание самостоятельно узнать демонстрируемый объект по характерным признакам, стимулирует интерес к изучаемой теме.

9. Метод географического моделирования. Пример: вылепить из пластилина модель Земли.

Данный метод помогает учащимся прочно усвоить изученный материал, так как формирует новые знания и умения при помощи практических действий. В младшем школьном возрасте многие психические процессы только начинают формироваться, поэтому учащиеся лучше усваивают тот учебный материал, который подкрепляется визуально или тактильно. Создание простых географических моделей способствует пониманию и закреплению изученного материала.

10. Географический прогноз. Пример: спрогнозировать изменения в природе, которые повлечет за собой свалка мусора у реки.

Создание простейших географических прогнозов доступно младшим школьникам уже с 1-го класса. Задания, связанные с экологическими прогнозами, учащиеся выполняют достаточно быстро: что будет, если количество автомобилей в городе увеличится в два раза? Что произойдет, если завод по производству химикатов начнет сливать в реку отходы производства? На эти и многие другие вопросы младшие школьники находят ответы. По мере взросления учащихся и усложнения учебного материала, усложняются и географические прогнозы, предлагаемые им: чем грозит глобальное потепление белым медведям?

Почему одно звено в пищевой цепи способно нарушить всю цепочку? Данный методический прием можно использовать на протяжении всего обучения в начальной школе.

Наконец, четвертым компонентом географической культуры В. П. Максаковский назвал язык географии: это система знаков, используемых для выражения умозаключений, понятий, законов, теорий географии.

Компонентами языка географии являются:

• понятия и термины;

• факты, цифры и даты;

• географические названия и язык карты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• географические представления (образы) [2].

Пропедевтика формирования языка географии в начальной школе может заключаться в использовании различных заданий:

1. Понятия и термины: учащиеся записывают в специальный словарик новые понятия и термины. Этот вид работы способствует запоминанию географической терминологии и усвоению новых понятий. Словарик ведется учащимися с 1-го класса и, таким образом, к концу 4-го класса школьники обладают довольно большим терминологическим багажом.

2. Факты, цифры и даты: работа с «лентой времени»; соотнесение событий, которые происходили в одно и то же время, но в разных местах (например, 1914 г. - начало Первой мировой войны и открытие Панамского канала). Информация, связанная с числами и датами, усваивается, как правило, труднее, чем обычная словесная информация. Поэтому целесообразно связывать некоторые события или явления, происходящие в одно и то же время, между собой. Младшие школьники очень хорошо запоминают выдающихся современников, например, Беллинсгаузена и Пушкина, и таким образом запоминают время, в которое они жили. А систематическая работа с «лентой времени» в учебнике помогает учащимся ориентироваться в последовательности происходящих географических и исторических событий.

3. Географические названия и язык карты: работа с легендой карты, выполнение различных заданий по карте. Для того чтобы легче запоминать названия незнакомых объектов, необходимо находить их на карте, проводить по карте сравнения одних объектов с другими, описывать их расположение и давать характеристику. Чем чаще младшие школьники будут прибегать к помощи карты в поисках названий тех или иных объектов, тем быстрее смогут запомнить их и тем больше условных обозначений станут для них привычными и понятными.

4. Географические представления (образы): используются те же методические приемы, что в пропедевтике формирования географической картины мира. Младшие школьники формируют первоначальные географические представления через непосредственные наблюдения за природой, работу с картами, планами и моделями, чтение увлекательных художественных и научно-познавательных географических текстов, работу с географическими картинами, просмотр тематических видеофильмов.

Таким образом, курс «Окружающий мир» в начальной школе может способствовать формированию географической культуры школьников. Содержание предмета позволяет

формировать все компоненты географической культуры благодаря различным методическим приемам и средствам обучения. Пропедевтическая работа по формированию основ географической культуры у младших школьников решает важную задачу обеспечения преемственности географических знаний и умений при переходе из начальной школы в основную.

Список литературы

1. Никифорова Н. А. Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО при обучении географии на разных ступенях образования. - URL: http:// www.openclass.ru/node/485481 (дата обращения: 12.06.2017).

2. Таможняя Е. А., Смирнова М. С., Душина И. В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. -321 с.

3. Проект: Концепция развития географического образования. - URL: http:// www.rgo.ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_ obrazovaniya_v_rf_0.pdf (дата обращения: 12.06.2017).

4. Максаковский В. П. Географическая культура. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

References

1. Nikiforova N. A. Problemy obespecheniya preemstvennosti v realizatsii FGOS OO pri obuchenii geografii na raznykh stupenyakh obrazovaniya. Available at: http:// www.openclass.ru/node/485481 (accessed: 12.06.2017).

2. Tamozhnyaya E. A., Smirnova M. S., Dushina I. V. Metodika obucheniya geografii: ucheb-nik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2016. 321 p.

3. Proekt: Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya. Available at: http:// www.rgo.ru/sites/default/files/upload / koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_ obrazovaniya_v_rf_0.pdf (accessed: 12.06.2017).

4. Maksakovskiy V. P. Geograficheskaya kultura. Moscow: VLADOS, 1998. 416 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.