Научная статья на тему 'Становление школьного экономического образования в России'

Становление школьного экономического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
5660
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНИКИ / SCHOOL ECONOMIC EDUCATION / HIGHER EDUCATION IN PEDAGOGY / SOCIAL SCIENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Светлана Александровна

Обоснована необходимость экономического образования школьников как важной составляющей гуманитарного образования. Проведен анализ нормативно-правового, учебнометодического и кадрового обеспечения преподавания экономики в российских школах. Выявлены основные проблемы в развитии школьного экономического образования и предложен ряд мер для изменения сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIAN HIGH SCHOOLS

Argued for is a necessity of including economics classes in the high school humanities curriculum. The article proceeds to analyze the legal, pedagogical, and teaching force aspects of the modern economics teaching in Russian high schools. The author lists the main difficulties in the development of high school economics classes and proposes a number of measures to be taken to improve the existing situation.

Текст научной работы на тему «Становление школьного экономического образования в России»

С. А. Михеева

Статья поступила в редакцию в ноябре 2009 г.

Аннотация

СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО

экономического

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Обоснована необходимость экономического образования школьников как важной составляющей гуманитарного образования. Проведен анализ нормативно-правового, учебнометодического и кадрового обеспечения преподавания экономики в российских школах. Выявлены основные проблемы в развитии школьного экономического образования и предложен ряд мер для изменения сложившейся ситуации.

Ключевые слова: школьное экономическое образование, высшее педагогическое образование, обществознание, Федеральный государственный образовательный стандарт, учебники.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается трансформацией всех сторон общественной жизни. Важным индикатором ее осуществления являются сдвиги в мировоззрении населения и изменение индивидуальной ментальности, замещение одних ценностных доминант другими. Нельзя не согласиться с мнением С. В. Гриневой, которая считает, что система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Институциональные преобразования становятся необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется [1. С. 270]. В связи с этим актуально звучат слова С. Л. Франка: «Для того чтобы изменить социальный строй, недостаточно просто приказать сделать это; надо научить людей жить иначе, надо перевоспитать их интеллектуально и морально, надо, чтобы в самом старом порядке уже естественно сложились элементы и формы отношений, могущие служить образцом дальнейшего развития» [15. С. 37].

Важнейшим ресурсом ценностного и социального преобразования общества является школьное обучение. Через школу проходит всянация,причемименновтотпериоджизникаждогочеловека,когда происходит сложение «частиц в целое», отдельных черт в личность. В своей работе «Угасание образовательного этоса» Л. Л. Любимов пишет: «Образование — создававшийся тысячелетиями институт

136

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

воспроизводства человека не только как существа мыслящего и наученного какой-то работе, но и как субъекта, в котором сформированы духовные основы его существования [7. С. 199].

Особую роль в формировании новых ценностных ориентиров будущих поколений играет гуманитарное образование школьников. Подчеркивая его значение, К. Д. Ушинский писал: «Недостаток общего гуманного образования, недостаток знакомства со специальными общественными науками и преобладание математического и технического направления составляют, без сомнения, одну не из последних причин замечательного бессилия и бесплодия нашей администрации, которая, несмотря на свою громадность, математическую рассчитанность и вечное движение своих бесчисленных колес, дает так мало положительных результатов» [14. С. 72]. Сегодня в России вес гуманитарного образования абсолютно несопоставим с весом и значением гуманитарного образования в школьных системах западных стран. В структурах учебных планов западных школ есть специально выделяемый блок гуманитарных предметов (humanities), объединяющий историю, основы философии и науки об обществе, а также блок «искусство», располагающий значительным ресурсом учебного времени. В результате на гуманитарные предметы в целом приходится до 60 % учебного времени. Особенно важным представляется включение в этот объем науки об обществе, вооружающей ребенка социокультурными и социально-экономическими компетенциями. Обширный гуманитарный блок западного общего образования — важнейший фактор устойчивого ценностного единства общества, позволяющий удерживать все локальные сообщества внутри культурной интеграции [6. С. 23].

Являясь важной составляющей гуманитарного образования, курс экономических знаний становится для школьников источником формирования норм поведения, понимания и признания демократических ценностей, уважения права собственности, этических норм предпринимательства. Невозможно представить себе целостное мировоззрение современного школьника без знания основ экономических отношений, институтов, процессов, существующих и развивающихся в стране и за ее пределами. Время активных дискуссий о необходимости изучения экономики в российских школах прошло, и сегодня у школьного экономического образования практически не осталось оппонентов. Все, кто заинтересован в развитии российского образования,— государство, семья, работодатель и общество в целом — уже осознали значимость экономических знаний в жизни человека. О востребованности школьного экономического образования свидетельствуют данные многочисленных социологических исследований, в ходе которых проводились опросы родителей, администрации школ, учителей и учащихся. Несмотря на это, развитие школьного экономического образования вряд ли можно охарактеризовать как поступательное. цель данной статьи: проанализировать становление

137

Практика

школьного экономического образования в России, выявить существующие проблемы и сформулировать основные меры, необходимые для его успешного развития. Важно отметить, что в данной работе речь не идет о профильном обучении экономике. Нас прежде всего интересует ситуация с массовой школой, а именно: какое экономическое образование получает (или не получает) «среднестатистический» российский учащийся в обычной общеобразовательной школе.

Преподавание экономики в советской школе. Международные проекты раннего постсоветского периода

Экономические знания в советской общеобразовательной школе были представлены главным образом в рамках предмета «обществоведение» и частично в курсе экономической географии. Преподавание обществоведения в школе было введено в 1920-х годах. Этот курс соединил сведения об истории, экономике и праве. Обществоведение было призвано сформировать у школьников цельное марксистское мировоззрение. что касается экономической составляющей обществоведения, то здесь изучались вопросы организации промышленного и сельскохозяйственного труда (ремесло, кустарничество, мелкое крестьянское хозяйство, колхоз, совхоз), экономические связи между городом и деревней и т. п. В середине 30-х годов XX в. обществоведение как учебный предмет в общеобразовательной школе было упразднено и введено вновь только с 1962/63 учебного года.

Во второй половине 80-х годов XX в. содержание школьного курса обществоведения было пересмотрено с учетом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации общества. В это время в начальной школе появляется предмет «Окружающий мир»; в 5-7-х классах преподаются три курса истории: всемирная история, история народов России и история отдельных национально-государственных образований; в 8-11-х классах вводится курс «Человек и общество».

Изучение экономики в качестве отдельного предмета началось в российских школах с 1991/92 учебного года. Становление школьного экономического образования в России происходило в тесном сотрудничестве ведущих российских вузов с образовательными организациями США и Европы. Можно выделить три основных направления этого сотрудничества.

Первое направление связано с приходом в нашу страну американской некоммерческой организации Junior Achievement (JA)1. Российская межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» была зарегистрирована в декабре 1991 г. Ее основателем и президентом стал академик Е. П. Велихов. Одной из первых программ JA в России была «Прикладная экономика». Она получила широкое распространение в 1990-е годы. Стремительное

JA создана в США в 1919 г. Распространение программ за рубежом началось в конце 30-х годов прошлого столетия. В 1989 г. создано специальное международное отделение Junior Achievement International, которое занимается распространением программ JA в других странах мира.

138

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

развитие программы во многом объясняется тем, что, во-первых, у нее практически не было конкурентов, во-вторых, в различных регионах страны было проведено большое число семинаров для школьных учителей, и каждый учитель, прошедший такое обучение, бесплатно получал комплект учебников. Но главной причиной широкого распространения программы, конечно же, была востребованность экономики как учебного предмета, как в школах, так и вузах, да и в обществе в целом. К этому времени многие родители и администрация школ уже осознали необходимость экономических знаний для детей и способствовали формированию спроса на школьное экономическое образование.

Второе направление сформировалось на основе деятельности некоммерческой образовательной организации «Международный центр экономического и бизнес-образования» (МцЭБО), созданной в 1992 г. при поддержке нью-йоркского Института «Открытое общество» (Open Society Institute)2. Основателем и директором МцЭБО является С. А. Равичев. С 1993 г. крупнейшим зарубежным партнером МцЭБО стал Национальный совет по экономическому образованию (НСЭО)3. Благодаря деятельности МцЭБО и его региональных центров в России появились качественные учебно-методические материалы по экономике, разработанные отечественными преподавателями и их американскими коллегами. МцЭБО внес также большой вклад в подготовку учителей экономики.

Третье направление стартовало в рамках международного проекта в программе ЕС ТАСИС4 «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и общих университетах». В 1994 г. конкурс выиграл новый российский вуз — Высшая школа экономики. ВШЭ, уже имевшая высокую репутацию в программе ТАСИС, стала оператором проекта. В процессе его реализации (1994-2008 гг.) были осуществлены программы переподготовки преподавателей экономических дисциплин для систем среднего и высшего образования, написаны учебники по экономическим дисциплинам для среднего и высшего образования. К участию в проекте ВШЭ привлекла Новосибирский госуниверситет и Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Доступ к программам проекта получили

2

3

4

Фонд создан по инициативе известного американского финансиста Дж. Сороса. Московское отделение Института «Открытое общество» — неправительственная некоммерческая благотворительная организация, которая реализовала в России ряд гуманитарных проектов и программ.

НСЭО — некоммерческая организация, деятельность которой посвящена распространению экономической грамотности. Совет основан в США в 1949 г. НСЭО реализует две программы: Economics America — национальная комплексная программа экономического образования в американских школах, Economics International — международная программа обмена, направленная на распространение экономического образования в странах с развивающейся рыночной экономикой.

ТАСИС (TACIS) — Программа технического содействия странам СНГ. Учреждена по инициативе Европейского союза с целью оказания содействия экономическим, социальным реформам и демократическим преобразованиям.

139

Практика

Развитие школьного экономического образования на рубеже XX-XXI вв.

сотни преподавателей вузов и школ из Новосибирска, Тамбова, Красноярска, Самары, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и других регионов. Всего в рамках проекта ВШЭ подготовила по 350-600-часовым программам около 1000 учителей экономики, получивших сертификаты Министерства образования с правом преподавания этого предмета в школе.

Преподавателями ГУ-ВШЭ (Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц, А. А. Мицкевич, Е. В. Савицкая и др.) разработана Концепция экономического образования в общеобразовательной школе, в которой определены цели, задачи и содержание экономического образования в начальной, основной и старшей школе. В. А. Автономов, Л. Л. Любимов и И. В. Липсиц являются авторами школьных учебников по экономике, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и получивших широкое распространение в стране. Факультет экономики РГПУ им. А. И. Герцена начиная с 1992 г. занимается подготовкой учителей экономики. В течение многих лет на базе факультета проводятся семинары для учителей экономики и обществознания. Преподаватели факультета разработали два учебно-методических комплекта: 1) для школ с углубленным изучением экономики (под редакцией С. И. Иванова) и 2) для гуманитарных классов общеобразовательных школ (под редакцией А. Я. Линькова). Оба комплекта имеют гриф Министерства образования и науки РФ. Экономический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ) с 1992 г. также проводит исследовательскую и учебно-методическую работу в сфере школьного экономического образования.

В становлении и развитии современной системы школьного экономического образования в России можно выделить три этапа, различающихся по степени нормативно-правового регулирования и по уровню учебно-методического обеспечения (табл. 1).

Данные, представленные в табл. 1, позволяют проследить, как формируются основы нормативного регулирования школьного экономического образования на федеральном уровне: от полного отсутствия нормативных документов до утверждения федерального компонента Государственного стандарта общего образования по экономике, как растет количество учебников и учебных пособий по экономике, изданных в центральных издательствах (рис. 1).

Мы разделяем понятия «учебник» и «учебное пособие» потому, что в соответствии с российским законодательством в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в учебном процессе должны использоваться только учебники, которые имеют гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ и входят в ежегодно обновляемые федеральные перечни учебников. По предметам, вводимым субъектами РФ в качестве регионального компонента стандарта, допустимо использование учебников, входящих в соответствующие региональные перечни. Вся остальная методическая литература, в том

140

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

Таблица 1 Этапы развития школьного

экономического образования

Этапы Нормативно-правовое регулирование Учебно-методическое обеспечение

Первый этап (1992-1998 гг.) Отсутствие на федеральном уровне нормативных документов, регламентирующих экономическое образование школьников Широкое распространение в стране программы «Прикладная экономика» (JA) и одноименного учебнометодического комплекта

Во многих регионах разработаны и утверждены региональные стандарты по экономике для школьников Издан первый отечественный учебник по экономике для школьников «Экономика без тайн» И.В. Липсица (1993 г.)

Экономика вводится в школах за счет регионального компонента и чаще всего как факультативный или элективный курс Изданы учебники для 10-11-х классов: Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева «Основы экономических знаний» (1997 г.), В.С. Автономов «Введение в экономику» (1998 г.)

Второй этап (1999-2003 гг.) Приказом Минобразования РФ № 56 от 30 июня 1999 г. утвержден Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования для образовательной области «Экономика» Издан учебно-методический комплект «Основы экономической теории» под ред. профессора С.И. Иванова для школ с углубленным изучением экономики (1999 г.)

Опубликовано информационное письмо Министерства образования РФ № 707/11-12 от 12 мая 1999 г. «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях» Издан учебно-методический комплект Т. Протасевич и И. Ермаковой «Начала экономики» для младших классов (2000 г.)

Опубликованы «Методические рекомендации по экспериментальной апробации структуры и содержания экономического образования в общеобразовательных учреждениях» Издан учебно-методический комплект «Экономика» под ред. А.Я. Линькова для 1011-х классов школ гуманитарного профиля (2001 г.)

Третий этап (2004 г. — по настоящее время) Приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г. утвержден федеральный компонент Государственного стандарта общего образования Ежегодное переиздание учебников, изданных в прошлые годы (И.В. Липсица; В.С. Автономова; УМК под ред. С.И. Иванова; под ред. А.Я. Линькова)

Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. утвержден Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования Издание учебных пособий для элективных курсов. В их числе: А. Архипов «Азбука страхования»; А.П. Балакина «Налоги России»; В.З. Черняк «Введение в предпринимательство» и др.

В основной школе ФБУП предполагает преподавание экономического блока в составе курса обществознания. Для среднего (полного) общего образования — два стандарта по экономике: на базовом и профильном уровнях Издается ряд пособий для начальной и основной школы: И.А. Сасова «Экономика для младших школьников»; учебник И.В. Липсица для 7-8-х классов «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» и др.

В соответствии с решением правительства РФ в 2005 г. начата разработка федерального Государственного стандарта общего образования второго поколения Издаются четыре новых учебника для 10-11-х классов(базовый уровень): 1) под общ. ред. Ф.-И. Кайзера; 2) А.П. Киреева; 3) под ред. А.Г. Грязновой (2007 г.); 4) Г.Э. Королевой, Т.В. Бурмистровой (2009 г.).

141

Практика

Рис. 1. Динамика издания учебников и учебных

пособий по экономике для начального, основного и среднего(полного) образования

14 т

12 10 8 6 4 2 0

1-4-е кл. 1-4-е кл. 5-9-е кл. 5-9-е кл. 10-11-е кл. 10-11-е кл.

ш,

і і

ш

штш

1

Уч. пособи я Учебни ки Уч. пособи я Учебники Уч. пособи я Учебники

И I этап В II этап S III этап

Источник: Личные исследования автора.

числе и учебные пособия, может использоваться только на факультативных занятиях.

Таким образом, за два десятилетия проделана большая работа по развитию нормативного и учебно-методического обеспечения школьного предмета «экономика». Разработано большое число программ, учебников и пособий для старших классов общеобразовательной школы. Наиболее проблематичным представляется учебно-методическое обеспечение экономического образования в 5-9-х классах. Для этой ступени практически нет качественных программ и учебников. В значительной степени это можно объяснить тем, что действующий стандарт предусматривает изучение экономики в качестве отдельного предмета только в 10-11-х классах. Что касается федерального компонента стандарта по обществознанию для основного общего образования, то примерная программа, составленная Минобрнауки на его основе, отводит на изучение экономики в рамках курса «Обществознание» 28 часов за четыре года: в 6-м классе четыре часа; в 7-м, 8-м, 9-м классах — 22 часа. Учитывая, что учебником может являться только та учебная книга, содержание которой полностью соответствует стандарту, легко понять причины отсутствия учебников по экономике для этой ступени: невозможно написать учебник, рассчитанный на четыре-шесть уроков. Существующие же учебные пособия для этого возраста, на наш взгляд, мало соответствуют целям и задачам школьного экономического образования.

В последние годы в нашей стране осуществляется издание ряда научно-методических журналов, публикующих результаты научных исследований в области школьного экономического образования. В их числе «Экономика. Вопросы школьного экономического образования» (Издательство Сибирского отделения РАН, Новосибирский государственный университет, журнал основан

142

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

в 1997 г.), «Экономика в школе» (издание ГУ-ВШЭ и Минобрнауки, основан в 1996 г.), журнал имеет вкладку «Школьный экономический журнал».

Следует отметить, что стремительное развитие школьного экономического образования на первых этапах в условиях практически полного невмешательства государства во многом было обеспечено энтузиазмом отдельных ученых, преподавателей вузов, авторов учебников, среди которых хотелось бы выделить Л. Л. Любимова, В. С. Автономова, И. В. Липсица, А. Л. Мицкевича, Е. В. Савицкую, А. Я. Линькова, В. В. Шереметову и Н. А. Заиченко. Большой вклад в развитие преподавания экономики в школе внесли издательство «Вита-Пресс» и его генеральный директор Л. В. Антонова. Именно в «Вита-Пресс» в период с 1992 по 2006 г. были изданы все школьные учебники по экономике.

Если вести отсчет с 1991/92 учебного года, то школьный учебный предмет «экономика» едва достиг своего совершеннолетия. Поэтому было бы несправедливо подходить к нему с теми же мерками, что и к другим школьным предметам, чья история исчисляется столетиями. Тем не менее современную ситуацию в школьном экономическом образовании в целом приходится характеризовать как период стагнации. Если опираться на такие количественные показатели его развития, как число нормативных документов и количество учебно-методических изданий, то ситуация представляется вполне благополучной. Однако после 2004 г. в стране произошло резкое сокращение числа школ, в которых экономика преподается в качестве отдельного предмета5. Анализ причин сложившейся ситуации с неизбежностью выявляет по меньшей мере три главных фактора, препятствующих развитию школьного экономического образования: особенности действующего Федерального базисного учебного плана (ФБУП), проблемы кадрового обеспечения, нехватка качественных учебников. Но главной причиной наступившего отката в преподавании экономики в школе была политика Министерства образования и науки.

В первый же год обязательной и всеобщей сдачи ЕГЭ обществознание сдавали свыше 50 % выпускников. Это был объективный и точный сигнал от общества о востребованности экономики как в школе, так и в вузах, поскольку из этих более 50 % примерно три четверти абитуриентов устремились на программы экономико-менеджериального профиля. В предшествующие годы этот спрос был не меньше. Однако Министерство образования и науки категорически не хотело вводить ЕГЭ по экономике. Более того, осенью

5 Напомним, что в данной работе речь идет об изучении экономики на базовом уровне, поэтому мы исключили из рассмотрения школы, в которых экономика изучается как самостоятельный предмет в рамках социально-экономического профиля. Профильное изучение ориентировано на учащихся, выбравших экономику в качестве будущей профессиональной деятельности. Нас же интересует экономическое образование для всех учащихся, получающих аттестат о среднем образовании.

Основные проблемы в современном развитии школьного экономического образования

143

Практика

2004 г. оно отменило этот предмет во всероссийских олимпиадах школьников. Это был первый сигнал директорам школ. Массовый протест регионов заставил министерство вернуть экономику в состав олимпиад. Но явная перспектива при всеобщем введении ЕГЭ не получить право на ЕГЭ по экономике создала у большинства директоров школ рациональный мотив снять экономику (и право тоже) из учебных планов и оставить только обществознание. В 2008/09 учебном году экономика и право как отдельные предметы из школьной учебной практики почти исчезли.

Согласно действующему ФБУП экономика, как и право, на базовом уровне в основной школе изучается в рамках интегрированного учебного предмета «обществознание», и только на ступени среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) допускается ее преподавание в качестве самостоятельного учебного предмета. Позволить себе «допустить» экономику в качестве отдельного учебного предмета в современных условиях может лишь небольшое число школ в стране. Для этого необходимы как минимум согласие администрации и наличие в школе подготовленного учителя, способного преподавать этот не самый простой учебный предмет.

Аналогично развивалась ситуация с кадрами. Учитывая взрыв спроса на школьное экономическое образование, Министерство образования РФ в 1992 г. включило в Перечень направлений и специальностей группы «Образование» специальность 030300 «Экономика» (квалификация «учитель экономики»). На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 1995 г., включающего данную специальность, во многих педагогических вузах России развернулась подготовка учителей экономики. Однако уже в 1999 г. распоряжением Минобразования РФ данная специальность была исключена из перечня. Сегодня в соответствии с действующим ГОС ВПО педагогические вузы могут осуществлять подготовку учителей экономики в рамках направления подготовки бакалавров 540400 «Социально-экономическое образование» (профиль — экономика). По нашим данным, подготовку учителей в рамках этого направления сегодня ведут более десяти педвузов страны. Среди них МГПУ (Москва), РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), БГПУ (Белгород), ВГПУ (Волгоград), ИГПУ (Иркутск), ПГПУ (Пермь), ОГПУ (Омск) и другие вузы. Однако лишь небольшая доля выпускников педагогических вузов (5-10 %) приходит работать в школу. Главная причина, безусловно, заключается в низком статусе учительской профессии. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2008 г., престижной эту профессию считают только 23 % россиян, в то время как 35 % однозначно отказывают ей в такой характеристике; 64 % россиян не хотели бы, чтобы их дети стали в будущем педагогами. Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя рассчитывать на материальное благополу-

144

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

чие (48 %) [12]. Педагогическое образование как составная часть системы образования нуждается в серьезном реформировании.

Проблема кадрового обеспечения школьного преподавания экономики имеет два аспекта. Первый: в штатном расписании непрофильной школы сегодня нет должности учителя экономики. К тому же с началом экономического кризиса в образовательных учреждениях были сокращены все вакантные ставки. Это привело к тому, что непрофильная школа сегодня не может принять на работу учителя с хорошим знанием экономики и не может доплачивать за дополнительную нагрузку учителю, прошедшему соответствующую подготовку и пожелавшему вести экономику в качестве второго предмета. Другой аспект кадровой проблемы — подготовка квалифицированных учителей экономики. В настоящее время экономику в школах, как правило, преподают учителя истории, географии и обществознания, не имеющие достаточных знаний в области экономики. В некоторых случаях к преподаванию экономики в школах привлекаются преподаватели вузов, не владеющие школьной дидактикой и методикой обучения.

чрезвычайно важной проблемой является обеспечение школьного курса экономики качественными учебниками. Все изданные учебники, как отмечалось выше, разработаны только для старших классов (см. рис. 1). Из этого следует, что если учащиеся не предполагают в будущем стать экономистами и не являются учениками профильной школы, то все необходимые экономические знания они должны получить из курса «обществознание». Анализ учебных программ и учебников по данному курсу с точки зрения экономической составляющей показывает их полную несостоятельность в решении задач школьного экономического образования. На наш взгляд, основной целью изучения экономики в общеобразовательной школе является формирование и развитие экономической культуры современного школьника, которое предполагает усвоение знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, определенных норм поведения в экономической деятельности, понимания смысла десятков ролей, которые выпускнику придется играть в жизни (потребитель и производитель, покупатель и продавец, заемщик и кредитор, акционер и пайщик, наемный работник и работодатель и т. д.). Изучение экономики в школе должно быть направлено на формирование экономической компетентности школьников, позволяющей им стать конкурентоспособными членами современного общества. Попытаемся понять, в какой степени достижению данных целей способствует содержание современных учебников, на примере одного из самых распространенных в последние годы учебника — «Обществознание» под редакцией академика РАО Л. Н. Боголюбова. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ на 2009/10 учебный год. Учебник состоит из двух книг — для учащихся 10-го и 11-го классов соответственно.

145

Практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФБУП отводит на изучение курса «Обществознание» на старшей ступени обучения 140 часов, из них на изучение экономического блока — 30 часов (21,4 %). В первой книге учебника на экономический блок отводится два параграфа объемом 25 страниц (7,4 %), во второй книге — 11 параграфов учебника (38,6 %). Таким образом, практически весь школьный курс экономики переносится на 11-й класс. Во второй книге материалы экономического блока представлены в главе «человек и экономика» 6. Следует признать, что в учебнике для учащихся 11-го класса присутствуют все экономические понятия, представленные в федеральном компоненте Государственного стандарта по обществознанию. Это понятно, поскольку именно этот факт позволяет учебной книге называться учебником и входить в федеральный перечень. Отметим, что обязательный минимум содержания по экономике в рамках курса «Обществознание» и обязательный минимум содержания по экономике в качестве отдельного предмета имеют некоторые различия. Сравнительный анализ соответствующих документов показывает, что в отличие от стандарта по экономике в стандарте по обществознанию нет таких принципиально важных экономических понятий, как «выбор» и «альтернативная стоимость», «рыночный механизм», «конкуренция», «рыночное равновесие», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи». Точно следуя «букве закона» (в нашем случае стандарта), авторы выпустили из рассмотрения вышеперечисленные понятия. Не вызывает сомнений, что «выбор» и «альтернативная стоимость» являются ключевыми для экономической науки, поскольку «экономическая теория — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» [17]. Опрос учителей обществознания, работающих по данному учебнику, показал, что подавляющее большинство преподавателей не знакомы с понятием «альтернативная стоимость» 7.

В учебнике не очень корректно, но все же рассматриваются понятия «спрос» и «предложение», но отсутствует понятие «рыночное равновесие». Однако изучение спроса и предложения направлено главным образом на анализ рыночного ценообразования. Ведь именно механизм рыночного ценообразования — ключ к пониманию функционирования рынка. В главе, посвященной изучению экономики, нет ни одного графика и ни одной формулы. Если вспомнить, что, по утверждению одного из ведущих экономистов-теоретиков XX в., лауреата Нобелевской премии (1970 г.) П. Самуэльсона, «язык математики — единственно

6

7

Авторы главы: канд. пед. наук Н. И. Городецкая, д-р пед. наук Л. Н. Боголюбов и д-р экон. наук В. А. Рубе.

Анкетирование проводилось в 2005-2007 гг. на курсах повышения квалификации учителей обществознания на базе факультета экономики РГПУ им. А. И. Герцена.

146

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

возможный язык для изложения основных положений экономической теории» [13. С. 94], становится не очень понятно, сведения из какой науки содержатся в учебнике. Сами авторы определяют предмет представленной в учебнике науки следующим образом: «Экономика как наука изучает использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей» [10. С 138]. Это значит, что основное предназначение экономической науки — помочь производителям произвести как можно больше «материальных благ». Такое определение является некорректным, поскольку сводит проблему относительной ограниченности ресурсов исключительно к сфере производства. Главным достоинством данного учебника, по опросам учителей, является то, что по нему «удобно готовить» учащихся к сдаче ЕГЭ. Это качество учебника не вызывает сомнений, поскольку сам ЕГЭ по обществознанию «скроен» именно под этот учебник. И тот и другой, по нашему мнению, нуждаются в серьезных изменениях.

Проблемы в развитии школьного экономического образования на данном этапе касаются всех его составляющих: нормативноправового, учебно-методического и кадрового обеспечения. И решать эти проблемы нужно комплексно. Другими словами, время становления прошло, пора переходить к развитию. Для успешного развития школьного экономического образования необходимо в ближайшее время решить целый ряд задач, среди которых мы выделяем три основные.

Первая задача: экономическое образование должно стать реальной составляющей частью общего образования. Другими словами, каждый выпускник общеобразовательной школы должен получить необходимый объем экономических компетенций. Для этого необходимо: 1) сформулировать задачи и определить результаты экономического образования (перечень компетенций) для каждой ступени общего образования: начального, основного и среднего (полного) образования; 2) разработать и утвердить стандарты экономического образования для всех ступеней общего образования; 3) ввести ЕГЭ по предмету «экономика» и позволить профильным вузам использовать результаты этого экзамена при поступлении в них.

В настоящее время продолжается начавшаяся еще в 2005 г. работа над стандартом общего образования второго поколения. Уже опубликованы ФГОС начального образования и проект ФГОС основного общего образования [9]. Инвариантная (обязательная) часть базисного плана для начальной ступени включает предмет «Окружающий мир», интегрирующий две предметные области: обществознание и естествознание. На ступени основного общего образования экономика традиционно входит в обществознание. Из чего следует, что изменение места экономики в учебном плане школ не планируется.

Комплекс задач по обеспечению качественного преподавания курса экономики в общеобразовательной школе

147

Практика

На наш взгляд, интегрированные курсы, объединяющие знания из различных предметных областей, могут и должны быть в школе, но только на младшей ступени. Как справедливо указывают разработчики стандарта, интегрированные предметы — математика, естествознание, обществознание — «обеспечивают подготовку к изучению систематических курсов и социальное взросление учащихся» [9]. Учащиеся начальной школы могут получить необходимые экономические знания из курса «Окружающий мир», правда, для этого придется пересмотреть его содержание. Необходимо уже с первого класса формировать у учащихся основы социально-экономической культуры, знакомить их с такими экономическими понятиями, как «ограниченность», «выбор», «право собственности».

Интегрированный курс «Обществознание» также вполне оправдан в 5-6-х классах. Для этой возрастной группы курс может включать небольшой пропедевтический модуль по экономике, направленный на освоение таких важных ценностнообразующих экономических категорий, как «труд», «предпринимательство», «рынок», «конкуренция», «налоги».

Начиная с 7-го класса необходимо отказаться от практики изучения экономики в рамках интегративного курса «Обществознание» в его современной интерпретации. Нам близка позиция Л. Л. Любимова: «Категорически недопустимо продолжение практики ухода за “братской могилой” так называемого интегративного курса “Обществознание”. Нам не известен ни один модуль в таких курсах, который содержательно отвечал бы элементарным требованиям современной экономической науки» [4. С. 19]. Такой же точки зрения в оценке данного предмета придерживается А. И. Любжин: «Этот предмет представляется нам чем-то вроде комедии нравов, написанной напыщенным, наукообразным языком» [3. С. 161].

В 7-11-х классах экономика должна стать отдельным учебным предметом, который будет преподавать грамотный учитель, владеющий не только глубокими знаниями в области экономики и математики, но и современными методами обучения экономическим дисциплинам (кейс-метод, метод проектов, моделирующие упражнения, эссе и др.). Только в этом случае можно надеяться, что экономические знания станут «инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами» [9].

Вторая задача: разработать и издать качественное учебнометодическое обеспечение для всех возрастных групп общеобразовательной школы. Для достижения качественно новых результатов обучения, выраженных в компетенциях, необходимо создать совершенно новые по структуре и содержанию учебники, которые бы не только являлись источником учебной информации,

148

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

раскрывающим содержание, предусмотренное учебной программой, но и выступали бы средством формирования навыков и ценностных установок. Современный учебник должен учить учиться. Его функции должны быть значительно расширены. что касается учебника по экономике, то он обязательно должен включать фактический и статистический материал, проблемные задания, направленные на развитие экономического мышления. Такой учебник должен быть разработан с учетом возрастных психологических и познавательных особенностей учащихся. Он должен быть эмоционально окрашенным, увлекательным для чтения и обязательно опираться на личный жизненный опыт учащихся. Это должен быть учебник про жизнь, а не про экономическую теорию. Это, разумеется, вовсе не означает, что в нем не должно быть теории. Но каждый раз, читая формулировки экономических законов и определения сложных экономических понятий, учащийся должен понимать, зачем и почему эти знания ему необходимы, где и как он сможет их применить.

Третья задача: обеспечить школу современными грамотными учителями экономики. Никакое самое замечательное техническое оснащение школ в рамках проводимых реформ не принесет результатов, пока в школу не придет современный высокообразованный учитель. Для решения этой задачи необходимо: а) реформировать педагогическое образование и пересмотреть систему переподготовки и повышения квалификации учителей; б) повысить статус учительской профессии.

В ФГОС ВПО третьего поколения в рамках направления подготовки бакалавров (магистров) «Педагогическое образование» включен профиль «Экономическое образование». Это означает, что Министерство образования и науки осознало необходимость подготовки учителей экономики. В последние годы появилось большое число публикаций, посвященных вопросам реформирования педагогического образования8. О необходимости модернизации педагогического образования, о подготовке нового учителя сегодня говорится на самом высоком уровне.

В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что систему педагогического образования в России ждет серьезная модернизация. В частности, на базе лучших российских вузов и школ появятся обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации, а «педагогические вузы будут постепенно преобразованы либо в базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Знаковым событием стало официальное открытие президентом Года учителя на Педагогической ассамблее в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена 21 января 2010 г. В своем выступлении Д. А. Медведев отметил: «В Год учителя пройдут самые разные мероприятия, направленные

8 См. например [5; 8; 16].

149

Практика

на укрепление авторитета педагога и укрепление, что не менее важно, его социального статуса. Но такую работу, конечно, нужно вести не один год. Мы с вами понимаем: никакая кампанейщина и никакие годичные мероприятия не приведут к результату, если впоследствии такого рода работа не будет продолжена. Поэтому Год учителя лишь удобный повод для того, чтобы дать старт такой работе».

Конечно, один Год учителя вряд ли изменит ситуацию, но последовательная государственная политика в области образования должна уже в обозримом будущем привести к повышению престижа учительской профессии, и учитель экономики должен занять достойное место в этой достойной профессии. Надо сделать так, чтобы выпускников вузов принимали в школу на конкурсной основе, чтобы там смогли работать только лучшие. Именно так обстоит дело во многих зарубежных странах, например в ФРГ. Профессия учителя в Германии занимает в шкале наиболее престижных специальностей свое законное место. Школьный учитель имеет статус государственного служащего, а оплата его труда выше среднего уровня по стране [11. С. 93].

Главная роль в решении этих задач принадлежит Министерству образования и науки РФ. В связи с этим мы обязаны подчеркнуть необходимость радикального изменения политики Минобрнауки в отношении школьного преподавания экономики, которая является обязательным предметом в учебных планах школ стран ОЭСР, а у нас заменена суррогатным компонентом курса «Обществознание».

Однако, как справедливо указывает Я. И. Кузьминов, «образование не является сугубо локальным делом системы образования, это дело всего общества. Более того, упреки в неблагополучном состоянии образования не могут быть обращены целиком к органам управления образованием, они должны адресоваться всему обществу. Распространяя этот взгляд на научную сферу, мы считаем, что кардинальные сдвиги в научном осмыслении проблем образования не могут быть осуществлены усилиями лишь педагогов-практиков или даже психолого-педагогического научного сообщества. Требуются исследования и рекомендации социологов, экономистов, философов, политологов и представителей многих других наук» [2. С. 22]. Экономическое образование — необходимый интеллектуальный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.

150

С. А. Михеева

Становление школьного экономического образования в России

1. Гринева С. В. ценности и национальные идеи в российском менталитете // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная науч.-практ. конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / под общ. ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004. С. 270.

2. Кузьминов Я. И. Образование в России: что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2004. № 1.

3. Любжин А. И. Гуманитарное образование в современной русской школе: болезни и мнимые лекарства // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 154-162.

4. Любимов Л. Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе // Экономика в школе. 2002. № 3. С. 14-28.

5. Любимов Л. Л. Размышления о педагогическом образовании // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 7-24.

6. Любимов Л. Л. Самая непростая проблема российского образования // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 11-26.

7. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 199-210.

8. Мареев В. И., Данилюк А. Я., Куликовская И. Э. Модернизация высшего педагогического образования // Педагогика. 2007. № 9. С. 66-72.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт http:// standart.edu.ru

10. Обществознание: учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2008. С. 138.

11. Писарева Л. Школьный учитель: его социальный статус и профессиональные проблемы // Народное образование. 2008. № 7. С. 93.

12. Россияне не считают профессию учителя прибыльной и престижной. Коммерсанта от 03.10.2008 г. http://www.kommersant.ru/

13. Самуэльсон П. А. Основания экономического анализа / пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 2002.

14. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника престола // Педагогика. 1999. № 5. С. 62-74.

15. Франк С. Л. Непрочитанное... Статьи, письма, воспоминания. М.: Моск. школа полит. исследований, 2001.

16. Чекалева Н. В. Обновление педагогического образования в высшей школе // Вестник ОМГПУ. Электронный научный журнал. Выпуск 2006 г. http://www.omsk.edu/

17. Robbins L. (1935) An essay on the nature and significance of economic science. 2nd ed. L.: Macmillan. P. 1-23.

Литература

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.