Научная статья на тему 'Экономическое образование школьников: проблемы и перспективы'

Экономическое образование школьников: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование школьников: проблемы и перспективы»

Н.И. КУЗНЕЦОВА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят не только изменения в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса, но и в системе образования в целом.

На сегодняшний день основная задача общеобразовательной школы -сформировать систему универсальных знаний, умений и навыков, которые затем применит на практике учащийся. Старшеклассник, который готовится к самостоятельной жизни, независимо от избранной им профессии, должен иметь прочные экономические знания, ориентироваться в экономических вопросах и проблемах и уверенно чувствовать себя в жизни. Надо помочь ему осознать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от предприимчивости и инициативы и в конечном счёте от профессиональной и экономической грамотности. Поэтому трудно переоценить роль экономического образования в современной экономике.

Экономическое поведение неотделимо от поведения человека, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. С переходом российского государства к экономике рыночного типа возникла необходимость экономического образования, которому раньше практически не уделялось внимания.

Экономика как учебная дисциплина на сегодняшний день не является обязательным предметом и преподается в качестве спецкурса или факультатива для желающих в отдельных образовательных учреждениях (школах, учреждениях дополнительного образования, гимназиях, лицеях и др.).

В процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, максимально использовать индуктивный метод обучения (при знакомстве с экономическими понятиями приводить яркие жизненные ситуации и факты).

Решить проблему трудовой подготовки и экономического образования и воспитания учащихся помогает и соответствующая нормативно-правовая база. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения» нацеливает общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для организации современных форм и методов хозяйствования, социальной адаптации и интеграции в рыночную экономику России. К сожалению, у большинства населения не сформированы ценностные ориентиры на свободную экономическую деятельность, отсутствует развитие предпринимательских способностей, многим не хватает социально значимых знаний и умений и опыта самостоятельной экономической деятельности.

Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за всё возрастающей конкуренции. Поэтому экономическая подготовка может развивать не только социально-востребованные качества личности, но и формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического образования затрагивает интересы и учащихся, и их родителей, и учителей, и администраторов образовательной сферы. По мнению администраторов, такое образование даёт определённые преимущества в жизни: экономические знания расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества. Кроме того, изучение экономики

ориентирует учащегося в выборе профессии, помогает если не найти работу, то открыть собственное дело, а также усвоить программу вузов и ссузов.

Первостепенная роль в организации экономического образования школьников отводится органам управления образованием различного уровня, стимулирующих разработку комплексных региональных программ экономического образования, в которых особое место отводится созданию нормативно-правовой базы и разработке региональных компонентов содержания экономического образования. Экономика включена в региональный учебный план общеобразовательных учреждений.

В Ульяновской области предмет «Экономика» изучают в школах уже почти десять лет. За это время накоплен определённый опыт, разработаны информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики (организационно-методическое руководство экономическим образованием возложено на институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).

Государственная система экономического образования ориентирована на развитие навыков экономического мышления, экономической культуры, отвечает общественным потребностям. В то же время важной проблемой экономического образования школьников является определение содержания учебного предмета как целостной системы, обеспечивающей формирование необходимого уровня знаний, умений и навыков.

С 1999 г. экономика - федеральный курс, содержание которого определено во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), «Обязательном минимуме содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1235) и «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) образования» (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56).

Согласно нормативно-правовым документам экономика обязательна для изучения в 10-11-х классах. Она включена как компонент образовательной области «Обществознание», которая имеет сноску: «Представленное в образовательном минимуме содержание может быть реализовано в отдельном курсе "обществознание", "география", "технология"». В пояснительной записке рекомендовано изучать экономику за счёт часов вариативной (необязательной) части, однако в «Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322) часы на преподавание экономики не выделены.

Такая неопределённая ситуация вызывает массу вопросов. В результате школы выделяют на курс экономики от 1 до 5 часов в неделю в зависимости от учебного плана и заинтересованности родителей, учащихся, учителей и администрации общеобразовательного учреждения.

Для средней (полной) общеобразовательной школы разработан минимум содержания образовательных программ по экономике. Углублённое её изучение, так же как и профильное, организуется по программам, разработанным и рекомендованным Минобразования России. Такие программы разработаны для общеобразовательных классов на 1 и 2 часа в неделю, для углублённого изучения - на 3 и 4 часа в неделю и для профильного - на 3 и 4 часа в неделю.

Обеспеченность образовательного процесса учебно-методическими комплектами - ещё одна, не менее важная, проблема экономического образования.

Только пять рекомендованных учебников по экономике для учащихся 10-11-х классов (авторы И. Липсиц, В. Автономов, Л. Любимов, С. Иванов, М. Скар-жинский, приказ Минобразования от 21 декабря 1998 г. № 3135 «Об утверждении перечня учебников и пособий») соответствуют утверждённому минимуму содержания образования.

Если для 5-11-х классов существуют хотя бы региональные программы и УМК, то при преподавании экономики в начальной школе возникают определённые проблемы. Экономика не включена в курсы и учебные предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части Базисного учебного плана. Там, где ведется экономика в начальной школе (за счёт времени вариативной части Базисного учебного плана), первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Преподавание курса экономики в начальной школе должно соответствовать требованиям, предъявляемым к отбору учебного материала, его информационной насыщенности и возрастным особенностям обучающихся, объёму и языку изложения.

В Ульяновской области преподавание экономики в 5-11-х классах общеобразовательной школы ведётся за счёт действующего Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в качестве регионального компонента. Можно рекомендовать следующие учебники: Автономов В. «Введение в экономику» (8-9-е классы); Липсиц И. «Экономика», 1 и 2-я части (10-11-е классы); Иванов С. «Основы экономической теории»; Любимов Л., Раннева Н. «Основы экономических знаний» (10-11-е классы с углублённым изучением экономики). К этим учебникам есть методическое обеспечение для учителей и учащихся. Рекомендуем также использовать практические пособия А. Мицкевича «Сборник задач по экономике», «Экономика в задачах и тестах».

К сожалению, нет учебных пособий для 5-9-х классов, охватывающих все разделы утверждённой программы. Поэтому существует практика издания paбочих тетрадей для этих классов как компонента разрабатывающихся учебно-методических комплектов.

Говоря о кадровом обеспечении школьного экономического образования, необходимо отметить, что оплата труда учителей очень низкая, профессиональных экономистов в школах практически нет. В лучшем случае преподают люди с экономическим образованием двадцатилетней давности и не нашедшие себя в рыночных условиях. Основная же масса учителей экономики имеет лишь педагогическое образование, что требует серьёзной работы по их переподготовке и повышению квалификации.

Сейчас преподают экономику и прикладные дисциплины в основном учителя, которые ведут другие предметы в школе. Процент обученных, получивших экономическое образование, очень мал. Несмотря на активную курсовую подготовку учителей экономики в УИПК ПРО, в области их явно не хватает. После окончания вузов студенты не спешат идти в школу, а трудоустраиваются в негосударственные учреждения, где предлагаемая зарплата в несколько раз больше бюджетной.

Что касается школьников, то с каждым годом повышается их интерес к предмету, растет количество участников в районных, городских и областных олимпиадах по экономике. Традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса их уже не устраивают, так как они стремятся реализовать себя, свой интеллектуальный потенциал и ищут более активные

способы приложения своих сил. Многие школьники определяют в качестве наиболее предпочтительного направления профильного обучения - социально-экономическое; родители, в основном, солидарны с ними. Однако профильных классов экономической направленности как в городе, так и в области, крайне недостаточно, что также затрудняет развитие школьного экономического образования, даже в условиях столь очевидного спроса на него.

Качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителя, умений оптимально сочетать в учебном процессе теоретические формы проведения занятий с практическими. Учитель должен уметь проводить деловые игры, решать экономические проблемы и задачи, использовать в своей работе инновационные методы преподавания экономики - применять активные методы преподавания предмета. Использование в своей практике активных методов позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их деятельность, формирует и закрепляет практические навыки. Так, ролевые игры дают возможность учащемуся погрузиться в ту действительность, которой посвящена игра, ставя себя на место воображаемых субъектов экономики, учиться действовать оперативно, принимать решения и нести определённую ответственность за их результаты. Ролевая игра оказывает сильное эмоциональное воздействие, не сопоставимое с воздействием других форм обучения. Она требует большей самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность. Думается, что уже настало время не только для определения общих тенденций развития экономического образования школьников, но и для совершенствования Государственного стандарта среднего (полного) образования (внедрение в практику и эффективное применение учебно-методического комплекса, включающего активные методы обучения, использование межпредметных связей, обучение или переквалификация учителей экономических дисциплин).

Ситуация, которая сложилась в сфере экономического образования школьников, требует разработки и формирования основательного школьного курса экономики, рассчитанного на потребности современной школы, в тесном взаимодействии академической науки, специалистов-практиков и школьных преподавателей. Проблемы экономического образования должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и на общегосударственном. В перспективе, в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства, система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Основой современной образовательной политики государства должны стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования должны затронуть процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций с родителями и работодателями.

Литература

1. Курс экономики: Учебник / Под ред. А.Б. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1999. 716 с.

2. Левина Н. Проблемы и перспективы экономического образования // Народное образование. 2003. № 10. С. 123-127.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика: В 2 т.: Пер. с англ. Таллин: Римол, 1993. 400 с.

4. Палкин Ю.И. Экономическое воспитание студентов. Киев: Вища школа, 1983. 47 с.

5. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика. М.: Молодая гвардия, 1986. 288 с.

6. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Молодая гвардия, 1981. 264 с.

7. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Минск: Вышэйш. шк., 1998. 368 с.

8. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 109-117.

9. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

КУЗНЕЦОВА НАДЕЖДА ИЛЬИНИЧНА родилась в 1969 г. Окончила Луганский сельскохозяйственный институт. Методист кафедры педагогики и психологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, соискатель кафедры педагогики Ульяновского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.