Научная статья на тему 'Экономическое образование в современной общеобразовательной организации: постановка проблемы'

Экономическое образование в современной общеобразовательной организации: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ECONOMIC LITERACY / ECONOMICS / ECONOMIC EDUCATION / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION / INNOVATIONS IN EDUCATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна, Снурницына Юлия Маратовна

Данная статья посвящена актуальной проблеме в современной образовательной действительности экономическое образование младших школьников. Российская школа в настоящее время находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию курсов, методов и методик преподавания, расширяется спектр предметов, изучаемых в школе и проч. Одним из таких предметов является экономика дисциплина, являющаяся одной из важнейших составляющих гуманитарного образования, позволяющая сформировать целостное мировоззрение современного школьника, вооружить его базовыми знаниями об основах экономических отношений и широким спектром социально-экономических компетенций. Данные позиции и явились отправной точкой обращения исследователей к рассматриваемой проблематике. В работе проведен теоретический анализ феномена экономического образования в историко-педагогической ретроспективе, отражены международные тренды в экономическом образовании обучающихся современной школы. Кроме того, выделены концептуальные позиции, регламентирующие деятельность общеобразовательной организации в контексте современной государственной образовательной политики. Наряду с этим авторы акцентируют внимание на реальной необходимости экономической образованности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна, Снурницына Юлия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Education in the Modern Educational Organization: Formulating the Problem

This article deals with the key problem in the modern educational reality the economic education of junior schoolchildren. The Russian school is currently in the process of reforming: approaches to the content of courses, methods and methodologies of teaching are changing, the range of subjects studied at school is being expanded, and so on. One of such subjects is economics as the most important components of the humanities education, allowing to form an integrated worldview of modern pupils, equipping them with basic knowledge about the economic relations and a wide range of social and economic competencies. These positions were the starting point for researchers to address the issues under consideration. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of economic education in the historical and pedagogical retrospective, reflects the international trends in economic education of modern schoolchildren. In addition, the article defines conceptual positions governing the activities of the general educational organization in the context of modern state educational policy and focuses on the real need for economic education of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в современной общеобразовательной организации: постановка проблемы»

1УДК 378.1 ББК 74.04

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

А. С. Москвина, Ю. М. Снурницына

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме в современной образовательной действительности - экономическое образование младших школьников. Российская школа в настоящее время находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию курсов, методов и методик преподавания, расширяется спектр предметов, изучаемых в школе и проч. Одним из таких предметов является экономика - дисциплина, являющаяся одной из важнейших составляющих гуманитарного образования, позволяющая сформировать целостное мировоззрение современного школьника, вооружить его базовыми знаниями об основах экономических отношений и широким спектром социально-экономических компетенций. Данные позиции и явились отправной точкой обращения исследователей к рассматриваемой проблематике. В работе проведен теоретический анализ феномена экономического образования в историко-педагогической ретроспективе, отражены международные тренды в экономическом образовании обучающихся современной школы. Кроме того, выделены концептуальные позиции, регламентирующие деятельность общеобразовательной организации в контексте современной государственной образовательной политики. Наряду с этим авторы акцентируют внимание на реальной необходимости экономической образованности младших школьников.

Ключевые слова: экономическая грамотность, экономика, экономическое образование, экономическое воспитание, общеобразовательная организация, инновации в образовании, младшие школьники.

ECONOMIC EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION: FORMULATING THE PROBLEM

A. S. Moskvina, Yu. M. Snurnitsyna

Abstract. This article deals with the key problem in the modern educational reality - the economic education of junior schoolchildren. The Russian school is currently in the process of reforming: approaches to the content of courses, methods and methodologies of teaching are changing, the range of subjects studied at school is being expanded, and so on. One of such subjects is economics as the most important components of the humanities education, allowing to form an integrated worldview of modern pupils, equipping them with basic knowledge about the economic relations and a wide range of social and economic competencies. These positions were the starting point for researchers to address the issues under consideration. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of economic education in the historical and pedagogical retrospective, reflects the international trends in economic education of modern schoolchildren. In addition, the article defines conceptual positions governing the activities of the general educational organization in the context of modern state educational policy and focuses on the real need for economic education of younger schoolchildren.

Keywords: economic literacy, economics, economic education, economic education, general education organization, innovations in education, junior schoolchildren.

В современном динамично меняющемся мире, как известно, судьба каждого из нас зависит от нашей правовой и экономической грамотности. В связи с этим перед образовательными организациями стоят новые широкие задачи по воспитанию современного гражданина, обладающего правовым и экономическим мышлением, которое будет проявляться в нравственно обоснованном поведении в современном обществе. Сегодня как никогда перед обществом в целом и школой в частности стоит задача экономического воспитания обучающихся, отвечающего потребностям и требованиям времени, в котором происходит постоянное возрастание роли социальных ценностей, таких как компетентность, знания и высокий профессионализм.

Помимо вышеизложенного, экономическое образование и воспитание развивает умение строить коммуникативные связи, самостоятельность, инициативность, интеллектуальные способности, терпимость по отношению к другим людям и проч. Все эти качества продолжают закладываться в младшем школьном возрасте, поэтому, на наш взгляд, обучение экономической грамотности детей необходимо начинать именно с этого возраста, обеспечивая преемственность и непрерывность формирования экономического мышления на протяжении всех лет обучения в школе.

Анализ литературы позволяет говорить об интересе различных ученых к проблеме экономической грамотности. Вклад в развитии проблемы экономического воспитания внесли исследователи: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, В. С. Дудик, Е. Н. Камышеченко, М. Л. Малышев, К. Ц. Петросян, Е. Н. Соболева, С. А. Малинин, А. С. Нисимчук, Г. А. Романова, И. Г. Рябова, И. А. Сасова и др.

П. Р. Атутов, Ю. К. Васильев, С. Я. Батышев, Н. Б. Кулакова изучают проблему экономического образования как составляющую трудового воспитания. Они считают, что экономическое обучение является условием гражданской и трудовой зрелости [1-3].

В. К. Розов полагает, что проблема экономического образования представляет совокупность

трудового и идейно-политического воспитания и не является отдельным направлением [4].

Часть исследователей рассматривает экономическое воспитание в контексте отдельного направления, в контексте образовательных технологий (Г. М. Киселева, Л. Н. Пономорев, И. А. Сасова, А. Т. Шпак и др.) [5].

П. Г. Бунич, В. Д. Попов, К. А. Сабиров, П. К. Платонов говорят об экономическом образовании как части знания, лежащего на стыке психологии и экономики. При этом сущность психологии рассматривается в ключе исследований закономерностей развития экономического мышления [6; 7].

Основная часть исследований по теме была сделана в 1980-1990-е гг. Однако темпы развития общества в последние десятилетия настолько высоки, что постоянно требуют поиска новых методов решений вопросов.

Новые технологии, системные инновации потребовали от системы образования перестройки с целью адаптации к новым условиям и требованиям современного мира. Были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты:

• первого поколения 2004 г. (общее образование);

• второго поколения 2009 г. (начальное образование), 2010 г. (основное общее образование), 2012 г. (полное общее образование).

Динамично меняющаяся жизнь ставила и продолжает ставить перед системой образования новые задачи, том числе задачи экономического образования, которые становятся все более актуальными. Стандартный набор академических знаний становится недостаточным для современного школьника и выпускника, формирование поведения которого требует в настоящем времени определенных ценностных принципов и установок. Школа всегда была важнейшей основой для формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, источником формирования мировоззрения и норм поведения.

В настоящее время нельзя представить себе выпускника, не знающего основ экономи-

ческой деятельности. Однако экономическое образование - достаточно молодое явление в нашей стране, которое требует еще большой работы как в области методологии, так и практической реализации.

В настоящее время экономическое образование в России имеет ряд серьезных проблем, которые условно можно разделить на внешние, касающиеся организации учебного процесса, и внутренние, связанные с изменением ментальности, ценностных ориентиров и установок населения страны [8].

В начале 1990-х гг. в школах начали изучать курс «Экономика» как отдельный предмет. Это было связано с работой различных организаций, например, таких, как Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижения молодых» - Junior Achievement Russia, которая начала свою работу в 1991 г. после подписания в Кремле договора о введении различных курсов по направлениям «экономика и менеджмент». В 2005 г. Департамент образования города Москвы отправил аннотационную справку МОО «Достижения молодых» для использования в образовательных организациях. В документе отражен список учебно-методических комплектов, рекомендуемых для использования на курсах изучения экономики. К своим задачам по настоящее время организация относит воспитание экономически грамотных молодых россиян, которые готовы к активной и успешной деятельности в разных отраслях экономики.

Помимо МОО «Достижения молодых» в 1990-х гг. на территории России начинает работу еще одна некоммерческая организация «Международный центр экономического и бизнес-образования». Благодаря работе организации были выпущены новые учебно-методические комплекты, осуществлено обучение и подготовка педагогических кадров в области финансово-экономического образования.

Наряду с этим в 1990-е гг. начинается работа проекта «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и общих университетах» (ТАСИС. TACIS -Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Техническая помощь Содружеству Независимых Государств). В России данная программа осуществлялась Высшей школой экономики (ВШЭ). В соответствии с

приказом № 863 от 05.04.1999 г. Министерство общего и профессионального образования России утверждает программу проекта, основными направлениями которой становятся обучение преподавателей в магистратуре, создание в ВШЭ аспирантуры нового типа, обучение и переподготовка учителей экономики, разработка учебно-методических пособий и учебников, создание региональных профессиональных организаций учителей экономических дисциплин. Однако после проведения в 2006 г. проверки Евросоюза специалисты пришли к выводу, что только 17% программ дали результат (5 из 29). Вследствие таких низких показателей программа была закрыта.

Работа трех организаций в 1990-е гг. привела к созданию следующих учебно-методических пособий и учебников: И. В. Липсиц «Экономика без тайн» (1993), Л. Л. Любимов «Основы экономических знаний» (1997), В. С. Автономов «Введение в экономику» (1998), С. И. Иванов «Основы экономической теории» (1999).

Наиболее значительным событием 1990-х гг., на наш взгляд, является выход первых государственных документов в области экономического образования - Приказа Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г., утвердивший минимум содержания среднего (полного) общего образования для дисциплины «Экономика», Письма Министерства образования России № 707/11-12 от 12.05.1999 г. «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях». На наш взгляд, именно с этих двух документов можно вести счет развитию экономического образования в школе. Таким образом, в 2018 г. экономическому образованию школы исполняется 19 лет.

Государственная политика и динамичное развитие всех областей экономики привели к реформированию и системы образования. Первое десятилетие XXI в. может быть отмечено следующими основными событиями: введение ЕГЭ, утверждение и введение государственного стандарта в образовании, разделение стипендий на социальную и академическую, оптимизация количества сельских школ и др. В экономическом образовании также происходит ряд важных событий, связанных как с нормативно-правовым регулированием, так и выходом учебно-методических пособий.

Так, 5 марта 2004 г. приказом № 1089 Министерством образования и науки РФ утвержден федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 9 марта 2004 г. утвержден федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Продолжают переиздаваться учебники по экономике, вышедшие в 1990-е гг. Появляются новые издания: А. Архипов «Азбука страхования», А. П. Балакина «Налоги России», В. З. Черняк «Введение в предпринимательство». Выходят в свет учебники для начальной и основной школы (И. А. Сасова «Экономика для младших школьников», учебник по экономике для 7-8 классов И. В. Липси-ца, 4 новых учебника для 10-11 классов под редакцией Г. Э. Королевой, А. П. Киреева, Ф. М. Кайзера, А. Г. Грязновой).

На основании вышеизложенного видно, что почти за 20 лет была проделана серьезная работа в развитии нормативно-правового регулирования и в обеспечении учебно-методическими пособиями. Однако одним из актуальных вопросов экономического образования в России по-прежнему остается проблема отсутствия учебников и программ. Действующий стандарт образования предусматривает изучение экономики как отдельного предмета только в 10-11-м классах. В последнем федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждены пособия только для обучающихся 10-11-го классов [9]. Отсутствие отдельного предмета в 5-9-м классах обусловило фактическое отсутствие учебников. В курсе обществознания в 5-м классе нет ни одной темы по экономическим аспектам, в 6-м классе отведено всего 6 часов на изучение экономического блока, а в 7-9-м классах программа предусматривает не более 30 часов. Учебником в общеобразовательной школе может быть только книга, соответствующая стандарту. В сложившихся условиях отсутствия самого предмета «Экономика», когда экономике отведено всего несколько часов в курсе обществознания, написание качественного учебника становится проблематичным.

Несмотря высокую потребность в финансовой грамотности, экономическое образование

на сегодняшний момент находится в упадке. Министерство образования и науки РФ до сих пор не ввело ЕГЭ по экономике, а в 2004 г. даже отменило предмет во всероссийских олимпиадах школьников. Однако в настоящее время вводится Всероссийская олимпиада школьников по экономике.

В данных условиях малое количество школ может позволить себе разрешить преподавание экономики.

На фоне внешних проблем экономического образования (кадры, учебники, статус предмета) существуют и внутренние проблемы, которые с каждым годом приводят к росту социального неблагополучия населения, что обусловлено отсутствием, с одной стороны, экономической компетенции граждан, а с другой - изменением ценностных установок и ментально-сти. Выпускник современной школы, имеющий набор знаний по изучаемым не одно десятилетие предметам, становится зачастую после достижения совершеннолетия не готовым к вызовам жизни, чтобы принимать правильные решения, нести ответственность и грамотно распоряжаться финансовыми ресурсами, являющимися основой жизни каждого человека [10].

Обучение новому предмету немыслимо без соответствующего фундамента в воспитании. «Образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (Д. И. Менделеев). В сложившейся ситуации современная школа должна ставить перед собой задачи формирования у учащихся нравственных ценностей (доброта, любовь, милосердие, правдивость, трудолюбие, скромность, совесть, справедливость, патриотизм и т. д.), а также правильного отношения к ценностям материального мира и их практического применения.

С точки зрения воспитания необходимо учить правильному отношению обучающихся к материальных ценностям, с точки зрения образования - формировать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами, тратами, операциями на финансовом рынке.

Вопрос повышения финансовой грамотности детей и молодежи, с одной стороны, и кризис духовной культуры - с другой - обуславливает необходимость формирования системы материальных ценностей на фундаменте мо-

рально-нравственных установок. Обучение правильному отношению к деньгам вообще и финансовым рынкам в частности должно идти вслед за поднятием общей культуры и социальной ответственности, в противном случае, сосредоточившись только на практических знаниях и их прикладном характере, мы рискуем получить «одномерного человека», который, по словам западного социолога Герберта Мар-кузе, является лишь потребителем.

А. С. Макаренко писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, то может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущение красоты личности и ее настоящей ценности» [11, с. 504].

Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу на фоне девальвации нравственных ценностей, социальной несправедливости, распространения философии потребительства требует безотлагательного восстановления системы нравственного воспитания в системе образования, и особенно в программах тех предметов, которые связаны с материальным миром.

Установки на некоторые позиции, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивал К. Д. Ушинский, обязаны отражать потребности народа и должны быть тщательно продуманными.

Сфера образования является одной из важнейших составляющих государственной политики в области духовной культуры. В послании Президента России Д. А. Медведева к Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 г. отражены основные задачи страны на ближайшие годы: закрепление в национальной культуре нравственных установок, сохранение богатых национальных традиций, воспитание молодежи в духе гражданской активности и проч. [12].

В основу курса финансовой грамотности в первую очередь должны быть положены традиционные ценности, а в его содержание - изучение теории, и лишь на заключительном этапе - практики. Именно с национальных ценностей нужно начинать вырабатывать содержание и методику нового курса.

Общеизвестно, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает. Воспитание должно идти впереди его обучения практическим навыкам обращения с финансовыми инструментами во всем их многообразии. Задачами и целями предметного направления должны стать не только пропаганда экономических знаний, формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры обучающихся, но в первую очередь овладение универсальными способами решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности, уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации, готовность сотрудничать с другими людьми, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми. С детских лет необходимо доносить до детей мысль о том, что с нравственной точки зрения деньги абсолютно нейтральны. Они не являются добром или злом. Само по себе материальное богатство не делает человека счастливым, так как оно не может удовлетворить его глубинных духовных потребностей. Оно не способно дать ему то, к чему он стремится на подсознательном уровне. Деньги - это лишь средство в достижении поставленных целей. С их помощью можно заниматься любым важным для себя делом. Поэтому деньги должны восприниматься как инструмент, как средство, а не как цель в жизни. Всегда нужно думать о том, что главное в жизни - это личность, нравственные принципы, новые идеи, талант и другие качества, которые человек должен в себе развивать и совершенствовать.

Экономическое мышление необходимо формировать и развивать, как и другие умения в детском возрасте, чтобы необходимые знания заложили прочный фундамент жизни.

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что проблемы экономического образования существуют по всем направлениям: в области нормативно-правового регулирования, учебного и методического обеспечения, а также в социальных процессах, которые ухудшают духовно-нравственное состояние нашего общества. Игнорирование этого вопроса может

привести к очевидным негативным последствиям, таким как снижение уровня жизни, рост преступности и суицида, отсутствие удовлетворенности жизнью и т. д.

Итак, повышение экономической грамотности обучающихся является одним из важных вопросов современного образования, поэтому школьное обучение должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся повышали уровень экономической грамотности и могли принимать решения в различных жизненных ситуациях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аменд А. Ф., Сасова И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 2016.

- 192 с.

2. Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.

- М.: Просвещение, 2013. - 183 с.

3. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М.: Педагогика, 2013. - 96 с.

4. Розов В. К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2005. - 160 с.

5. Пономарев Л. Н., Попов В. Д., Чичканов В. П. Экономическая культура: сущность, направления развития. - М.: Педагогика, 2007. -269 с.

6. Боровитина Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - С. 119-121.

7. Нисимчук А. С. Экономическое образование школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.

8. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: АСТ, 2003. - 331 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». - URL: http://dogm.mos.ru/ upload_local/iblock/669/669b58c7fbf028eede6 aefb48c13911a/pr_mo_253_31_03_2014_r16. pdf (дата обращения: 07.06.2018).

10. Снурницына Ю. М. Ценностные ориентиры предметного направления «Финансовая грамотность» в современном учебно-воспитательном процессе школы // Учитель. - 2014. - № 1. - С. 21-26.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. -М.: ИТРК, 2003. - 736 с.

12. Послание Президента России Д. А. Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. - URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 07.06.2018).

REFERENCES

1. Amend A. F., Sasova I. A. Ekonomicheskoe vospitanie shkolnikov v protsesse trudovoy dey-atelnosti. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 192 p.

2. Atutov P. R., Babkin N. I., Vasilyev Yu. K. Svy-az trudovogo obucheniya s osnovami nauk. Moscow: Prosveshchenie, 2013. 183 p.

3. Vasilyev Yu. K. Ekonomicheskoe obrazovanie i vospitanie uchashchikhsya. Moscow: Pedagogi-ka, 2013. 96 p.

4. Rozov V. K., Shemyakin B. P., Shemyakin P. A. Metodika ekonomicheskogo vospitaniya shkolnikov. Moscow: Pedagogika, 2005. 160 p.

5. Ponomarev L. N., Popov V. D., Chichkanov V. P. Ekonomicheskaya kultura: sushchnost, naprav-leniya razvitiya. Moscow: Pedagogika, 2007. 269 p.

6. Borovitina N. M. Znachenie ekonomicheskogo obrazovaniya shkolnikov dlya formirovaniya ekonomicheskoy kultury obshchestva. Molodoy uchenyy. 2011, No. 10, pp. 119-121.

7. Nisimchuk A. S. Ekonomicheskoe obrazovanie shkolnikov. Moscow: Prosveshchenie, 2003. 160 p.

8. Marcuse H. Odnomernyy chelovek. Moscow: AST, 2003. 331 p. (in Russian)

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 31.03.2014 No. 253 "Fed-eralnyy perechen uchebnikov, rekomendue-mykh k ispolzovaniyu pri realizatsii imeyush-chikh gosudarstvennuyu akkreditatsiyu obrazo-vatelnykh programm nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya". Available at: http://dogm.mos. ru/upload_local/iblock/669/669b58c7fbf028eed e6aefb48c13911a/pr_mo_253_31_03_2014_ r16.pdf (accessed: 07.06.2018).

10. Snurnitsyna Yu. M. Tsennostnye orientiry pred-metnogo napravleniya "Finansovaya gramotnost" v sovremennom uchebno-vospitatelnom protsesse shkoly. Uchitel. 2014, No. 1, pp. 21-26.

11. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema. Moscow: ITRK, 2003. 736 p.

12. Poslanie Prezidenta Rossii D. A. Medvedeva k Federalnomu sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 12.11.2009. Available at: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/5979 (accessed: 07.06.2018).

Москвина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заместитель декана факультета психологии Московского государственного областного университета e-mail: anna.moskvina@list.ru

Moskvina Anna S., PhD in education, associate professor, Primary education Department, Deputy Dean, Psychology Faculty, Moscow State Regional University e-mail: anna.moskvina@list.ru

Снурницына Юлия Маратовна, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1501, магистрант 2 курса факультета психологии Московского государственного областного университета e-mail: snurnitsyna@mail.ru

Snurnitsyna Yulia M., Primary school teacher, School № 1501; Master student, Psychology Faculty, Moscow State Regional University

e-mail: snurnitsyna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.