Научная статья на тему 'Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальных классах'

Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ECONOMIC PROBLEMS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MATHEMATICAL CULTURE / ЗАДАЧИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ / TASKS WITH ECONOMIC CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева С. А., Расулова П. А.

В статье отражена роль социально-экономических изменений в жизни людей и как эти изменения сказались на школьной образовательной программе. Авторы рассматривают вопросы экономического образования и воспитания школьников, обращаются к экспертам, занимавшихся данной проблемой. В статье даётся характеристика основным экономическим качествам, которые школьники должны в себе воспитать и которые школьная программа должна помочь им в себе развить. Рассматривается практический аспект данного вопроса и самые труднопреодолимые проблемы. В качестве возможного решения авторы предлагают ввести в математическую программу практику экономически ориентированных задач, которые позволят школьникам заложить в себе фундамент качественного экономического образования и подготовиться к взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF OBJECTIVES WITH ECONOMIC CONTENTS AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article reflects the role of socio-economic changes in people’s lives and how these changes affected the school curriculum. The authors consider the issues of economic education and upbringing of schoolchildren, they turn to experts who deal with this problem. The article gives description of the basic economic qualities that schoolchildren should cultivate in themselves and that the school curriculum should help them develop in themselves. The practical aspect of this issue and the most difficult problems are considered. As a possible solution, the authors propose to introduce into the mathematical program the practice of economically oriented tasks that will allow schoolchildren to lay the foundation for a qualitative economic education and to prepare for an adult life.

Текст научной работы на тему «Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальных классах»

циями, способствует развитию между младшими школьниками определенных взаимоотношений. Ценность дидактической игры заключается в том, что в ней развивается способность творческого воображения, которая является основой в различных видах деятельности.

Игровая деятельность способствует решению такой задачи как: воспитание у учащихся нравственных качеств, в частности милосердия и организаторских способностей. Следовательно, участие младшего школьника в разных видах деятельности, даёт ему возможность показать наиболее сильные стороны личности, не связанные только с интеллектуальной деятельностью. Возможность активно проявлять себя не только в учении, но и в игровой деятельности, в труде, в искусстве, спорте существенно влияет на положение учащегося в ученическом коллективе. В этой ситуации статус ученика будет зависеть не только от его успеваемости, а именно, от нравственной воспитанности. Общение между учащимися начальных классов в различных видах деятельности является той реальной основой, на которой складываются и развиваются нравственные взаимоотношения в ученическом коллективе. Всем известно, что в любом коллективе складываются две системы взаимоотношений: межличностная и деловая. С помощью педагога учащиеся начальных классов учатся осмысливать реальные взаимоотношения, видеть и отмечать проявление терпимости, милосердия, уступчивости, доброжелательности, справедливости, заинтересованности в успехе общего дела. А все это поможет правильному формированию самооценки своих поступков, самовоспитанию, которое является следующим путем нравственного воспитания с использованием этнотрадиций.

Формирование ученического коллектива через этнотради-ции способствует зарождению ученических традиций, формированию у младших школьников милосердия и чуткости, взаимопомощи и способствует наиболее результативному нравственному воспитанию. В зависимости от того, как складываются данные отношения, какую позицию занимают ученики и учителя начальных классов, процесс воспитания принимает разные организационные формы. Они характеризуют планирование и организацию воспитательной деятельности, учет и оценку результатов, в связи с чем формы нравственного воспитания тесно связаны с частными и специфическими условиями результативности использования этнотрадиций.

Классифицируют формы нравственного воспитания в зависимости от коллектива учащихся. На основании этого выделяются фронтальная, групповая, индивидуальная формы [2].

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания.

Библиографический список

При этом организационные формы воспитания подразделяются на такие группы: словесные, наглядные, практические. В системе воспитания милосердия на этнотрадициях огромное значение имеет постановка перед учениками постоянно усложняющихся целей и перспектив. Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель. В качестве таких перспектив могут выступать утренники и праздники на этнотра-дициях, которые проводятся в увлекательных формах, что именно и заложено в традициях народа. Следовательно, правильно построенные перспективы коллектива способствуют четкой организации практической деятельности учащихся, эффективности воспитания милосердия младших школьников в целом с использованием этнотрадиций.

Итак, формы и методы, которые направлены на организацию практической деятельности и руководство ею, способствуют формированию и естественно, развитию ученического коллектива. Благодаря им, они знакомятся с правилами нравственного поведения, принятыми в обществе уже давно, создаются стимулы для образования ученических традиций на базе этнотрадиций, содействуют более высокой эффективности нравственного воспитания учащихся начальных классов. Формирование нравственных убеждений надо начинать с изучения таких традиций народа, которые несли в себе знания о поведении, о чуткости и милосердии, об основных требованиях к поведению в современном обществе. Эти нравственные знания нужны учащимся младших классов для того, чтобы, на их основе они приучались правильно оценивать своё собственное поведение и поступки своих друзей, находить, знать и усваивать наиболее правильную линию поведения [3-4]. Методы, направленные на формирование сознания обучающихся, влияют как на некоторых ребят, так и на ученический коллектив в целом, также способствуют формированию милосердия. Самый распространенный метод, направленный на передачу младшим школьникам специальных знаний и практических умений является метод упражнений. Упражнение посредством этнотрадиций - это планомерно организованное выполнение разных действий с целью развития личности, окруженной системой традиций народа. Специальные упражнения помогают воспитанию навыков и привычек культурного поведения. Простота изложения этнотрадиций, их ненавязчивость, разнообразие и способность выступать только в роли рекомендации способствуют рациональному использованию приемов организации практической деятельности. Методы, направленные на передачу учащимися опыта, специальных знаний и умений, очень необходимы в воспитании милосердия у школьников с использованием этнотрадиций.

1. Кадиева РИ., Магомедханова У.Ш. Психологическое сопровождение свободного развития личности в этнокультурном пространстве Дагестана. В мире научных открытий. 2010; 4-17: 121 - 123.

2. Асадулаева Ф.Р Приобщение младших школьников к национальной культуре средствами родного языка в процессе обучения и воспитания: монография. Махачкала, 2008.

3. Асадулаева Ф.Р, Сулаева И.М. Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды. Мир науки, культуры и образования. 2015; 2: 36 - 38.

4. Кадиева Р.И., Кадиев Т.Т., Магомедханова У.Ш. Личность в этнокультурном пространстве: свободное развитие и личностный рост. В мире научных открытий. 2011; 4.1: 594 - 601.

References

1. Kadieva R.I., Magomedhanova U.Sh. Psihologicheskoe soprovozhdenie svobodnogo razvitiya lichnosti v 'etnokul'turnom prostranstve Dagestana. Vmire nauchnyh otkrytij. 2010; 4-17: 121 - 123.

2. Asadulaeva F.R. Priobschenie mladshih shkol'nikov k nacional'noj kul'ture sredstvami rodnogo yazyka v processe obucheniya i vospitaniya: monografiya. Mahachkala, 2008.

3. Asadulaeva F.R., Sulaeva I.M. Suschnost' i osobennosti organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v shkolah poli'etnicheskoj sredy. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2015; 2: 36 - 38.

4. Kadieva R.I., Kadiev T.T., Magomedhanova U.Sh. Lichnost' v 'etnokul'turnom prostranstve: svobodnoe razvitie i lichnostnyj rost. V mire nauchnyh otkrytij. 2011; 4.1: 594 - 601.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 371

Asadulaeva S.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Rasulova P.A., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF OBJECTIVES WITH ECONOMIC CONTENTS AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL.

The article reflects the role of socio-economic changes in people's lives and how these changes affected the school curriculum. The authors consider the issues of economic education and upbringing of schoolchildren, they turn to experts who deal with this problem. The article gives description of the basic economic qualities that schoolchildren should cultivate in themselves and that the school

curriculum should help them develop in themselves. The practical aspect of this issue and the most difficult problems are considered. As a possible solution, the authors propose to introduce into the mathematical program the practice of economically oriented tasks that will allow schoolchildren to lay the foundation for a qualitative economic education and to prepare for an adult life.

Key words: economic problems, economic education, mathematical culture, tasks with economic content.

С.А. Асадулаева, ст. преп. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

П.А. Расулова, доц. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье отражена роль социально-экономических изменений в жизни людей и как эти изменения сказались на школьной образовательной программе. Авторы рассматривают вопросы экономического образования и воспитания школьников, обращаются к экспертам, занимавшихся данной проблемой. В статье даётся характеристика основным экономическим качествам, которые школьники должны в себе воспитать и которые школьная программа должна помочь им в себе развить. Рассматривается практический аспект данного вопроса и самые труднопреодолимые проблемы. В качестве возможного решения авторы предлагают ввести в математическую программу практику экономически ориентированных задач, которые позволят школьникам заложить в себе фундамент качественного экономического образования и подготовиться к взрослой жизни.

Ключевые слова: экономические задачи, экономическое образование, математическая культура, задачи с экономическим содержанием.

Социально-экономические преобразования в стране привели к изменению уровня жизни людей, что повлекло необходимость адаптации личности к современным рыночным условиям и, в свою очередь, возникновению проблемы поиска эффективного решения задач повышения качества экономического образования учащихся как одного из ведущих направлений совершенствования российского образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано, что одним из главных результатов освоения общего образования является метапредметный результат: «освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». В контексте решения проблемы экономического образования младших школьников речь идет о передаче им базовых знаний о личной, семейной экономике, о формировании основы для подготовки поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Однако само по себе наличие базовых экономических знаний не является залогом формирования экономически грамотной личности. Только активная позиция младших школьников в процессе экономического образования дает возможность выбора каждому учащемуся индивидуальной траектории своего развития, области для самореализации, что обеспечивается прочными экономическими знаниями, умениями и навыками и обусловливает полноценную жизнедеятельность в современных рыночных условиях [1].

В процессе изучения публикаций авторов по данной проблематике отмечаем, что если ранее первостепенное значение придавалось формированию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, то теперь ряд экономических качеств личности, формируемых в школьном возраст, расширился, и в него вошли следующие качества: организованность, ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, активность. При этом отмечается необходимость развивать у учащихся экономичность, расчетливость, стремление к накоплению знаний и достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов при наименьших затратах.

Что же касается состояния дел на практике, то в отдельных школах экономическое образование младших школьников ведется по нескольким направлениям: введение экономических знаний в процессе преподавания основных учебных предметов; введение интегрированного курса, введение специального предмета в курс начальной школы. К сожалению, в большей части школ формирование экономической культуры младших школьников происходит стихийно, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока. На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической

подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, в настоящее время крайне мало учебно-методической литературы, которая соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает требованиям ФГОС НОО современным положениям экономической науки [2].

Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития России вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

На изучение экономики в начальной школе не отводится специального учебного времени. В связи с этим необходимо использовать потенциал основных образовательных областей, изучаемых в начальной школе в частности математики. Обучение математике в школе - это та область школьного образования, где без особой нагрузки для детей можно организовать работу по формированию элементарных основ экономических знаний. От этого выиграет и само математическое образование в школе, так как будет способствовать формированию у детей математической культуры, являющейся основой общечеловеческой культуры на современном этапе развития общества. Здесь не требуется особых теоретических знаний, поскольку практикой ребёнок вовлечен в решение задач экономического характера: в семье, на улице, на производстве, а школе нужно только открыть ребёнку глаза на осмысление этой реальности, помочь ему быть активным соучастником в решении этих задач.

К сожалению, школьное обучение стоит в стороне от решения таких задач, математическое образование не оказывает заметного влияния на формирование у учащихся элементов экономических знаний.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении её богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты и т. п. Следует отметить, что определенное количество задач, включенных в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. При их решении дети обучаются элементарным расчётам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т.п. В силу того, что изменить содержание курса математики предусмотренной программой и ФГОС не можем, то мы предлагаем преобразовать задачи таким образом, чтобы можно было отразить в них экономические понятия, отношения и операции над ними. Нами были для этого использованы возможности программы и учебников УМК «Школа России».

Приведём в качестве примера несколько задач такого рода:

1. Урожайность чеснока - 20 кг с одной сотки (100 кв. м.). Какова масса чеснока, собранного с участка длинной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получил фермер, если чеснок был продан по 80 р. за кг, а на покупку семян он затратил 160 р.?

2. Отец получает 25.000 р. в месяц, а мама - 16.000 р. Сколько денег они зарабатывают в год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год, купить автомобиль за 300.000 р., если половина зарплаты уходит на бытовые и домашние расходы?

3. Мама получает 8.000 р. в месяц, а папа 15.000 р. В семье 3 человека. Сколько рублей в среднем приходится в месяц на каждого члена семьи? Прожиточный минимум составляет 8.300 р. Достаточно ли денег для проживания этой семьи?

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т. д. Это обусловлено оторванностью родителей, занятых в общественном производстве, от семейного быта. Дети без учителя не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т. п.

Приведём в качестве примера несколько задач:

1. Ася включила электрический чайник, в котором не было воды, в результате чего он сгорел. Какой ущерб нанесла Ася семейному бюджету, если чайник стоит 4000 р.?

2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8000 р., а за её установку - еще 1000 р. Сколько всего денег заплатили родители и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 9 семей?

Решение задач с экономическим содержанием воспитывают у молодого поколения чувства патриотизма.

Например, такие задачи:

1. В нашей стране мужчины имеют право на получение пенсии в возрасте 60 лет, а в США, Франции, Германии - в возрасте 70 лет. Где мужчины дольше работают и на сколько лет?

Библиографический список

2. Турецкая строительная фирма в Москве платит российскому рабочему 12000 р. в месяц, а отечественная - 20000 р. В турецкой фирме рабочий трудится 10 часов в сутки, а в нашей - 8 часов. Сколько стоит 1 час труда в каждой из фирм и где справедливее вознаграждение, если считать, что в месяце 24 рабочих дня?

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои народных сказок [2].

Например:

1. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом тереме, и задумали они построить новый. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить - 10000 р., стены поставить 36000 р., крышу установить -20000 р., отделать изнутри - 24000 р. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в Сбербанк, если за использование кредита должны дополнительно уплатить 1/5 часть от суммы кредита?

При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям [3]. Систематическое решение задач на уроках математики поможет преодолеть имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как посредством экономических знаний школа готовит маленького человека к жизни уже в раннем детстве.

1. Асадулаева С.А. К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; 4 (29): 47 - 50.

2. Сасова И.А., Землянская Е.Н., Нагуманова И.И. Экономика для младших классов: пособие для учителей начальной школы. Москва, 1999.

3. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далга-тов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова ГШ. и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва, 2016.

References

1. Asadulaeva S.A. K probleme vyyavleniya uslovij formirovaniya osnov 'ekonomicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; 4 (29): 47 - 50.

2. Sasova I.A., Zemlyanskaya E.N., Nagumanova I.I. 'Ekonomika dlya mladshih klassov: posobie dlya uchitelej nachal'noj shkoly. Moskva, 1999.

3. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R., Asadulaeva U.M., Bachieva 'E.Yu., Berezhnaya O.V., Vezirov T.G., Dalga-tov M.M., Dzhalalova G.P., Idrisova P.G., Kurbanova A.B., Magomeddibirova Z.A., Magomedhanova U.Sh., Manafova M.K., Pryadko N.A., Podgrebel'naya N.I., Radzhabova P.T., Smetanina N.V., Sorokopud Yu.V., Tazhutdinova G.Sh. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 371

Ausheva M.B., senior lecturer, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF POOR PROGRESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA AND ITS SOLUTIONS. The article deals with a problem of failure, in which student don't master the knowledge provided by the curriculum. The failure of school children is not always due to low mental capacity or unwillingness to learn lessons. The author concludes that the teacher, knowing the psychological causes of underachievement in primary schoolers, can assist in overcoming and preventing these difficulties. Exploring the psychological causes of school failure, the teacher could organize the work so that the process of learning and education is more effective, and by the end of primary school age the child should want to learn, to be able to learn and believe in himself.

Key words: family living conditions, pedagogical neglect, education, psychological characteristics of students.

М.Б. Аушева, ст. преп. каф. ПМНО Ингушского государственного университета, г. Магас, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.