Научная статья на тему 'Пути использования этнотрадиций в воспитании милосердия у младших школьников'

Пути использования этнотрадиций в воспитании милосердия у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / CHARITY / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ETHNIC TRADITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / FORMATION OF PERSONALITY / НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / MORAL BELIEFS / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ / NORMS OF BEHAVIOR IN SOCIETY / ТЕРПИМОСТЬ / TOLERANCE / COMPLIANCE / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / GOODWILL / УСТУПЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева Ф. Р., Магомедханова У. Ш.

Статья посвящена описанию особенностей воспитания милосердия у младших школьников на основе этнических традиций. Авторы отмечают, что в процессе воспитания милосердия важно изложить нравственные знания, воспроизвести накопленный жизненный опыт в воспитании милосердия, воссоздать образец нравственной нормы. Формирование нравственных убеждений надо начинать с изучения таких традиций народа, которые несли в себе знания о поведении, о чуткости и милосердии, об основных требованиях к поведению в современном обществе. Кроме этого, обсуждается роль перспектив коллектива, поскольку оптимальное их построение способствует чёткой и качественной организации практической деятельности учащихся, эффективности воспитания милосердия младших школьников с использованием этнотрадиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO USE ETHNOCRACY IN TEACHING MERCY IN A PRIMARY SCHOOL

The article describes the charity education in younger schoolchildren on the basis of ethnic traditions. The authors note that in the process of education of charity it is important to state moral knowledge, to reproduce the accumulated life experience in the education of charity, to recreate a sample of the moral norm. The formation of moral beliefs must begin with the study of such traditions of people that bring knowledge about behavior, sensitivity, mercy, i.e. the basic requirements for behavior in the modern society. In addition, the role of collective perspectives is discussed, since their optimal construction contributes to a clear and high-quality organization of students’ practical activity, the effectiveness of the charity education of junior schoolchildren with the use of ethnotraditions.

Текст научной работы на тему «Пути использования этнотрадиций в воспитании милосердия у младших школьников»

УДК 371

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

WAYS TO USE ETHNOCRACY IN TEACHING MERCY IN A PRIMARY SCHOOL. The article describes the charity education in younger schoolchildren on the basis of ethnic traditions. The authors note that in the process of education of charity it is important to state moral knowledge, to reproduce the accumulated life experience in the education of charity, to recreate a sample of the moral norm. The formation of moral beliefs must begin with the study of such traditions of people that bring knowledge about behavior, sensitivity, mercy, i.e. the basic requirements for behavior in the modern society. In addition, the role of collective perspectives is discussed, since their optimal construction contributes to a clear and high-quality organization of students' practical activity, the effectiveness of the charity education of junior schoolchildren with the use of ethnotraditions.

Key word: charity, ethnic traditions, formation of personality, moral beliefs, norms of behavior in society, tolerance, compliance, goodwill.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected] У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена описанию особенностей воспитания милосердия у младших школьников на основе этнических традиций. Авторы отмечают, что в процессе воспитания милосердия важно изложить нравственные знания, воспроизвести накопленный жизненный опыт в воспитании милосердия, воссоздать образец нравственной нормы. Формирование нравственных убеждений надо начинать с изучения таких традиций народа, которые несли в себе знания о поведении, о чуткости и милосердии, об основных требованиях к поведению в современном обществе. Кроме этого, обсуждается роль перспектив коллектива, поскольку оптимальное их построение способствует чёткой и качественной организации практической деятельности учащихся, эффективности воспитания милосердия младших школьников с использованием этнотрадиций.

Ключевые слова: милосердие, этнические традиции, формирование личности, нравственные убеждения, нормы поведения в обществе, терпимость, уступчивость, доброжелательность.

Воспитание милосердия на этнотрадициях связано с сознательным воздействием на все условия, которые формируют личность младшего школьника. В процессе воспитании милосердия у детей формируются убеждения, которые позволяют личности совершать тот или иной поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности.

Психологическое сопровождение свободного развития личности в этнокультурном пространстве Дагестана является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов и психологов [1].

Особое внимание при этом уделяется формированию личности у детей младшего школьного возраста в новой социально-психологической ситуации.

Воздействие этнотрадиций в процессе воспитания милосердия обеспечивает наибольшую результативность формирования у детей младшего школьного возраста, адекватных реальной действительности представлений, совпадение степени нравственного развития с фактическими отношениями, в которые включена личность, выбор правильных форм поведения в разных жизненных ситуациях.

Однако всё это возможно при умелом выборе способов, которые реализуются через разные методы и формы воспитания милосердия на этнотрадициях. Основными методами воспитания милосердия у младших школьников с использованием этнотрадиций является самовоспитание, деятельность, ученический коллектив, неразрывно связанные с общими условиями эффективности использования этнотрадиций.

Учебно-воспитательный процесс наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, так как там формируются и совершенствуются нравственные убеждения младших школьников, постоянно обогащаются нравственные чувства.

В процессе воспитания милосердия важно концентрированно изложить нравственные знания, воспроизвести накопленный жизненный опыт в воспитании милосердия, воссоздать образец нравственной нормы. Всё это и достигается репродуктивной деятельностью, которая способствует развитию умственных способностей и чувств учащихся младших классов, также способствует подражанию лучшим образцам поведения.

Деятельность нацеливает ребят на умелое овладение нормами морали, развивает у них логическое мышление и выраба-

тывает умения анализировать нормы поведения в обществе. Основными видами деятельности, как мы знаем, являются учебная и вне учебная деятельности и др.

В процессе учебной деятельности в непосредственном общении с педагогом и одноклассниками формируется милосердие ученика, обогащается его жизненный опыт.

Огромное нравственное воспитательное воздействие на младших школьников оказывает предмет «Ознакомление с окружающим миром». Содержание изучаемых тем по данной дисциплине способствует развитию у учащихся начальных классов интереса к явлениям окружающего мира, труду и здоровью людей.

Мало того, при изучении данного предмета также формируются милосердие к окружающим, а выполняемые задания учителем с учащимися на уроке организуют совместную работу детей, где и проявляется взаимопомощь и поддержка. Характер нравственных взаимоотношений, формирующиеся на уроке в процессе обучения, закрепляется и может в какой-то мере видоизменяться во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность богата разнообразием в содержании конкретной деятельности ребят.

В процессе разной внеурочной деятельности между учениками формируются взаимоотношения, которые определяются особенностями личности каждого учащегося. Складывающиеся отношения во внеурочной деятельности определяют и дальнейший ход развития личности.

Чтобы дети научились действовать вместе, совместно планировать свою работу, распределять свои обязанности, выполнять данные им поручения и иметь в виду всю работу в общем, педагог поначалу объясняет и показывает младшим школьникам, как все это надо делать и как выполнялось старшим поколением.

Постепенно учитель начальных классов предоставляет ученикам достаточно самостоятельности в решении различных задач, приучает их к поиску необходимых решений на возникающие вдруг проблемы, требует того, чтобы каждый ученик работал бы активно без постоянной помощи извне.

Другим видом деятельности является дидактическая игра, которая тесно связано с этнотрадициями. Несмотря на то, что основным видом деятельности у младших школьников становится учение, однако игра занимает особое место в их жизнедеятельности. Игровая деятельность ребят, связанная с этнотради-

циями, способствует развитию между младшими школьниками определенных взаимоотношений. Ценность дидактической игры заключается в том, что в ней развивается способность творческого воображения, которая является основой в различных видах деятельности.

Игровая деятельность способствует решению такой задачи как: воспитание у учащихся нравственных качеств, в частности милосердия и организаторских способностей. Следовательно, участие младшего школьника в разных видах деятельности, даёт ему возможность показать наиболее сильные стороны личности, не связанные только с интеллектуальной деятельностью. Возможность активно проявлять себя не только в учении, но и в игровой деятельности, в труде, в искусстве, спорте существенно влияет на положение учащегося в ученическом коллективе. В этой ситуации статус ученика будет зависеть не только от его успеваемости, а именно, от нравственной воспитанности. Общение между учащимися начальных классов в различных видах деятельности является той реальной основой, на которой складываются и развиваются нравственные взаимоотношения в ученическом коллективе. Всем известно, что в любом коллективе складываются две системы взаимоотношений: межличностная и деловая. С помощью педагога учащиеся начальных классов учатся осмысливать реальные взаимоотношения, видеть и отмечать проявление терпимости, милосердия, уступчивости, доброжелательности, справедливости, заинтересованности в успехе общего дела. А все это поможет правильному формированию самооценки своих поступков, самовоспитанию, которое является следующим путем нравственного воспитания с использованием этнотрадиций.

Формирование ученического коллектива через этнотради-ции способствует зарождению ученических традиций, формированию у младших школьников милосердия и чуткости, взаимопомощи и способствует наиболее результативному нравственному воспитанию. В зависимости от того, как складываются данные отношения, какую позицию занимают ученики и учителя начальных классов, процесс воспитания принимает разные организационные формы. Они характеризуют планирование и организацию воспитательной деятельности, учет и оценку результатов, в связи с чем формы нравственного воспитания тесно связаны с частными и специфическими условиями результативности использования этнотрадиций.

Классифицируют формы нравственного воспитания в зависимости от коллектива учащихся. На основании этого выделяются фронтальная, групповая, индивидуальная формы [2].

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания.

Библиографический список

При этом организационные формы воспитания подразделяются на такие группы: словесные, наглядные, практические. В системе воспитания милосердия на этнотрадициях огромное значение имеет постановка перед учениками постоянно усложняющихся целей и перспектив. Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель. В качестве таких перспектив могут выступать утренники и праздники на этнотра-дициях, которые проводятся в увлекательных формах, что именно и заложено в традициях народа. Следовательно, правильно построенные перспективы коллектива способствуют четкой организации практической деятельности учащихся, эффективности воспитания милосердия младших школьников в целом с использованием этнотрадиций.

Итак, формы и методы, которые направлены на организацию практической деятельности и руководство ею, способствуют формированию и естественно, развитию ученического коллектива. Благодаря им, они знакомятся с правилами нравственного поведения, принятыми в обществе уже давно, создаются стимулы для образования ученических традиций на базе этнотрадиций, содействуют более высокой эффективности нравственного воспитания учащихся начальных классов. Формирование нравственных убеждений надо начинать с изучения таких традиций народа, которые несли в себе знания о поведении, о чуткости и милосердии, об основных требованиях к поведению в современном обществе. Эти нравственные знания нужны учащимся младших классов для того, чтобы, на их основе они приучались правильно оценивать своё собственное поведение и поступки своих друзей, находить, знать и усваивать наиболее правильную линию поведения [3-4]. Методы, направленные на формирование сознания обучающихся, влияют как на некоторых ребят, так и на ученический коллектив в целом, также способствуют формированию милосердия. Самый распространенный метод, направленный на передачу младшим школьникам специальных знаний и практических умений является метод упражнений. Упражнение посредством этнотрадиций - это планомерно организованное выполнение разных действий с целью развития личности, окруженной системой традиций народа. Специальные упражнения помогают воспитанию навыков и привычек культурного поведения. Простота изложения этнотрадиций, их ненавязчивость, разнообразие и способность выступать только в роли рекомендации способствуют рациональному использованию приемов организации практической деятельности. Методы, направленные на передачу учащимися опыта, специальных знаний и умений, очень необходимы в воспитании милосердия у школьников с использованием этнотрадиций.

1. Кадиева РИ., Магомедханова У.Ш. Психологическое сопровождение свободного развития личности в этнокультурном пространстве Дагестана. В мире научных открытий. 2010; 4-17: 121 - 123.

2. Асадулаева Ф.Р Приобщение младших школьников к национальной культуре средствами родного языка в процессе обучения и воспитания: монография. Махачкала, 2008.

3. Асадулаева Ф.Р, Сулаева И.М. Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды. Мир науки, культуры и образования. 2015; 2: 36 - 38.

4. Кадиева Р.И., Кадиев Т.Т., Магомедханова У.Ш. Личность в этнокультурном пространстве: свободное развитие и личностный рост. В мире научных открытий. 2011; 4.1: 594 - 601.

References

1. Kadieva R.I., Magomedhanova U.Sh. Psihologicheskoe soprovozhdenie svobodnogo razvitiya lichnosti v 'etnokul'turnom prostranstve Dagestana. Vmire nauchnyh otkrytij. 2010; 4-17: 121 - 123.

2. Asadulaeva F.R. Priobschenie mladshih shkol'nikov k nacional'noj kul'ture sredstvami rodnogo yazyka v processe obucheniya i vospitaniya: monografiya. Mahachkala, 2008.

3. Asadulaeva F.R., Sulaeva I.M. Suschnost' i osobennosti organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v shkolah poli'etnicheskoj sredy. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2015; 2: 36 - 38.

4. Kadieva R.I., Kadiev T.T., Magomedhanova U.Sh. Lichnost' v 'etnokul'turnom prostranstve: svobodnoe razvitie i lichnostnyj rost. V mire nauchnyh otkrytij. 2011; 4.1: 594 - 601.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 371

Asadulaeva S.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Rasulova P.A., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF OBJECTIVES WITH ECONOMIC CONTENTS AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL.

The article reflects the role of socio-economic changes in people's lives and how these changes affected the school curriculum. The authors consider the issues of economic education and upbringing of schoolchildren, they turn to experts who deal with this problem. The article gives description of the basic economic qualities that schoolchildren should cultivate in themselves and that the school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.