Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профильного экономического образования'

Актуальные проблемы профильного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Алижанова Хаписат Алижановна

В статье анализируются причины проблем, возникших при введении предмета экономики в курс школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профильного экономического образования»

20

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

повседневный быт школьников, что плодотворно сказывается на качестве организации всего учебновоспитательного процесса учащихся сельской общеобразовательной школы республики.

Таким образом, можно сделать вывод, что арсенал традиционных

Примечания

средств воспитания чрезвычайно богат, игры же дагестанцев выступают неотъемлемой частью этно-культуры, отражают здоровый, рациональный, прогрессивный опыт, что обязывает нас использовать их как средство полноценного воспитания подрастающего поколения.

1. Агапов Ф. А. Физическая культура и спорту горских народов Северного Кавказа. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1971. 276 с. 2. Асадулаева Н. А. Развивающий потенциал традиционных игр народов Дагестана. Махачкала, 1998. 24 с. 3. Ахмедов Ш. А. Дагестанские национальные игры. Махачкала : Даггосиздат, 1970. 207 с. 4. Гаджиагаев С. М. Национальные виды спорта и игры народов Дагестана. Махачкала, 2007. 23 с. 5. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 174 с. 6. Минбулатов В. М. Национальное и интернациональное в содержании общего среднего физкультурного образования школьников. Махачкала, 1991. 48 с. 7. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 184 с.

Статья поступила в редакцию 22.05.2010 г.

УДК 370

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

®2010 Гаджиев Г.М., Алижанова Х.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются причины проблем, возникших при введении предмета экономики в курс школьного обучения.

The authors of the article analyze the causes of problems of introducing the subject of the Economy into the schooling course.

Ключевые слова: экономическое образование, профильная подготовка, предпрофильная подготовка, программные проблемы, методические проблемы, проблемы восприятия.

Keywords: economic education, specialized training, pre-specialized training, program problems, methodological problems, perceptional problems.

Экономика в школьном курсе - относительно новый предмет, преподавание которого связано со многими вопросами, требующими если не быстрого решения, то, по крайней

мере, детального рассмотрения с учетом перспектив в будущем.

Анализ причин возникновения проблем и вопросов в процессе введения экономики в качестве школьного предмета предполагает рассмотрение

Психолого-педагогические науки • • •

экономического образования личности, осуществляемого на протяжении всех лет обучения в различных формах. При этом рациональным будет выделение трех общих и одной специальной ступеней:

- начальное экономическое образование (1-6-е классы), которое осуществляется в рамках других предметов или факультативно и предполагает знакомство с экономикой на пропедевтическом уровне; для младших школьников акцент делается на отдельных элементарных понятиях, излагаемых образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме;

- общее экономическое образование (6-11-е классы), предполагает введение его в базисный учебный план всех школ, а также учебных заведений экономического и финансового профиля вкупе с обучением основам предпринимательства, что формирует научное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала;

- предпрофильная подготовка, которая проводится в 9-10-х классах и включает знакомство с основополагающими концепциями экономики; в 11 классе обеспечивается предпрофессиональная специализация.

Специальная ступень может быть внедрена в 10-11-х классах общеобразовательных школ как факультативная для учащихся, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях, колледжах и т.д.).

Анализ практики школьного экономического образования указывает на ряд проблем, которые можно подразделить на пять групп, определяемых:

- программами курсов экономики, читаемых в школе;

- преподаванием курсов экономики, т.е. с деятельностью педагога;

21

- восприятием школьниками экономики как общеобразовательного предмета;

- взаимодействием школы и вуза в экономическом образовании;

- материальным обеспечением преподавания экономики в школе.

Проблемы первой группы связаны с тем, что на сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования, несмотря на наличие рекомендованного Министерством образования минимума знаний по экономике для 10-11-х классов общеобразовательных и профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания школьников более или менее соответствовали этому минимуму. Но многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом (рабочие тетради, задачники, материалы для учителя и т.д.), а изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга, вызывает определенные трудности у учителя. Кроме того, должности методиста по экономике нигде до сих пор не существует, так что решать практические проблемы школьному учителю экономики приходится самому, что достаточно сложно.

Большинство учебников не содержит иллюстраций экономических процессов, часто примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет, далекий от жизни. Поэтому представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики. Для сравнения: американские курсы школьной экономики построены на обобщении западной экономической модели жизни и изложены с учетом особенностей восприятия американских детей. К сожалению, отечественные учебники не соответствуют таким требованиям и с трудом вое-

22

Известия ДГПУ, №2, 2010

принимаются российскими учащимися.

Понятно, что современное экономическое образование должно быть непрерывным. Но нередко школьники в ходе изучения сталкиваются с противоречащим тому, что они будут в дальнейшем изучать в вузе. Также часто школьное экономическое образование сегодня представляет собой просто ненужное забегание вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать в вузе.

Проблемы методики преподавания во многом связаны с наличием большого количества программ, учебников, предлагающих разные варианты подхода к преподаванию. Представляется, что в первую очередь следует ориентироваться на психологические особенности возраста. С этих позиций одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению предмета для учащихся разного возраста, формирование интереса, понимания полезности и необходимости. Преподавание экономики основано на концентрическом принципе: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также знакомимся с новыми проблемами. Следовательно, важной задачей преподавателя выступает умение грамотно обращаться к уже когда-то частично усвоенному материалу, не повторяться, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, ставя новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения, поскольку на степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый иллюстративный материал, скорость и качество изложения и т.д.

Дидактически целесообразным нам видится сочетание методов изложения готовых знаний и обучения

способам деятельности по их приобретению через рассуждение, создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» учащимися экономических фактов, законов, решение задач и т.д., направленных на развитие способностей личности. Поэтому важное значение имеют активные формы обучения и особенно деловые игры, не только повышающие интерес к предмету и создающие своеобразие уроков, но и позволяющие за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. При этом важно в процессе преподавания сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Проблемы восприятия, как указывалось выше, связаны в первую очередь, с возрастными особенностями школьников. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот, «привык работать с малышами», несмотря на то, что каждый преподаватель должен быть готовым соотносить изучаемый материал с возрастом своих учеников.

Анализ школьной практики показывает, что преподаватели экономики, не получившие педагогического образования (бывшие бухгалтера, экономисты, студенты, закончившие экономический вуз, и т.д.), не владеющие методическими умениями, снижают эффективность процесса обучения. Такие учителя, нам видится, должны получить специальное педагогическое образование.

Сегодня ученик в основном воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из понятий, бессмысленных «законов» и решений задач, и говорить о том, что полученные знания помогают вое-

Психолого-педагогические науки

23

• • •

принимать окружающую действительность, не приходится. Поэтому базовое экономическое образование должно основываться на технологиях и строиться на следующих положениях: понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов; усилия преподавателя должны быть направлены, главным образом, на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом объективном анализе и самообразовании; ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога и т.д.

Персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются тогда, когда учащиеся вырабатывают умения и навыки по применению знаний к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с жизнью. Поэтому преподавание экономики в старших классах целесообразно осуществлять параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию через создание реальных или воображаемых школьных компаний, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности и т.д.

Другим вариантом включения учащихся в практическую деятельность выступают экономические и деловые игры, использование которых возможно на любом этапе полуПримечания

чения экономического образования: от начальной школы до вуза. В частности, на данный момент имеется достаточно много разработанных обучающих компьютерных программ, которые оптимизируют процесс подготовки выпускника.

Материальные и кадровые проблемы, связанные с подготовкой учителей экономики, остаются до настоящего наиболее насущными, поскольку среди школьных учителей экономики по статистическим данным только около 30% имеют специальное образование, кроме того, повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Вследствие того, что экономику в школе нередко преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Следует отметить, что преподаватели экономики не имеют в школах кабинетов, также отсутствуют пособия, схемы и т.д., да и в целом процесс экономического образования зиждется в основном на энтузиазме самих учителей.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни личности, вследствие чего преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами ни сталкивался этот процесс. При этом важно, чтобы учителя не отказались от этого замечательного предмета экономика, который позволяет вводить выпускника в реальный мир.

1. Абрамов А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся: методическое пособие для СПТУ. М. : Высшая школа, 1986. 150 с. 2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. 208 с. 3. Баранников А. В. Профильное обучение как условие повышения качества образования // Профильная школа. 2006. № 2. С. 610. 4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 13-33. 5. Кузнецов А. А. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. М., 2003. 6. Кураков А. П., Соболева Е. Н., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В. Н. Якимова. М. : Просвещение, 1987. 142 с. 7. Махмутов М. И. Организация проблемного

24

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

обучения в школе. М. : Просвещение, 1975. 239 с. 8. Экономическое мышление учащейся молодежи. М.: ВКШ, 1989. 127 с.

Статья поступила в редакцию 13.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.