Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ / ТЕКСТ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ / ЗАДАНИЯ НА ДОПОЛНЕНИЕ ТЕКСТА СЛОВАМИ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО СПИСКА / ОТСРОЧЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / READING LITERACY / TEACHING PHYSICS / PHYSICAL CONTENT TEXT / TASKS FOR COMPLETING THE TEXT WITH WORDS FROM THE PROPOSED LIST / DELAYED CONTROL / ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORK / MAIN STATE EXAM / INTERNATIONAL STUDIES / CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READING LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Надежда Анатольевна

В статье проведен анализ проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся при обучении физике. Приводится психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, который на всех уровнях школьного образования включает читательскую грамотность, как одну из главных планируемых результатов обучения. Работа по формированию читательской грамотности при обучении физики, тесно связана с задачей освоения обучающимися умения работать с текстами физического содержания. Умения работать с научными и научно-популярными текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC). Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ). На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики нами разработаны и апробированы задания на дополнение текста словами из предложенного списка и предложены рекомендации для формирования этих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF THE PROBLEM OF READING FORMATION LITERACY IN TEACHING PHYSICS IN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE OF SCHOOL TRAINING

The article analyzes the problem of the formation of reading literacy among students in teaching physics. A psychological and didactic analysis of the concepts of "literacy", "reading", "reading literacy" is given. The Federal State Educational Standard (FSES) includes mastering the skills of meaningful reading of texts of various styles and genres, which at all levels of school education includes reading literacy as one of the main planned learning outcomes. The work on the formation of reading literacy in teaching physics is closely related to the task of mastering students' ability to work with texts of physical content. The ability to work with scientific and popular science texts is tested in all subjects as part of the state final certification for the course of the basic school and in all-Russian test papers, international studies (PIRLS, PISA, PIAAC). The role and importance of reading literacy among schoolchildren, college students, undergraduate and graduate students (school teachers) is analyzed. Based on the analysis on the formation of reading literacy in physics lessons, we have developed and tested tasks for completing the text with words from the proposed list and offered recommendations for the formation of these skills.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

7. Smahtina N.I. Vospitanie patriotizma na urokah istorii i obshhestvoznanija [Education of patriotism in the lessons of history and social studies]. Nauchnyj vestnikKryma [Scientific Bulletin of Crimea]. 2016. no. 5. pp. 16-23.

8. Suhomlinskij V.A. Pavlyshskaja srednjaja shkola [Pavlysh secondary school]. Moscow. Prosveshhenie. 1979. 393 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.С. Андрюнина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1012-5336.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.S. Andryunina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00031012-5336.

УДК 372.853

Надежда Анатольевна Антонова

г. Челябинск

Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения

В статье проведен анализ проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся при обучении физике. Приводится психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, который на всех уровнях школьного образования включает читательскую грамотность, как одну из главных планируемых результатов обучения. Работа по формированию читательской грамотности при обучении физики, тесно связана с задачей освоения обучающимися умения работать с текстами физического содержания. Умения работать с научными и научно-популярными текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC). Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ). На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики нами разработаны и апробированы задания на дополнение текста словами из предложенного списка и предложены рекомендации для формирования этих умений.

Ключевые слова: читательская грамотность; обучение физики; текст физического содержания; задания на дополнение текста словами из предложенного списка; отсроченный контроль; всероссийская проверочная работа; основной государственный экзамен; международные исследования; условия формирования читательской грамотности.

Nadezhda Anatolyevna Antonova

Chelyabinsk

Condition of the problem of reading formation literacy in teaching physics in pedagogical theory and practice of school training

The article analyzes the problem of the formation of reading literacy among students in teaching physics. A psychological and didactic analysis of the concepts of "literacy", "reading", "reading literacy" is given. The Federal State Educational Standard (FSES) includes mastering the skills of meaningful reading of texts of various styles and genres, which at all levels of school education includes reading literacy as one of the main planned learning outcomes. The work on the formation of reading literacy in teaching physics is closely related to the task of mastering students' ability to work with texts of physical content. The ability to work with scientific and popular science texts is tested in all subjects as part of the state final certification for the course of the basic school and in all-Russian test papers, international studies (PIRLS, PISA, PIAAC). The role and importance of reading literacy among schoolchildren, college students, undergraduate and graduate students (school teachers) is analyzed. Based on the analysis on the formation of reading literacy in physics lessons, we have developed and tested tasks for completing the text with words from the proposed list and offered recommendations for the formation of these skills.

Keywords: reading literacy; teaching physics; physical content text; tasks for completing the text with words from the proposed list; delayed control; all-Russian verification work; main state exam; international studies; conditions for the formation of reading literacy.

В российской системе оценивания качества обучения сложился целый ряд процедур, такие как Основной государственный экзамен (ОГЭ), Еденный государственный экзамен (ЕГЭ), Всероссийская проверочная работа (ВПР), международные мониторинги (PIRLS, PISA, TIMSS, PIAAC, ICILS, ICCS), национальные исследова-

ния (НИКО), региональные исследования (РИКО НОО, РИКО ООО ИП, РИКО ОКР) и исследования компетенций учителей. В основе выполнения заданий КИМ этих процедур, проверяющих сформированность читательской грамотности, лежит умение использовать информацию из текстов для выполнения заданий.

Представим психолого-педагогический ана- «читательская грамотность» (таблица 1) который лиз таких понятий, как «грамотность», «чтение», более подробно описан нами в статье [2].

Таблица 1

Анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность»

Автор Определение

«Грамотность»

Д.Н. Ушаков толковый словарь [12]. Уменье читать и писать.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон энциклопедический словарь [3]. Подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.

Б.М. Бим-Бад педагогический энциклопедический словарь [8]. Определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Г.А. Цукерман [16; 17]. Владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.

А.М. Новиков, педагогический словарь [7]. Владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

Н.Н. Сметанникова [10; 11]. Базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир. Способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни.

W.S. Gray [18; 19]. Набор умений, включающий единство чтения и письма, применяемых в социальном контексте.

Группа европейских экспертов Elinet [22]. Умение читать и писать на уровне, необходимом и достаточном для адекватного понимания и эффективного использования письменных сообщений во всех печатных и электронных средствах массовой информации.

«Чтение»

Г.В. Пранцова [9]. Процесс коммуникации на материале письменных или печатных текстов на родном и неродном языках, состоящий в общении с автором, основанный на зрительно - слухо - моторной декодировке содержащейся в них информации, активизирующий личность читающего, обеспечивающий научение родному, неродному, а также иностранному языкам, получение эстетического наслаждения или научного удовлетворения и обеспечивающей личности формирование.

Новейший философский словарь [6]. Специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.

Г.А. Цукерман [16; 17]. Декодирование - перевод букв в звуки.

«Читательская грамотность»

Международные исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS) [20]. Способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом или ценных для индивида.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Г.А. Цукерман [16; 17; 21]. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением с целью достижения своих целей, расширения знаний и возможностей участия в социальной жизни.

Н.Н. Сметанникова [21]. Понимание, использование и рефлексирование содержания текста читателем с целью развития своих знаний и участии и в жизни общества.

Н.Ф. Виноградова [4; 5]. Совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_ 2542-0291

В 2017 году принята государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 гг. Цель программы вхождение в топ-10 достижений школьников PISA.

В распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации целью является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров. Реализация этой программы опирается на планируемые результаты обучения, заложенные в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

ФГОС НОО обеспечивает:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах [13].

Задания из ОГЭ по форми

ФГОС ООО формирует метапредметные результаты:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение [14].

В ФГОС ОСО ставится задача готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников [15].

Таким образом, ФГОС на всех уровнях школьного образования включают читательскую грамотность одним из главных планируемых результатов обучения. Проведенный анализ демонстрационных версий КИМ ОГЭ-2020, ВПР и учебных пособий для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы показывает, что данные виды работ по физике предусматривают проверку достижения обучающимися выше выделенных результатов обучения (таблица 2,3).

Таблица 2

званию читательской грамотности

Задания Форма ответа Деятельность обучающегося при выполнении задания ОГЭ

Задание №4. «Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков слова (словосочетания) из предложенного списка» Краткий ответ Распознать явление в описании различных опытов и выявить основные свойства или условия протекания явления.

Задания №19 и №20 «Прочитайте текст и выполните задания...» Множественный выбор Смысловое чтение и работа с информацией. Извлечение информации из текста. Формулировка выводов на основе данных из текста, установление причинно-следственных связей, преобразование текстовой информации в графическую, табличную или схематическую и обратно. Понимание текста физического содержания, получение нового знания для дальнейшего использования.

Задание №21 «... Ответ поясните» Развернутый ответ Применение новой информации из текста для объяснения процессов и решения учебно-практических задач.

Таблица 3

Задания из ВПР на формирования читательской грамотности

Формулировка задания Форма ответа Деятельность обучающегося при выполнении задания ВПР

«Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков слова из предложенного списка» Краткий ответ Анализ предложенной ситуации для установления характера изменения физических величин, описывающих ее

«Прочитайте отрывок из произведения...» Развернутый ответ Объяснения физического явления, представленного в отрывке из литературного произведения

Проведенный нами анализ учебно- мировании читательской грамотности у обучаю-методических комплектов по физике для основной щихся показывает недостаточное количество зада-школы с целью выявления их возможности в фор- ний в ряде пособий (таблица 4).

Таблица 4

Наличие заданий в УМК по физике для формирования читательской грамотности

УМК Задания Кол-во заданий

Касьянов В.А., Дмитриева В.Ф. Физика. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина. 1.«Заполните пропуски», «Вставьте пропущенные слова» 28

2. Заполните схему 16

3.Заполните таблицу 25

Перышкин А.В.. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. 1. Заполните пропуски 30

2. Заполните схему 4

3. Допишите предложения 44

Минькова Р.Д., Иванова В.В. рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. 1. Допишите предложения 51

2. Используя учебник и рабочую тетрадь заполните таблицу 1

3. Составьте по данным таблицы четыре задачи и решите их 1

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь. 1.Заполните таблицу 24

2. Заполнить словами пропуски в следующих утверждениях 3

3. Допишите фразы 2

4. Вставьте пропущенное слово; Заполните пропуски в тексте 2

Выявляя роль и значимость читательской грамотности, мы провели анкетирование обучающихся: школы МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» (294 человека), студентов первого курса по направлению подготовки «Операционная деятельность в логистике», «Правоохранительная деятельность», «Технология эстетических услуг», «Кор-рекционная педагогика в начальном образовании», «Экономика и бухгалтерский учет» ПОУ «Колледжа предпринимательства и отраслевых технологий» (82 человека), студентов баклавриата (34 че-

Анализ ответов рес

ловека) по направлению подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» Челябинского филиала АНО ВО «Российская Академия Предпринимательства» и студентов бакалавриата (28 человек) и магистратуры (28 человек) по направлению подготовки «Педагогическое образование» физико-математического факультета «ЮУрГГПУ» и учителей города Челябинска (в опросе приняло 25 человек). Анализ ответов обучающихся и учителей на вопросы анкеты приведены в таблице 5.

Таблица 5

ндентов на вопросы анкеты

Вопросы Варианты ответа Результат выбора ответа обучающимися, %

школы колледжа баклавриата магистры

Любите ли Вы читать научную и научно-популярную литературу? Да 31 36 56 54

Нет 67 64 44 46

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020

Записаны ли Вы в Да 58 36 44 76

библиотеку? Нет 42 64 56 24

С какой целью ы чи- а) для выполнения заданий 50 43 67 70

таете научную и по предметам

научно-популярную литературу? Можете б) для расширения кругозора 40 43 67 70

выбрать несколько в) по настоянию родителей 9 0 0 0

вариантов. г) по настоянию учителя 22 29 0 0

Сколько времени в а) до 30 мин 43 39 44 30

день Вы читаете? б) до 1 ч 24 43 22 40

в) 1-2 ч 24 11 22 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) больше 2 ч 9 7 12 10

Какими источниками а) учебники 70 32 56 60

информации Вы пользуетесь? Можете б) научно-популярные журналы на бумажных носителей 9 11 33 40

выбрать несколько в) газеты, журналы, инфор- 59 82 78 80

вариантов. мация СМИ на электронных носителей

Как Вы самостоя- а) читаете и пытаетесь за- 40 29 22 10

тельно работаете с помнить текст

учебником? Можете б) читаете и пытаетесь пере- 19 25 33 40

выбрать несколько сказать прочитанное своими

вариантов. словами

в) при чтении пытаетесь 40 32 33 40

выделить главные структур-

ные элементы знаний (явле-

ний, законы, величины)

г) после прочтения текста 8 11 22 30

пытаетесь построить план

рассказа по обобщенному

плану

д) отвечаете на вопросы к 15 14 0 0

параграфу

е) делаете доклады 9 2 0 40

ж) заполняете таблицы по 10 1 0 10

содержанию текста

Анализируете ли Вы а) рисунки просматриваете 34 25 22 10

рисунки, имеющиеся бегло, не задумываясь над

в учебнике? Пытае- их содержанием

тесь ли сопоставить б) сопоставляете содержа- 54 64 56 70

содержание рисунка ние рисунка с текстом

с текстом? в) не обращаете внимания на рисунки 12 11 22 20

При подготовке тео- а) читаете параграф 37 21 5 10

ретической части б) пользуетесь конспектом, 28 32 56 65

домашнего задания составленным на уроке

Вы: в) читаете параграф и прорабатываете конспект, составленный на уроке 33 32 34 40

г) не читаете параграф, а 1 15 5 10

используете интернет ис-

точники, содержащие за-

данный на дом теоретиче-

ский материал

д) ничего не используете, 1 0 0 0

т.к. вам хватает теоретиче-

ской информации, воспри-

нятой на уроке

Что такое читательская грамотность? а) умение читать, анализировать, извлекать необходимую информацию 26 21 11 10

б) умение читать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать представленной в них информации; извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях 59 79 78 80

в) умение читать и отвечать на вопросы по прочитанному материалу 7 0 0 5

Анализируя данные анкетирования обучающихся, мы пришли к следующим выводам:

- многие обучающиеся не интересуются научной и научно-популярной литературой, а обращаются к ней только для выполнения заданий по предметам, если им ее рекомендовал преподаватель;

- основными источниками информации для большинства обучающихся являются сайты Интернет;

- при самостоятельной работе с учебником обучающиеся читают и пытаются выписать главное в тексте, сопоставляют содержание рисунка с текстом;

- при подготовке теоретической части домашнего задания обучающиеся пользуются конспектом, составленным на учебном занятии;

- организация учебного процесса требует увеличения числа заданий, способствующих формированию читательской грамотности у обучающихся всех уровней обучения.

Учитывая, что изучение физики начинается в основной школе, мы обратились к анализу возможностей формирования читательской грамотности на уроках на основе заданий на дополнение текста словами из предложенного списка на основе материала параграфов учебников.

Приведем пример таких заданий, разработанных нами, к материалу учебника физики 7 и 8 класса автора А.В. Перышкина.

1. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

При нагревании объем тела А)_,

а при охлаждении Б)_.

Попытаемся объяснить, почему происходит изменение объема тела.

Все вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела

В)_. И наоборот, когда частицы сближаются, объем тела Г)_.

Список слов и словосочетаний:

1) уменьшается

2) увеличивается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г

2. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

А)__прибор для измерения силы

тока в цепи. Его шкала проградуирована в

Б) _. На шкале обычно ставят букву

В)_. При измерении силы тока прибор

включают в цепь Г)_с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Включают его в цепь с помощью двух клемм, или зажимов, имеющихся на приборе. У одной из клемм стоит знак «+», у другой «-». Клемму со знаком «+» нужно обязательно соединить с проводом, идущим от Д)_полюса источника тока.

Список слов и словосочетаний:

1) амперметр

2) вольтметр

3) Вольт

4) Ампер

5) А

6) V

7) параллельно

8) последовательно

9) отрицательно

10) положительно

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-0291

А Б В Г Д

Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы выделили логическую последовательность понятий: «грамотность», «чтение», «читательская грамотность». И определили, что «читательская грамотность» это умение читать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать представленную информацию; извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, который на всех уровнях школьного образования включает читательскую грамотность, как одну из главных планируемых результатов обучения.

3. Работа по формированию читательской грамотности при обучении физики, тесно связана с задачей освоения обучающимися умения работать с текстами физического содержания.

4. Сформированность читательской грамотности проверяется по всем предметам в рамках ГИА, ВПР, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC).

5. Проведенный анализ демонстрационных версий КИМ ОГЭ-2020, ВПР, учебных пособий для

подготовки к ГИА и учебно-методических комплектов по физики для основной школы показал, что количество текстов физического содержания и заданий к ним, в частности «задания на дополнение текста словами из предложенного списка» недостаточно для формирования читательской грамотности. В связи, с чем есть необходимость в создании банка таких текстов физического содержания и заданий к ним, на основе пособий, сборников по подготовки к ОГЭ, ВПР по физики и материала параграфов учебника, например, Перышкина 7-9 класс. Для этого мы разрабатываем учебно-методические пособия «Физика: Задания на дополнение текста словами из предложенного списка» и «Физика: Тексты физического содержания и задания к ним».

6. Определили следующие группы читательских умений: осуществлять поиск информации; ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно (неявно) заданную в тексте информацию; оценивать достоверность предложенной информации; высказывать оценочные суждения на основе текста; создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

7. Нами выделены условия формирования читательской грамотности при обучении физики [2].

8. Работа по подготовке учителей физики к деятельности по организации формирования читательской грамотности при обучении физике позволяет создавать дидактические материалы, задания по методике физики и разработать методику формирования читательской грамотности при обучении физике в условиях отсроченного контроля [1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антонова, Н.А. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности / Н.А. Антонова, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. - № 7. - С. 7-22.

2. Антонова, Н.А. Психолого-дидактические условия формирования читательской грамотности при обучении физике / Н.А. Антонова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. О.Р. Шефер. - Вып. XVI. - Челябинск : «Край Ра», 2020. - С. 62-70.

3. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. - URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com (дата обращения 2.08.2020). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 64 с. - Текст : непосредственный.

5. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н.Ф. Виноградова. - Текст : непосредственный // Начальное образование. - 2017. - №4. - С.3-8.

6. Новейший философский словарь : [сайт]. - URL: http://www.ereading.club/chapter.php/149350/1354/Gricanov_-_Noveiishiii_füosofsküi_slovar°/o27.h1ml (дата обращения 2.08.2020). - Текст : электронный.

7. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с. - Текст : непосредственный.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. -528 с. - Текст : непосредственный.

9. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика : учеб. пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Рома-ничева. - М. : ФОРУМ, 2013. - 312 с. - Текст : непосредственный

10. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : междисциплинар. проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. - М. : Шк. б-ка ;Ульяновск: Обл. тип. Печатный двор, 2005. - 509 с. - Текст : непосредственный.

11. Сметанникова, Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н.Н. Сметанни-кова. - Текст : непосредственный // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 1. - С. 41-48.

12. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт, 2005. - 1216 с. - Текст : непосредственный.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 03.07.2020). - Текст : электронный.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения: 10.08.2020). - Текст : электронный.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 10.08.2020). - Текст : электронный.

16. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности : материалы к обсуждению / Г.А. Цукерман. - М. : РАО, 2010. - 67 с. - Текст : непосредственный.

17. Цукерман, Г.А. Хорошо ли читают российские школьники? / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова. -Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 240-266.

18. Gray W.S. The Teaching of reading & Writing. - UNESCO, 1956. - Text : direct.

19. Gray W.S., Rogers B. Maturity in reading: Its nature and appraisal. - Chicago, Il: University of Chicago Press, 1956. -Text : direct.

20. Mullis I.V.S. & Martin M.O. (Eds.). PIRLS 2016 Assessment Framework. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2015, 190 р. - URL: http://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/ framework.html (дата обращения: 2.08.2020). - Text : direct.

21. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA. - Paris: OECD Publishing, 2017, 259 р. - Text : direct.

22. Why a literacy declaration? - URL: www. eli-net.eu/about-us/literacy-declaration (дата обращения: 2.08.2020). -Text : direct.

REFERENCES

1. Antonova N.A., Shefer O.R., Lebedeva T.N. Gotovnost' uchitelej k organizacii formirovanija chitatel'skoj gramotnosti [Readiness of teachers to organize the formation of reading literacy]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2019. no. 7. pp. 7-22.

2. Antonova N.A. Psihologo-didakticheskie uslovija formirovanija chitatel'skoj gramotnosti pri obuchenii fizi-ke [Psychological and didactic conditions for the formation of reader literacy in teaching physics]. Aktual'nyeproblemy razvitija sred-nego i vysshego obrazovanija : mezhvuz. sb. nauch. tr. [Actual problems of the development of secondary and higher education] O.R. Shefer (ed). Issue. XVI. Chelyabinsk: "The Edge of Ra". 2020. pp. 62-70.

3. Brockhaus F.A. Efron. I.A. Jenciklopedicheskij slovar' [Encyclopedic Dictionary]. Saint-Petersburg.: Brockhaus-Efron. 1890-1907. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (date of treatment 2.08.2020).

4. Vinogradova N.F. Koncepcija nachal'nogo obrazovanija: «Nachal'naja shkola XXI veka» [The concept of primary education: "Elementary school of the XXI century"]. Mjscow. Ventana-Graf. 2017. 64 p.

5. Vinogradova N.F. Funkcional'naja gramotnost' mladshego shkol'nika: k postanovke problem [Functional literacy of a primary school student: to the problem statement]. Nachal'noe obrazovanie [Primary education]. 2017. no. 4. S.3-8.

6. Novejshij filosofskij slovar' [The newest philosophical dictionary]. URL: http://www.ereading.club/chapter.php/149350/1354/Gricanov_-_Noveiishiii _ filosofskiii_slovar% 27.html (date of access 2.08.2020).

7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij [Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts]. Moscow. IET Publishing Center. 2013. 268 p.

8. B.M. Bim-Bad (Ch.ed.) Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow. Great Russian Encyclopedia. 2002. 528 p.

9. Prantsova G.V. Romanicheva E.S. Sovremennye strategii chtenija: teorija i praktika : ucheb. Posobie [Modern reading strategies: theory and practice]. Moscow. FORUM. 2013.

10. Smetannikova N.N. Strategial'nyj podhod k obucheniju chteniju : mezhdisciplinar. problemy chtenija i gramot-nosti [A Strategic Approach to Teaching Reading: Interdisciplinary. problems of reading and literacy]. Moscow. Shk. library (Ulyanovsk: Regional typ. Printing house). 2005. 509 p.

11. Smetannikova N.N. Chtenie, gramotnost', chitatel'skaja kompetentnost': strategija razvitija [Reading, literacy, reading competence: development strategy]. Bibliotekovedenie [LibraryScience]. 2017. vol. 66. no. 1. pp. 41-48.

12. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow. Alta-Print. 2005 . 1216 p.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of primary general education]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33 / (date of access: 03.07.2020).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of basic general education]. URL: http://minobrnauki.rf/documents/938 (date of access: 10.08.2020).

~T ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 26_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-U291

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of secondary general education]. URL: http: //minobrnauki.rf/documents/2365 (date of access: 10.08.2020).

16. Zuckerman G.A. Ocenka chitatel'skoj gramotnosti : materialy k obsuzhdeniju [Assessment of reading literacy: Materials for discussion]. Moscow. RA. 2010. 67 p.

17. Zuckerman G.A. Kovaleva G.S., Kuznetsova M.I. Horosho li chitajut rossijskie shkol'niki? [Do Russian schoolchildren read well?] Voprosy obrazovanija [Education Issues]. 2007. no. 4. pp. 240-266.

18. Gray W.S. The Teaching of reading & Writing. - UNESCO, 1956.

19. Gray W.S., Rogers B. Maturity in reading: Its nature and appraisal. Chicago, Il: University of Chicago Press, 1956.

20. Mullis I.V.S. & Martin M.O. (Eds.). PIRLS 2016 Assessment Framework. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website. 2015. 190 p. URL: http://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/ framework.html (date accessed: 2.08.2020).

21. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA. Paris: OECD Publishing. 2017. 259 p.

22. Why a literacy declaration? URL: www. eli-net.eu/about-us/literacy-declaration (date accessed: 2.08.2020). СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Антонова, аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3823-270Х.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Antonova, Graduate student, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, email: [email protected], ORCID: 0000-0002-3823-270Х.

УДК 004 (075.8)

Юлия Николаевна Баширова

г. Оренбург

Особенности дистанционного обучения как средства цифровизации

образовательной среды

В статье раскрываются особенности дистанционного обучения с использованием информационных технологий, определяется его роль в цифровизации образовательной среды. Рассматриваются формы, методы и режимы получения образования дистанционно. В статье представлен обзор наиболее доступных конференц-платформ, обеспечивающих видео и аудио связь педагога с учащимися, в том числе с функцией записи видеоконференции. Указаны преимущества этого вида взаимодействия при организации учебного процесса. Сделана подборка видео-сервисов, предоставляющих видеоматериалы, доступные для использования в процессе обучения. Особое внимание автор уделяет обзору наиболее популярных и доступных образовательных площадок и бесплатных сервисов для дистанционного обучения, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации. Каждая их них подробно описывается с указанием особенностей, плюсов и минусов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные технологии в образовании, Интернет-ресурсы, цифровизация образования, образовательные площадки, дистанционное обучение, образовательные технологии.

Yulia Nikolaevna Bashirova

Orenburg

Features of distance learning as a means of digitalization of the educational environment

The article reveals the features of distance learning using information technologies, determines its role in the digitaliza-tion of the educational environment. The forms, methods and modes of receiving education remotely are considered. The article provides an overview of the most accessible conference platforms that provide video and audio communication between a teacher and students, including the video conference recording function. The advantages of this type of interaction in the organization of the educational process are indicated. A selection of video services has been made, providing video materials available for use in the learning process. The author pays special attention to an overview of the most popular and affordable educational sites and free services for distance learning recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation. Each of them is described in detail with an indication of the features, pros and cons.

Keywords: information technology, information technology in education, Internet resources, digitalization of education, educational platforms, distance learning, educational technologies.

В последнее время система образования претерпевает значительные изменения, связанные с цифровизацией. Расширяются возможности выбора формы обучения, увеличивается разнообразие

способов передачи информации и получения знаний. Все актуальнее становится применение информационных технологий в образовании при дистанционном обучении. Это связано с тем, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.