УДК 373.1: 37.026
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Соловьева Н.В., 2017 МБОУ «ООШ№11», учитель химии и биологии, Великий Устюг
Аннотация: в настоящее время проблема снижения интереса к чтению является достаточно актуальной для современной России. В статье вопросы решения данной проблемы рассматриваются в контексте повышения уровня читательской культуры посредством развития читательской компетентности и читательской грамотности в рамках уроков естественнонаучного цикла общеобразовательной школы. Автором представлены способы формирования читательской грамотности на основе различных приемов и методов работы с текстом, привлечения ресурсов художественной литературы.
Ключевые слова: читательская культура, работа с текстом, смысловое чтение, мотивация познавательной деятельности, предметы естественнонаучного цикла
DEVELOPMENT OF THE READING CULTURE ON THE LESSONS OF NATURAL SCIENCE
SUBJECTS
Solov'evaN.V., 2017 MBGEI «SGS №11», chemistry and biology teacher, Velikiy Ustyug
Аннотация: for the present, the problem of declining interest in reading is quite topical for modern Russia. The article explores the aspects of dealing with this issues in the context of improving the level of reading culture through the development of reading competency and reading literacy within the framework of natural science subjects of general education school. The author presents the methods of forming reader's literacy based on a variety of techniques and methods of the text manipulation and the resources of fiction. Ключевые слова: reading culture, text manipulation, semantic reading, motivation of cognitive activity, natural science subjects
Чтение является одним из самых значимых способов освоения информации. В то же время отмечающаяся тенденция снижения интереса к чтению, связанная с усилением процессов глобализации, информатизации и развитием индустрии развлечений, вызывает вполне обоснованные опасения. Так, результаты опросов Левада-центра, проведенных в 2016 году, показывают, что 57% россиян практически не читают художественную литературу, а 70% практически никогда не читают нехудожественнные произведения (книги по науке, искусству и т.д.) [1, с. 155]. Неслучайно в Национальной программе поддержки и развития чтения ситуация в области читательской культуры была охарактеризована как критическая [2]. Снижение интереса к чтению при увеличении объемов книгоиздательской продукции в силу различных причин отмечено и в принятой в 2017 году Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [3].
Формирование общекультурных универсальных компетенций предполагает развитие общей функциональной грамотности, которая включает в себя математическую, читательскую и естественнонаучную составляющие. В то же время согласно данным международного исследования PISA [4], с 2006 по 2015 год уровень естественнонаучной грамотности, хотя и вырос (с 479 до 487 баллов), однако по-прежнему остается ниже среднего уровня по странам ОЭСР (493). Уровень читательской грамотности также вырос (с 459 до 495 баллов), но все же не достиг уровня многих развитых стран мира (Финляндии, Канады, Японии, Германии). В связи с этим в настоящее время рассмотрение вопросов повышения интереса к чтению и уровня читательской культуры является достаточно актуальным.
Читательская культура представляет собой один из важных компонентов общей культуры человека. При этом основой формирования читательской культуры является развитие умений читательской грамотности, которые, в свою очередь, составляют базис для становления читательской
компетентности как системы знаний и навыков, позволяющих не только читать, но и понимать, интерпретировать и применять полученную информацию на практике (рис. 1).
в трудах Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалевой, И.В. Осиповой, О.В. Чиндиловой, Ю.В. Кузьминой, Н.Н. Сметанниковой и др. При этом, как отмечают специалисты [5], необходимо различать грамотность чтения и читательскую грамотность. В первом случае речь идет об активном применении чтения в разных ситуациях и для различных целей [6, с. 11], во втором - о понимании, использовании и рефлексировании содержания текста читателем с целью развития своих знаний и участии и в жизни общества [7, с. 51].
Большую роль в развитии читательской грамотности и культуры играет семья, поскольку раннее обучение чтению во многом способствует успешному освоению учебных программ по различным предметам в школе [8]. Однако не менее важное значение имеет и формирование читательской грамотности в системе общего образования, поэтому проблемы развития читательской культуры и повышения интереса к чтению являются одними из наиболее актуальных вопросов педагогики.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) закрепляют важность формирования навыков работы с текстом и подчеркивают метапредметный характер чтения, а читательские навыки относят к универсальным учебным действиям. В связи с этим реализация межпредметных и метапредметных связей становятся значимыми компонентами реализации программ общего образования. Рассмотрим варианты совершенствования читательской культуры на основе развития читательской грамотности и читательской компетентности на уроках естественнонаучного цикла. При этом необходимо отметить, что на уроках естественнонаучного цикла возможно развитие всех трех видов функциональной грамотности (математической, читательской и естественно-научной).
Развитие читательской компетентности в деятельностном контексте происходит непосредственно в ходе образовательного процесса посредством совершенствования умений поиска и анализа информации, понимания и трактовки содержания текста, а также формирования оценочных суждений.
При отборе текстов для работы на уроке необходимо соблюдать некоторые принципы. В частности, учебные тексты должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, образовательным целям, должны мотивировать к познавательной деятельности. Перед началом работы важно обозначить цель чтения и рассмотреть основные термины и ключевые слова, которые используются в тексте. Во время работы с текстом учитель должен постоянно наталкивать обучающихся на размышления, мотивировать стремление к познавательной деятельности. В
заключение необходимо, чтобы школьники осмыслили содержание текста и возможности практического применения полученных знаний.
Приемы и методы работы с текстом на уроках естественнонаучного цикла в целях повышения читательской грамотности могут быть самыми разнообразными:
- просмотровое чтение, нацеленное на формирование общего представления о том или ином объекте, явлении;
- структурирование и анализ текста с помощью таблиц, диаграмм, интеллект-карт и ментальных карт, кластеров и т.д. В данном случае эффективным приемом является кодирование информации, позволяющее систематизировать и анализировать учебные тексты [9].
- ознакомительное чтение, способствующее охвату наиболее существенных моментов (к примеру, новых понятий);
- поисковое чтение, ориентированное на быстрый поиск конкретной информации;
- рефлексивное чтение, способствующее сравнению разных точек зрения из различных источников информации, сопоставлению текстовых и иллюстративных материалов;
- смысловое (изучающее) чтение, направленное на понимание содержания текста.
К примеру, в курсе химии 8 класса при изучении темы «Сущность химических реакций и признаки их протекания» возможно использование следующего текста и заданий различного уровня для работы с ним в целях формирования стратегии смыслового чтения.
«Играя во дворе с ребятами, Юля промочила ноги. По приходу домой она решила выпить теплого чаю с лимоном, чтобы не простудиться. Для этого она зажгла спичку и поставила чайник на плиту. Когда на поверхности воды появились пузырьки, Юля выключила газ и налила кипящую воду в заварочный чайник. Через пять минут цвет воды в чайнике стал коричневым, и она налила себе чашечку чаю. Она добавила в него дольку лимона, в результате цвет чая заметно посветлел. Попробовав его, Юля решила, что он достаточно кислый (Почему?) и необходимо добавить сахара. Но достав свою любимую серебряную ложку, Юля увидела, что она потемнела. Спросив у мамы, что нужно сделать, чтобы вернуть ложке чистоту, она узнала, что необходимо ее почистить смесью соли, соды и воды. Юля смешала данные ингредиенты и отчистила ложку. Добавив сахар в чай, она размешала его, и села пить вкусный сладкий чай с лимоном».
1) Внимательно прочитайте текст.
Задание на формирование умений найти и извлечь информацию из учебного текста:
2) Найдите и выпишите названия химических веществ, встречающиеся в тексте.
Задание на формирование умений интерпретировать информацию:
3) Выпишите все признаки химических реакций, встречающиеся в тексте.
4) Предположите, почему после добавления лимона в чай его вкус стал кислым, а цвет стал более светлым.
Задание на осмысление содержания текста:
5) Как Вы думаете, почему при риске простудиться рекомендуется пить теплый сладкий чай с лимоном?
Кроме того, использование художественных произведений на уроках и внеурочной деятельности также способствует не только развитию естественнонаучной грамотности, но и читательской культуры, повышению мотивации познавательной деятельности. К примеру, на уроках географии для знакомства с теми или иными явлениями природы возможно использование отрывков из произведений Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров», В. Обручева «Земля Санникова», С. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказов К. Паустовского и др. Как показывает практика, зачастую после прочтения фрагментов текста из художественной литературы, для того чтобы узнать о том, что происходило с героями дальше, обучающиеся идут в библиотеку и берут книгу. Во внеурочной деятельности применение художественных произведений также представляется достаточно продуктивным. Например, после изучения той или иной темы в курсе географии («Горы», «Воды суши», «Реки», «Озера», «Атмосферные осадки», «Ветер» и т.д.) в качестве домашнего задания или проекта можно предложить сделать подборку стихотворений, пословиц, сказок, рассказов и т.д. по пройденной теме. Кроме того, в целях развития естественнонаучной и читательской грамотности целесообразно проведение интегрированных уроков географии и литературы (Времена года и явления
природы в поэзии А.С. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева), биологии и литературы (Многообразие птиц в рассказах М.М. Пришвина), химии и литературы (Вещество и его превращения в поэзии М.В. Ломоносова).
С помощью художественной литературы представляется целесообразным осуществлять и развитие приемов смыслового чтения. Например, при изучении тем «Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу» в 7 классе и «Взаимосвязь популяций в биогеоценозе» в 9 классе возможно применение отрывка из рассказа Р. Брэдбэри «И грянул гром» с последующим выполнением заданий.
«...Сами того не зная, мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида.
- Я что-то не понимаю, - сказал Экельс.
- Ну так слушайте, - продолжал Тревис. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет - верно?
- Да.
- Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!
- Хорошо, они сдохли, - согласился Экельс. - Ну и что?
- Что? - Тревис презрительно фыркнул. - А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса. Десятью лисами меньше - подохнет от голода лев. Одним львом меньше - погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!» [10, с. 314-315].
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Найдите в тексте неточность (в природе львы, как правило, не питаются лисами).
3) Составьте пищевую цепочку, описанную в тексте. Исправьте ошибку автора.
4) Как Вы думаете, прав ли Тревис относительно последствий гибели одной мыши? Обоснуйте
ответ.
Большой потенциал в развитии читательской грамотности имеет применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), которая направлена формирование самостоятельности мышления и рефлексивное взаимодействие учителя и ученика [11, с. 26]. К примеру, на уроке химии в 8 классе по теме «Вода - оксид водорода» на стадии вызова в целях систематизации уже известной информации предлагается создать кластер, вписав в пустые ячейки все ассоциации, которые возникают у обучающихся со словом «вода». Далее на стадии осмысления возможно использование различных методов активного чтения учебных текстов (маркировка текста по типу Insert (пометки на полях), ведение дневников и бортовых журналов и т.д.). На стадии рефлексии, например, применяются приемы «толстых» и «тонких» вопросов, составления концептуальных таблиц и денотатных графов, в том числе с использованием текста учебника. На рисунке 2 показан пример денотатного графа, представляющего собой инструмент, позволяющий не только представить содержание текста в графической форме, но и оценить степень и глубину его
понимания [12]. Для его составления обучающимся предлагается выделить одно ключевое слово (в данном случае «вода»), характеризующее тему и содержание текста, и заключить его в прямоугольник (как правило, это имя существительное). Затем с использованием текста параграфа учебника предлагается найти несколько глаголов, которые соотносятся с выбранным ключевым понятием и его содержанием и записываются в прямоугольники, расположенные ниже. От ключевого слова к отобранным глаголам проводятся линии (стрелки), изображающие логические связи между словами. Далее к глаголам подбираются слова (словосочетания), логически продолжающие предложение и отражающие те или иные признаки ключевого слова. Данный прием способствует формированию знаково-символических и логических познавательных универсальных учебных действий, а также умений структурировать текст, отделять главную информацию от второстепенной.
Рисунок 2 - Денотатный граф по теме «Вода - оксид водорода»
Необходимо отметить, что в соответствии с технологией продуктивного чтения после работы с текстом в целях более углубленного понимания его содержания целесообразно проведение концептуальных бесед и дискуссий, выполнение обобщающих творческих заданий, в том числе направленных на применение изученного материала в различных ситуациях.
Таким образом, использование различных методов и приемов работы с текстом на уроках предметов естественнонаучного цикла способствует развитию читательской грамотности, читательской компетентности и читательской культуры. Кроме того, применение творческих заданий и привлечение ресурсов художественной литературы позволяет повысить интерес к чтению и мотивацию познавательной деятельности обучающихся в целом.
Список литературы
1. Общественное мнение-2016. - М. : Левада-центр, 2017. - 272 с.
2. Национальная программа поддержки и развития чтения: утв. Роспечатью и Российским книжным союзом [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения: 10.11.2017).
3. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 №1155-р // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.
4. PISA 2015 Results in Focus [Electronic resource] / Organisation for Economic Cooperation and Development. - URL: http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения: 10.11.2017).
5. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 1. С. 41-48.
6. Mullis I.V.S. & Martin M.O. (Eds.). PIRLS 2016 Assessment Framework. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2015. - 190 р. - URL: http://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/framework.html (дата обращения: 10.11.2017).
7. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA. - Paris: OECD Publishing, 2017. - 259 р.
8. Herbers J.E., Cutuli J.J., Supkoff L.M. et al. Early Reading Skills and Academic Achievement Trajectories of Students Facing Poverty, Homelessness, and High Residential Mobility // Educational Researcher. 2012. Vol. 41. №9. P. 366-374.
9. Мальченко О.В. Метод кодирования информации как инструмент повышения читательской грамотности обучающихся // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 2 (6). С. 75-77.
10. Брэдбэри Р. И грянул гром. 100 рассказов. - М. : Эксмо, 2010. - 1168 с.
11. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
12. Богословская И.В. Экспериментальное исследование степени и глубины понимания текста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. №3(3). С. 756-760.
УДК 378.147
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Свиридова Г.Ф., к. филол. наук, доцент, 2017 Российский государственный социальный университет
Аннотация: проведенный анализа результатов диагностического среза определил недостаточный уровень сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов. В этой связи в работе предложены некоторые рекомендации по формированию грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.
Ключевые слова: грамматическая компетентность, синтаксис, методы обучения, речь, общение.
TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE METHOD OF FORMING THE GRAMMARTICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SENIOR CLASSES
Sviridova G.F., Ph.D., Associate Professor, 2017 Russian State Social University
Abstract: the analysis of the results of the diagnostic cut determined the insufficient level of grammatical competence of students in the upper grades. In this regard, the paper suggests some recommendations on the formation of grammatical competence of students in the senior high school in the process of studying the syntax.
Key words: grammatical competence, syntax, teaching methods, speech, communication.
В современном обществе особое значение приобретает проблема формирования грамматической компетентности как одной из ведущей составляющей языковой подготовки и развития личности, обеспечивая эффективное использование опыта общения в различных сферах деятельности. В номом законе «Об образовании», государственной национальной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы», федеральных государственных образовательных стандартах, отражены те изменения, которые произошли за последние десятилетия в образовании, где усилен практический аспект обучения языку в основной школе, определены требования к формированию ключевых и предметных компетенций учащихся, определены ориентиры в достижении результатов обучения путем направления их на предметные компетентности учащихся. Поэтому возникает необходимость совершенствования методики обучения синтаксиса на уроках русского языка в старших классах общеобразовательных учебных заведениях.