Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ (УДМУРТСКОМ) ЯЗЫКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ (УДМУРТСКОМ) ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ЗАРНИ БУГОР» / УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Анна Евгеньевна

Цель исследования - определение особенностей литературного образования на родном (удмуртском) языке. В статье речь идёт о необходимости формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности, начиная с дошкольного возраста. Обосновывается идея о том, что в качестве средства формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольного возраста и её компонентов целесообразно использование содержания литературного образования на родном (удмуртском) языке. На современном этапе для формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций детей на родном (удмуртском) языке автором предложено использование авторского учебно-методического комплекса «Зарни бугор», в чём и заключается основная научная новизна данного исследования. В результате исследования определено, что изучение формирования читательских компетенций и глобальных компетенций приобретает особую значимость при реализации воспитательно-образовательной деятельности в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке (с использованием литературного содержания учебно-методического комплекса «Зарни бугор»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PRESCHOOLERS’ FUNCTIONAL LITERACY IN THE PROCESS OF LITERARY EDUCATION IN THE NATIVE (UDMURT) LANGUAGE

The paper justifies the necessity to form preschoolers’ functional literacy. The research objective includes identifying peculiarities of the Udmurt preschool literary education focused on forming preschoolers’ reading competence and basic components of functional literacy. The article justifies the thesis that preschoolers’ functional literacy can be formed in the process of literary education in the native (Udmurt) language. The author introduces an authorial educational-methodological complex “Зарни бугор” aimed to form preschoolers’ native language literacy, and herein lies scientific originality of the study. The conducted research allows drawing the following conclusions: preschool literary education in the native (Udmurt) language should focus on forming preschoolers’ native language literacy; the educational-methodological complex “Зарни бугор” can be efficiently used to form preschoolers’ native language skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ (УДМУРТСКОМ) ЯЗЫКЕ»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 4. С. 530-536 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 530-536

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке

Бородина А. Е.

Аннотация. Цель исследования - определение особенностей литературного образования на родном (удмуртском) языке. В статье речь идёт о необходимости формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности, начиная с дошкольного возраста. Обосновывается идея о том, что в качестве средства формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольного возраста и её компонентов целесообразно использование содержания литературного образования на родном (удмуртском) языке. На современном этапе для формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций детей на родном (удмуртском) языке автором предложено использование авторского учебно-методического комплекса «Зарни бугор», в чём и заключается основная научная новизна данного исследования. В результате исследования определено, что изучение формирования читательских компетенций и глобальных компетенций приобретает особую значимость при реализации воспитательно-образовательной деятельности в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке (с использованием литературного содержания учебно-методического комплекса «Зарни бугор»).

EN

Forming Preschoolers' Functional Literacy

in the Process of Literary Education in the Native (Udmurt) Language

Borodina A. Y.

Abstract. The paper justifies the necessity to form preschoolers' functional literacy. The research objective includes identifying peculiarities of the Udmurt preschool literary education focused on forming preschoolers' reading competence and basic components of functional literacy. The article justifies the thesis that preschoolers' functional literacy can be formed in the process of literary education in the native (Udmurt) language. The author introduces an authorial educational-methodological complex "Зарни бугор" aimed to form preschoolers' native language literacy, and herein lies scientific originality of the study. The conducted research allows drawing the following conclusions: preschool literary education in the native (Udmurt) language should focus on forming preschoolers' native language literacy; the educational-methodological complex "Зарни бугор" can be efficiently used to form preschoolers' native language skills.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена ориентацией современного образования на формирование функционально грамотной личности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», к 2024 году в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим рассмотрение наиболее эффективных путей и средств для формирования функционально грамотной личности сегодня является объектом изучения многих исследований.

Зачастую большинство исследований направлены на изучение формирования функциональной грамотности детей в школьный период, оставляя в стороне период формирования важнейших мыслительных, психических,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210091

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

физических основ ребенка в дошкольном возрасте, поэтому дальнейшее изучение в данном направлении обретает особую важность.

Для реализации поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

- обосновать необходимость формирования функциональной грамотности в дошкольном возрасте;

- описать содержание литературного образования на родном (удмуртском языке) детей дошкольного возраста;

- представить авторский учебно-методический комплекс «Зарни бугор» на удмуртском языке, направленный на формирование предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском языке).

Поставленные задачи достигались с учетом следующих методов: метода теоретического анализа, метода изучения и обобщения педагогического опыта, контент-анализа теоретической и методической литературы.

Теоретическую базу исследования составили основные положения PISA [21], работы по изучению функциональной грамотности детей Ю. Н. Гостевой, М. И. Кузнецовой, Л. А. Рябининой, Г. А. Сидоровой, Т. Ю. Чабан [9], Н. Ф. Виноградовой, Е. Э. Кочуровой, М. И. Кузнецовой и др. [5], С. Е. Анфисовой, И. А. Надежкиной [4], О. М. Анищенко [3], Н. Е. Колгановой [11], Е. Л. Гончаровой [8], труды отечественных педагогов и исследователей в области изучения вопросов литературного образования детей дошкольного возраста М. М. Алексеевой [1], В. И. Яшиной [1; 13], А. В. Лияскиной [13], О. С. Ушаковой [19], Т. А. Алиевой [2], В. Ф. Габдулхакова [7], Н. П. Те-рентьевой [18, с. 7], Е. Л. Никитиной, О. В. Чиндиловой [14].

Практическая значимость. С учетом заявленной цели, поставленных задач исследование имеет теоретическую направленность. Основные положения исследования имеют большое значение для формирования этнокультурной составляющей функциональной грамотности дошкольников в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке. Использование учебно-методического комплекса «Зарни бугор» в формировании предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций (в структуре функциональной грамотности) может явиться примером в формировании этнокультурной составляющей функциональной грамотности дошкольников.

Формирование функциональной грамотности в дошкольном возрасте

Вопрос формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников мало изучен, тем более мало изучен аспект, касающийся формирования функциональной грамотности дошкольников на родном (удмуртском) языке. Дошкольное образование, являясь первой ступенью общего образования, должно занять значимое место в формировании предпосылок функциональной грамотности.

Совершенно справедливо, что функциональная грамотность сегодня определяется как базовое образование личности, которая включает готовность ребёнка успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способность строить социальные отношения; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку грамотности, стремление к его дальнейшему образованию [5, с. 16-17]. Самостоятельность, стремление к познанию, умение жить среди людей, обладать определёнными качествами, ключевыми компетенциями - важные позиции, которыми должен располагать современный человек [16]. Сегодня мы можем говорить, что функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [15, с. 35]. В соответствии с международными образовательными стандартами, в структуру функциональной грамотности входят: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность и глобальные компетенции PISA [21]. Ориентация современного образования в реализации данных направлений, начиная с дошкольного возраста, поможет ребёнку вырасти грамотным, социально адаптированным человеком, который чувствует себя успешным, счастливым человеком, частью глобального мира.

Существует важная особенность, на которую стоит обратить особое внимание. Как правило, считается, что на этапе дошкольного возраста речь идёт о необходимости формирования предпосылок функциональной грамотности детей, говорить о сформированности функциональной грамотности детей дошкольного возраста мы не можем [4, с. 8]. Функциональная грамотность будет формироваться в течение долгого времени, сначала в начальной, далее в средней и основной школе. При условии непрерывного образования формирование функциональной грамотности детей будет являться гарантом качественного образования детей.

Одним из условий формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста является успешное и системное формирование всех ее компонентов. В структуре функциональной грамотности в дошкольном возрасте особую роль играет формирование предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций. Считается, что «ядро» читательской компетентности образуется у ребёнка в «дограмот-ный» период в совместно-разделенной со взрослым деятельности, реализующей культурную традицию чтения вслух и рассказывания произведений детских жанров еще не «читающим» детям. Под читательской компетентностью в настоящее время понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения личных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества [8, с. 4].

На протяжении всей жизни необходимо усердно работать над формированием и развитием глобальных компетенций. Дошкольный период является начальным этапом в становлении глобально компетентной личности, которая способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия [10, с. 112].

Согласно концепции содержания непрерывного образования, преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется «сформированностью качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности... Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.» [12, с. 2]. Предполагаем, что такая точка зрения близка многим современным исследователям педагогической мысли в области дошкольного образования.

Мы склоняемся к мнению, что для подготовки ребенка к будущей взрослой жизни необходимо обеспечить его возможностью для свободной игры, реализации желаний, создать комфортные психолого-педагогические условия, на основе которых у ребенка в дошкольном возрасте должна формироваться социальная коммуникация, социокультурная подготовка, коммуникативная компетентность и др. компоненты, необходимо найти баланс между традиционными и инновационными системами и технологиями обучения. «Раннее обучение» детей, стремление к которому наблюдается в обществе в последние десятилетия, приводит к потере мотивации к школе. Поэтому возникла необходимость пересмотреть подходы к образованию детей дошкольного возраста.

В первую очередь качественному изменению сознания, подходов к образованию детей дошкольного возраста послужили основные положения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, в соответствии с которыми образование и воспитание имеют личностно-ориентированный характер, направленный на развитие и саморазвитие личностных качеств ребенка.

Характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного возраста, определенные ФГОС дошкольного образования, формируются в результате развития детей по пяти направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. Развитие ребенка по каждому направлению имеет определяющее значение в становлении личности будущего взрослого человека, в формировании предпосылок функциональной грамотности.

Таким образом, формирование предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций, безусловно, является одним из важных направлений в современном дошкольном образовании. В процессе формирования определяются необходимые жизненные качества, формирующие функциональную грамотность ребёнка в дальнейшем.

Литературное образование детей дошкольного возраста на родном (удмуртском) языке

Существенную значимость в формировании предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста имеет литературное образование как ознакомление детей с художественными текстами, имеющими большое воспитательное значение; как подготовка будущего талантливого читателя, включающая воспитание чувства слова, формирование первоначальных представлений о жанре, композиции, образных средствах художественных произведений, народном творчестве, развитии литературного вкуса, а самое главное -воспитание любви, устойчивого интереса к книге [1, с. 341-371]. Активное, пассивное или умеренно пассивное отношение к книге формируется именно в первом десятилетии жизни, поэтому системное ознакомление детей дошкольного возраста с художественными произведениями играет важную роль [11, с. 3].

Литературное образование является ведущим средством при формировании предпосылок читательских компетенций. Кроме того, если говорить о роли литературного образования на родном (удмуртском) языке, то оно может внести вклад и в формирование глобальных компетенций детей дошкольного возраста.

Раннее соприкосновение с родным языком и литературой обеспечивает прочный фундамент успешного развития ребенка в будущем. Художественная литература позволяет ребенку всесторонне развиваться. Она открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка [20, с. 241].

В современных реалиях дошкольного образования в Удмуртской Республике для осуществления литературного образования на родном (удмуртском) языке создаются благоприятные условия, но положительного результата не удавалось достичь более 150-ти лет.

Считаем, что первый этап развития литературного образования детей дошкольного возраста приходится на 1847-1917 гг. Данный этап связан с появлением учебной литературы на родном (удмуртском) языке. Несмотря на то, что тексты для чтения не были адресованы маленьким детям, данный период имеет значение в закладывании фундамента литературного образования для детей дошкольного возраста как период, когда дети имели возможность ознакомления с художественными текстами через старших детей в семье, как период, который имел значение для зачатков нравственного развития детей через тексты. Безусловно, тексты

имели и воспитательное значение, так как они «нужны были не только для обучения, но и для воспитания в духе религиозности, покорности судьбе, любви к ближнему» [6, с. 24].

В 1917-1989 гг. длился второй период литературного образования детей дошкольного возраста, когда у детей удмуртов появилась возможность знакомиться с художественной литературой на родном (удмуртском) языке. Дети имели возможность знакомиться как с переводными фольклорными и авторскими произведениями других народов, так и оригинальными удмуртскими фольклорными и авторскими произведениями. Произведения для детей создавались с учетом возрастных особенностей и познавательных интересов детей, их могли читать на удмуртском языке как в семьях с детьми, так и в дошкольных учреждениях.

Третий период развития приходится на 1989-2021 гг. Безусловно, в данный период появилось много качественной авторской и переводной детской литературы, оказавшей позитивное влияние на литературное образование детей. Но характерной и отличительной особенностью данного периода являются разработка содержания образовательно-воспитательной деятельности, появление программ и учебно-методических пособий на родном (удмуртском) языке для дошкольных образовательных организаций.

Первые программы предполагали развитие детей на материале жанров малого фольклора, народных сказок, переводных сказок, стихотворений, рассказов на удмуртском языке, развитие чувства вкуса к художественному слову, положительного отношения к миру литературы. Авторы программ и пособий обращали внимание на то, чтобы все предложенные произведения были подобраны в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями, познавательными интересами детей. Рекомендованные для ознакомления дошкольников тексты были направлены на формирование нравственных качеств труда, любви к родным и Родине, привитию навыков доброжелательного общения со сверстниками и др. моральных качеств.

Поскольку разработка научно-методического сопровождения дошкольного образования Удмуртской Республики на родном (удмуртском) языке является одним из приоритетных направлений образования детей в части учета региональных, этнокультурных особенностей, разработчики ежегодно совершенствуют предложенное содержание в данной области.

С 2016 г. разрабатывается учебно-методический комплекс «Зарни бугор» («Золотой клубок»), который способствует при осуществлении образовательной деятельности на его основе формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке.

Литературное образование детей дошкольного возраста на родном (удмуртском) языке имеет свой закономерный путь развития, на который в определенные годы оказали влияние исторические события, становление детской литературы на родном (удмуртском) языке, открытие дошкольных образовательных учреждений и другие факторы. В процессе ознакомления с фольклорными и литературными произведениями на родном (удмуртском) языке дети усваивают необходимые моральные ценности, получают возможность воспитываться на тех моральных качествах, которые близки для их народа, окружения.

На современном этапе литературное образование детей на родном (удмуртском) языке является своеобразным «двигателем» в формировании предпосылок читательских компетенций и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности.

На актуальность использования в части, формируемой участниками образовательных отношений, в образовательной деятельности учебно-методического комплекса «Зарни бугор» (авторы А. Е. Бородина, Е. А. Николаева), разработанного для реализации этнокультурного образования на родном (удмуртском) языке, указывают данные мониторингового исследования, проведенного с целью получения информации о функциональном состоянии родных (нерусских) языков в сфере образования Удмуртской Республики. Так, 11,8% опрошенных респондентов (руководителей дошкольных образовательных организаций Удмуртской Республики) отмечают, что в образовательной деятельности на удмуртском языке используется данный учебно-методический комплекс [17, с. 18].

Таким образом, литературное образование детей дошкольного возраста на родном (удмуртском) языке на различных этапах становления способствовало всестороннему развитию детей-дошкольников. Современное литературное образование на родном (удмуртском) языке предоставляет богатейшее этнокультурное содержание в области формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций детей дошкольного возраста.

Учебно-методический комплекс «Зарни бугор»

в формировании предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций

Учебно-методический комплекс «Зарни бугор» состоит из программы, методического пособия, хрестоматии, электронного пособия по пяти образовательным областям («Социально-коммуникативное развитие детей 3-7 лет», «Развитие удмуртской речи детей 3-7 лет», «Познавательное развитие детей 3-7 лет», «Художественно-эстетическое развитие детей 3-7 лет», «Физическое развитие детей 3-7 лет»). В свою очередь, развитие предпосылок читательских компетенций и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности происходит преимущественно в период ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой на родном языке (в части «Художественно-эстетическое развитие детей 3-7 лет» («3-7 аресъем нылпиослэсь чеберлык валанзэс азинтон»)).

В основе образовательно-воспитательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой на родном языке лежит ознакомление с фольклорными произведениями удмуртского народа и других народов, песнями, оригинальными авторскими произведениями для детей на удмуртском языке, переводными произведениями на удмуртском языке.

Развитие предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке происходит в синтезе. При формировании предпосылок читательской компетентности происходит формирование глобальных компетенций.

Формирование предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке опирается на осознание ребёнком собственной культурной идентичности («я - удмурт», «я - часть своего удмуртского народа»), на любовь к родному (удмуртскому) языку, национальному колориту, особенностям, культурным традициям своего народа на основе восприятия художественного текста. Формирование предпосылок глобальных компетенций детей дошкольного возраста происходит путем соотношения локального и глобального, когда ребенок, осознавая свою принадлежность к малому народу, осознаёт себя частичкой огромного мира.

Основываясь на содержании учебно-методического комплекса «Зарни бугор», работа идёт в следующих направлениях:

- развитие интереса к детской книге на родном (удмуртском) языке;

- развитие интереса к определенным жанрам на родном (удмуртском) языке;

- ознакомление с некоторыми детскими авторами и их произведениями на родном (удмуртском) языке;

- понимание соответствия между названием произведения и его содержанием на родном (удмуртском) языке;

- использование полученных знаний в игровой, театрализованной, продуктивной деятельности ребенка на родном (удмуртском) языке;

- развитие интереса к сказкам, рассказам, стихотворениям, песням о своем народе, о своей малой родине;

- развитие интереса к сказкам, рассказам, стихотворениям, песням, раскрывающим особенности национального многообразия России: о внешних особенностях, различии в одежде, народных традициях и т.д.;

- развитие интереса к сказкам, рассказам, стихотворениям, песням, раскрывающим особенности мирового многообразия.

Для успешной реализации воспитательно-образовательной деятельности в данных направлениях учебно-методический комплекс предполагает осуществление комплекса педагогических условий, к которым на данный относятся:

1) создание эмоционально-положительной атмосферы, содействующей достижению формирования предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций как составляющих функциональной грамотности детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке (в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественными текстами УМК «Зарни бугор»);

2) организация непосредственной образовательной деятельности на родном (удмуртском) языке;

3) организация предметно-развивающей среды. Необходима также организация выставок и мини-библиотек для детей. Книги должны сопровождаться красочными иллюстрациями;

4) разработка заданий к художественным текстам, способствующих формированию предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций как составляющих функциональной грамотности детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке;

5) использование педагогом в своей работе форм, методов и приёмов, способствующих формированию предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций как составляющих функциональной грамотности детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке;

6) вовлечение семьи в образовательную деятельность (организация конкурсов, праздников, на которых дети могут продемонстрировать драматизацию, декламацию текста и др. формы восприятия текста);

7) применение в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий на родном языке. Учебно-методический комплекс для реализации данного педагогического условия содержит электронную хрестоматию «Зарни бугор».

Перечисленные условия являются необходимыми и наиболее эффективными в формировании предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

Проведенное исследование подтверждает актуальность заявленной тематики. Стремление российского образования к разработке собственных ориентиров, с одной стороны, и желание быть среди ведущих стран мира в результате международных исследований, с другой стороны, требуют учёта в образовании актуальных тенденций.

Требования, предъявляемые к современному образованию, несут в себе реформацию и на уровне дошкольного образования. Дошкольное образование как первая ступень общего образования способствует формированию

комплекса качеств, необходимых ребёнку для будущей взрослой жизни. Формирование читательской компетентности и глобальных компетенций детей дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке.

Учебно-методический комплекс «Зарни бугор» в части ознакомления с художественной литературой обеспечивает соответствующим содержанием при формировании предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности. Использование содержания учебно-методического комплекса «Зарни бугор» является примером эффективности при формировании предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций на удмуртском языке для многих национальных республик нашей страны. Благодаря разработке аналогичных учебно-методических комплексов на родном языке формирование предпосылок читательской компетентности и глобальных компетенций будет происходить эффективно на соответствующем языковом содержании.

В связи с повышенным интересом к исследуемой проблеме перспектива дальнейшего исследования видится в необходимости выявления критериев формирования предпосылок в структуре функциональной грамотности в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке.

Источники | References

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Изд-е 3-е, стер. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Алиева Т. А. Ребёнок в мире образа. Становление художественно-эстетического образа: педагогическая стратегия // Дошкольное воспитание. 1996. № 1. С. 75-78.

3. Анищенко О. М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. С. 39-44.

4. Анфисова С. Е., Надежкина И. А. К вопросу о формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста // Научное отражение. 2019. № 3 (17). С. 8-10.

5. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 288 с.

6. Волкова Т. Г. Становление удмуртской детской литературы: дисс. ... к. филол. н. Ижевск, 2005. 220 с.

7. Габдулхаков В. Ф. Теория и методика развития речи и литературного образования детей: учеб.-метод. пособие. Казань, 2014. 155 с.

8. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дисс. ... д. психол. н. М., 2009. 40 с.

9. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 34-57.

10. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 112-123.

11. Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: автореф. дисс. ... к. пед. н. Тамбов, 2013. 25 с.

12. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 32 с.

13. Лияскина А. В., Яшина В. И. Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования дошкольников // Преподаватель XXI век. 2015. № 1: в 2-х ч. Ч. 1. С. 156-170.

14. Никитина Е. Л., Чиндилова О. В. Исторический аспект сущности и предназначения литературного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 161-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2003. 368 с.

16. Степанова С. И. Функциональная грамотность в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://blog.dohcolonoc.ru/ entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html (дата обращения: 27.05.2021).

17. Текущее состояние и динамика этноязыковой ситуации в сфере образования Удмуртской Республики. Ижевск, 2020. Вып. 5. 130 с.

18. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся: авто-реф. дисс. ... д. пед. н. СПб., 2014. 50 с.

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 256 с.

20. Шарапова М. В. Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 5. С. 241-243.

21. PISA 2018 Draft Analytical Frameworks [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 09.05.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бородина Анна Евгеньевна1

1 Институт развития образования, г. Ижевск

Borodina Anna Yevgenyevna1 1 Institute of Education Development, Izhevsk

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 10.06.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

Ключевые слова (keywords): дошкольный возраст; читательская компетентность; литературное образование; функциональная грамотность; учебно-методический комплекс «Зарни бугор»; удмуртский язык; pre-school age; reading competence; literary education; functional literacy; educational-methodological complex "Зарни бугор"; Udmurt language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.