488_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2019. Т. 29, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 373.2
А.Е. Бородина, Е.А. Николаева
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УР)
В статье рассматривается ситуация дошкольного этнокультурного образования Удмуртской Республики. Представлены теоретические аспекты применения моделей в образовании. Для решения проблем в системе этнокультурного образования, Институтом национального образования УР организована инновационная деятельность в ДОО. С целью улучшения освоения родного удмуртского языка и культуры в детских садах, предложены модели этнокультурного образования, созданные для применения учебно-методического комплекса «Зарни бугор» в детских садах Удмуртской Республики. Приведен анализ образовательных моделей использования данного учебно-методического комплекса в инновационных детских садах Института национального образования УР. Выявлена перспективность моделей этнокультурного образования детей в различных индивидуальных образовательных ситуациях. Предполагается, что предложенные модели дошкольного этнокультурного образования могут использовать детские сады Удмуртской Республики и других регионов, заинтересованные в сохранении и развитии родных языков и культур.
Ключевые слова: модели образования, перспективные модели образования, дошкольное образование, инновационная деятельность, этнокультурное образование.
Б01: 10.35634/2412-9550-2019-29-4-488-494
Практика современного дошкольного образования в применении различных образовательных программ представляет собой довольно сложную структуру. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, детские сады создают свои образовательные программы, которые состоят из обязательной и вариативной части. В обязательной части применяются федеральные образовательные программы, утвержденные и представленные в реестре Федерального Института развития образования. В вариативной части программы, формируемой участниками образовательных отношений, применяются региональные, парциальные и/или созданные самостоятельно образовательные программы. [5]. Поэтому для каждой дошкольной образовательной организации является актуальным вопрос сочетания образовательных программ с учетом её индивидуальной ситуации. Индивидуальная ситуация образовательной организации - это множество компонентов, структурно связанных между собой. К ним можно отнести педагогические и этнокультурные условия, профессиональный уровень педагогов, в частности, владение удмуртским языком, материально-технические и финансовые условия обеспечения, этнокультурные характеристики качества развивающей предметно-пространственной среды, уровень заинтересованности родителей комплексным этнокультурным образованием детей и освоением родного удмуртского языка, открытость к инновациям, перспективному развитию образовательного процесса.
Таблица 1
Реализация программы дошкольного образования с изучением родного удмуртского языка и освоения этнокультурного содержания в основном образовательном процессе
ОУ Групп Количество воспитанников
2017-2018 уч.год 263 500 9782
2018-2019 уч. год 215 393 7385
Таблица 2
Реализация программы дошкольного образования с изучением родного удмуртского языка и освоения этнокультурного содержания в кружковой работе
ОУ Групп Количество воспитанников
2017-2018 уч.год 89 272 5762
2018-2019 уч. год 107 222 2945
Перспективные модели этнокультурного образования.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
489
По статистическим данным Министерства образования и науки Удмуртской Республики, удмуртский язык и этнокультурное содержание на основе разных программ детские сады применяют в основном образовательном процессе и в кружковой работе (табл. 1, 2).
Данные указывают на тип применения этнокультурного содержания в образовании воспитанников, но не отражают охвата образовательных областей и объёма этнокультурного образования воспитанников.
Для эффективного планирования этнокультурного содержания, кроме типа использования, необходимо отражать объём, структуру, формы организации вносимого содержания. После выбора образовательной программы и типа её реализации важнейшим этапом планирования является создание модели образования с указанием образовательных областей.
Актуальность вопроса для образовательных организаций объясняет и интерес исследователей к изучению данной проблемы. По мнению С.В. Сидорова (известного педагога-исследователя) под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности [4].
В своем исследовании известный педагог М.В. Кларин подробно рассматривает модель обучения с точки зрения процессов инновации, которые в них происходят, предлагает её понимание в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса [2. С. 7].
«Модельное» описание в планировании образовательного процесса дошкольных образовательных организаций известным педагогом Н.А. Коротковой рассматривается с точки зрения позиции взрослого по отношению к детскому сообществу, организации содержания образования и структуры предметной среды. Она выделяет три общих типа образовательного процесса, которые можно условно обозначить следующим образом: 1) учебная модель, 2) комплексно-тематическая модель, 3) предметно средовая модель [3. С. 26-27].
Разнообразие федеральных образовательных программ, обеспечивающих основное содержание образования и программ регионального уровня, обеспечивающих, в том числе, и этнокультурное содержание образования, активно изменяют образовательное пространство. Так возникает ситуация, в которой педагоги и руководители находятся в поиске оптимального сочетания обязательной и вариативной части образовательной программы детского сада, при которой будет обеспечена успешность и результативность образовательного содержания и достижения воспитанниками целевых ориентиров по завершении дошкольного периода. С этой целью образовательные организации обращаются к инновациям в образовании.
Идеи инноваций образования актуальны для многих поколений исследователей. По мнению И. Бродского, «качественные изменения в современном образовательном пространстве возможны только в ситуации разработки и постепенного внедрения не столько технологий, сколько инновационных образовательных систем, предполагающих обновление содержания образования, и, как следствие, создание УМК нового типа» [1].
Модель как инструмент оформления инновационной деятельности конкретной дошкольной образовательной организации обозначает схемы: базовым основанием для разграничения моделей являются заложенные в них в качестве основного ориентира параметры образовательной деятельности. В основе любой модели дошкольной образовательной организации лежит созданная ею программа.
Этнокультурное образование существует внутри общей образовательной структуры дошкольных организаций в вариативной части, определяемой участниками образовательных отношений, и функционирует как содержательный элемент образовательной программы.
В Удмуртской Республике в вариативной части используются региональные программы, прошедшие апробацию и рекомендованные к изданию. Одна из них, обеспечивающая содержание этнокультурного и краеведческого образования детей дошкольного возраста на удмуртском языке для дошкольных образовательных организаций УР, - это региональная программа «Зарни бугор» (авторы А.Е. Бородина и Е.А. Николаева).
На основе этой программы созданы на удмуртском языке учебно-методический комплекс «Зар-ни бугор», а также методические, хрестоматийные и мультимедийное пособия.
Комплекс разработан на удмуртском языке по образовательным областям «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей», «Художест-
венно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей». Предложенное содержание поделено на возрастные периоды 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Содержание направлений образования УМК «Зарни бугор» носит интегративный характер. Темы, виды деятельности детей и компоненты перекликаются, переплетаются и создают целостную ткань образования дошкольников. Содержание комплекса в целом и его составных частей применимы для общественного и семейного образования детей дошкольного возраста. УМК «Зарни бугор» является частью многоуровневой системы образования, обеспечивая преемственность в этнокультурном образовании на удмуртском языке. Освоение содержания УМК обеспечивает дошкольникам переход на следующий уровень обучения в начальной школе.
Дошкольные образовательные организации, идущие по пути поиска инноваций в этнокультурном образовании, используют УМК «Зарни бугор». В том числе, на сегодняшний день учебно-методический комплекс используется детскими садами, инновационными площадками БНУУР Научно-исследовательский институт национального образования (18 образовательных организаций г. Ижевска и разных районов Республики).
На основе целостного календарно-тематического планирования дошкольные образовательные организации выделяют часть, соответствующую этнокультурному компоненту. В его планировании образовательной деятельности дошкольные образовательные организации также выделяют две части: совместную образовательную деятельность воспитателя с воспитанниками и самостоятельную деятельность воспитанников.
При совместной образовательной деятельности этнокультурный компонент в данной ситуации представлен УМК «Зарни бугор», применение его в объёме до 40 % отражается в сетке занятий. Поскольку содержание самостоятельной деятельности является опосредованно регулируемым, этнокультурный компонент в объёме до 40 % в планировании мы видим через образовательную среду, создаваемую в детском саду.
После выбора образовательной программы и типа её реализации, важнейшим этапом планирования является создание модели образования с указанием образовательных областей. Модель - это краткое изложение процесса достижения результатов, поэтому формулировки идут в виде описания целей, задач, характеристики образовательных условий, схемы образовательной деятельности и / или сетки, описания параметров воспитанников, организационных форм, тем и событий.
Инновационным площадкам нами предложены системная, модульная, частная модели использования содержания УМК «Зарни бугор» в программах инновационных детских садов. Данная классификация основывается на объёме структуры, формах организации планирования этнокультурного содержания применения данного УМК в этнокультурном образовании детского сада и в образовательном процессе в целом.
Данные модели рассмотрены совместно с педагогами-инноваторами и отобраны как перспективные, для практического применения. Характеристики моделей применения этнокультурного содержания в образовательной деятельности детских садов, схематически отражены в табл. 3.
Системная модель носит комплексный характер. При её использовании часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя этнокультурное содержание по пяти образовательным областям учебно-методического комплекта «Зарни бугор». Преимуществом системной модели является равноценный охват направлений образования с этнокультурным наполнением. При этом данная модель ограничивает углубленный вариант освоения этнокультурного содержания для заинтересованных субъектов образовательной деятельности. Системную модель применяется в образовательной деятельности 5 % инновационных детских садов.
Модульная модель предоставляет возможность глубокого этнокультурного образования в одной или нескольких (до четырех) образовательных областях. Преимуществами этой модели является возможность освоения воспитанниками видов деятельности, области знания, культурных практик в максимально требуемом объёме. Но при этом использование данной модели не может обеспечить комплексный характер этнокультурного образования дошкольников. Модульную модель в различных комбинациях реализации образовательных областей выбрали 67 % инновационных детских садов.
Частная модель предоставляет возможность из общего содержания УМК выделить структурный компонент, реализующий узкую цель и достигающий результата в образовании детей. Преимущество данной модели - в возможности осуществления этнокультурного образования с ограниченным ресурсом образовательной организации, при разнообразии запросов родителей в этнокультурном образовании детей. Частную модель, как возможную для реализации своих ресурсов, выбрали 28 % инновационных детских садов (рис. 1.).
_Перспективные модели этнокультурного образования..._491
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2019. Т. 29, вып. 4
Таблица 3
Примерные модели применения этнокультурного содержания в образовательной
деятельности детских садов
№ п/п Параметры характеристики модели Системная модель Модульная модель Частная модель
1. Цель Охватывает этнокультурное образование по пяти образовательным областям Охватывает этнокультурное образование в рамках одной или нескольких образовательных областей Выделяет частный компонент одной образовательной области
2. Субъекты образования - воспитанники Воспитанники с 3 до 7 лет, этнокультурное образование предполагается на весь период дошкольного образования Воспитанники с 3 до 7 лет, этнокультурное образование предполагается на весь период дошкольного образования в рамках одной или нескольких образовательной областей Воспитанники с 3 до 7 лет, этнокультурное образование предполагается на определенный период дошкольного образования в рамках компонента образовательной области
- родители определяют объём допустимого этнокультурного содержания для своего ребёнка
- педагоги формулируют и реализуют задачи этнокультурного образования в соответствии с профессиональными возможностями, психолого-педагогическими и материально-техническими возможностями образовательной организации
3. Формы организации Проведение занятий с этнокультурным содержанием по пяти образовательным областям на удмуртском языке Проведение занятий с этнокультурным содержанием по одной или нескольким образовательным областям на удмуртском языке Проведение одного типа занятий или вида деятельности с этнокультурным содержанием в рамках одной образовательной области на удмуртском языке
4. Формы детской активности Соответствуют содержанию пяти образовательных областей Соответствуют содержанию одной или нескольких образовательных областей Соответствуют содержанию компонента образовательной области
5. Достижение целевых ориентиров По пяти образовательным областям, с учетом этнокультурного содержания По одной образовательной области, с учетом этнокультурного содержания В определенном компоненте этнокультурного содержания на кратковременный возрастной период
Модельное описание практики применения «Зарни бугор» инновационными детскими садами является частью планирования образовательной деятельности для актуализации инновационного содержания в планировании.
Сравним количество педагогов и воспитанников, задействованных в разных моделях организации образовательной деятельности (табл. 4).
Соотношение количества педагогов и их воспитанников оптимально при использовании системной модели в детском саду. Достаточное количество воспитателей и педагогов, специалистов по музыкальному, изобразительному и дополнительному образованию в большом хорошо оснащённом детском саду даёт возможность для работы в этой модели.
5%
Рис. 1. Количество образовательных организаций по типам моделей
Таблица 4
Количество педагогов и воспитанников, задействованных в разных моделях организации
образовательной деятельности
Модели Педагоги Воспитанники Соотношение
Системная 8 90 1 : 11
Модульная 22 502 1 : 23
Частная 7 128 1 : 18
Более скромные условия при четком групповом делении в больших детских садах дают смелость педагогам браться за работу в модульной модели. Частную модель преимущественно, осуществляют педагоги малокомплектных детских садов с разновозрастным набором детей.
Информация о количестве воспитанников и педагогов схематически отображена на рис. 2, 3.
129
90
I Системная модель
□ Модульная
□ Частная
502
Рис. 2. Количество воспитанников, охваченных в инновационной деятельности по моделям
применения УМК «Зарни бугор»
7
8
Системная модель
□ Модульная модель
□ Частная модель
22
Рис. 3. Количество педагогов, охваченных в инновационной деятельности по моделям применения
УМК «Зарни бугор»
Перспективные модели этнокультурного образования.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
493
Авторы считают, что все анализируемые модели этнокультурного образования перспективны и способны развиваться в будущем. Каждая из моделей этнокультурного образования имеет свои особенности, которые применяются образовательными организациями в соответствии с их индивидуальными условиями. Все модели важны, так как, развиваясь, образовательная организация может переходить от частной к модульной и системной. В каждой модели, даже в частной, при реализации определенных условий, заинтересованные субъекты образовательной деятельности могут удовлетворить свои образовательные потребности. Для того, чтобы каждый ребенок мог получить этнокультурное образование, необходимо выбрать правильную модель образования, соответствующую потребностям и возможностям субъектов образовательной организации.
На примере предложенных моделей, применяемых в инновационных площадках института, можем утверждать, что моделирование как часть планирования, даёт возможность в рамках правового поля определить объём, структуру, формы этнокультурного образования на родном удмуртском языке ребенка-дошкольника с учётом индивидуальной ситуации образовательной организации.
Данное исследование выносит на обсуждение предложенные модели этнокультурного образования в дошкольных образовательных организациях. Опыт может быть распространен в дошкольном образовании Удмуртской Республики и в других регионах, заинтересованных в этнокультурном образовании. Авторы рассчитывают на совместный поиск и оценку перспективности моделей современного этнокультурного образования на самой чувствительной с точки зрения сохранения, развития и воспроизводства этнокультурного содержания в образования, первой ступени образования - в дошкольном детстве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бродский И. Нобелевская лекция // Сочинения И. Бродского. Т. 1. СПб., 1992.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012.
4. Сидоров С.В. Основные модели образования // Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.eom/publ/1/ osnovnye_modeli_obrazovanija/14-1-0-504
5. ФГОС дошкольного образования. URL://firo.ranepa.ru/files/does/do/fgos/pr_57.pdf.
Поступила в редакцию 03.09.2019
Бородина Анна Евгеньевна, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
Николаева Елена Аркадьевна, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
БНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования» 426051, Россия, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73
A.E. Borodina, E.A. Nikolayeva
PROMISING MODELS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION
(FROM THE PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE UDMURT REPUBLIC)
DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-4-488-494
The article diseusses the situation of preschool ethnocultural education in the Udmurt Republie. The theoretical aspects of the use of models in education are presented. To solve problems in the system of ethnocultural education, the Institute of National Education of the Republic of Udmurtia organized innovative activities in the preschool educational organizations. In order to improve the development of the native Udmurt language and culture in kindergardens, models of ethnocultural education created for the use of the "Zarni Bugor" educational complex in kindergardens of the Udmurt Republic are proposed. The analysis of educational models for the use of this educational and methodical complex in innovative kindergardens of the Institute of National Education of the Udmurt Republic is carried out. The prospects of ethnocultural education models for children in various individual educational situations are revealed. It is assumed that
the proposed models of preschool ethnocultural education can be used by kindergardens of the Udmurt Republic and other regions interested in the preservation and development of native languages and cultures.
Keywords: education models, promising education models, preschool education, innovative activity, ethnocultural education.
Received 03.09.2019
Borodina A.E., Senior researcher E-mail: [email protected] Nikolaeva E.A., Senior researcher E-mail: [email protected]
Research Institute of National Education M. Gorkogo st., 73, Izhevsk, Russia, 426051