5. Постановление администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № 1243 от 28.12.2016 года "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края" в новой редакции //http: //www. kochubrono. edusite.ru/p3aa1 .html.
6. Фролов, И.В. Организационно-методические аспекты профильного обучения учащихся в сельской школе. / Инновационная деятельность в сельской школе: материалы научно-практич. семинара/ АГПИ им. А.П. Гайдара. - Арзамас, 2006.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Гилева Анжела Валентиновна
Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЮСЬВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПЕРМСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье проанализирован опыт этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в конце ХХ - начале XXI века в дошкольных образовательных учреждениях Юсьвинского муниципального района Пермского края. Поднимается вопрос о важности регионального компонента в процессе этнокультурного воспитания. Описаны формы, технологии этнокультурного воспитания, а также направления взаимодействия с социальными партнерами. Основными источниками для анализа ценного педагогического опыта по этнокультурному воспитанию послужили воспоминания руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Юсьвинского муниципального района, методические разработки педагогов, продукты творческой деятельности детей и взрослых. Актуальность работы обусловлена тем, что изучение опыта этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста на территории Пермского края позволит реконструировать региональные воспитательные практики, транслировать ценный педагогический опыт этнокультурного воспитания в новых временных условиях и определить стратегии дальнейшего исследования данной проблемы. На основе анализа полученных материалов выделены педагогические идеи, актуальные для современного дошкольного образования. Автор подчеркивает мысль о том, что изучение педагогического опыта детских садов позволит акцентировать внимание на идеях сензитивности дошкольного детства в процессе этнокультурного воспитания.
Ключевые слова: региональный компонент, содержание дошкольного образования, этнокультурное воспитание, Юсьвинский муниципальный район.
Annotation. The article analyzes the experience of ethnocultural education of preschool children in the late twentieth and early twentieth centuries in pre-school educational institutions of the Yusvinsky municipal district of the Perm Krai. The issue of the importance of the regional component in the process of ethno-cultural education is being raised. Forms, technologies of ethnocultural education, as well as directions of interaction with social partners are described. The main sources for the analysis of valuable pedagogical experience in ethno-cultural education were memories of leaders and educators of pre-school educational institutions of the Yusvinsky municipal district, methodological development of teachers, products of creative activity of children and adults. The relevance of the study is due to the fact that the study of the experience of ethnocultural education of preschool children on the territory of the Perm region will help reconstruct regional educational practices, translate the valuable pedagogical experience of ethno-cultural education in the new temporary conditions and determine strategies for their further research. On the basis of the analysis of the received materials pedagogical ideas, actual for modern preschool education are allocated. The author emphasizes the idea that studying the pedagogical experience of kindergartens will help to emphasize the idea of the sensitivity of preschool childhood in the process of ethno-cultural education.
Keywords: regional component, content of pre-school education, ethno-cultural education, Yusvinsky municipal district.
Введение. Важной частью педагогической истории Пермского края является опыт этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Интересные формы этнокультурного воспитания и образовательные традиции были выявлены в ходе экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Юсьвинского муниципального района Пермского края. Период конца XX - начала XXI века характеризовался возросшим интересом к культуре народов Прикамья и использованию ее потенциала в образовательной практике. Село Юсьва находится в Коми-Пермяцком национальном округе и имеет отличительные особенности, которые отражались в содержании этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление с региональными особенностями родного края обеспечивало выпускникам детского сада благополучную социализацию в обществе и воспитывало любовь к родной земле. Работу по этнокультурному воспитанию с детьми дошкольного возраста следует строить с учетом принципа культуросообразности и интеграции, которые обеспечат учет национальных ценностей и традиций в дошкольном образовании и объединят всех участников образовательных отношений для достижения высокого результата взаимодействия. Чрезвычайно важным является положение о том, что процесс этнокультурного воспитания нужно начинать в дошкольном возрасте - сензитивном периоде развития личности ребенка [1]. Именно в этот период происходит возникновение важнейших психических новообразований, к которым можно отнести появление контуров цельного детского мировоззрения, формирование этнокультурных ценностей, зарождение механизмов социальной адаптации и духовно-нравственных основ личности ребенка. Целью данной статьи является описание и анализ опыта этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в конце XX - начале XXI века в дошкольных образовательных учреждениях Юсьвинского муниципального района Пермского края. Подчеркивается значимость использования регионального компонента в процессе этнокультурного воспитания.
Изложение основного материала статьи. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Юсьвинского муниципального района Пермского края вопросы этнокультурного воспитания детей
дошкольного возраста решались в самых разнообразных формах. О том, как была организована работа с детьми, вспоминает педагог МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Улыбка» Валентина Григорьевна Казанцева (1954 г.р.). Этнокультурный компонент был заложен в вариативной части общеобразовательной программы ДОУ. В помещении детского сада создали этнокультурную среду. В цокольном этаже оборудовали деревенскую избу и разместили в ней предметы национального быта и национальной культуры. К созданию избы привлекли всех участников образовательных отношений: сотрудников, родителей, социальных партнеров. Здесь стали проводить занятия с этнокультурным содержанием. Дети с педагогами оформляли выставки о природе, о народных приметах, проводили конкурсы детских рисунков на тему «Моя Парма», музыкальные развлечения, читали произведения местных писателей и поэтов, расписывали одежду коми-пермяцким орнаментом. В избе регулярно проходили мероприятия, приуроченные ко Дню рождения Коми-Пермяцкого округа, а в декады родственных финно-угорских народов - коми-пермяцкие посиделки и народные игры. Чтобы обеспечить вариативность предметно-развивающей среды, проводили конкурсы по ее наполнению этнокультурным содержанием посредством разработки методических материалов и дидактических пособий. В оформлении групповых комнат и участков детского сада также использовались национальные мотивы [2].
Для реализации регионального компонента этнокультурного воспитания в детском саду организовали работу кружков. Один из них - «Сильканок». Руководила кружком Татьяна Петровна Калина, которая знакомила детей с коми-пермяцким фольклором. Другой кружок назывался «В нашем крае». Занятия этого кружка вела Валентина Григорьевна Казанцева, которая рассказывала детям о культуре, природе, традициях и быте коми-пермяков. Учебно-тематический план кружка включал в себя 5 тематических блоков: достопримечательности села Юсьва; культура и искусство коми-пермяков; природа родного края; история моего села, моей семьи; выработка умений и навыков слушания и говорения на коми-пермяцком языке по определенным темам. Занятия кружков воспитатели также проводили в деревенской избе. В работе с детьми использовали детские журналы «Сизимок» и «Силькан», которые издавались на коми-пермяцком и русском языках. Эти журналы являлись значимой составляющей национальной культуры, так как их целями были популяризация исторических, культурологических знаний о Пермском крае и Коми-Пермяцком округе, а также развитие творческих способностей детей с использованием этнокультурного опыта региона. Следует заметить, что издание журнала «Силькан» осуществлялось по заказу департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края на средства и в рамках реализации краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края.
Родители были активными участниками образовательного процесса. С их помощью были изготовлены папки-передвижки «Природные памятники Коми округа», кроссворды по природно-географическим особенностям территории проживания коми, дидактические альбомы «Домашние и дикие животные коми-пермяков», «Предметы быта и ремесла коми-пермяков», «Наша Юсьва растет», «Родной край», а также настольные игры с этнокультурным содержанием. В оформлении дидактических материалов использовался национальный орнамент коми-пермяков.
К образовательному процессу подключали известных людей Коми округа: самобытных местных художников Розу Ивановну Истомину и Виталия Алексеевича Онькова, писателя и поэта Людмилу Петровну Гуляеву, а также социальных партнеров. Одним из активных участников педагогического взаимодействия было МБУК «Юсьвенский районный музей истории и культуры». Экспозиции музея знакомили детей с историей Юсьвинского района и особенностями культуры и быта жителей села.
Одним из перспективных направлений рассматриваемого периода стало появление авторских программ, интегрирующих этнокультурный и экологический материал. Педагог Юсьвинского детского сада Ольга Федоровна Савельева (1963 г.р.) отмечает, что программа «Коми край, ты мой любимый!» разрабатывалась всем коллективом дошкольного учреждения. Ее целью было приобщение детей к культуре и истории своего народа. Реализация программы осуществлялась через игровую, познавательно-исследовательскую и проектную деятельность детей с использованием разнообразных образовательных технологий. Как показали исследование и анализ полученных материалов, педагоги широко применяли игровые технологии, которые выполняли следующие функции: во-первых, функцию социализации, обеспечивающую включение детей в систему общественных отношений, связанных с усвоением норм человеческого общежития; во-вторых, функцию межнациональной коммуникации, обеспечивающую усвоение детьми единых для всех людей национально-культурных ценностей; в-третьих, игротерапевтическую функцию, позволяющую преодолевать трудности игрового общения со сверстниками разных национальностей и вносить позитивные изменения в структуру развития личностных показателей; в-четвертых, познавательно-развлекательную функцию, обеспечивающую получение и закрепление знаний о национальном своеобразии Юсьвинского муниципального района; в-пятых, диагностическую функцию, позволяющую выявлять отклонения от нормативного поведения и планировать корректирующие мероприятия процесса этнокультурного воспитания [4, с. 50]. Интеграция этих функций обеспечивала доброжелательное и уважительное отношение детей друг к другу, создавала интерес к традициям своего народа, а удовольствие, получаемое детьми от игры, объединяло их. Следует подчеркнуть и мысль о том, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой формируются важнейшие психические новообразования или качественные характеристики личности ребенка, проявляющиеся в поведении, деятельности и общении со взрослыми и сверстниками: милосердие, толерантность, интерес к национальной культуре. Игровая деятельность характеризуется эмоциональной приподнятостью, импровизационностью, свободой, позволяющей ребенку играть самостоятельно, ради удовольствия от самого процесса игры. В такой эмоционально насыщенной деятельности раскрывались субъектные качества личности подрастающего человека, которые так необходимы при установлении взаимодействия с людьми разных национальностей, проживающими на территории Юсьвинского района.
Кроме того, воспитатели использовали здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование здоровьесберегающего поведения; технологии туристической деятельности, предусматривающие организацию простейших туристических походов, освоение правил поведения юных туристов, знание личного и группового снаряжения, основ простейшего ориентирования на территории ближайшего окружения; личностно ориентированные технологии, основанные на признании самоценности дошкольного детства, уважении личности ребенка, учете его индивидуальных особенностей и отношении к нему как к полноценному участнику педагогического процесса; технологии проектной
деятельности, являющиеся одной из форм поисковой деятельности и способствующие развитию творческих способностей детей; технологии музейной педагогики, воздействующие на эмоциональную сферу ребенка и дающие возможность «войти» в региональную и локальную культуру.
Результаты освоения программы выражались в том, что ребенок проявлял интерес к малой Родине; использовал местоимение «мой» по отношению к селу, краю и его достопримечательностям; ориентировался не только в ближайшем окружении, но и на центральных улицах родного села; с удовольствием включался в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой Родины; проявлял инициативу и участвовал в социально значимых событиях; переживал эмоции, обусловленные происходившим в годы войны, подвигами земляков; стремился выразить позитивное отношение к пожилым односельчанам; отражал впечатления о малой Родине в деятельности: рассказывал, изображал, воплощал образы в играх.
Ольга Федоровна подчеркивает, что для реализации программы в групповых комнатах создавались уголки национальной культуры, в которых размещались карта района, коми-пермяцкая азбука, куклы в национальных костюмах, предметы быта. Особое внимание отводилось творчеству местных писателей и художников. В образовательном процессе использовались яркие альбомы с комментариями на русском и коми-пермяцком языках. В национальных уголках была собрана медиа- и видеотека с музыкальными записями. С появлением компьютеров в практику вошли презентации материалов. Для игрового обучения использовались дидактические и настольно-печатные игры с наглядным представлением природных и культурных особенностей края. Как в любой сельской местности, использовался потенциал природного окружения. В работу включался исторический материал, связанный с селом Юсьвой как строгановской территорией с особыми культурными традициями. Важное место отводилось социально значимым проектам по защите природы, в которых дети и родители воспитанников принимали активное участие. Все начинания детского сада, как замечает Ольга Федоровна, поддерживались комитетом по экологии и природопользованию районной администрации, которым руководил Геннадий Петрович Сорокин [3].
Понимая значимость регионального компонента в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста, руководство районного отдела образования использовало самые разнообразные формы работы с кадрами. Вспоминает Анна Никитьевна Сыстерова (1947 г.р.), работавшая в то время инспектором-методистом районного отдела образования: «В 1991 году в районе было 48 дошкольных учреждений, в каждом из которых я побывала лично, изучала педагогические кадры и на основе полученной информации строила методическую работу. Этот период характеризовался введением в практику вариативных программ дошкольного образования, таких как «Радуга», «Детство». Для изучения новых программ направляла педагогов на курсы повышения квалификации, которые проходили в городах Сыктывкар и Пермь. Особое внимание уделяла обмену опытом среди детских садов и считала эту задачу главной в своей работе. С этой целью определяла базовые детские сады, в которых был накоплен ценный педагогический опыт по этнокультурному воспитанию, и на их базе проводила методические объединения. Богатый опыт этнокультурного воспитания был в Пожвинском детском саду, которым заведовала Надежда Ивановна Урсакий, и в Юсьвинском детском саду «Сказка», где заведующей была Елена Ивановна Ошмарина. Свои достижения педагоги продемонстрировали на конкурсе «Воспитатель года» и на страницах газеты «Юсьвинские вести». Распространение опыта этнокультурного воспитания проходило посредством проведения районных семинаров, на которых рассматривались вопросы развития системы этнокультурного воспитания Юсьвинского муниципального района, использования этнокультурного компонента в деятельности детского сада, повышения интереса детей к коми-пермяцкой культуре, сохранения языка и культуры в национальном детском саду, использования коми-пермяцких игр и забав в деятельности педагога. Интересной формой этнокультурного воспитания, - продолжает Анна Никитьевна, - стали вечера национальной кухни и экологические праздники» [5].
Выводы. В заключение отметим, что экспедиционное изучение дошкольных образовательных учреждений Юсьвинского района Пермского края показало, что в конце XX - начале XXI века педагогами широко использовались разнообразные формы и технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Одним из перспективных направлений исследуемого периода стало появление авторских программ, интегрирующих этнокультурный и экологический материал. Работа ДОУ на рубеже XX - XXI веков характеризуется также поиском направлений регионализации образования, тесным взаимодействием всех участников образовательных отношений и социальных партнеров. Ценные педагогические идеи по этнокультурному воспитанию детей, выявленные в ходе экспедиционного исследования, являются актуальными и могут служить определяющим условием трансляции педагогического опыта этнокультурного воспитания в новых временных условиях.
Литература:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
2. Казанцева - Воспоминания Валентины Григорьевны Казанцевой. Записаны А. В. Гилевой. Село Юсьва Пермского края, июль 2016.
3. Савельева - Воспоминания Ольги Федоровны Савельевой. Записаны А. В. Гилевой. Село Юсьва Пермского края, июль 2016.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Сыстерева - Воспоминания Анны Никитьевны Сыстеревой. Записаны А. В. Гилевой. Село Юсьва Пермского края, июль 2016.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, профессор Горбачёв Александр Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); преподаватель, аспирантка 3 курса Чавыкина Ульяна Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья рассматривает особенности и специфику развивающей детской педагогики культурно-досуговой деятельности в учебном процессе учреждений дополнительного образования. Разработаны научно-методические рекомендации для совершенствования искусства детского педагога.
Ключевые слова: организация, формы и методы, технологии социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, музыка, музыкальная педагогика, музыкальная культура, дополнительное образование, структура досуга, хобби.
Annotation. The article considers the features and specifics of developing children's pedagogy of cultural and leisure activities in the educational process of institutions of additional education. Scientific and methodical recommendations for improvement of art of the children's teacher are developed.
Keywords: organization, forms and methods, technologies of socio-cultural and cultural-leisure activities, music, music pedagogy, music culture, additional education, leisure structure, Hobbies.
Введение. Музыка всегда играла важнейшую роль в обществе вообще и в формировании личности ребенка в частности, что не могло не привлечь к ее пониманию культурологов, ученых, психологов, педагогов и аниматоров.
На протяжении всей истории музыкального искусства вслед за ним развивалась, все более конкретизировалась и специализировалась и теория музыки и педагогика музыкальной культуры личности ребенка. Обучение музыке в детском доме творчества, трудно представить без организации культурно-досуговой работы.
Сложность и многоаспектность педагогики музыкальной культуры в условиях свободного времени привело к тому, что оно стала предметом исследования как общих, так организационных особенностей проведения игровых и досуговых с детьми в процессе обучения в центрах творчества. Актуальность поиска инновационных решений по технологическим схемам: задачи - формы - методы - средства - результат, требует постоянного исследования.
Известный индийский писатель и выдающийся общественный деятель своего времени Рабиндранат Тагор высказал по этому вопросу следующее: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». Досуговые увлечения способны сотворить глобальные вещи и даже открытия [3, с. 132].
Анализ современной литературы показал, что достаточно много высказано идей как зарубежных, так и отечественных ученых о необходимости и важности организации свободного времени. Однако, теория часто отстает от динамично развивающейся жизни в информационном обществе, а новые формы и методы организации педагогической работы детских учреждений не всегда известны педагогам, особенно тем кто не работает над собой. Наибольший вклад в детскую педагогику досуга внесли отечественные ученные, так как они отражают реалии образования и педагогических наук в России, не смотря на меньшую ее развитость по сравнению с педагогикой молодежи в целом.
Поэтому важно знать, что на сегодняшний день в образовательном процессе учреждений дополнительного образования широкое распространение получили технологии игрового обучения Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, многоуровнего и компетентностного подходов А.А.Горбачева, аксиологического подхода Д.А. Горбачевой, деятельностного подхода А.Д. Жаркова и др. [1, 2, 3, 4].
Особенностью компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов для детей является наличие игровой модели, с возможностью эксклюзивных решений, поставленных задач в процессе обучения. В основу игровых педагогических технологий, как вид деятельности, положена игра, которая направлена на изучение, описание и усвоение социального опыта.
Изложение основного материала статьи. Педагоги и ученые прошлого и зарубежные и отечественные указывают, что педагогическая деятельность, отражается в строго определённых временных и пространственных рамках и несёт с собой конкретные свойства времени и пространства общих форм бытия материи. Пространство включает в себя, структурность, протяжённость, взаимодействие и совместное существование обособленных элементов во всех материальных системах.Наши наблюдения показывают, что социокультурное пространство учреждения дополнительного образования - это особая территория, внутри которой происходит процесс воспитания, обучение, развитие ребёнка, а также самореализация и профессиональное развитие педагогического состава. Само понятие «социокультурное пространство» отражает в себе процесс развития личности ребёнка, как субъекта культуры в обществе.
По нашему мнению, при изучении теории и практики педагогического искусства, эффективности социокультурного пространства образовательного учреждения дополнительного образования, педагогу следует ответить на следующие вопросы:
1. Какую часть детей прилегающего к учреждению социума охватывает его образовательная структура;
2. Какие сферы деятельности оно развивает;
3.Насколько эффективно функционируют все компоненты его социокультурного пространства;
4. Насколько они, влияют на эффективность процесса социализации воспитанников.
С 1999 года в доме детского творчества «Созвездие» успешно реализуется программа «Атлас Карасунского округа». Многие учащиеся общеобразовательных школ округа занимаются исследовательской и поисковой работой. За эти годы были написаны страницы Атласа Карасунского округа под названием: «Салют Победа!»; «Мы - Карасунцы»; «Улица, на которой ты живешь»; «Памятные места нашего округа»;