Учебно- методический комплекс «Зарни бугор» как современная педагогическая технология этнокультурного дошкольного образования Удмуртской Республики
Бородина Анна Евгеньевна,
старший научный сотрудник, Казенное научное учреждение Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» E-mail: [email protected]
В статье автором проанализированы исследования в области изучения теории педагогических технологий. С точки зрения применения современных педагогических технологий в образование, рассмотрено этнокультурное дошкольное образование Удмуртской Республики. В качестве современной педагогической технологии, позитивно влияющей на развитие этнокультурного дошкольного образования Удмуртской Республики, представлен учебно-методический комплекс «Зарни бугор»/«Золотой клубок» (авторы А.Е. Бородина, Е.А. Николаева), рассмотрен с точки зрения теории процессуально - описательного и процессуально - действенного аспектов. Автор приходит к выводу, что учебно-методический комплекс «Зарни бугор», базирующийся на основных принципах педагогических технологий, этнокультурных образовательных технологий, учитывает все современные требования, необходимые для организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях Удмуртской Республики с высокими показателями эффективности.
Ключевые слова: педагогическая технология, дошкольное образование, этнокультурная образовательная технология, этнокультурное образование, учебно-методический комплекс «Зарни бугор».
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, этнокультурное образование является одним из принципиально важных компонентов развития детей дошкольного возраста. Для организации качественного образовательного процесса в данном направлении актуален поиск современных педагогических технологий, соответствующих требованиям нового времени. Предпочтение определенной педагогической технологии, специфичной для системы этнокультурного дошкольного образования, складывается из ряда соответствующих аспектов. Одним из таких аспектов является изучение сущности понятия «педагогическая технология», которая по-разному трактуется в трудах исследователей, занимающихся трактовки которого предлагают исследователи, работающие в области усовершенствования образовательного процесса на всех уровнях образования.
Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный набор и компановку методов, форм, способов и приемов обучения, воспитательных средств [1, с.15]. Исследователь В.А. Якунин говорит о том, что «педагогическая технология» представляет собой единство основных функций, которые последовательно и циклично сменяются при планировании, организации и проведении образовательного обучения. [2]. П. Беспалько по-своему подходит к этому вопросу, с точки зрения описания педагогической системы, называя педагогическую технологию проектом определенной педагогической системы, реализуемый на практике. Педагогическую систему же характеризует как особую совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Н.В. Абрамовских, изучая понятие «технология», при анализе теоре-тичеких и методологических работ исследователей, приходит к выводу, что понятие технология можно рассматривать в широком и узком значении. Она считает, что в более широком значении под технологией необходимо понимать последовательную реализацию того или иного метода или принципа с помощью специфичных форм. Особенность технологии заключается в методах, приемах достижения поставленной цели и его структуры. В узком смысле понятие «технология» используется как определение способа конструирования
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см
наиболее приемлемых форм и методов проектирования и реализации образовательного процесса, как совокупность шагов, действий, операций, обеспечивающих гарантированное получение запланированных результатов. [3].
Кроме того, исследователи фиксируют, что педагогическая технология предполагает комплекс действий, направленных на достижение профессионального мастерства и достижения поставленных целей.
В своем исследовании А.С. Казаринов обобщил ранее перечисленные определения и сделал уникальное заключение о педагогической технологии как о части педагогической науки в наиболее рациональных путях обучения. Он рассматривает педагогическую технологию в двух аспектах: процессуально-описательном и процессуально-действенном. Процессуально-описательный аспект характеризуется наличием алгоритма технологического процесса, совокупностью целей, методов и средств, содержания, направленные на достижения планируемых результатов. В свою очередь, процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств. В разрезе данных характеристик можно рассмотреть любую целостную педагогическую технологию, в том числе, направленную на этнокультурное образование детей дошкольного возраста [4].
Этнокультурное образование находится в составе общей образовательной структуры дошкольных учреждений в части, формируемой участниками образовательных отношений, и функционирует как содержательный элемент образовательной программы [5, с.489]. Дошкольные образовательные организации, реализующие этнокультурный компонент в своём образовательном процессе, в вариативной части предпочитают выбор региональных программ. Так, для образовательных организаций Удмуртской Республики в этом контексте наиболее актуален выбор программ образования детей дошкольного возраста, на удмуртском языке, на языке коренного населения. С данной целью, также с целью учета национальных, региональных, этнокультурных особенностей Институтом национального образования Удмуртской Республики разработан учебно-методический комплекс для детей дошкольного возраста «Зарни бугор»/«Золотой клубок» (авторы Е.А. Николаева, А.Е. Бородина). Данный комплекс является целостной педагогической технологией для этнокультурного образования детей Удмуртской Республики в период дошкольного развития. При разработке учебно-методического комплекса «Зарни бугор» учтены все требования, присущие этнокультурным образовательным технологиям, отвечающим реалиям современного времени.
Рассматривая УМК «Зарни бугор» с точки зрения понятия, данного исследователем А.С. Каза-риновым, следует отметить, что процессуально-описательный аспект данной педагогической тех-
нологии представлен совокупностью целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов.
Как отмечают некоторые исследователи, этнокультурные образовательные технологии представляют собой синтез воспитательных приёмов, методов, форм, средств обучения, которые основываются на народной педагогике, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористике, социально-культурной деятельности, также иных сопредельных отраслях научного знания, позволяющих повысить эффективность и активизировать процесс освоения, сохранения, аккумуляции и трансляции этнокультуры в наши дни [6]. Учебно-методический комплекс «Зарни бугор», базируясь на основных принципах этнокультурных образовательных технологий, учитывает все современные требования, необходимые для эффективной организации образовательного процесса детских садов.
Каждая из образовательных областей предполагает этнокультурное развитие детей от 3 до 7 лет, имеет целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел представлен поставленными перед этнокультурным образовательным процессом целями и задачами в соответствии с необходимым содержанием образовательной области. Содержательный раздел представляет методическую систему (формы и методы, актуальные приёмы), с помощью которой реализуются поставленные цели и задачи определенной области. Организационный раздел представлен календарно-тематическим планированием, соответствующим содержанию образовательной деятельности по определенной
Для эффективного внедрения в практику дошкольных образовательных организаций компонентов учебно-методического комплекса «Зарни бугор»/«Золотой клубок», а также для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности при реализации данного учебно-методического комплекса как современной педагогической технологии, Научно-исследовательским институтом национального образования организован комплекс мер.
С 2015 г. авторами Института ведется работа над разработкой компонентов учебно-методического комплекса «Зарни бугор»/«Золотой клубок». Данный комплекс состоит из связанных между собой компонентов: программы, методического пособия, хрестоматии, электронной хрестоматии «Зарни бугор», предполагает развитие детей на удмуртском языке по пяти направлениям, соответствующих направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Социально-коммуникативное развитие детей 3-7 лет»/«3-7 аресъем нылпиослэсь калыкен огинын улыны быгатэмзэс азинон», «Развитие удмуртской речи детей 3-7 лет»/«3-7 аресъем нылпиослэсь удмурт кылзэс азинтон», «Познавательное развитие детей 3-7 лет»/ «3-7 аресъем нылпиослэсь тодонлыксэс азинтон», «Художественно-
эстетическое развитие детей 3-7 лет»/« 3-7 аре-съем нылпиослэсь чеберлык валанзэс азинтон», «Физическое развитие детей 3-7 лет»/« 3-7 аре-съем нылпиослэсь тазалыксэс утён но азинтон»). Перечисленные образовательные области способствуют этнокультурному образованию детей на родном (удмуртском) языке. Благодаря охвату пяти образовательных областей федерального государственного стандарта дошкольного образования, методический комплекс способствует всестороннему развитию детей на удмуртском языке. Представленные темы, содержание, виды деятельности, предлагаемые для развития детей, носят интегративный характер и являются эффективным средством в образовании детей дошкольного возраста.
При разработке компонентов, авторами ведется инновационная деятельность, направленная на апробацию материалов учебно-методического комплекса.
С 2019 г. Институтом организована сетевая инновационная деятельность инновационных площадок, целью которых является апробация содержания компонентов УМК «Зарни бугор» и её реализация в своём образовательном процессе. Образовательные организации Удмуртской Республики, реализуя поставленные цели и задачи, имеют возможность сетевого взаимодействия, обмена полученными результатами. В ходе инновационной деятельности проводятся тематические семинары, консультации научных руководителей по актуальным вопросам этнокультурного образования, республиканские и межрегиональные семинары для подведения итогов инновационной деятельности и трансляции инновационного опыта в сфере дошкольного образования.
При апробации учебно-методического комплекса «Зарни бугор»/ «Золотой клубок» педагоги-инноваторы, кроме богатого, комплексного материала, особо отмечают преимущества электронного пособия «Зарни бугор». С учетом специфичности дошкольного детства, разработчиками предложено доступное детей меню, использовано красочное оформление, яркие разнообразные исллюстрации. Контент электронного пособия разработан по принципу деления дошкольного возраста на возрастные периоды: дети 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. В соответствующем возрастном блоке размещены игровые задания, расположенные по календарно-тематическому принципу. В каждом блоке задания разработаны на все 12 месяцев года. Месяцы расположены с начала учебного года, с сентября.
Инновационная деятельность показала, что разработанное контекстное меню, мультимедийное содержание, аудио-сопровождение и другие современные особенности позволили повысить мотивацию детей в изучении удмуртского языка.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают непрерывную работу над совершенствова-
нием существующих педагогических технологии. На сегодняшний день поиск современных, эффективных педагогических технологий актуален для всех уровней системы образования и для всех ее направлений. Успешность и эффективность данной системы зависит от многих факторов. В результате проводимой инновационной работы и постоянного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса дошкольных организаций с применением учебно-методического комплекса «Зарни бугор»/«Золотой клубок» можем говорить, что методическая система с применением данного комплекса является и эффективной и перспективной для образования современных детей.
Литература
1. Фомин Н. Е., Рункова М.К. Педагогические технологии: теория и практика применения в высшей школе // Методология интеграции образования. 2006. № 2. С. 15-19.
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб. 1998. 231 с.
3. Абрамовских Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 17. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2015/75230.htm. (дата обращения: 15.06.2020).
4. Казаринов А.С. Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии // Вестник Удмуртского Университета 2012. Вып. 2. С. 71-74.
5. Бородина А.Е., Николаева Е.А. Перспективные модели этнокультурного образования (из практики дошкольного образования УР) // Вестник Удмуртского Университета 2019. Вып. 2. С. 488-494.
6. Фёдорова С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные технологии. 2016. № 4. С.105-111.
7. Костромина Н.В. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Педагогические и информационные технологии. 2007. № 12. С. 105-111.
8. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2002. С. 191.
9. Бородина А.Е. Цифровое сопровождение образования при обучении удмуртскому языку детей дошкольного возраста Удмуртской Республики. // Общество. 2020. № 2 (17).
EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLEX «ZARNI BUGOR» AS A MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF ETHNOCULTURAL PRESCHOOL EDUCATION OF THE UDMURT REPUBLIC
Borodina A.E.
Public Scientific Institution of the Udmurt Republic Research Institute of National Education
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
In the article, the author analyzes research in the field of studying the theory of pedagogical technologies. Ethnocultural preschool education of the Udmurt Republic is considered from the point of view of application of modern pedagogical technologies in education. As a modern pedagogical technology that positively affects the development of ethno-cultural preschool education in the Udmurt Republic, the educational and methodological complex «Zarni buhor»/ «Golden tangle» is presented (authors A.E. Borodina, E.A. Nikolae-va), considered from the point of view of the theory of procedural-descriptive and procedural - effective aspects. The author comes to the conclusion that the educational and methodical complex «Zarni buhor», based on the basic principles of pedagogical technologies, ethno-cultural educational technologies, takes into account all modern requirements necessary for the effective organization of the educational process in preschool educational organizations of the Udmurt Republic with high performance indicators.
Keywords: pedagogical technology, preschool education, ethnocul-tural educational technology, ethnocultural education, educational-methodical complex «Zarni buhor».
References
1. Fomin N.E., Runkova M.K. Pedagogical technologies: theory and practice of application in higher education // Methodology for the integration of education. 2006. No. 2. P. 15-19.
2. Yakunin V.A. Pedagogical psychology. SPb. 1998. 231 p.
3. Abramovskikh NV Pedagogical technologies in preschool education: concept and essence // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2015. No. 17. P. 1-5. Url: http://e-koncept. ru/2015/75230.htm. (date of the application: 15.06.2020).
4. Kazarinov A.S. Experimental technology as a structural element of pedagogical technology // Bulletin of Udmurt University.. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2012. Vol. 2.S. 71-74.
5. Borodina A.E., Nikolaeva E.A. Perspective models of ethnocul-tural education (from the practice of preschool education of the Udmurt Republic) // Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019. 2.S. 488-494.
6. Fedorova S. N. Ethnocultural technologies in the modern educational process // Educational technologies. 2016. No. 4. S. 105111.
7. Kostromina N.V. Pedagogical teaching technologies: essence, their characteristics and effectiveness // Pedagogical and information technologies. 2007. No. 12. S. 105-111.
8. Pedagogical encyclopedic dictionary / Ch. ed. B.M. Bim-Bad; Editorial board: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova et al. - M.: Great Russian Encyclopedia. 2002.S. 191.
9. Borodina A.E. Digital support of education in teaching the Udmurt language to preschool children in the Udmurt Republic. // Society. 2020. No. 2 (17).
o d
u
CM CM