Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РОДНОЙ УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / PRESCHOOL EDUCATION / ETHNOCULTURAL EDUCATION / VERBAL CONTENT OF EDUCATION / NON-VERBAL CONTENT OF EDUCATION / NATIVE UDMURT LANGUAGE / LANGUAGE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Елена Аркадьевна

Этнокультурное образование в дошкольном возрасте формирует основы личности ребёнка, как субъекта этноса. Инвариантная часть программы дошкольного образования, по запросу субъектов образования, включает этнокультурное образование детей на родном удмуртском языке. Для этого в Удмуртской Республике разработан и апробирован учебнометодический комплекс «Зарни бугор» («Золотой клубок»). Этнокультурное содержание образования включает вербальный и невербальный компоненты, которые прослеживаются в процессе планирования, реализации и оценки образовательной деятельности. Приобщение к родному языку и культуре решаются совместно с освоением ценностей мировой культуры. Обучение и воспитание в диалоге культур, залог добрососедства этносов в поликультурном пространстве России. Педагоги на практике применяют современные педагогические технологии, успешно сочетают общечеловеческие ценности, межкуль-турное взаимодействие в русле этнокультурного образования воспитанников детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AND NON-VERBAL COMPONENTS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION CONTENT FOR PRE-SCHOOL CHILDREN

Ethno-cultural education at preschool age forms the basis of a child's personality as a subject of an ethnic group. The invariant part of the pre-school educational program includes ethno-cultural education of children in their native Udmurt language. For this reason there was developed and tested the educational and methodological textbook complex «Zarni bugor» («Golden glomerulus») in the Udmurt Republic. The ethno-cultural content of education includes verbal and non-verbal components that can be checked in the process of planning, realisation and evaluating educational activities. The process of enculturation occurs simultaneously with the development of the values of world culture. Training and education in the dialogue of cultures is the key to good neighborliness of ethnic groups in the multicultural space of Russia. Teachers apply modern pedagogical technologies in practice, successfully combine universal values, cross-cultural interaction in the course of ethno-cultural education of kindergarten children.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вербальный и невербальный компоненты содержания этнокультурного образования детей дошкольного возраста

Николаева Елена Аркадьевна,

старший научный сотрудник, КНУ УР «НИИ национального

образования»

E-mail: [email protected]

Этнокультурное образование в дошкольном возрасте формирует основы личности ребёнка, как субъекта этноса. Инвариантная часть программы дошкольного образования, по запросу субъектов образования, включает этнокультурное образование детей на родном удмуртском языке. Для этого в Удмуртской Республике разработан и апробирован учебно-методический комплекс «Зарни бугор» («Золотой клубок»). Этнокультурное содержание образования включает вербальный и невербальный компоненты, которые прослеживаются в процессе планирования, реализации и оценки образовательной деятельности. Приобщение к родному языку и культуре решаются совместно с освоением ценностей мировой культуры. Обучение и воспитание в диалоге культур, залог добрососедства этносов в поликультурном пространстве России. Педагоги на практике применяют современные педагогические технологии, успешно сочетают общечеловеческие ценности, межкультурное взаимодействие в русле этнокультурного образования воспитанников детских садов.

Ключевые слова: дошкольное образование, этнокультурное образование, вербальное содержание образования, невербальное содержание образования, родной удмуртский язык, развитие речи.

Учёт этнокультурной ситуации развития детей дошкольного образования является одним из основных принципов ФГОС ДО [9, с. 3]. Данный принцип требует построения образовательной деятельности на основе этнокультурных особенностей ребенка, организации этнокультурного образования дошкольников.

Этнокультурное образование охватывает все периоды и образовательные ступени. На первой ступени образования, в дошкольном возрасте (37 лет) целью этнокультурного образования является формирование основ личности воспитанника, как субъекта этноса. Поскольку эти качества не являются врождёнными, то необходимо создание условий для освоения языка, культуры своего народа и применения их в личном опыте ребёнка. Поэтому задачи, содержание, технологии этнокультурного образования ориентированы на развитие и социализацию личности воспитанника, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Содержание образования детей дошкольного возраста по ФГОС ДО определяется образовательной программой. Инвариантная часть программы (40%) формируется образовательными организациями на основании запросов участников образовательных отношений, родителей и педагогов. В рамках инвариантной части образовательной программы осуществляется этнокультурное образование детей на родном удмуртском языке. Для этого на сегодняшний день в Удмуртской Республике разработан и применяется в детских садах учебно-методический комплекс «Зарни бугор» («Золотой клубок»).

Данный учебно-методический комплекс является целостной педагогической технологией этнокультурного образования на удмуртском языке. Детские сады имеют возможность пользоваться изданными учебно-методическими пособиями по пяти образовательным областям. Каждое пособие включает программный и методический разделы. В рамках параметров педагогической технологии в них последовательно раскрыты задачи, система форм и методов, уровень достижений воспитанника за образовательный год. В методическом разделе дано подробное описание методической системы по разделу образовательной деятельности для успешного развития, воспитания и обучения воспитанника. Последовательность применения содержания образования отражена в тематическом планировании. Содержание образования, представленное в учебно-методическом комплексе «Зарни

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

бугор» является частью целостной педагогической технологии этнокультурного образования на удмуртском языке.

Апробация данного учебно-методического комплекса в практике дошкольных образовательных организаций являлась одной из задач авторов в сетевой инновационной деятельности по теме: Реализация основных принципов ФГОС ДО в процессе внедрения в образовательный процесс УМК «Зарни бугор», в период за 2019-2020 годы. Результатом инновации является полученный опыт применения программы, методических пособий и хрестоматий комплекса в деятельности 19 образовательных организаций Удмуртской Республики, осуществляющих дошкольное образование. Педагоги и воспитатели в виде конспектов, докладов, мастер классов, презентаций, видео докладов предложили коллегам свои методические рекомендации по применению комплекса в деятельности дошкольных образовательных организаций. Данный опыт дает основание для широкого применения учебно-методического комплекса «Зарни бугор» в дошкольном образовании на удмуртском языке.

Одним из факторов успешного применения выше указанного учебно-методического комплекса в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста явилось взвешенное сочетание вербального и невербального компонентов целостного содержания образования воспитанников. В каждой образовательной области содержание образования детей имеет вербальный и невербальный компоненты [2, с. 32]. Данные термины используют для описания социального взаимодействия, к нему относится образование в целом и его этнокультурная часть.

Данная классификация содержания этнокультурного образования позволяет внимательно отнестись к обеим частям содержания образования, вербальной и невербальной. Это важно при планировании, организации этнокультурного образования воспитанников и оценке педагогами своей педагогической деятельности.

Удмуртский язык и невербальные составные части удмуртской культуры тесно связанны между собой. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, потому что речь находится в процессе формирования. Объекты познания ребенка - предметы, действия, явления всегда сопровождаются словом, речью взрослого. А слова и речь в целом подкрепляются наглядным изображением, предметом, явлением, движением, музыкой, пластикой, мимикой.

В определении этнической принадлежности взрослого и ребёнка базовым компонентом является родной язык. Поэтому в УМК «Зарни бугор» родной удмуртский язык определён как системообразующий компонент образовательной среды, является средством общения для взрослых и детей, объектом познания, творчества и развития речи детей, что составляет вербальную часть содержания образования детей:

Родной удмуртский язык

Среда Средство Средство Средство Средство

образова- развития общения познания творче-

ния речи ства

По данным исследований, проведённых в республике, первостепенным по значимости условием для развития родного языка ребенка, родители воспитанников детских садов считают его общение с ребенком в семье (76,5%), в детском саду (64%) и с ближайшим окружением (40%). [5, с. 59]. Из опрошенных родителей воспитанников основными субъектами удмуртской языковой среды считают: в целом семью (45%), родителей (41%), детский сад (39%). [5, с. 57].

В связи с этим можем утверждать, что в детском саду развитию родной речи детей [9, с. 7, 9, 12] уделяется особое внимание, ему посвящено отдельное направление «развитие речи». В направлении «социально-коммуникативное развитие» основным является формирование навыков общения и отношений с людьми, что так же носит преимущественно вербальный характер. В разделе «познание» на ряду с исследовательскими развиваются речевые умения детей, потому что весь интересный мир вокруг требует обозначения словом.

«Художественно-эстетическое развитие» состоит из трёх направлений с разным соотношением вербальных и невербальных средств образования - ознакомление с художественной литературой, музыкой, изобразительной деятельностью. Ознакомление с литературным словом нацелено на освоение и использование детьми красивого удмуртского языка, восприятие его эстетической ценности. Музыка связана с художественным текстом песен, театральных постановок. Изобразительная деятельность активизирует особый пласт деятельной лексики при рисовании, лепке, аппликации.

В разделе «физическое развитие» вербальное содержание так же деятельного характера. Опыт детских садов показывает, удмуртская лексика воспитателями в этом образовательном разделе слабо используется. Физическое развитие является важной частью общей культуры воспитанников, поэтому требуется дополнительное внимание к вербализации процессов физической активности детей, использованию художественных текстов в процессе оздоровления и гигиенических процедур.

Содержание образования УМК «Зарни бугор» базируется на следующих вербальных средствах развития ребенка: общение, слушание речи, беседы, экскурсии, наблюдения, фольклорные мероприятия, пение, слушание и пересказывание художественных и фольклорных произведений, словесные и театральные игры, тексты подвижных игр, физических развивающих упражнений, оздоровительные пестушки, поговорки, колыбельные.

Невербальные средства в равной степени с вербальными формируют этнокультурную обра-

зовательную среду. Удмуртские авторские и фольклорные музыкальные произведения используются на образовательных занятиях и в течение дня. Аудио фон из национальных музыкальных произведений создают благоприятную атмосферу для режимных моментов и самостоятельных игр детей. Изображения и оформление игрушек, обучающих и игровые материалов, предметы интерьера и помещений, территории детского сада являются частью удмуртской культуры и несут этнокультурную информацию детям. Важное значение имеют произведения художников - картины, иллюстрации детских книг. Они являются компонентом визуальной среды и объектами познания для пытливого взора малышей. Работы из глины, дерева, бересты, соломки, ткани, металла художников и мастеров занимают особое место в тактильном опыте ребенка. Поскольку красивые и полезные вещи или игрушки ребёнку можно ощупать, ощутить и вместе с умелым воспитателем сделать самому.

Зачастую все невербальные этнокультурные объекты и средства в детском саду сконцентрированы, зарезервированы в музеях. Этот подход имеет смысл к историческим вещам, старинным и уникальным предметам. При этом этнокультурная составляющая образовательной среды должна быть постоянно доступна взору, слуху, рукам ребенка. Обычные предметы и игрушки могут иметь этнокультурный облик. Можно творчески исследовать блюда удмуртской кухни для развития вкусовых, обонятельных и иных органов чувств. Дети нуждаются в богатом сенсорном опыте, при этом в дошкольном возрасте важно как дискретное, так и интегрированное развитие органов чувств. Опыт сенсорного восприятия ребенка, полученный в исследовательской деятельности, осознаётся совместно со взрослым в процессе анализа, получает словесное обозначение.

Лепить, вязать, строить, материть ребенку интересно с рядом с умельцами - родителями, дедушками и бабушками. Важно формирование у каждого малыша тёплых впечатлений от участия близких родственников в этнокультурном образовательном процессе. Мышечная память при осуществлении простых, доступных и уникальных действий в эмоционально положительной ситуации совместно со значимыми людьми составляет познавательный опыт и важные нравственные основы мировосприятия ребенка дошкольного возраста.

В целом, вербальные и невербальные критерии применимы для оценки педагогического процесса с точки зрения учёта этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста и реализации этнокультурного образования. • Критерии оценки вербального содержания этнокультурного образования в детском саду: наличие речевой среды, общения воспитателей в непосредственной и дополнительной образовательной деятельности на родном языке. Образовательные занятия по развитию родной удмуртской речи. Уровень развития родной уд-

муртской речи и коммуникативных навыков ребенка в соответствии с возрастом. • Критерии оценки невербального содержания этнокультурного образования в детском саду: наличие этнокультурной предметной, двигательной и звуковой образовательной среды. Элементы национального колорита в оформлении, одежде сотрудников детских садов. Применение в непосредственной образовательной деятельности предметов и изображений, отражающих особенности и достоинства родного края. Применение культурных практик, связанных с удмуртской культурой и культурой народов соседей из своего края в основной и дополнительной образовательной деятельности. Вербальный и невербальный личный опыт ребенка складывается в знания, навыки применения и личного отношения к удмуртскому языку и удмуртской культуре. Всё что названо удмуртским словом, становиться для ребенка удмуртским. Интересные, полезные дела и игры, которые ребёнок осуществляет на удмуртском языке формируют в нем удмурта. Если ребёнок, и в последствии взрослый, любит и ценит свою удмуртскую родину, песни, игры, своих близких и удмуртскую речь, в нём взрастает любовь и уважение к себе, как представителю удмуртской культуры. В современной терминологии эту успешную деятельность воспитанника детского сада с проявлением качеств удмурта можно обозначить как этнокультурную компетентность.

Следует отметить, что задачи этнокультурного образования, направленные на сохранение этнокультурной идентичности личности, приобщения к родному языку и культуре решаются совместно с освоением ценностей мировой культуры. Обучение и воспитания в диалоге культур, залог добрососедства этносов в поликультурном пространстве России.

В целостной образовательной деятельности детских садов культурные практики, мероприятия годового цикла - хороводы, песни, спектакли, игровые состязания, зимние и летние забавы, походы и экскурсии по своей родине укладываются в личный удмуртский этнокультурный опыт ребенка. Педагоги на практике применяют современные педагогические технологии, успешно сочетают общечеловеческие ценности, межкультурное взаимодействие в русле этнокультурного образования воспитанников детских садов.

Опыт инновационных детских садов указывает что вербальный и невербальный компоненты этнокультурного содержания образования учебно-методического комплекса «Зарни бугор» успешно дополняют друг друга в процессе формирования удмуртской этнокультурной компетентности воспитанников детских садов. При широком применении данного комплекта в детских садах педагогам важно грамотно вычленять и применять данные компоненты образования в процессе планирования, реализации педагогических технологий и оценки образовательной деятельности.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Литература

1. Бородина А. Е., Васильева Г.Н., Николаева Е.А. Познавательное развитие детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. -Ижевск: Удмуртия. 2019. - 152 стр. (на удмуртском языке)

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32 https:// pedagogicaLdictionary.academic.ru/506/Вер-бальный (Дата обращения 11.06.2020.)

3. Бородина А. Е., Николаева Е.А. Развитие удмуртской речи детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Удмуртия. 2019. - 128 стр. (на удмуртском языке)

4. Бородина А.Е. Художественно-эстетическое развитие детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Удмуртия. 2019. - 128 стр. (на удмуртском языке)

5. Николаева Е. А. «Потребность и возможность формирования двуязычия у детей дошкольного возраста» // «Возвращение к двуязычию в детских садах России: опыт регионов. Итоги Российско-финляндского проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании» Под редакцией Натальи Антоновой, Екатерины Протасовой, Йоуни Сиркия. Г. Хельсинки, Издатель: Suomi-Venaja-Seura / Общество «Финляндия-Россия» Helsinki: Unigrafia, 2016 г. С. 51-64.

6. Николаева Е.А. Социально-коммуникативное развитие детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Удмуртия. 2019. - 128 стр. (на удмуртском языке)

7. Николаева Е.А. Физическое развитие детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. -Ижевск: Удмуртия. 2019. - 128 стр. (на удмуртском языке)

8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009. https://methodological_terms. academic.ru/692/Компетентность (Дата обращения 11.06.2020.)

9. ФГОС дошкольного образования. Приказ Ми-нобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. https:// fgos.ru/ (Дата обращения 11.06.2020.)

о с

U

о

см о см см

VERBAL AND NON-VERBAL CONTENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Nikolaeva E.A.

Udmurt Republic national education scientific research Institute

Ethno-cultural education at preschool age forms the basis of a child's personality as a subject of an ethnic group. The invariant part of the pre-school educational program includes ethno-cultural education of children in their native Udmurt language. For this reason there was developed and tested the educational and methodological textbook complex «Zarni bugor» («Golden glomerulus») in the Udmurt Republic. The ethno-cultural content of education includes verbal and non-verbal components that can be checked in the process of planning, realisation and evaluating educational activities. The process of enculturation occurs simultaneously with the development of the values of world culture. Training and education in the dialogue of cultures is the key to good neighborliness of ethnic groups in the multicultural space of Russia. Teachers apply modern pedagogical technologies in practice, successfully combine universal values, cross-cultural interaction in the course of ethno-cultural education of kindergarten children.

Keywords: preschool education, ethnocultural education, verbal content of education, non-verbal content of education, native Udmurt language, language development.

References

1. Borodina A. E., Vasilyeva G.N., Nikolaeva E.A. 3-7 cognitive children's summer development: educational and methodological guide. - Izhevsk: Udmurtia. 2019. - 152 p. (in Udmurt)

2. Bim-Bad B.M. Pedagogical encyclopedia. - M., 2002. P. 32 https://pedagogical_dictionary.academic.ru/506/Bep6anbHWM (accessed 11.06.2020.)

3. Borodina A. E., Nikolaeva E.A. Speech 3-7 birthday of children and the summer of development: educational and methodological guide. - Izhevsk: Udmurtia. 2019. - 128 p. (in Udmurt)

4. Borodina A.E. Artistic and aesthetic development of 3-7 children by summer: educational and methodological guide. -Izhevsk: Udmurtia. 2019. - 128 p. (in Udmurt)

5. Nikolaeva E. A. «The Need and possibility of forming bilingual-ism in preschool children» // «Return to bilingualism in kindergartens of Russia: experience of regions. Results of the Russian-Finnish project «Finno-Ugric languages and cultures in preschool education» edited by Natalia Antonova, Ekateri-na Protasova, Jouni Sirkia, Helsinki, Publisher: Suomi-Venaja-Seura / Finland-Russia Society Helsinki: Unigrafia, 2016, Pp. 51-64.

6. Nikolaeva E.A. Social and communicative development of children 3-7 years: Educational and methodological guide. -Izhevsk: Udmurtia. 2019. - 128 pages (in Udmurt)

7. Nikolaeva E.A. Physical development of children 3-7 years: Educational and methodological guide. - Izhevsk: Udmurtia. 2019. - 128 pages (in Udmurt)

8. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). - Moscow: Publishing house IKAR. E.G. Asimov, A.N. Shchukin. 2009. https://meth-odological_terms.academic.ru/692/K0MneTeHTH0cTb (accessed 11.06.2020.)

9. FSES of preschool education. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17.10.2013 N 1155. https://fgos.ru/ (accessed 11.06.2020.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.