Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL TRAINING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL MODEL / CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ольга Владимировна

В статье рассматривается применение инновационных профессиональных технологий в педагогическом обучении студентов- будущих дизайнеров. Внедрение инновационных технологий связано с образовательной, проектно-ориентированными компетенциями. Приводится ряд инновационных методов обучения для студентов-дизайнеров, а также основа построения концепции подготовки будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS-FUTURE DESIGNERS

The article deals with the application of innovative professional technologies in the pedagogical training of students-future designers. The introduction of innovative technologies is associated with educational, project-oriented competencies. A number of innovative teaching methods for design students are presented, as well as the basis for building the concept of preparing a future designer for innovative professional activity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры дизайна и рекламы Назарова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается применение инновационных профессиональных технологий в педагогическом обучении студентов- будущих дизайнеров. Внедрение инновационных технологий связано с образовательной, проектно-ориентированными компетенциями. Приводится ряд инновационных методов обучения для студентов-дизайнеров, а также основа построения концепции подготовки будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическое обучение, инновационные технологии, образовательная модель, творческий подход.

Annotation. The article deals with the application of innovative professional technologies in the pedagogical training of students-future designers. The introduction of innovative technologies is associated with educational, project-oriented competencies. A number of innovative teaching methods for design students are presented, as well as the basis for building the concept of preparing a future designer for innovative professional activity.

Keywords: pedagogical training, innovative technologies, educational model, creative approach.

Введение. В мире стремительного развития инновационной деятельности, определяются приоритеты и преобразования в сфере высшего образования студентов-дизайнеров. Актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей дизайнеров, подготовка к их активной инновационной деятельности в условиях метапредметного обучения. В связи с этим необходимо пересмотреть задачи, содержание и методы профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Важнейшей составляющей педагогики является педагогическое творчество. Любое творчество представляет процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Деятельность преподавателя ежедневно требует от него умения наблюдать, анализировать, исследовать, вскрывать противоречия в учебном процессе и находить выход из них - одним словом, решать непростые педагогические проблемы и задачи.

Современная подготовка студентов-дизайнеров позволяет обеспечить качество профессиональной подготовки в соответствии с применением образовательных моделей подготовки студентов. Совершенствование качественно новой подготовки ставит задачи по созданию условий для освоения личностью уникальных способов деятельности и моделей мышления, развитие у неё как критического, так и творческого отношения к миру, формирование способности к саморазвитию, к рефлексии, к активизации собственных проектно-творческих способностей.

Творческая деятельность дизайнеров представляет собой инновационную сферу деятельности, именно по этому профессиональное владение современными технологиями в области дизайна - важнейшее условие обучения будущих специалистов. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учесть большое количество требований, критериев, нюансов данной специальности.

Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется в два этапа:

1. Формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности.

2. Внедрение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности.

3. Обучение исследовательским и рефлексивным умениям и представлениям студентов, овладению творческими разработками.

Важно передать новаторский опыт других дизайнеров и адаптировать его к новым условиям; разрабатывать собственные инновации, передавать собственный инновационный опыт; проводится организация и проведение творческих мероприятий, обучение склонности будущих дизайнеров к новаторству в своей профессиональной деятельности [3, с. 26-27].

Для достижения планируемых результатов в изучении профессиональных дисциплин, которые, включают в себя структуру компетентных информационно-развивающих технологических аспектов. Для студентов дизайнеров в обучении предлагается применить ряд инновационных технологий:

1. Метод кейс-стадия. Данный метод отвечает современным компетенциям преподавания. С помощью этого метода студенту-дизайнеру выпадает возможность принимать решение самостоятельно, при этом преподаватель обсуждает деловые ситуации и задачи. Метод эффективен тем, что с помощью самостоятельных решений студент становится не только хорошим и ответственным студентом, но и грамотным специалистом в будущем. Данный метод относится к инновационным видам занятий, так как в обучении дизайнеров преобладает практический род занятий, метод позволяет активно задействовать в учебном процессе студентов и педагога. Главными преимуществами кейс-метода в обучении студентов-дизайнеров являются: умение адекватно принимать ситуацию и анализировать её; приобретение не только умений и навыков, но и повышение мотивации в профессиональной деятельности; умение быстро решать сложные задачи и находить профессиональный путь их решения. Независимо от теоретической и практической базы знаний, занятия могут проходить в несколько этапов, тем самым делая данный метод уникальным на любой стадии педагогического развития. Метод «кейс-занятие» может проходить в форматах: печатном (применение графических элементов, таблиц, иллюстраций), видео-кейс (применение фильмов, аудио- и видеоматериалов).

2. Метод дискуссии. Данный метод применяется активно в современном образовательном пространстве. В процессе дискуссионного формата проведения занятий студент полноценно может высказывать своё мнение по решению той или иной задачи поставленной на занятии. Дискуссия направлена на достижение учебных целей и решения задач. Стоит отметить, что важным критерием метода обсуждения является умение

не только обсудить тему, но и подготовить студентов-дизайнеров к исследовательской деятельности. Поэтому рекомендуется использовать ресурсы электронных библиотек в ходе занятий. Прежде чем начинается дискуссионное занятие, имеется возможность дать выступление студентам, которые подготовили заранее сообщение по новой теме. Вследствие чего каждый может задавать вопросы, которые в ходе беседы будут преобразованы в профессиональные ответы. Также рекомендуется применение интерактивных приёмов. Стоит обратить внимание на аналоговые составляющие по дисциплине, так как важна практическая компетенция в обучении, соответственно, необходима наглядность. Групповые и межгрупповые дискуссии выступают как интенсивные инновационные технологии [2, с. 13].

3. Метод использования. Интернет-ресурсов в образовательной системе. Как показала практика, использование интернет-технологий эффективно отразилось на успеваемости и самостоятельности студентов. Соответственно, необходимо ввести использование интернет-технологий, а именно электронную почту как современный педагогический метод. Обмен информацией с помощью электронной почты значительно ускоряет и упрощает обмен важной информацией между студентом и педагогом. Сообщения удобны для передачи не только лекций, но и для практических занятий. Главные преимущества использования электронной почты в педагогическом процессе со студентами-дизайнерами: обмен информацией, получение ответа в короткий срок; расширение словарного запаса, навык письменного делового общения; самостоятельность в решении концептуальных форм дизайн-проектирования; общение с педагогом напрямую. Несмотря на то, что электронная почта чаще используется в практике дистанционного обучения, этот метод можно внедрить, поскольку он удобен для работы в автономном режиме, и ученику не нужно ждать тренировки, чтобы ответить на свой вопрос и получите грамотный ответ и помощь в решении у него возникли трудности. Преимуществом метода является удобство использования рассылок, где все студенты получат важную информацию [7, с. 68-69].

4. Метод игры. Игровой метод проведения учебных занятий подходит к практической деятельности профессиональных учебных дисциплин. Суть игрового метода заключается в том, что проведение учебного образовательного процесса может проходить в игровом формате. Например, учитель назначает роли ученикам, кто-то делает макет и играет роль дизайнера макета, кто-то выполняет художественные и графические задания, выступая в качестве ведущего дизайнера. Таким образом, студенты погружаются в рабочий процесс. После этого студенты будут готовы практиковаться с реальными клиентами, понимая, как правильно наладить диалог с потенциальным клиентом. В контексте игровой методики имеется возможность анализа собственных дизайн-проектов. Взаимодействие осуществляется простым способом: вся группа меняется друг с другом своими проектами, и каждый подробно оценивает, как свой так и чужой проект. С помощью оценивания чужого дизайн-проекта студент начинает компетентно оценивать аналоговые дизайнерские решения, при этом набираясь опыта и развивая свой профессиональный вкус, кругозор в данном вопросе.

5. Метод тестирования. Данный метод эффективен и выступает как инновационная технология. Тестирование позволяет быстро и удобно проверить уровень знаний студентов. Итоговые тестирования рекомендовано ввести по всем дисциплинам. Также, исходя из опыта дистанционного обучения, можно применять компьютерные тестирования по каждому курсу. С точки зрения инновационной составляющей можно применить по дисциплинам тестирование с кейс-заданиями, картинками. Теоретичексие и практические знания находятся на первом месте в образовательном процессе студентов-дизайнеров. Хорошая теоретическая база будет благоприятно влиять на практическую часть, поэтому целесообразно применять метод тестирования. Метод тестирования благоприятно влияет на теоретическую и практическую базы дисциплины.

6. Метод наглядности. Данный инновационный метод используется для повышения уровня образовательной системы в области образовательной системы метод в области подготовки компетентных дизайнеров. Наглядный метод применяется в образовательной практике, но его можно сделать шире. В рамках культурного воспитания студенты посещают выставки в музеях, участие и проведение выставок [6, с. 57].

Педагогу при формировании готовности студентов к профессиональной деятельности, так же необходимо развивать в будущих дизайнерах навыки самостоятельного решения профессиональных задач. Таким образом, задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования профессиональных способностей должны стать:

- подготовка востребованных специалистов;

- формирование навыков понимания обязанностей, задач, значимости, знания средств достижения цели;

- подготовка специалистов к новым профессиональным условиям;

- формирование умения пользоваться инновационными разработками;

- формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования [1, с. 34].

Формирование готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности

осуществляется главным образом через:

- формирование готовности к восприятию, освоению творческих разработок;

- переносу инновационного опыта других дизайнеров и его адаптации к новым условиям;

- разработке собственных новшеств, передаче собственного инновационного опыта;

- организации и проведению творческих экспериментов [8, с. 76-77].

Деятельность дизайнера не может сводиться только к художественно-творческим умениям. Профессиональные качества дизайнера определяются и его личностными качествами [5, с. 46]. Это -целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, ответственность, коммуникабельность. Задача педагога развивать и поощрять эти качества у будущих дизайнеров. Сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами.

Реализация процесса формирования готовности будущего специалиста-дизайнера к инновационной деятельности требует, прежде всего, создания инновационно-ориентированной учебно-творческой среды, представляющей собой специально организованную творческую среду, направленную на решение студентами профессионально-ориентированных задач, оказывающую активное влияние на учебно-познавательный процесс посредством использования современных технологий и инструментария [4, с. 16].

Решение сложных творческих задач, является самым важным назначением профессионального образования. Процесс профессионального становления будущего дизайнера должен моделироваться в заданную структуру инновационной профессиональной деятельности. В основу построения концепции подготовки будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности дизайнера [9, с. 43]. С позиций системного подхода все звенья профессионального образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, внедрение педагогической инновации в образовательный процесс выступает важным условием совершенствования структур, функциональных комплексов и систем, композиционных решений, входящих в систему дизайн образования. Формирование инновационного нестандартного мышления, соответствует современной парадигме образования студентов-дизайнеров.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова // под ред. В.А. Бодрова. - М., 1991. - С. 74.

2. Босых И.Б. Инновационный метод преподавания дизайна конкурентоспособной упаковки / И.Б. Босых // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 3 (14). - 96 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М., 1961. - Т. 3. - 301 с.

4. Глазычев В.Л. Модели деятельности проектирования / В.Л. Глазычев // Теоретические и методологические исследования в дизайне. - 1990. - №61. - С. 4.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 188 с.

6. Капунова М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании / М.И. Капунова // Молодой ученый. - 2017. - № 38 (172). - С. 118.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2011. - 380 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 272 с.

9. Турчен Д.Н. Универсальные учебные действия как фактор обеспечения преемственности среднего и высшего образования / Д.Н. Турчен // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №2(18). - С. 106.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СТИМУЛИРУЮЩИЕ И СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогов, которая рассматривается в русле содержания и реализации образовательных программ на уровне бакалавриата. Обозначены современные ориентиры развития высшего педагогического образования, ожидания общества и государства, обращенные к качеству подготовки педагогов, выраженные как в нормативно-правовых документах, так и в психолого-педагогических исследованиях. На этой основе дан анализ стимулирующих и сдерживающих факторов профессиональной подготовки педагогов.

Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, бакалавриат, факторы подготовки педагогов.

An^tatton. The article is devoted to the problem of professional training of teachers, which is considered in the context of the content and implementation of educational programs at the undergraduate level. Modern guidelines for the development of higher pedagogical education, the expectations of society and the state, addressed to the quality of teacher training, expressed both in normative legal documents and in psychological and pedagogical research, are outlined. On this basis, the analysis of stimulating and constraining factors of professional training of teachers is given.

Keywords: pedagogue, pedagogical activity, bachelor's degree, factors of teacher training.

Введение. Педагогическое образование в аспектах его содержания, требований к качеству, требований к образовательным результатам, продиктованным современностью, новыми условиями развития общества и социокультурной среды, подверглось существенным изменениям в последнее десятилетие практически в любой стране мира. Интенсивность технологического прогресса, все набирающего темпы и продолжающего охватывать все новые отрасли и сферы жизни ставит перед образованием - достаточно консервативной сферой, не столь быстро способной адаптироваться к внешним изменениям - новые и сложные задачи [4, 5, 11, 12, 13]. Сформулированы ключевые компетенции 21 века, содержание так называемой «новой грамотности», мягких навыков (soft skills) - 4К (кооперация, коммуникация, критичность, креативность), ООН сформулировала 17 целей в области устойчивого развития, в Российской Федерации действуют новые образовательные стандарты, которые непрерывно обновляются и совершенствуются, принят и вступил в силу профессиональный стандарт педагога. Все эти обстоятельства требуют пересмотра и обновления содержания педагогического образования, так как в школе, отвечающей современным вызовам, может качественно осуществлять профессиональную деятельность только педагог с соответствующим набором и уровнем развития личностных и профессиональных качеств, педагог, обладающий всеми теми современными навыками и компетенциями, которые он формирует и развивает у детей [7]. Подготовка такого педагога требует серьезного пересмотра содержания педагогического образования, существующих образовательных программ по направлениям Педагогическое и Психолого-педагогическое образование. В этом направлении уже сделаны значительные шаги в рамках поддержанных Министерством образования и науки государственных научно-исследовательских проектов, Национального проекта «Образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.