Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ / ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS / DESIGN EDUCATION / TECHNOLOGIES IN DESIGN EDUCATION / TRAINING OF A DESIGNER / ART EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михальченко Михаил Степанович

Статья посвящена исследованию и подробному описанию ключевых образовательных и воспитательных технологий, нашедших свое применение в профессиональной подготовке будущих дизайнеров в рамках высшей школы. Актуализируется дизайн-образование как важнейшее направление современной системы художественного образования. Отмечаются тенденции и приоритеты, существующие в области применения определенных образовательно-воспитательных и педагогических технологий, методик и средств относительно дизайн-образования в вузе. Характеризуется современное состояние такого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES IN HIGHER SCHOOL DESIGN EDUCATION

The article is devoted to the research and detailed description of the key educational and upbringing technologies that have found their application in the professional training of future designers in the framework of higher education. Design education is being actualized as the most important area of the modern art education system. The tendencies and priorities existing in the field of application of certain educational and educational and pedagogical technologies, methods and means of design education at the university are noted. The current state of such education is characterized.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Именно поэтому с каждым годом все более актуальным остается вопрос о обращении всеобщего внимания к этнопедагогическим традициям воспитания, в том числе и физического.

Рассмотрев православные и мусульманские традиции физического воспитания молодежи, можно отметить, что, несмотря на существующие сущностные и концептуальные различия подходов, обусловленные во многом национальной принадлежностью представителей этих течений, существует единая идея: физическое, интеллектуальное, творческое и духовное развитие должно реализовываться системно. Без этого невозможно полноценное и гармоничное становление молодого человека, социально активного гражданина, творчески активного субъекта и духовно развитой личности.

Литература:

1. Ашмарин, Б.А., Виноградов, Ю.А., Вяткина, З.Н. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Гончаров, М.А. Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании в России накануне XVIII века (по материалам устного творчества и древнерусских произведений) / М.А. Гончаров // Вестник ПСТГУ. - Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2 (41).

3. Конькина, Е.В., Кротов, Е.В. Роль религиозного знания как духовного компонента этнопедагогики / Е.В. Конькина, Е.В. Кротов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62 - 4.

4. Мифтахов, Р.А., Нигматов, З.Г. Традиции физического воспитания в исламской педагогической мысли / Р.А. Мифтахов, З.Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ. - 2013. - № 1.

5. Нигматов, З.Г., Мифтахов, Р.А. Роль этнопедагогических традиций в модернизации школьного физического воспитания / З.Г. Нигматов, Р.А. Мифтахов // КПЖ. - 2015. - № 4 - 1.

6. Ягодин, В.В. Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен / В.В. Ягодин // Образование и наука. - 2005. - № 5.

Педагогика

УДК 371

профессор кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Михальченко Михаил Степанович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и подробному описанию ключевых образовательных и воспитательных технологий, нашедших свое применение в профессиональной подготовке будущих дизайнеров в рамках высшей школы. Актуализируется дизайн-образование как важнейшее направление современной системы художественного образования. Отмечаются тенденции и приоритеты, существующие в области применения определенных образовательно-воспитательных и педагогических технологий, методик и средств относительно дизайн-образования в вузе. Характеризуется современное состояние такого образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дизайнеров, дизайн-образование, технологии в дизайн-образовании, подготовка дизайнера, художественное образование, педагогические технологии, современная педагогическая наука.

Annotation. The article is devoted to the research and detailed description of the key educational and upbringing technologies that have found their application in the professional training of future designers in the framework of higher education. Design education is being actualized as the most important area of the modern art education system. The tendencies and priorities existing in the field of application of certain educational and educational and pedagogical technologies, methods and means of design education at the university are noted. The current state of such education is characterized.

Keywords: professional training of designers, design education, technologies in design education, training of a designer, art education, pedagogical technologies, modern pedagogical science.

Введение. Современная система художественного образования насчитывает весомое количество различных направлений подготовки, в соответствии с которыми формируется художественно-эстетический и кадровый фонд страны. Дизайн - одна из отраслей художественного образования, которая включает массу различных направлений. Специфика этой деятельности состоит в том, что она в современном понимании базируется на трех составляющих: художественной, конструктивной и функциональной.

Художественная составляющая проявляется в виде эстетически ценного произведения визуального искусства. Причем это произведение не обязательно носит маркетинговый характер, относится к рекламной деятельности или к информационному продукту. Художественность здесь проявляется исключительно в виде самостоятельного произведения искусства, обладающего собственными эстетическими качествами и спецификой.

Конструктивная составляющая предполагает наличие в дизайне элементов конструкторской деятельности по формированию макета, разрабатываемого в ходе дизайн-проектирования объекта. Конструктивизм - одна из важных сторон дизайн-образования, поскольку он входит в состав программ по моделированию и проектированию - обязательных для изучения специалистами художественных направлений подготовки [71.

Функциональная сторона дизайна заключается в прикладной направленности результата дизайн-проектирования. Иными словами, продукт, который получается в ходе профессиональной дизайнерской деятельности, обладает прикладными качествами, которые проявляются виде условной полезности и «применительности».

Таким образом, можно заключить, что дизайн-образование включает в свой состав множество элементов художественной, проектной, потребительской, маркетинговой систем. Это характеризует его как сложное концептуальное единство, нацеленное на удовлетворение максимального количества потребителей дизайн-продукта [51. Следовательно, система дизайнерского образования включает в свой состав элементы смежных направлений подготовки, предоставляет сложный комплекс образовательно-воспитательных услуг по формированию специалиста, способного выполнять социальный заказ максимально быстро и системно. При этом важно, что в ходе такой профессиональной подготовки возникает множество проблем, связанных с освоением образовательной программы, переполненной теоретическими и практическими дисциплинами. Именно в связи с этим современные педагоги художественного образования прикладывают массу усилий по выявлению новых методик и технологий относительно оптимизации процесса организации образовательно-воспитательного процесса. За счет этого с каждым годом возникает все большее количество классификаций и типологий в рамках технологической наполненности методики преподавания высшего дизайн-образования.

Изложение основного материала статьи. Педагоги, осуществляющие свою деятельность по обучению молодого поколения дизайнеров, на сегодняшний день во многом не справляются с организацией образовательного процесса, уходя либо к попыткам перевести содержание дизайн-образования в теоретическую плоскость, либо, наоборот, лишая студентов фундаментальных теоретических знаний, переносят их в область практической деятельности. Оба этих варианта являются недопустимыми в условиях стремительно развивающиеся области художественного образования [1].

Таким образом, перед современной системой дизайн-образования стоит ряд важнейших задач, на решение которых необходимо ориентироваться сегодня всем педагогом этой и смежных с ней областей.

К таким задачам можно отнести:

- формирование у студентов фундаментально-прикладной культуры, которая может стать для них опорой в будущей профессиональной деятельности и обеспечит их актуальными и не устаревающими знаниями;

- сохранение и передача молодому поколению традиций отечественной школы дизайна, которая способна значительно обогатить личностный профессиональный потенциал будущего дизайнера вне зависимости от направления его деятельности;

- формирование открытого образовательного пространства, позволяющего всем субъектам образовательно-воспитательной деятельности функционировать в нем свободно и открыто;

- интеграция зарубежного опыта в систему отечественного дизайн-образования, за счет чего возможно оптимизировать процесс профессиональной подготовки молодых специалистов, а также восполнить пробелы в какой-либо области;

- наладить коммуникативные поля, необходимые для осуществления межкультурных и межнациональных коммуникаций, что также может обогатить отечественный опыт относительно дизайн-образования и создать новую площадку для развития отечественных дизайнеров;

- сформировать систему, основанную на новых технологиях, в том числе в области цифрового искусства и цифровой передачи данных [1-71.

По нашему мнению, исключительно после выполнения данных задач возможно максимально приблизиться к идее модернизации отечественной системы образования, а также модифицировать систему более частную - дизайн-образования. Это позволит не только осуществлять более качественную профессиональную подготовку будущих специалистов, но и сформировать определенный художественно-этический потенциал государства, который станет стартовой площадкой для многих отечественных и зарубежных специалистов данной области.

Помимо этого, как отмечают многие исследователи, дизайн на сегодняшний день представляет собой уникальный проводник между человеком, технологиями и проектированием. Являюсь проводником технологий, дизайн позволяет оптимизировать окружающее пространство путем создания новых объектов социокультурного наследия государства, а также ознакомить население с новыми технологиями, которые нашли свое применение за рубежом, но не распространились в отечественных реалиях [31.

Таким образом, можно говорить о «миссии» дизайна, которая преобразовывается каждые 10 лет. Ключевой задачей дизайн-образования сегодня является формирование у обучающегося, будущего дизайнера, проектной культуры, которая лежит в основе его профессионального становления и профессионализма [41. Проектная культура отражается не только в рамках его профессиональной деятельности, но и оказывает активное влияние на процесс жизнедеятельности и решения проблем в творческой, личностной,социальной деятельности.

При этом со стороны социума к дизайн-образованию предъявляются все более строгие и социально-ориентированные требования. Современные выпускники должны обладать не только общими, но и специальными компетенциями, а также готовностью к постоянному самосовершенствованию, социальной ответственностью, инициативностью, мобильностью, мотивированностью, стремлением к наиболее эффективному и продуктивному достижению результата, а также производительностью и модернизационными возможностями. В связи с этим современные выпускники нуждаются в значительном подспорье со стороны педагогов, которые должны встать с ними на один уровень и помогать развиваться, а не ориентироваться исключительно на учебную программу, что объясняется личностно-ориентированный подходом и общей индивидуализацией образования [71.

Выпускник должен развиваться не в рамках своей специальности, а в рамках межпредметного знания и быть специалистом широкого профиля, разносторонним и практико-ориентированным, созидательным. Его важной задачей является осуществление проектной деятельности, а также развитие инновационных технологий и явлений. Для него важно нестандартно мыслить, а также обладать определенной системой мировоззрения, в связи с чем справедливо говорить о многопрофильном и широком образовании в прямом смысле.

Существует огромное количество технологий, применяемых отечественными педагогами в рамках организации дизайн-образования. Рассмотрим их далее в контексте настоящего исследования и в ходе дальнейшего повествования о современном состоянии данной отрасли.

Первый большой блок технологий, применяемых в рамках такого образования, называется инновационным. Его возникновение связано с необходимостью общества в специалиста инновационного типа, который готов к осуществлению инновационной профессиональной деятельности и инновационному

преобразованию окружающей действительности. Ключом к пониманию процесса инновационности является творческая деятельность, которая решает задачи с точки зрения нового подхода и предусматривает интеграцию теории и практики различных видов дизайнерской деятельности, что позволяет производить процесс инновационного обеспечения деятельности наиболее комплексно и целостно [2; 61.

Инновационные технологии в дизайн-образовании достаточно разнообразны. Важную часть из них составляет программное обеспечение, обеспечение наиболее актуальными материалами дизайна, необходимыми для выполнения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области воплощения творческих идей. Кроме того, существуют технологии разработки и применения различных мультимедийных и электронных обучающих средств, применение которых вовлекает будущих специалистов в процесс приобретения квалификации, мотивирует их к дальнейшему изучению заинтересовавшей их темы. Применяются также и специализированные программы, направленные на тестирование, организацию конференций и различных мероприятий.

В рамках использования инновационных технологий часто современными педагогами в их состав внедряются интерактивные технологии по типу проблемной лекции, исследовательских методов, кейс-метода и так далее. Интеграция интерактивных и инновационных технологий способствует совершенствованию процесса передачи и усвоения информации относительно преподаваемого предмета.

Таким образом, мы видим, что инновационные технологии в дизайн-образовании необходимы не только для передачи обучающимся теоретических знаний и привития им проектной культуры с различными умениями и навыками, базирующимися на знаниях, ключевым аспектом здесь является приобретение будущими специалистами определенного первоначального опыта в осуществлении профессиональной деятельности. Это крайне важно, особенно в современное время, когда большой упор делается на послевузовском профессиональном становлении личности. В ходе профессиональной подготовки должна осуществляться всесторонняя поддержка и оказываться максимальное влияние на систему ценностей и знаний обучающегося [31.

Особое место в системе инновационных технологий занимает интерактивное обучение, речь о котором велась выше. Интерактивные технологии чаще всего ориентированы на организацию образовательной деятельности и обучение в рамках сотрудничества. Сотрудничество предусматривает регулярные активные взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: как педагогов, управленцев в сфере образования, так и обучающихся. Эта технология позволяет посредством оказания совместного влияния на решение проблемных ситуаций, моделировать их решения, прогнозировать возникновение схожих ситуаций, а также оценивать действия и вклад каждого субъекта такого процесса.

Семинарские занятия - еще одна форма интерактивного обучения, которая предусматривает непосредственную практическую деятельность студентов в рамках учебного заведения. Часто задействуются механизмы группового взаимодействия, а также педагогом создается максимально приближенная к реальности среда, дублирующая функции и механизмы профессиональной среды. Студенты учатся проявлять себя, отстаивать свое мнение, творчески реализоваться.

Существует и такой элемент инновационных технологий, как ситуационное обучение. Оно применяется современными педагогами для формирования проблемной ситуации, которая нуждается в ситуационном решении. У обучающихся формируется механизм решения сложных профессиональных задач путем применения методов логического и критического мышления, а также проведения сравнительного анализа.

Творческого решения поставленные задачи требуют посредством технологии проблемного обучения. Ее функционал базируется на формировании у обучающихся творческого понимания и осознания учебного материала, соотнесения его с реальной профессиональной деятельностью и применением творческих способностей в наиболее продуктивном русле. Метод проектов считается подвидом проблемного метода, в связи с чем также можно судить о применительности творческого подхода к решению сложных проектных задач.

Как было сказано ранее, творческий подход лежит в основе всей деятельности современного дизайнера и осуществляется в обязательном порядке исключительно самостоятельно, без дополнительной помощи и подсказки. Творчество позволяет студенту оценить собственные силы и актуализировать свою деятельность, а также создать собственную систему ориентиров, в соответствии с которыми он сможет реализовывать профессиональную деятельность и выполнять социальный заказ в наиболее продуктивном русле. При этом творческая деятельность не может базироваться на одном энтузиазме, и должна опираться на сформированные в условиях проектной культуры системы проектных умений, фундаментальных знаний, практико-ориентированных мотивационных установок и в обязательном порядке желании к непосредственной самореализации в профессиональной деятельности.

Второй важный блок настоящего исследования посвящен рассмотрению информационных технологий, которые следует отделять от инновационных. Такие технологии лежат в основе моделирования и конструирования любых дизайн-объектов, а также нацелены на оптимизацию процессов модификации, преобразования и формирования их элементов или всей структуры. Технические средства необходимы каждому современному специалисту в области дизайна и других видов художественного освоения реальности, поскольку представляют собой определенный потенциал и являются законодателем трендов во всех прогрессивных направлениях профессиональной деятельности человека. Благодаря им можно в виртуальном порядке знакомиться с цветом, светом, текстурой, материалом, различными конструктивными, концептуальными и композиционными структурами объекта.

Помимо этого, технические средства позволяют представлять моделируемые объекты в объеме, а также осуществлять активные взаимодействия с ними, деятельность по преобразованию их структуры и содержания.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что современное дизайн-образование нуждается в значительной доработке содержания и концептуальной наполненности. Несмотря на обилие технологий, применяемых педагогами в рамках организации образовательного процесса, молодые дизайнеры все еще остаются неготовыми к осуществлению профессиональной деятельности сразу после выхода из университета.

В связи с этим перед педагогами стоит важная задача по правильному скомпилированию и сопоставлению вышеуказанных технологий, привнесению новых, а также разработке потенциально возможных технологий, служащих важным подспорьем будущим дизайнерам в развитии их

профессиональной культуры. А это, в свою очередь, станет серьезным шагом к реализации глобальной тенденции к модернизации общей системы образования в России, что создаст кадровый и гражданский потенциал государства, способный в выгодном свете выставить его на международной образовательно-трудовой арене.

Литература:

1. Дромова, Н.А. Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза / Н.А. Дромова // ЧиО. - 2016. - № 2 (47).

2. Капунова, М.И. Роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования / М.И. Капунова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60 - 2.

3. Каукина, О.В., Наумов, В.П., Наумов, Д.В. Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: Актуальные проблемы исследования / О.В. Каукина, В.П. Наумов, Д.В. Наумов // Вестник ВУиТ. - 2014. - № 4 (17).

4. Михальченко, М.С., Максименко, А.Е. Участие дизайнера в формировании окружающей среды / М.С. Михальченко, А.Е. Максименко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59 - 1.

5. Репринцев, М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности / М.А. Репринцев // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6.

6. Салтыкова, Г.М. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе / Г.М. Салтыкова // Преподаватель XXI век. - 2018. - № 2 - 1.

7. Трускова, М.А. Основные компоненты проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) / М.А. Трускова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. -№ 14 (273).

Педагогика

УДК 37 81.276.3-053.2

кандидат филологических наук, доцент Мокренцов Денис Сергеевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

магистрант Мокренцова Аделина Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления и подходы изучения детской речи в лингвистике и психолингвистике. Представлены особенности эгоцентрической речи ребёнка при формировании личности. Выявлена специфика детского словообразования с точки зрения лингвистики и психолингвистики.

Ключевые слова: детское словотворчество, детская речь в лингвистике, психолингвистика, овладение речью.

Annotation. The article deals with the main directions and approaches of studying children's speech in linguistics and psyholinguistics. There are presented the features of the children's egocentric speech during personality development, revealed the feature of children's word-making from the point of view of linguistic and psyholinguistics.

Keywords: children's word-making, children's speech in linguistics, psycholinguistics, mastery of speech.

Введение. Детская речь и восприятие окружающей действительности является одной из основных проблем исследований, это обусловлено прежде всего тем, что изучение детской речи и мировоззрения ребёнка дает представление о всецелом и многоуровневом процессе формирования сознательной личности. Полученные в раннем детстве знания и впечатления прочно фиксируются в ассоциативно-вербальной сети языковой личности и существенно влияют на специфику понимания, владения и освоения языка взрослым человеком [10].

Как известно, детская речь - это особый этап онтогенетического развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. К изучению феномена детской речи в рамках лингвистического подхода в свое время неоднократно обращались Т.А. Гридина, М.Р. Львов, Е.С. Снитко, С.Н. Цейтлин и др. К психолингвистическим исследованиям относятся труды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, В. Штерна и др.

Исследование речи детей и основополагающие факторы восприятия ими окружающей действительности посредством словесных кодов вызывают значительный интерес, так как расширяют наши представления не только об овладении родным языком, но также и о самом языке в целом, о его многогранном функционировании и развитии в речевой деятельности, не только о становлении познавательных и других психологических процессов, но и об их построении, расширяют наши знания о человеке и его трансформации в языковую личность.

Актуальность исследования заключается в том, что развитие детской речи является особым процессом, который может быть изучен рядом гуманитарных и не гуманитарных дисциплин, а сам процесс детского речетворчества заслуживает детального анализа и изучения.

Изложение основного материала статьи. Изучение детской речи один из важных вопросов лингвистики, ведь детская речь формирует сознание, а в последствии и языковую личность, способную всецело коммуницировать в обществе. Также, следует обратить внимание на то, что детская речь - это не часть речи взрослого человека, а своеобразная система лексических знаков со своими правилами и периодами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.