Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА / ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВ / ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ / ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS / DESIGN EDUCATION / ARTISTIC AND IMAGINATIVE THINKING OF A DESIGNER / STUDY OF ART HISTORY / TECHNOLOGIES IN DESIGN EDUCATION / TRAINING OF A DESIGNER / ART EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оноприенко Лилия Прокофьевна

Настоящая научная работа направлена на изучение опыта ведущих педагогов отечественной и зарубежной науки в области формирования такой сложной личностной структуры, как художественно-образное мышление будущих дизайнеров в процессе изучения истории искусств. Рассматриваются главенствующие направления формирования художественно-образного мышления, а также отдельные специфические характеристики дисциплины «История искусств». Уделяется научное внимание и вопросам профессиональной подготовки дизайнеров в целом, в том чиспе при помощи указанной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC THINKING OF FUTURE DESIGNERS IN THE PROCESS OF STUDYING ART HISTORY

This scientific work is aimed at studying the experience of leading teachers of domestic and foreign science in the formation of such a complex personal structure as artistic and imaginative thinking of future designers in the process of studying art history. The main directions of the formation of artistic-figurative thinking, as well as some specific characteristics of the discipline "History of Arts" are considered. Scientific attention is paid to the issues of professional training of designers in general, including the use of this discipline.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Оноприенко Лилия Прокофьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Аннотация. Настоящая научная работа направлена на изучение опыта ведущих педагогов отечественной и зарубежной науки в области формирования такой сложной личностной структуры, как художественно-образное мышление будущих дизайнеров в процессе изучения истории искусств. Рассматриваются главенствующие направления формирования художественно-образного мышления, а также отдельные специфические характеристики дисциплины «История искусств». Уделяется научное внимание и вопросам профессиональной подготовки дизайнеров в целом, в том чиспе при помощи указанной дисциплины.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дизайнеров, дизайн-образование, художественно-образное мышление дизайнера, изучение истории искусств, технологии в дизайн-образовании, подготовка дизайнера, художественное образование, педагогические технологии, современная педагогическая наука.

Annotation. This scientific work is aimed at studying the experience of leading teachers of domestic and foreign science in the formation of such a complex personal structure as artistic and imaginative thinking of future designers in the process of studying art history. The main directions of the formation of artistic-figurative thinking, as well as some specific characteristics of the discipline "History of Arts" are considered. Scientific attention is paid to the issues of professional training of designers in general, including the use of this discipline.

Keywords: professional training of designers, design education, artistic and imaginative thinking of a designer, study of art history, technologies in design education, training of a designer, art education, pedagogical technologies, modern pedagogical science.

Введение. Опыт, накопленный в течение многих годов системой высшего художественного образования, стал значительной опорой для современных педагогов в данной области в отношении формирования и разработки новых методик преподавания не только общих, но и специальных дисциплин в рамках подготовки и профессионального взращивания специалистов-дизайнеров. Важнейшей и одной из наиболее концептуально значимых, фундаментальных на сегодняшний день является дисциплина под названием «История искусств». Она находит свое применение не только в виде уже сформированных, апробированных в течение многих годов программ, но и виде авторских педагогических образовательных программ, которые и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту, и одновременно привносят в дизайн-образование компонент творчества и концептуализма [61.

Такой подход характерен для современных педагогов, которые нацелены на прежде всего результативность обучения, осуществление максимально эффективного влияния на будущих специалистов всевозможными методами. Отечественные педагоги значительно преуспели в вопросе разработки методик, инструментов и способов воздействия на обучающихся в ходе образовательно-воспитательной деятельности. В этом им помогла отчасти и дисциплина истории искусств, которая нацелена не только на передачу студентам сухих исторических фактов, но и на взращивание в них духовно-нравственных ценностей путем отражения социокультурных изменений, происходивших в обществе, их влияния на видных деятелей различных времен.

Несмотря на это, как отмечают многие следователи данной области, в преподавании данной дисциплины существует множество проблем как профессионального, так и образовательного планов. Именно в связи с этим сегодня стоит задача формирования художественно-образного мышления будущих дизайнеров в процессе изучения истории искусств и ее отдельных элементов Г81.

Изложение основного материала статьи. Зачастую все проблемы, связанные с преподаванием базовых дисциплин, основываются на том, что педагоги отказываются искать новые способы подачи материала, основываются на традиционных, уже устоявшихся. Это происходит из-за обширности предмета, а также из-за неспособности педагогов привносить изменения в такую сложную и фундаментальную образовательную единицу. При этом важно отметить, что формирование художественно-образного мышления невозможно без наглядного примера творческого подхода к профессиональной деятельности. Молодые люди так или иначе перенимают опыт у старшего поколения, делая его авторитетом. Если они видят, что педагоги ориентируются на традиционность и алгоритмичность, не принося ничего нового и творческого в свою деятельность, они тоже ориентируются на такой подход. В связи с этим процесс формирования художественно-образного мышления значительно затормаживается, если не останавливается совсем [31.

Под системой художественно-образного мышления принято понимать процесс познания окружающей действительности, а также ее творческого отражения, базирующейся на ключевых изобразительно-художественных знаниях, практических умениях и навыках, взаимоотношениях формы и содержания в общем искусстве. Также под таким видом мышления понимают продукт творческой деятельности человека.

Здесь главное понимать, что такой вид мышления напрямую связан с разработкой и формированием системы творческих способностей и творческой реализации человека в условиях выполнения профессиональной деятельности. Весомую роль играют и художественная наблюдательность, и собственно творческие способности, и предрасположенность к творчеству, и духовно-нравственная система качества личности. Именно в связи с этим формирование такого сложного личностного комплекса является достаточно затруднительным и вызывает много нерешенных проблем, с которыми предстоит столкнуться педагогам будущего.

Несформированность такого мышления порождает и дальнейшее прогрессирование несформированности иных людей, перенимающих опыт у дизайнера. В целом это оказывает влияние на

качество художественного образования, а также художественно-эстетического воспитания различных членов общества, в особенности молодого поколения.

Художественно-образное мышление - исключительно субъективная единица личности, которая характерна для каждого отдельно взятого человека. Она может базироваться на художественном вкусе, на эстетическом вкусе, но и статическом восприятии мира. Все это субъективные единицы, которые невозможно навязать или искусственно привить человеку. В связи с этим их основу составляют духовное ядро, на которое следует ориентироваться при построении системы образования и обучения будущих дизайнеров. Важно применять все возможные механизмы не только по обогащению интеллектуального базиса студентов, но и активно повлиять на их духовно-нравственное состояние, серьезные морально-ценностные установки и мировоззрение. Причем влияние должно оказываться не прямое, а косвенное, средствами искусства, визуального и любого другого [1].

Кроме того, художественно-образное мышление является сложной мыслительной структуры, которая многими отечественными исследователями понимается как высшая ступень и наиболее широкая сфера познания окружающей действительности, сформированная система художественно-эстетического вкуса, отражающаяся в особом виде мироощущения, в рамках которого реализуется взаимоотношения человека и окружающей действительности. Таким образом, такое мышление лежит в основе всей деятельности человека, связанного с художественным освоением мира.

Структура художественно-образного мышления насчитывает всего два компонента, однако не стоит полагать, что они легки в познании и описании. Ключевыми компонентами являются объективно-формальные и эмоционально-субъективный. Они напрямую оказывают влияние на формирование художественно-образного мышление и профессионального становления будущего дизайнера.

Здесь же справедливо отметить влияние специфики восприятия действительности творческим человеком, который отражает это восприятие в своих произведениях [2].

Творческая активность будущего дизайнера - залог его профессионального и личностного становления в области творчества. Важно понимать, что основой профессионализма всегда является профессиональная культура, которая у каждого специалиста складывается из своих элементов. В отношении дизайнера справедливо было бы говорить о наличии нескольких фундаментальных элементов профессиональной культуры, тесно пересекающихся со всем художественно-образным мышлением, его формированием и устойчивостью. К таким элементам относятся:

- система фундаментальных знаний в области базовых дисциплин, в особенности истории искусств, которые составляют определённый научно-теоретический и социокультурный потенциал для развития художественного вкуса и художественно-образного мышления будущего дизайнера;

- система практических умений, навыков, связанных с выполнением непосредственно дизайн-заказа, а также осуществлением собственных дизайн-идей;

- осуществление регулярной творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и поиску новых способов решения существующих проблем в той или иной области;

- система художественно-эстетического вкуса, в соответствии с которой будущий дизайнер формирует основные художественные предпочтения, а также на основе которой развивается вся его творческая деятельность, подкрепляемая вышеуказанными пунктами;

- сформированное мировоззрение и духовная целостность студента, которые являются гарантами стабильного развития художественно-образного мышления, профессионального становления дизайнера.

Исходя из выше указанного перечня, мы можем заключить, что взаимодействие практических навыков с теоретическими знаниями и теоретическим опытом, сформированные системой художественного вкуса и художественного восприятия мира, позволит достичь максимального уровня интеграции этих элементов в систему художественно-образного мышления. Такое мышление, в свою очередь, позволит определить некие закономерности, существующие в рамках проявления художественных образов и осуществления поиска художественно-выразительного воплощения в контексте творческой деятельности посредством искусства [7].

Как было сказано ранее, художественно-образное мышление формируется на основе чувственной структура личности. Она охватывает круг ее эмоций, чувственного восприятия окружающей действительности и произведения искусства. Важно понимать, что художественная идея не расторгается и не разъединяется с ее первоначальным образом, а наоборот, выражается в другом, эмоционально более насыщенном, обращенном к чувствам образе. Иными словами, дизайнер, создающий произведение, должен оказывать влияние не только на разум, показывать сцену из действительности или из выдуманного мира, которая воспринималось бы максимально объективно, но и вызвать субъективные чувства, эмоции, которые сделали бы его произведением эмоционально окрашенным и соответственно художественно ценным [1].

В целом художественно-образное мышление, предусматривающее наличие первостепенной идеи, ориентируется на образ, существующий в голове художника-дизайнера. Идея выражается в образе -статически устойчивом целенаправленном явлении. Следует помнить, что идея достаточно стихийна и является неким «флюгером», регулирующим направление развития художественно-образного мышление, а также перенастраивает художественно-практическую и творческую деятельность дизайнера относительно достижения идеи произведения.

Как отмечают исследователи данной темы, художественная идея не может существовать без образа, так же, как образ, в свою очередь, не может существовать без идеи. Первая является неким отражением второго с точки зрения его сущности и содержания, а второе усиливает сущность первого. Посредством этого формируется четкая система статического мироощущения, художественно-эстетического вкуса и художественного освоения мира. Формируется потребность в реализации идеи и передачи максимально идеального образа, необходимого для воздействия на чувственный мир зрителя.

Современный дизайнер должен ориентироваться не только на прикладной характер его деятельности. Эта тенденция наблюдается в последние 10 лет, когда дизайн-образование стало нацелено на маркетинговые и рекламные технологии, за счет которых пополняется капитал, но не пополняется духовность. Дизайнеры все чаще обращаются к коммерчески выгодным проектам, забывая при этом о художественной ценности своей деятельности. Таким образом, сегодня заметен сниженный уровень общего художественно-образного мышления творческих людей, прошедших профессиональную подготовку в высшем учебном заведении.

В решении этого важного вопроса на помощь приходит мир искусства, который проявляется в рамках дизайн-образования в виде освоения студентами такой сложной дисциплины, как история искусств. Она

наполнена художественными образами, которые порождают художественную деятельность. Будущий дизайнер, знакомясь с уже созданными художественными образами, учится формировать свою деятельность таким образом, чтобы достичь не просто такого же результата, но и преобразовать его в более совершенные формы и вписать его в современные реалии. Иными словами, современный дизайнер актуализирует все, к чему прикасается, старается соответствовать ключевым тенденциям современного общества.

В связи с этим в рамках изучения истории искусства обучающиеся знакомятся со спецификой формирования художественного образа, которая помогает постичь сущность искусства и его социокультурную и личностно-ориентированную ценность ГП.

Художественный образ, согласно теории истории искусств, отражает действительность в рамках ее индивидуальной неповторимости. Он - обобщенный, зеркальный, отражающий элемент современной реальности, который тем не менее лежит в основе художественной и творческой деятельности каждого человека, причастного к художественному образованию. В нем заключается суть рассматриваемого объекта, а также отражается форма познания и объективная действительность.

В рамках подготовки и профессионального становления будущих дизайнеров такая дисциплина, которая рассматривается в настоящем исследовании, является важнейшей и формообразующей, влияющей на развитие художественного освоения и познания мира обучающимися, является важнейшей системой историко-культурных знаний, духовных ценностей, моральных ориентиров, которые базируются на художественно-творческой и проектной деятельности. Эта дисциплина несет в себе как интеллектуальную, так и ценностную нагрузку, статическую и художественную направленность освоения действительности.

Она позволяет будущим дизайнерам понять и постичь суть процесса творчества, поскольку включает в свой состав комплекс, состоящий из пластических, графических, живописных искусств, которые отражают культурно-исторические события от начала веков до современности. Это особенно важно для развития пространственного мышления и художественно-образного мышление, его элементов и творческой деятельности.

История искусства является общезначимой для всех людей, проходящих художественную профессиональную подготовку. Она формирует основной потенциал человека, являя собой совокупность художественных исторических процессов, а также отражение современного состояния искусства. Она - залог качественного и своевременного эстетического освоения обучающимся окружающей действительности в процессе творческой, проектной и познавательной деятельности.

Выводы. В заключительной части работы хотелось бы привести комплексный вывод, отражающий сущность настоящего исследования, поскольку тема достаточно многообразна и нуждается в более подробном освещении.

1. Художественно-образное мышление напрямую связано с разработкой и формированием системы творческих способностей и творческой реализации человека в условиях выполнения профессиональной деятельности. Весомую роль играют и художественная наблюдательность, и собственно творческие способности, и предрасположенность к творчеству, и духовно-нравственная система качества личности. Именно в связи с этим формирование такого сложного личностного комплекса является достаточно затруднительным и вызывает много нерешенных проблем, с которыми предстоит столкнуться педагогам будущего.

2. Художественно-образное мышление - исключительно субъективная единица личности, которая характерна для каждого отдельно взятого человека. Она может базироваться на художественном вкусе, на эстетическом вкусе, но и статическом восприятии мира.

3. Дизайнеры все чаще обращаются к коммерчески выгодным проектам, забывая при этом о художественной ценности своей деятельности. Таким образом, сегодня заметен сниженный уровень общего художественно-образного мышления творческих людей, прошедших профессиональную подготовку в высшем учебном заведении.

Исходя их этого, отметим, что современное состояние дизайн-образования находится в довольно шатком положении, для исправления которого необходимо приложить общественные, педагогические и управленческие силы.

Литература:

1. Дромова, Н.А. Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза / Н.А. Дромова // ЧиО. - 2016. - № 2 (47).

2. Катранжи, Е.О. Метод развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин / Е.О. Катранжи // Проблемы современного педагогического образования. -2018. № 59 - 1.

3. Каукина, О.В. Методологический аспект формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки / О.В. Каукина // Вестник ВУиТ. - 2015. - № 4 (19).

4. Каукина, О.В., Наумов, В.П. Формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе / О.В. Каукина, В.П. Наумов // Вестник ВУиТ. - 2013. - № 4 (14).

5. Каукина, О.В., Наумов, В.П., Наумов, Д.В. Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: Актуальные проблемы исследования / О.В. Каукина, В.П. Наумов, Д.В. Наумов // Вестник ВУиТ. - 2014. - № 4 (17).

6. Михальченко, М.С., Максименко, А.Е. Участие дизайнера в формировании окружающей среды / М.С. Михальченко, А.Е. Максименко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59 - 1.

7. Репринцев, М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности / М.А. Репринцев // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6.

8. Трускова, М.А. Основные компоненты проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) / М.А. Трускова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. -№ 14 (273).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.