Научная статья на тему 'Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст'

Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДИЗАЙНА / ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА / DESIGN / DESIGN EDUCATION / APPROACHES TO DEFINITION OF DESIGN / DESIGNER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна, Дромова Наталья Александровна

В статье делается попытка рассмотреть феномен дизайна как интегративного понятия, которое проникает в сферу образования как принцип её организации, как принцип формирования нового мировоззрения, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DESIGN EDUCATION DEVELOPMENT:HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

The article makes an attempt to consider the phenomenon of design as an integrative concept that penetrates the education sphere as the principle of its organization, as the principle of forming a new worldview; it requires the search for new theoretical ideas, methodological approaches to the process of developing a new educational space

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст»

Л. В. Резинкина, Н. А. Дромова

(Санкт-Петербург)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

MODERN PROBLEMS OF DESIGN EDUCATION DEVELOPMENT: HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

В статье делается попытка рассмотреть феномен дизайна как интегративного понятия, которое проникает в сферу образования как принцип её организации, как принцип формирования нового мировоззрения, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства.

Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, подходы к определению дизайна, подготовка дизайнера.

The article makes an attempt to consider the phenomenon of design as an integrative concept that penetrates the education sphere as the principle of its organization, as the principle of forming a new worldview; it requires the search for new theoretical ideas, methodological approaches to the process of developing a new educational space.

Key words: design, design education, approaches to definition of design, designer training.

Одним из инновационных направлений современного профессионального образования является дизайн-образование как особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал. Вторжение художника в производство, как результат проникновения эстетики в технику и промышленность, привело к появлению сферы деятельности, именуемой «дизайн». Этот термин предполагает художественное проектирование в процессе производства полезной и красивой вещи, т. е. включает в себя разработку внешней формы и техническое описание внутренней структуры (конструкции) изделия [1, 3].

Исследование научных работ, посвященных дизайну, позволило охарактеризовать ведущие тенденции развития данного феномена и его научно-методическое осмысление.

Одна из самых фундаментальных наук -философия - рассматривает дизайн с общих и универсальных позиций, позволяющих применить в единстве логический и исторический методы, дающие возможность сделать значимые выводы для развития дизайна в будущем. Решая проблему создания какого-либо объекта, необходимо не просто изменить его форму, а включить его в сферу жизнедеятельности определенной социальной группы, наделив его смыслом и определенными функциями, заданными потребностями адресата дизайнерской продукции. Важно отметить, что социально-философский аспект становления дизайна в теоретических исследованиях отечественной науки достаточно изучен: это фундаментальные исследования «Правда о дизайне» (К. М. Кантор), «Прометей или Орфей? Искусство технического века» (В. И. Тасалов), «Эстетические ценности предметно-пространственной среды» (А. В. Иконников),

«Принципы дизайна» (Л. А. Зеленов), «Феномен вещи в дизайне: философско-культу-рологический анализ» (Т. Ю. Быстрова) и др. [1, 3, 10].

Сегодня никто не оспаривает положения о том, что дизайн выделился в самостоятельный вид художественной деятельности производства предметов. Принципы дизайна перенесены на промышленное производство, в торговлю, сбыт, когда изначальной задачей дизайнера становится обеспечение эстетического качества продукции. Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус [4].

Деятельностно-технологический подход к определению дизайна связан с трудами Н. А. Бердяева, Т. Веблена, В. JI. Глазычева, О. То-ффлера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и других ученых, которые поставили острейшие проблемы онтологического статуса и генезиса техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития. Исследование данной проблемы отражено в работе А. С. Михайловой «Индустриальный дизайн как вид проектно-ху-дожественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века». Данный подход, опирающийся на изучение функций и выразительных возможностей дизайна, часто используется в промышленной эстетике - области научных исследований, изучающей многомерные связи дизайна, его зависимость от используемых материалов, конструктивной формы и технологий (П. Валери, Г. Ватерман, Е. В. Жердев, И. А. Маца, Ю. В. Назаров, В. В. Попова, Г. Н. Поспелов, Д. В. Сарабьянов, С. М. Теремин, В. В. Федоров и др.) [3, 6].

В. И. Пузанов замечает: «Дизайн вообще формировался как живая деятельность, идущая в ногу со временем и немного опережающая его» [8]. Наибольшее развитие подобные концепции получили в работах Д. А. Азрикана, И. А. Вакса, Л. А. Кузьмичёва,

Ю. С. Сомова, О. П. Фролова, Д. Н. Щелкуно-ва в нашей стране, Г. Дрейфуса, Р. Лоуи, Дж. Нельсона и др. - за рубежом. Спецификой этих исследований стало постепенное движение от частных проблем дизайна к более масштабным, от повседневной практики к обобщённым теориям, от «предметности» к концептуальным проектам. Результаты оказались очень разнообразны, что было обусловлено кругом практических занятий своих создателей: концепция системного дизайна Азрикана, методика поиска «сущностной» формы для безаналоговых изделий Фролова, принцип MAYA Лоуи.

Историко-культурологический аспект феномена дизайна представлен трудами ученых-культурологов, искусствоведов, рассматривающих его как специфический вид искусства, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством, архитектурой и ремеслами (Ю. В. Алексеев, Ю. А. Арбат, В. Р. Аронов, З. И. Гершкович, А. Ф. Еремеев, А. Я. Зись, Н. А. Ковешникова, Г. Г. Ку-рьерова, А. Н. Лаврентьев, Г. Н. Поспелов, Е. В. Сидорина, С. О. Хан-Магомедов и др.). Работы этих авторов, в первую очередь, посвящены проблемам становления и развития дизайна как особого вида деятельности, вопросам влияния на дизайн историко-куль-турологического контекста [2].

В психологическом аспекте дизайн рассматривается как стремление к гармонии и красоте, как движение к истинному значению предметного мира, в котором интегрально «воссоединяются» опыт познания человеком объективной и субъективной действительности с опытом их эмоционального проживания.

Особого внимания заслуживает педагогический аспект исследования феномена дизайна. Если для практиков, историков и теоретиков изучение и осмысление дизайна является во многом целью, то для дизайнеров-педагогов - это фундамент для формирования дизайнерской педагогики. В соответствии с выбранными концепциями дизайна они готовят профессиональные кадры, которые впоследствии будут распространять эту концепцию в реальную практику. В стенах учебных заведений дискуссия

о дизайне приобретает особенно острый характер - выбор базовой концепции дизайна сформирует профессиональный облик будущих специалистов. Поэтому необходимо разработать методику дизайна как направления, рекомендующего уже апробированные приемы и методы, выразительные возможности и стилевые направления дизайна, а также педагогические аспекты его преподавания в средних профессиональных и высших учебных заведениях (А. Д. Алехин, Г. Е. Тарасевич, О. И. Нестеренко, В. Ф. Марку-зон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков и др.) [8].

Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами дизайна в педагогическом аспекте, отметим А. С. Квасова, К.

A. Кондратьеву (Московская школа дизайна), В. А. Сурину (Ленинградская школа),

B. Н. Плышевского (Уральская школа), О. П. Фролова (Нижегородская школа). Каждый из них представляет оригинальную школу дизайна как систему подготовки дизайнеров в соответствии с концепцией дизайна как гуманистически ориентированной деятельности, в которой уделяется большое внимание его социокультурным аспектам. В этом заключается существенное отличие отечественных школ дизайна от принципов большинства зарубежных школ с их ориентацией на требования реальной дизайн-практики [9].

В нашей статье мы делаем попытку рассмотреть феномен дизайна как интегра-тивного понятия, которое рассматривает явления и объекты с философских, истори-ко-культурологических, психологических, деятельностно-технологических и педагогических позиций, проникает в сферу образования как принцип её организации, как принцип формирования нового мировоззрения, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства.

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна и дизайн-образования была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. В

отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства, в основном через творчество производственников и конструктивистов.

С середины 60-х гг. XX века и до начала 80-х гг. в нашей стране была апробирована система дизайн-образования на различных этапах и с использованием различных методик. В 1983 г. она на государственном уровне была одобрена к внедрению во всех формах образования на территории СССР, создав тем самым этапы обучения дизайну, начиная с развития творческих способностей на пропедевтическом и школьных уровнях, обучения технических специалистов в начальных и средних профессиональных учебных заведениях и заканчивая инженерами в высших.

Период с 1985-1987 гг. по 1989 гг. характеризуется внедрением системы в учебный процесс. Однако в связи с политическими событиями с начала 90-х гг. XX века происходит постепенное забывание о существовании данной модели. На сегодняшний день следует отметить профессии, играющие важную роль в современном дизайн-образовании в России, взятые из предшествующей модели: художник-конструктор, художник и научный сотрудник. Дело в том, что дизайн-образование в России оставило только первую составную часть профессии, отдавая ей предпочтение и не уделяя внимания второй составляющей (инженер, проектировщик, конструктор, технолог).

Сейчас в условиях внедрения ФГОС ВПО практика и теория отечественного дизайн-образования находятся в процессе становления, что, безусловно, влияет на педагогические воззрения и приемы (даже в кругу художников и проектировщиков взаимоотношения практики и педагогики художественного конструирования зачастую трактуются неверно). Специфика художественно-проектировочной деятельности требует от будущего дизайнера эмоционально-образного восприятия художника и строгой логики мышления инженера-кон-

структора, технолога. Именно она не позволяет механически заимствовать достижения практики преподавания искусства и технического конструирования в деле воспитания дизайнера, здесь нужны специальные методики.

Немаловажным фактором современного дизайн-образования является то обстоятельство, что большая часть молодых людей после окончания учебного заведения не работают по специальности, а переходят сразу в другие области дизайна или иного художественного творчества, либо работают в сферах экономики, не связанных напрямую с дизайном. Приходя на работу, выпускники испытывают серьёзные трудности, связанные с возросшими требованиями работодателя к профессиональной квалификации выпускника. Определение качественной стороны социального заказа на подготовку дизайнеров промышленного профиля требует реалистичного подхода к оценке квалификации работающих сегодня промышленных дизайнеров, недавних выпускников высших учебных заведений.

Если судить по уровню проектных разработок, то значительная их доля свидетельствует о недостатке компетентности и профессионализма, а часть вообще не может быть отнесена к дизайнерским. Речь прежде всего идет о недостаточном уровне проводимых проектных исследований, об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления, умения выразить проектную мысль языком научно-технической документации. То есть явно видно существенное противоречие между возрастающими требованиями развивающегося общества и существующими подходами в теории дизайн-образования, между возросшими требованиями рынка труда и государственных стандартов к сформированности профессиональных компетенций дизайнера и отсутствием методик их формирования.

Интеграция российской системы дизайн-образования в мировое образовательное пространство также ставит задачу наращивания в ней таких качеств, как

прозрачность для международного образовательного рынка, сопоставимость и совместимость с другими образовательными дизайн- системами. Давая краткую характеристику общемировых и европейских тенденций развития дизайн-образования, к числу планетарных тенденций отнесем:

- широкую диверсификацию типов и видов дизайн-образования, его многовариантность, многообразие и многомодель-ность;

- возрастание автономии и академических свобод высших учебных заведений дизайна наряду с усилением их подотчетности;

- радикальные преобразования и обновления систем дизайн - образования, увеличивающие их гибкость, способность предвосхищать эволюцию потребителей, укреплять связи с другими ступенями и формами образования;

- постоянную адаптацию образовательных программ к будущим потребностям, повышение адекватности дизайн-образования;

- переход дизайн-образования к парадигме «образование в течение всей жизни»;

- предоставление студентам оптимального диапазона выбора, придание гибкого характера «началу» и «прекращению» получения дизайн-образования.

Проблемы дизайн-образования могут быть решены только общими усилиями представителей художественной и инженерно-технологической профессий, которые требуют подготовки дизайнеров на основе целостного знания и различных форм проектной деятельности.

В условиях внедрения ФГОС ВО делается упор на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства, которые используют преподаватели для достижения этих результатов.

Подготовка дизайнера должна включать в себя не только общую образованность, но и функциональную готовность, в частности инженерно-технологическую и художе-

ственную готовность, которые формируют- модулей, развивающих интеграцию разных ся за счет специальных профессиональных видов деятельности.

Литература

1. Каган М. С., Коськов М. А. Художественное конструирование: система практики, система оценки. - Л., 1973.

2. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей . - 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. - 224 с.

3. Коломоец Г. П. Дизайн в современном социокультурном пространстве: автореф. дис ....канд. культурологии 24. 00.01. - Краснодар, 2003.

4. Медведев В. Ю. Научные аспекты дизайна: сборник статей.- СПб.: СПГУТД, 2014. - 212 с.

5. Менегетти А. Ин-се искусства и творчество / Антонио Менегетти. - Екатеринбург: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

6. Назаров, Ю. В., Попова В. В. Функционализм, конструктивизм, позитивизм - диалектика взаимосвязи. // Материалы международной научной конференции. Design review. - М.-2016. - С. 16-20.

7. ПапанекВ. Дизайн для реального мира: перевод с англ. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. -416 с.

8. Пузанов В.И. Интеллект дизайнера: общественное сознание и парадоксы проектной практики // Техническая эстетика. - 1992. - № 2. - С. 1-5.

9. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования// Профессиональное образование. Приложение.- 2006. - №8. - 44 с.

10. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. И. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.; под общ. ред. А. В. Иконникова. - М.: Строй-издат, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.