References
1. Bol'shoj slovar'inostrannyh slov. Moskva, 2008.
2. Balyhina T.M., Ignat'eva O.P. Slovar' terminoviponyatijlingvodidakticheskoj teorii oshibki. Moskva, 2006.
3. Lebedincev V.B. Formirovanie regulyativnyh i kommunikativnyh uchebnyh dejstvij. Volgograd, 2012.
4. Bodalev L.A. Lichnost' i obschenie. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1993.
5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 23.11.16
УДК 378
Tohchukova D.Z., senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
HISTORY OF FOREIGN DESIGN EDUCATION. The article shows a brief history of the development of foreign design education, since the beginning of XX century to the present time. The article gives a brief analysis of the benefits of foreign design education in the countries of Western Europe and the United States. First of all, as positive features of foreign design education advocates active government support for design education, which is reflected in the funding of training programs and assistance in sending students on internships, including in other countries; the development and implementation of government programs, in which design acts as an instrument of national policy, constructive factor in increasing the welfare of the country, improving the quality of life. Positive as well is the integration of design education in many developed foreign countries and the economy of the region, developed relationships with the social partners. This is especially true as a positive example for regions with a developed tourist cluster, distinctive crafts.
Key words: design education, crafts, workshops, national councils on design, design centers and professional association of designers.
Д.З. Тохчукова, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
В статье показана краткая история развития зарубежного дизайн-образования, начиная с начала XX в. и по настоящее время. В статье даётся краткий анализ преимущества зарубежного дизайн-образования на примере стран Западной Европы и США. Прежде всего, в качестве положительных черт зарубежного дизайн-образования выступает активная государственная поддержка дизайн-образования, которая выражается в финансировании учебных программ, организации помощи в направлении студентов на стажировки; разработке и реализации госпрограмм, в которых дизайн выступает инструментом национальной политики, конструктивным фактором повышения благосостояния страны, улучшения качества жизни. Положительным так же является интеграция дизайн-образования многих развитых зарубежных стран и экономики региона, развитые связи с социальными партнёрами.
Ключевые слова: дизайн-образование; ремёсла; мастерские; национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров.
До настоящего времени не существует единого мнения по поводу причин и точной даты формирования дизайна как профессии. Наиболее часто встречающаяся дата - конец XIX века, когда было основано английское «движение искусств и ремесел», во главе которого стоял У. Моррис. Он активно выступал против издержек промышленной революции. Как считают многие исследователи, в рамках «движения искусств и ремесел» были сформулированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, концепции предметной среды [1]. Согласно другой точке зрения датой возникновения профессии дизайнера принято считать начало XX в., когда художники заняли ведущие посты в некоторых сферах индустриального производства того времени, например на заводах, выпускающих электротехнические приборы, автомобили. В результате новые технические формы «очищались» от излишней «техноидности», приобретя качества художественных, стилевых форм [2].
Термин «дизайн», образован от английского design, что значит «проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства». В 1920-х - 1930-х годах начал применяться в других странах и только в 1919 году образцы, исполненные промышленным образом, получили название «industrial design» (индастрил дизайн). Лишь в 1958 году в Стокгольме на первом конгрессе Международного совета обществ по художественному конструированию (ИКСИД) этот термин был признан для обозначения новой сферы деятельности художника в промышленности.
Основы западноевропейского дизайна закладывались в теоретических работах писателей, теоретиков искусства, художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, Г. Земпера, В. Гро-
пиуса, Х. ван де Вельде, Ле Корбюзье, У Морриса, Ф. Роло, Д. Рёскина. Важную роль в разработке теоретических идей и появлении школ в области дизайна в 1950 - 1960 годах сыграли некоторые дизайнерские вузы Европы (Ульманская высшая школа) и США. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникли государственные и общественные организации, решающие задачи развития дизайна - национальные советы по дизайну, дизайн- центры и профессиональные ассоциации дизайнеров.
Между тем, первым учебным учреждением в области дизайн-образования считают Баухауз. Он был образован В 1919 г. в немецком городе Ваймаре в результате слияния и реорганизации Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств. Школа «Баухауз» («Дом строительства») стала первой школой дизайна в Германии (1919 - 1933 годы). Основные социальные принципы технической эстетики сформулированы одним из основателей «Баухауза», венгерским художником Л. Мого-ли-Надь - «дизайнер имеет дело с предметами, но его цель не предмет, а человек» [3, с. 250]. Основой образования в Баухауз было прикладное обучение и возврат к ремеслу, а также синтез всех художественно-производственных дисциплин. Для нашего исследования играет важную роль направленность педагогического процесса на развитие художественной индивидуальности студента, его способностей и талантов [3]. Одной из задач обучения в Баухауз было стремление пробудить творческие силы студентов, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Программа обучения выстраивалась индивидуально для каждого студента. Задания в мастерских также определялись самими учащимися. Каждый из студентов «методом проб и ошибок» самостоятельно определял материал и текстуры для работы, соответствующие его творче-
скому «Я». По мнению В. Гропиуса, основателя Баухауз, основная роль педагога - разбудить дремлющий талант и развинтить индивидуальность каждого студента. Баухауз закладывал новые принципы к проектированию объектов: принципы функционализма, направленность на массовое производство, ориентированность на людей с небольшим достатком. Студенты должны были владеть знаниями производственного процесса, обучение и исследовательская деятельность проводились в связи с практикой и промышленностью.
Немецкий Веркбунд (Deutscher Werkbund) основан в Мюнхене как производственный союз, объединивший архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников с целью преобразования строительства и художественных ремёсел. Основателями Веркбунда были Г. Мутезиус, Х.К. ван де Велде, Т. Фишер, Ф. Шумахер, Р Римершмид, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др. По принципу Немецкого Веркбунда были основаны Веркбунды в Австрии и Швейцарии, а также ряд подобных организаций во Франции, США.
Развитие дизайна в США произошло позже, чем в странах Европы и подвергалось их влиянию (1930 - 1940 годы), но именно там были заложены коммерческие принципы дизайна, успешно востребованные в экономике и промышленности. Представителями первого поколения американских дизайнеров явились Р. Лоуи, Г. Дрейфус, В.Д. Тиг. В настоящее время в западноевропейских странах особой популярностью пользуются работы исследователей в области дизайна П. Брунетт, А. Бранци, Д. Уиллс и др. Многие работы западных теоретиков и практиков дизайна успешно переводятся на разные языки, в том числе и русский. Особенно признанными явились труды У. Вудсона и Д. Коновера, П. Хилла [4].
Современные зарубежные школы дизайна имеют богатые технические базы. Лучшие школы дизайна расположены преимущественно в Англии, Италии, Испании США, Франции. Мировые имена в области архитектуры, моды, художественного фото, графического дизайна, живописи и других изящных искусств, - в большинстве своём выходцы из этих стран. В результате исследования зарубежного опыта развития дизайн-образования нами выделены следующие основные характерные черты:
Библиографический список
- активная государственная поддержка дизайн-образования, которая выражается в финансировании учебных программ, организации помощи в направлении студентов на стажировки, в том числе в другие страны; разработке и реализации госпрограмм, в которых дизайн выступает инструментом национальной политики, конструктивным фактором повышения благосостояния страны, улучшения качества жизни и т. д. (Италия, Великобритания, Скандинавские страны, США, КНР, Япония);
- отсутствие ежегодного или единого плана для всех вузов (Франция, КНР), распределение по проектным группам, а также введение индивидуальных программ;
- преобразование дизайн-школ за счёт внесения проектной культуры, позволяющей осуществлять межпредметный синтез, создавать условия для воспитания всесторонне развитой личности (Великобритания, Япония, Германия);
- интеграция дизайн-образования и экономики региона, развитые связи с социальными партнёрами;
- раннее обнаружение дизайнерских умений, развитие творческого отношения к учебе и работе (Германия, Великобритания); создание вертикали дизайн-образования, начиная с детских садов и на протяжении всей жизни (система повышения квалификации, организация стажировок), т.е. создание практических условий для организации непрерывного образования;
- регулирование приёма в дизайнерские вузы в соответствии с потребностями страны, как результат прогностических исследований (Франция, Скандинавские страны Великобритания) [5].
Таким образом, в зарубежной образовательной практике накопился богатый опыт организации дизайн-образования. Нам представляется особо актуальным направление, связанное с интеграцией дизайн-образования с экономикой региона, в том числе с туристическим кластером. Это направление достаточно перспективно для таких республик, как КЧР, в которой наиболее сильны традиции в сфере народных ремёсел, туризма. Усиление практических аспектов дизайн-образования в регионе, определение общих целей и задач с экономикой региона, упрочение связей дизайн- образования с туристическим кластером, может дать ощутимый эффект в процессе процветания региона.
1. Ларина О.В. Активизация художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий. Труды Нижегородского государственного технического университета. 2016; 1 (98): 292 - 300.
2. Королева Л.Ю. Творческое развитие в истории дизайн-образования. Педагогика искусства. 2015; 1: 220 - 227.
3. Дижур А.А. Начало Баухауза. К 70-летию основания школы. Техническая эстетика. 1989; 12: 24 - 29.
4. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. Москва, 2007.
5. Бобряшова О.В., Мосиенко Л.В. Компаративный анализ российского и зарубежного опыта развития дизайн-образования. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014; 2 (163).
References
1. Larina O.V. Aktivizaciya hudozhestvenno-proektnoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2016; 1 (98): 292 - 300.
2. Koroleva L.Yu. Tvorcheskoe razvitie v istorii dizajn-obrazovaniya. Pedagogika iskusstva. 2015; 1: 220 - 227.
3. Dizhur A.A. Nachalo Bauhauza. K 70-letiyu osnovaniya shkoly. Tehnicheskaya 'estetika. 1989; 12: 24 - 29.
4. Koveshnikova N.A. Dizajn: istoriya i teoriya: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.
5. Bobryashova O.V., Mosienko L.V. Komparativnyj analiz rossijskogo i zarubezhnogo opyta razvitiya dizajn-obrazovaniya. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 2 (163).
Статья поступила в редакцию 23.11.16
УДК 371
Filippov V.I., senior teacher, Academy of Public Administration MO (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF MODEL OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON EDUCATIONAL ROBOTICS IN PRIMARY SCHOOL. The paper describes experimental activities carried out during the 2015-2016 academic year on the basis of MBOU "Gymnasium № 11" in Balashikha related to the model implies in primary school, and achieved during the results. The author concludes that the method of teaching modules of the course "Robotics step-by-step" allows you to monitor the development of universal educational actions of pupils in the process of studying the discipline; the selection criteria of basic universal educational actions in the performance of tasks in the modules of the course "Robotics step by step" is a flexible tools for assessment of the degree of development of the OOD; an integrated learning system designing and programming robotic systems is an effective means of development of universal educational actions. The experiment described in the article confirmes the effectiveness of the methods of teaching robotics.
Key words: extracurricular activities, educational robotics, metasubject results, personal result.
В.И. Филиппов, ст. преп., ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва, E-mail: [email protected]