Научная статья на тему 'Современные тенденции подготовки бакалавров дизайна (анализ зарубежного опыта)'

Современные тенденции подготовки бакалавров дизайна (анализ зарубежного опыта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Е.Н., Ковешников П.А.

В условиях интеграции российской системы дизайнерского образования в мировое образовательное про- странство закономерен интерес к зарубежному опыту в этой области. В настоящей статье рассмотрены общемировые тенденции подготовки бакалавров дизайна, особенно те из них, которые демонстрируют наи- более интересные примеры разработки плодотворных идей, концепций и экспериментов в области профес- сионального образования в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

In the conditions of integration of the Russian system of design education into world educational space interest to foreign experience in this area is natural. In the present article universal tendencies of training of bachelors of design, especially those from them which show the most interesting examples of development of fruitful ideas, concepts and experiments in the fi eld of professional education in the fi eld of design are considered.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции подготовки бакалавров дизайна (анализ зарубежного опыта)»

35. Lotte D.S. How to use this terminology. Principles and methods. M., 1968.

36. Lotte D.S. Fundamentals of building scientific and technical terminology. Questions of theory and methodology. M., 1961.

37. Lotte D.S. Ocherednye tasks technical terminology // Math. USSR Academy of Sciences. Ser. 7. Div of obschestv.nauk. L., 1931.

38. Lotte D.S. Uporyadochenie technical terminology // VA Tatarinov. M., 1994.

39. Moiseev A.I. On the linguistic nature of the term // Linguistic problems of scientific and technical terminology. M., 1970.

40. Niktina S.E. Semantic analysis of the language of science. M., 1987.

41. PavlovM.G. English terminology of computer technology: Author. dis. candidate philology sciences. M., 1996.

42. Pekarskaya L.A. Realizatsiya requirements for an «ideal» term in the functioning of the speech terminology // term and the word. Interuniversity collection. Gorky, 1981.

43. ReformatA.A. Introduction to Linguistics: A Textbook for philological faculty of Yerevan. Fourth edition, revised and additions. M., 1967.

44. ReformatA.A. What is the term and terminology? // Terminology: Materials ofAll-Union meeting of terminology. M., 1961.

45. Stolyarov Y.N. Explore deeper terminology. Bibliography 1992; 2: 151-152.

46. Tabanakova V.D. The notion of scientific and technical terms and the requirements for its definition // term and the word. Interuniversity collection. Gorky, 1982.

47. Tatarinov V.A. Domestic history of terminology: Essay and reader. M., 1994.

48. Tolikina E.N. Some linguistic problems of the study term // Linguistic problems of scientific and technical terminology. M., 1970.

49. Trubachyov O.N. Handicraft terminology in Slavic languages. M., 1966.

50. FlorenskyP.A. The term // Tatarinova VA Domestic history of terminology. Classics of terminology: Essay and reader. M., 1994. T. 1.

51. Chebotnikova T.A. The ambiguity of the term and the context // Term and the word. Gorky, 1982.

52. FasmerM. Etymological dictionary of the Russian language. 1st ed. T. 1-4. M., 1964-1973.

УДК 378

Е.Н. КОВЕШНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

дизайна Госуниверситета-УНПК

E-mail: design_97@mail.ru

П. А. КОВЕШНИКОВ

аспирант Госуниверситета-УНПК

E-mail: design_97@mail.ru

UDC378

E.N. KO VESHNIKO VA

doctor of pedagogics, professor, head of the department

design, State University-UNPK E-mail: design_97@mail.ru P.A. KOVESHNIKOV graduate student, State University-UNPK E-mail: design_97@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА) CURRENT TRENDS OF TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN (ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE)

В условиях интеграции российской системы дизайнерского образования в мировое образовательное пространство закономерен интерес к зарубежному опыту в этой области. В настоящей статье рассмотрены общемировые тенденции подготовки бакалавров дизайна, особенно те из них, которые демонстрируют наиболее интересные примеры разработки плодотворных идей, концепций и экспериментов в области профессионального образования в области дизайна.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров дизайна, зарубежный опыт.

In the conditions of integration of the Russian system of design education into world educational space interest to foreign experience in this area is natural. In the present article universal tendencies of training of bachelors of design, especially those from them which show the most interesting examples of development of fruitful ideas, concepts and experiments in the field ofprofessional education in the field of design are considered.

Keywords: vocational training of bachelors of design, foreign experience.

В условиях интеграции российской системы дизайн-образования в европейское и мировое образовательное пространство закономерным становится интерес к зарубежному опыту профессиональной подготовки дизайнеров. В настоящей статье авторы не

ставят перед собой задачу проанализировать все существующие на сегодняшний день национальные модели дизайнерских школ. Нами будут рассмотрены лишь те из них, которые, на наш взгляд, демонстрируют наиболее интересные примеры разработки плодотворных

© Е.Н. Ковешникова, П.А. Ковешников © E.N. Koveshnikova, P.A. Koveshnikov

идей, концепций и экспериментов в области профессионального образования в области дизайна.

Великобритания - страна с самой долгой историей дизайнерского образования. Британские учебные заведения традиционно занимают самые высокие места в мировых рейтингах вузов, осуществляющих профессиональную подготовку дизайнеров. Многопрофильная подготовка специалистов-дизайнеров осуществляется в крупнейших университетах страны: Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне, Королевском Лестерском колледже искусств, Кингстонском художественном училище и других учебных заведениях. В 1992 году, в результате реформы системы образования, многие политехнические институты и колледжи Великобритании получили статус университетов, что увеличило количество центров по подготовке будущих бакалавров дизайна.

Активный процесс обсуждения методики подготовки дизайнеров начался в Великобритании во второй половине XX века, когда промышленность страны находилась на стадии подъема. Этот период можно назвать периодом осмысления собственного опыта и изучением наработанного к этому времени зарубежного. В это время специально созданные правительственные комиссии пришли к выводу, что квалификация дизайнеров-исполнителей достаточно высока, но возникает необходимость научить их думать по-новому, нестандартно. Перед педагогами закономерно встал вопрос о необходимости обучения будущих дизайнеров методам самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Во главу угла в обучении будущих бакалавров дизайна (First Degree Study) ставятся наиболее актуальные на современном рынке труда знания и навыки, что позволяет выпускникам быть достаточно востребованными. Обучение направлено на овладение будущими специалистами всех аспектов деятельности художника и исследователя, включающих различные подходы: (рациональные, умозрительные, творческие), а также навыков коммуникации, для усвоения опыта работы в коллективе через общение с практикующими дизайнерами.

Одним из приоритетных направлений в области студенческой научно-творческой деятельности является городская среда, ее гармонизация с использованием различных видов искусств. Проблемы проектирования городской среды и предметов, ее наполняющих, служат богатой почвой для самостоятельной научной и художественно-проектной деятельности будущих бакалавров дизайна. Курс обучения строится на основе современных технологий проектирования предметно-пространственной среды. Студенты получают знания и навыки по архитектуре, эргономике, компьютерному проектированию. Состав проекта по организации среды включает разработанную концепцию, выбор материалов и предметов наполнения пространства, установку освещения. Значительное место отведено исследованиям настроения и поведения человека в различном средовом окружении. Способность анализиро-

вать и прогнозировать основные тенденции развития общества, его запросов и - как следствие - возможное изменение средового окружения человека считается одной из наиболее значимых в профессиональном плане для дизайнера. По мнению британских педагогов, именно эта способность обеспечивает востребованность выпускников дизайнерских вузов на рынке труда.

Дизайн-образование в США характеризуется разнообразными учебными программами, курсами и дисциплинами. В США многие университеты предоставляют одну или несколько четырехгодичных программ для получения степени бакалавра в области науки и искусства (ВА или BS) и программы подготовки на степень магистра или доктора (PhD).

Йельский университет является одним из самых престижных высших учебных заведений США, где обучается деловая элита не только Америки, но и всего мира. В состав Йельского университета входит колледж, где обучение ведут на уровне бакалавриата, высшая школа искусств и наук, а также десять профессиональных школ. Интересен своим опытом работы Центр творческих исследований в Детройте, основанный в 1906 году как «Общество искусств и ремесел». Профессию специалиста-дизайнера можно получить и во многих специализированных учебных заведениях, таких как «Центр искусств» в Пасадене. Колледжи, как правило, предлагают получить степень «бакалавр» по следующим: специальностям: анимация и цифровые медиа (кино, компьютерные игры, интегральные медиа); коммуникативный дизайн (реклама, графический дизайн); ремесла (керамика, стекло, металл и т.д.); изящное искусство (живопись, графика, скульптура); иллюстрация; промышленный дизайн (мебель, предметный дизайн, транспорт); интерьер и фотография.

Во всех этих учебных заведениях основное внимание уделяется развитию и совершенствованию прикладных дизайнерских навыков (рисунку, композиции, формообразованию) с использованием новейших технологий, делается акцент на знаниях и навыках, востребованных на рынке труда. Промышленные компании подчас являются спонсорами студенческих проектов. На качество обучения влияют различные факторы: использование в обучении возможностей высоких технологий, приобретение второй академической степени (Joint Degree) в различных областях, прохождение стажировки в компаниях других стран с целью приобретения международного опыта работы, прослушивание обзорных лекций, которые читают представители крупнейших мировых дизайнерских компаний. Вся информация преподносится через призму современных мировых тенденций развития дизайна.

Первые два года будущие бакалавры дизайна изучают широкий спектр дисциплин, затем определяют профилирующую область знания. Некоторые учебные заведения требуют от студентов обязательного прохождения курсов, скажем, по искусству или другим наукам. Такие курсы являются дополнительными к основным предметам по избранной специальности. После двух лет обучения выбирают главную область изучения - бу-

дущую специальность (major), помимо нее студент может овладеть смежной специальностью (minor).

С 1990 года в США работает программа подготовки докторов наук по дизайну, что позволяет говорить о сложившейся американской школе дизайна и накопленном богатом опыте, как теоретическом, так и практическом, представляющем интерес для исследователей.

В целях координации и совершенствования образовательных программ при Институте графических искусств и Обществе промышленных дизайнеров в США работают комитеты, занимающиеся обобщением опыта и совершенствованием программ обучения дизайну. Комитетами были определены общие требования для программ обучения, например, графическому дизайну: история дизайна и критика дизайнерских проектов; основы коммуникации (образ, символ, знак); технические дисциплины (типографика, печать); компьютерная графика и компьютерное проектирование.

Если говорить о методике подготовки студентов, то в американских школах дизайна отсутствует единая программа обучения, но во всех школах преобладает практическая направленность и ориентация на быстрый успех. Студенты выполняют конкретные проекты для различных фирм, на практике сталкиваясь со всевозможными противоречиями: ограниченный бюджет, требования рынка, сжатые сроки разработки и исполнения проекта. Программа обучения построена таким образом, что один из трех семестров студенты посвящают стажировке в дизайнерской фирме или корпорации. Несмотря на разность предоставляемых программ, все они объединены одной целью - практической подготовкой будущих специалистов-дизайнеров к работе в жесткой конкурентной среде.

Богатый опыт подготовки бакалавров дизайна накоплен в Италии. Обратимся к истории. В Италии становление системы дизайнерского образования относится к 40-50-м годам XX столетия. После окончания Второй мировой войны появляется возможность для развития малых и средних промышленных предприятий на основе новых мировых технологий. Такие предприятия, как «Оливетти», «Пьяджо», «ФИАТ» перестраивают технологический процесс на выпуск предметов повседневного спроса. Более мелкие предприятия получают большое количество заказов на благоустройство жилья и среды. Активное строительство вызвало спрос на изготовление предметов быта, что привело к появлению небольших мебельных фабрик с переходом, в дальнейшем, на серийное производство. Именно в это время появилась тенденция сближения обучения с практическими потребностями и создания в вузах экспериментальных центров, определяющих основные положения методологии дизайна.

Итальянские дизайнеры творчески переосмыслили многие идеи Ле Корбюзье, М. Брейера, Немецкого Баухауза, что нашло свое выражение в эклектичных, а затем и радикальных тенденциях и направлениях. Однако в 1970-е годы государственные школы дизайна прекратили свое существования из-за слишком разных взглядов на методы обучения. В 80-е годы XX столетия

итальянская школа дизайна определяет новые тенденции: «авангард», «трансформ», «интерактив», «минимализм». Кроме этих творческих исканий, появляются предметы быта определенного стиля. Наиболее популярным становится стиль «контемпорари», основными характеристиками которого являются функциональность, доступность и удобство. В основу серийной мебели этого стиля была положена модульная структура с богатым спектром отделочных материалов.

Существование различных тенденций и направлений в практике итальянского дизайна значительно повлияло на выбор методик обучения. Методика подготовки специалистов-дизайнеров в каждом из центров отличалась своеобразными теоретическими и методическими принципами. Но основным моментом всех школ и направлений оставалась методика проектирования, в которой существенная роль отводилась предпроект-ным исследованиям. Возможно, здесь прослеживалось влияние Ульмской школы (Высшая школа проектирования, ФРГ, 1952 - 1968 гг.). Характерной чертой методики преподавания итальянской школы дизайна является огромное влияние личности преподавателя на концепцию дизайна («радикальный дизайн», «проектирование без методов» и т. д.), а значит, и целевую установку обучения. Поэтому, наверное, итальянский дизайн дал мировой дизайнерской школе богатый опыт педагогических экспериментов в области проектирования. Здесь можно найти примеры гуманизации профессионального образования - это свобода творчества, основанная на высоком профессионализме, эксперименте и реализме дизайнерского проектирования.

В процессе образования участвуют не только итальянские дизайнеры (А. Штейнер, Э. Мари, Б. Ноорда и др.), но и руководители крупнейших итальянских промышленных фирм, где студенты имеют возможность проходить практику. Характерная особенность европейского обучения - четкая специализация по основным направлениям и трехмесячная стажировка в форме дипломного проекта практикуется и в вузах Италии. Принимающая компания ставит перед студентом-стажером определенную деловую задачу, для выполнения которой необходимы конкретные решения. Проект может выполняться индивидуально или в группе, все зависит от масштабности поставленной задачи. Преподаватель вуза курирует каждого студента. Если работа качественная и имеет применение в практике, то компания выплачивает учебному заведению стоимость выполненного проекта. Успешные и творческие проекты являются для студентов заявкой на возможность полноценно и плодотворно трудиться в этой компании после получения диплома.

В систему высшего образования Германии включены вузы разных типов: университеты, высшие педагогические учебные заведения и школы искусств. Вступительных экзаменов во многих университетах нет, исключением являются лишь творческие специальности, к которым относится и дизайн. Сроки обучения начального этапа не ограничены, они зависят только от самостоятельной активности студентов, их успеваемо-

сти и успешной сдачи экзаменов по изучаемым дисциплинам. В курсе обучения студенты проходят практику на немецких предприятиях с возможностью дальнейшего трудоустройства. Вузы Германии, как и многие европейские образовательные учреждения, предоставляют международные курсы последипломного образования для выпускников вузов всех специальностей, где обучающиеся получают дополнительную квалификацию.

В 1994 году в Дессау был основан фонд Баухауза. Он функционирует как научно-исследовательский центр по изучению тенденций модернизма в архитектуре и дизайне. Продолжая традиции Баухауза, особое внимание эта организация уделяет социальным аспектам градостроительства. Приоритетные направления деятельности фонда: развитие современных городов, вопросы глобализации, сохранение культурных ценностей и охрана памятников, тенденции развития современных технологий. В системе обучения архитекторов и художников-дизайнеров акцент делается на разработку новых форм экспериментального дизайна, соответствующих требованиям современности. Работа фонда организована по следующим направлениям: «Коллекция» (исследование наследия Баухауза), «Мастерская» (выполнение социальных заказов) и «Академия» (высшее учебное заведение с независимым статусом). При этом каждое подразделение выполняет определенные функции и проводит самостоятельные исследования. Основной акцент в обучении направлен на благоустройство городской среды на основе результатов исследовательской работы.

В 1999 году был открыт Международный колледж Баухауз, в котором основное внимание в процессе обучения сконцентрировано на методике исследований. Эта методика дизайн-исследовании позволяет значительно расширить возможности профессии дизайнера. Особое внимание в курсе обучения обращается на объединение научных исследований и экспериментов в области дизайна. Итоги исследований являются основой для разработки и реализации как национальных, так и международных проектов. Заслуживает внимания, например, экспериментальная разработка новых направлений в области проектирования городских площадей, с целью преобразования городского пространства, проекты автомобильных стоянок. Приоритетными направлениями для исследований являются история градостроительства, искусство и дизайн, роль дизайна в культурном наследии разных стран. Фондом накоплен большой опыт социальных исследований по проектированию жилья для малоимущих слоев населения, модульных жилых ячеек с возможностью их мобильной сборки в экстремальных условиях и т.д. Студенты прослушивают курс «Архитектурная социология», направленный на изучение прогнозов экономического, социального и культурного развития передовых стран мира.

В 1984 году во Франкфурте на Майне был создан уникальный музей немецкой архитектуры (ДАМ), в котором в макетах (в натуральную величину) представлены единственные в своем роде образцы проекти-

рования (лучший дом, единственный дом и т.п.). В этот дом можно войти и проанализировать особенности проектирования как экстерьера, так и интерьера. Студенты на примере созданных образцов постигают профессиональные особенности своей будущей деятельности. Но не только познавательную цель ставят перед собой сотрудники музея, проводя различные по тематикам выставки, показы и симпозиумы, их научная работа направлена на исследование путей и перспектив развития архитектуры и дизайна.

Говоря о зарубежных дизайнерских школах в целом, отметим, что большинство из них предлагают стандартные ВА (степень бакалавра) и МА (степень магистра) программы, а некоторые из них - PhD (кандидатскую степень). Учеба начинается с подготовительного года, в течение которого студенты получают базовые знания в области художественной формы и техники, посещают выставки. Обучение базируется на самостоятельности и ответственности студентов (к чему не всегда готовы участники образовательного процесса в нашей стране). Первый этап вступительных испытаний начинается с просмотра портфолио. Главным критерием для зачисления является самостоятельность работ и оригинальность мышления, концептуальность рисунка, визуальный анализ массовой культуры, владение фото и видео, оцениваются коллажи, фотомонтажи и проекты из области фантастики, позволяющие судить о полете творческого воображения. Студенты, прошедшие конкурсный отбор, допускаются к трехдневному экзамену по творческому заданию. Все абитуриенты выполняют задания в одной аудитории, преподаватели, наблюдая за этим процессом, делают выводы о профессиональных навыках и способностях будущих студентов. На втором этапе абитуриенты пишут мотивационные изложения выполненных работ. На третий день происходит собеседование с теми, кто своеобразно и интересно проявил себя на творческом экзамене.

Особенностью европейских образовательных программ в области дизайна является объединение студентов разных лет обучения для работы над общим проектом. Такая методика дает им возможность набираться опыта работы в коллективе и критически оценивать свои знания в сравнении с другими. Длительность обучения зависит только от уровня познавательных способностей каждого студента для усвоения материалов курса. Важным для студентов становится участие в выставках и конкурсах, с целью успеть как можно раньше заявить о себе как о перспективном молодом специалисте, которому необходимы лишь контакты и среда для творческого воплощения своих замыслов.

Система образования, основанная на ответственности и самостоятельности студентов, конечно же, предлагает им самим определять программу и сроки обучения. В курсе лекций даются основные понятия и направления деятельности, далее все зависит от самостоятельного изучения того или иного материала. Обязательным условием является посещение класса выбранного преподавателя один раз в неделю, где собираются студенты всех курсов. Университеты, куда

входят специальности с архитектурным и дизайнерским уклоном, отличаются более строгим расписанием и требованиями. В школах такого профиля значительно расширен список обязательных предметов. Кроме того, студентам предлагается освоить и смежные специальности. Список предлагаемых дисциплин достаточно широк и разнообразен: современное искусство и литература, видео и кино, инсталляции и т. д. Заканчивается подготовительный год сдачей экзаменов. Со второго года обучения студенты занимаются в классах различных преподавателей. Есть и свободные классы, которые организуют сами студенты. Интерес у обучающихся вызывают мастер-классы, которые проводят приглашенные дизайнеры и, конечно же, посещение выставок. Промежуточные и выпускные выставки проектов проходят с участием кураторов, дизайнеров, арт-критиков, то есть известных специалистов. Выпускные экзамены сдаются в конце четвертого года обучения с получением степени «бакалавр». Пятый год обучения в качестве магистра проходят лишь лучшие студенты, которых ре-

комендуют преподаватели.

В заключение добавим, что профессиональная деятельность специалиста-дизайнера в современном мире считается не ремеслом, а интеллектуальным процессом, в основе которого тесно переплеты теоретические дисциплины, исследовательская деятельность и практические навыки. Студенты овладевают умением не только говорить о проектах, но и письменно излагать свое мнение в теоретических исследованиях с цитатами, ссылками к источникам и самостоятельными выводами. Исследовательская работа должна затрагивать важные общественно-эстетические проблемы с последующим творческим решением этих проблем. Причем изложение теоретической части должно соответствовать нормам языка современной теории. Владение методами научно-творческих исследований становится обязательным элементом современного профессионального образования будущих специалистов-дизайнеров. Качество и уровень образования складываются и определяются самостоятельной научно-творческой деятельностью.

Библиографический список (References)

1. Association of Independent Colleges of Art and Design. - URL: http://www.aicad.org/

2. Cumulus, the International Association of Universities and Colleges of Art, Design and Media. - URL: http://www. cumulusassociation.org/

3. National Association of Schools of Art and Design. - URL: http://nasad.arts-accredit.org

УДК 316.776.33 UDC 316.776.33

К.С. КУЧМИСТОВ K.S. KUCHMISTOV

аспирант кафедры психологии Волгоградского государ- graduate student, department of psychology, Volgograd

ственного университета state university

Е-mail:AnAn69@yandex.ru E-mail:AnAn69@yandex.ru

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

MANIPULATIVE INFLUENCE FROM DESTRUCTIVE CULTS

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных культах является отношение к вербуемому не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются цели манипулятора. Весьма актуальным представляется проведение комплексного исследования с целью выявления влияния личностных черт на предрасположенность к манипу-лятивному воздействию со стороны деструктивных культов.

Ключевые слова: манипулятивное воздействие, деструктивные культы, предрасположенность к воздействию.

A distinctive feature of psychological manipulation in destructive cults is relevant to вербуемому not as an individual, with your self-worth, and as to the specific means through which that can be achieved, the goal of the manipulator. Very urgent necessity to conduct a comprehensive study to identify the impact ofpersonality traits on the predisposition to манипулятивному influence of destructive cults.

Keywords: manipulative influence of destructive cults, predisposition to the action.

© К.С. Кучмистов © K.S. Kuchmistov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.