Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ORTHODOX ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS / MUSLIM ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS / ETHNOPEDAGOGY / ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION OF MODERN BELIEVING YOUNG PEOPLE / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркарян Вера Юрьевна

Основу настоящего исследования составляет рассмотрение этнопедагогических традиций физического воспитания современной молодежи. Особенное внимание уделяется православным и мусульманским традициям в этой сфере, поскольку они составляют особый пласт духовно-нравственного развития современных религиозно ориентированных молодых людей. Выявляется сущность и специфика таких традиций, а также содержание физического воспитания относительно православного и мусульманского вероисповедания личности. Определяются общие и особенные аспекты этих двух групп этнопедагогических традиций, на основе чего делается комплексный вывод в заключительной части настоящей исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPECIAL IN ORTHODOX AND MUSLIM ETHNOPEDAGOLOGICAL TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

The basis of this study is the study of ethnopedagogical traditions of physical education of modern youth. Particular attention is paid to Orthodox and Muslim traditions in this area, since they constitute a special layer of spiritual and moral development of modern oriented young people. The essence and specificity of such traditions, as well as the content of physical education in relation to the Orthodox and Muslim faiths, are revealed. The general and special aspects of these two groups of ethnopedagogical traditions are determined, on the basis of which a comprehensive conclusion is made in the final part of this research work.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

значимости и ценности культуры и искусства, воспитать новое эстетически-чувственное поколение. В связи с этим важным остается решение насущных образовательно-воспитательных и организационно-управленческих проблем в данной сфере, поиск новых механизмов для осуществления педагогической деятельности и формировании новой системы образования согласно социальному заказу.

Литература:

1. Алексеева, Л.Л. Народное творчество в современном художественном образовании / Л.Л. Алексеева // Гуманитарное пространство. - 2019. - № 8.

2. Бедина, А.Ф. Классические традиции в современном художественном образовании / А.Ф. Бедина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - № 2.

3. Ермолинская, Е.А. Современные концепции художественного образования / Е.А. Ермолинская // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 4 - 5 (13).

4. Мастера искусства об искусстве. - Т. 5 - 1. - М.: Искусство, 1969. - С. 103.

5. Медведев, Л.Г., Маврин, С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования / Л.Г. Медведев, С.А. Маврин // Вестник Омского государственного педагогического университета. - Гуманитарные исследования. 2018. - № 4 (21).

6. Серегин, Н.В. Художественное образование в современном мире / Н.В. Серегин // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2018. - № 1 (2).

7. Шуплецова, Е.Ж., Гончаров, С.З. Современное художественное образование: феномен сокровенного / Е.Ж. Шуплецова, С.З. Гончаров // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 2.

Педагогика

УДК 371

аспирант Маркарян Вера Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Основу настоящего исследования составляет рассмотрение этнопедагогических традиций физического воспитания современной молодежи. Особенное внимание уделяется православным и мусульманским традициям в этой сфере, поскольку они составляют особый пласт духовно-нравственного развития современных религиозно ориентированных молодых людей. Выявляется сущность и специфика таких традиций, а также содержание физического воспитания относительно православного и мусульманского вероисповедания личности. Определяются общие и особенные аспекты этих двух групп этнопедагогических традиций, на основе чего делается комплексный вывод в заключительной части настоящей исследовательской работы.

Ключевые слова: православные этнопедагогические традиции, мусульманские этнопедагогические традиции, этнопедагогика, этнопедагогические традиции физического воспитания, физическое воспитание современных верующих молодых людей, современная педагогическая наука.

Annotation. The basis of this study is the study of ethnopedagogical traditions of physical education of modern youth. Particular attention is paid to Orthodox and Muslim traditions in this area, since they constitute a special layer of spiritual and moral development of modern oriented young people. The essence and specificity of such traditions, as well as the content of physical education in relation to the Orthodox and Muslim faiths, are revealed. The general and special aspects of these two groups of ethnopedagogical traditions are determined, on the basis of which a comprehensive conclusion is made in the final part of this research work.

Keywords: Orthodox ethnopedagogical traditions, Muslim ethnopedagogical traditions, ethnopedagogy, ethnopedagogical traditions of physical education, physical education of modern believing young people, modern pedagogical science.

Введение. Во все времена функционирования социума и социальной активности людей существовали факторы, обеспечивающие незримую, но тесную связь членов общества. Она поддерживала их стремления к развитию, но в то же время обращала внимание на необходимость изучения и освоения опыта предшественников в каком-либо вопросе или сфере. Она же в итоге сформировала ряд принципов, направленных на регулирование взаимоотношений между всеми субъектами социокультурного пространства целого государства. Речь идет о традициях, исследование которых послужило отправной точкой настоящего исследования этнопедагогических аспектов физического воспитания современных молодых людей. Особенное внимание здесь хотелось бы уделить рассмотрению религиозных традиций в области физического воспитания, поскольку они лежат в основе развития и всех остальных этнопедагогических традиций.

Религиозные каноны, внедряемые в повседневную жизнь в различных ее проявлениях, независимо от направления (мусульманство или православие), позволяют открыть новый потенциал религии, осветить ее результативную сторону. В настоящем случае хотелось бы обратить внимание именно на сторону физического воспитания и оздоровления молодежи, поскольку это - одна из передовых проблем современности. На сегодняшний день считается, что подрастающее поколение достаточно нездорово с физической точки зрения: большая часть обладает низкой степенью физического воспитания, что сказывается и на всех остальных сферах жизни. В связи с этим справедливо с нашей стороны говорить о возникшей необходимости в поиске новых путей укрепления здоровья молодежи в условиях учебного заведения (высшего или среднего профессионального) как светского, так и религиозного направления. Такая необходимость, по нашему мнению, подчеркивает важность исследования не только путем массового оздоровления новыми образовательно-воспитательными средствами, но и путем внедрения в практику физического воспитания православных и мусульманских этнопедагогических традиций. Это позволит нам

рассмотреть все стороны религиозного влияния на данную сферу и очертить ряд существующих на сегодняшний день наиболее актуальных вопросов.

Изложение основного материала статьи. Физическое воспитание - одна из ключевых областей развития современного человека. Подход к организации такого воспитания как в рамках школьного, так и высшего образования часто претерпевал значительные изменения. Однако всегда педагогами и воспитателями преследовались одинаковые цели:

- воспитание у человека культуры здоровья и привычек, соответствующих здоровому образу жизни;

- развитие его физических и спортивных возможностей, основ физической культуры;

- интеллектуальное и мыслительно-познавательное развитие, поддержание его на высоком уровне;

- морально-нравственное и духовно-нравственное воспитание личности, поддержка его положительных инициатив и неодобрение негативных, подготовка таким образом человека к сосуществованию с иными членами общества в гармонии;

- психологическая поддержка человека, формирование у него стойкого и стабильного эмоционального отклика на внешние раздражители, поддержание его в состоянии спокойствия и благоразумности, психологического здоровья.

Как можно заметить, физическое воспитание никогда не сводилось исключительно к физической активности и спортивным достижениям. Педагоги в этой сфере преследуют цель комплексного развития личности молодого человека, не исключая ментального, духовного и интеллектуального становления. Важно понимать, что, несмотря на новую реальность, которая привнесла во все сферы жизнедеятельности современного человека технические и социально-культурные средства и инновации, целевые установки физического воспитания остались прежними, хотя и адаптировались к нововведениям.

З.Г. Нигматов и Р.А. Мифтахов, занимаясь рассмотрением темы этнопедагогических традиций и их влияния на физическое воспитание детей и молодежи, в ходе собственной научной деятельности выявили, что именно такие традиции - эффективнейшие средства воспитания в данной области. Причем они играют немаловажную роль и для модернизации образования в целом, что сегодня представляет собой определенный кластер актуальных образовательно-воспитательных проблем педагогической науки [4; 5]. Этнопедагогические традиции должны стать базисом, опираясь на который, большое количество молодых людей обратится к регулярным занятиям физической культурой и ответственнее отнесется к собственному оздоровлению (как физическому, так и психологическому). Обращение к народным традициям, их ценностная оценка и ценностное отношение к ним - залог положительного и эффективного прогресса личности, гражданина, субъекта социума, творческой единицы [5].

В отечественной педагогической науке под этнопедагогическими основаниями (традициями) физического воспитания подразумевается система воспитательных методов и средств, которые свойственны конкретной этнической группе, обладают национальной окраской и спецификой и включены в комплекс физического воспитания личности [1]. Перед рассмотрением православных и мусульманских этнопедагогических традиций, нам хотелось бы обратить внимание на следующее.

Территория России крайне велика и вмещает множество этносов и народов с давних времен. Соответственно, религиозные конфессии на протяжении всего времени существования государства были примерно одинаковы. В связи с этим можно судить о том, что некоторые традиции, присущие, на первый взгляд, одному конкретному этносу, могут проявляться и в культуре другого, живущего рядом, что объединяет некоторые этнопедагогические традиции в общегосударственную группу. По нашему мнению, перед началом рассмотрения конкретных общих и особенных специфических содержаний православных и мусульманских этнопедагогических традиций, важно обратиться к краткому рассмотрению таких традиций в общегосударственном ключе.

Важной частью физического воспитания с этнопедагогической точки зрения являются народные игры, которые отражают не только специфику быта и жизнеустройства той или иной группы населения, но и исторические, национальные, образовательно-воспитательные особенности. Они наполнены глубоким смыслом и посылом, расширяют кругозор и формируют мировоззрение, задействуют механизмы памяти и познавания, активизируют самостоятельность и стимулируют к состязательности, мотивации и физическому, психологическому, духовному развитию. Такие игры во все времена как бы готовили подрастающее поколение к взрослой и самостоятельной жизни, поскольку в их составе всегда прослеживается элемент самостоятельного принятия решений и самоосознанности [6].

Воспитательный потенциал таких игр также достаточно обширен: они влияют на отношение молодых людей не только к традициям, прошлому и культуре прошлого, но и формируют устойчивую систему духовных и нравственных ценностей в совокупности с физической культурой. Физическое воспитание предполагает и элемент творчества, который также находит свое обязательное применение в традиционных национальных играх. В ходе игр воспитываются сила, выносливость, скорость, гибкость и ловкость, которые позволяют молодом человеку не только превосходить других людей по части физических возможностей, но и развивать гибкость ума, эмпатию, толерантность, сострадание и милосердие. Современным педагогам важно четко понимать, что грань между физическим и духовным воплощением человека не то что тонка, но и вовсе размыта, поскольку без одного не может быть другого [1].

Говоря о духовном воплощении человека, нельзя не обратиться к религиозной составляющей. Нами были выбраны два основных религиозных течения, оказавших колоссальное влияние на развитие всех народов мира, - православие и мусульманство. Помимо общемирового национального и культурного влияния, они оказали немаловажное значение и на развитие этнопедагогики, за счет чего обрели этнопедагогические традиции в области физического воспитания молодых людей.

Православие. М.А. Гончаров, занимающийся исследованием историей и влиянием православия на педагогику и образовательно-воспитательную деятельность в России, отмечает, что сущность православия, его ключевая мораль стоит на выполнении человеком некоторых норм. Их выполнение на практике сулит возникновение у человека некой мотивации к самосовершенствованию (во всех сферах жизнедеятельности) [2].

Мотивация состоит, в первую очередь, в религиозном страхе перед Господом и Его гневом. Молодые люди, которые верят в Бога и относят себя к православию, осознают, что несут полную ответственность за каждый поступок и проступок, благодаря чему формируют четкое понимание собственной цели и значимости. Таким образом реализовывается общая мотивация человека к самовоспитанию. Это же касается

и физического самовоспитания. Несмотря на то, что тело человека - лишь сосуд для души, согласно православным канонам, оно все равно требует развития и здоровья. Кроме того, на сегодняшний день существует огромный пласт православных спортивных соревнований и даже видов спорта.

Все это говорит о том, что религия - стержень этнопедагогического формирования личности. Она поддерживает представленное нами ранее утверждение о том, что всецелое воспитание личности невозможно без комплексного воздействия этнопедагогических традиций на психологическую, духовную, интеллектуальную, творческую и физическую составляющие [2]. Православие в этом плане достаточно далеко ушло, поскольку обогащает общий потенциал молодого человека всесторонне и комплексно. Стержневой идеей всей православной веры является проявление любви (и к окружающим, и к Богу, и к себе). Именно любовь к себе и ближним движет молодыми людьми в момент, когда они обращаются к изучению традиций предков и ступают на путь всецелого развития и воспитания, в том числе и физического. Однако важно помнить, что совершенствование души - первостепенная задача человека, исповедующего православие.

Мусульманство. Доктрины этого течения крайне созвучны православным, поскольку направлены на взращивание целостной личности, милосердной, доброй, сильной, справедливой и здоровой [3]. Этнопедагогические традиции мусульман базируются на духовных ценностях и духовно-нравственному формированию человека, реализованному посредством образования и воспитания, которые, согласно мусульманским научным деятелям, неотделимы. Гармония, таким образом, возможна лишь в случае воспитания духовности и физического здоровья в системе, иначе - личность является неполноценной и недостаточно близкой к истинной вере [3].

Особенное внимание здесь хотелось бы уделить физическому воспитанию подрастающего поколения, которое основывается на активной физической «разгрузке» после умственной работы. В мусульманстве считается, что умственная деятельность не должна занимать все время молодого человека, поскольку может стать причиной раннего эмоционального выгорания. Так, в обязательном порядке молодым людям полагается уделять время физическим нагрузкам, направленным на оздоровление и поддержание физической силы, выносливости и ловкости. Этнопедагогические традиции здесь завязаны на таких видах физической деятельности, как бег, активные игры на свежем воздухе, борьбе, фехтовании, прыжках и других. Спортивная активность стимулирует поддержание и здорового образа жизни, который проявляется в виде отказа от определенных продуктов питания, курения, алкоголя и других стимулирующих средств. «Занятия спортом -обязательны и необходимы, они обеспечивают молодых мусульман здоровьем и уверенностью в собственных силах», - по словам некоторых исследователей данного вопроса [3].

Р.А. Мифтахов и З.Г. Нигматов ссылаются в своем исследовании на изречения арабского мусульманского ученого Ибн Сина, который утверждал, что существует три основы здоровья: бидантарбия (физические упражнения, распределенные по уровню сложности), то есть физическая активность, сон и питание [4]. Можно сказать, что именно в таком разделении и заключается понимание мусульманами этнопедагогических традиций физического воспитания молодежи, поскольку они все еще остаются актуальнейшими и крайне распространенными в современном мире. Именно такой образ действия молодого человека иллюстрирует не только обращение его внимания на историю и национальную культуру, но и на собственную сознательную ориентацию, согласно которой здоровый образ жизни - признак крайней степени осознанности.

Итак, кратко рассмотрев православный и мусульманский подходы к физическому воспитанию молодых людей в соответствии с этнопедагогическими традиционными связями, мы можем сделать определенные выводы и наконец очертить спектр общих и особенных характеристик.

Общее (то есть схожее в обоих подходах) заключается в отношении к телу с точки зрения религии. Православные и мусульманские этнопедагогические традиции сходятся в следующих тезисных выводах:

- физическая составляющая несколько оттеняет духовное состояние человека и оказывает влияние на формирование таких важнейших качеств, как чистота, воздержанность, целомудрие, милосердие, сознательность;

- этнопедагогические традиции в отношении физического воспитания должны восприниматься современными молодыми людьми с особенным почитанием и пониманием;

- при выборе механизмов и средств реализации физического воспитания молодых людей важно обращаться к мягким и адекватным ситуации методам, а также принимать во внимание индивидуальные особенности человека.

Специфика мусульманских этнопедагогических традиций физического воспитания современной молодежи состоит в следующем:

- важность приобретают гигиенические правила, нарушение которых недопустимо;

- существует строго определенный ряд пищевых ограничений, который не нарушим ни при каких условиях;

- существует некая типологическая упорядоченность физической активности молодежи, реализованная в уровневом порядке;

- физическая активность должна наступать после активной мыслительной работы, оттеняя ее, дополняя ее эффект, а не замещая ее или, наоборот, не возникая совершенно.

Православные этнопедагогические традиции физического воспитания современной молодежи базируются на следующих тезисах:

- духовно-нравственное развитие значительно превалирует над физическим, поскольку душа стоит во главе всего существования человека;

- физическое воспитание направлено скорее на реализацию трудовой деятельности, а не на прямое поддержание здоровья и физической культуры, что подтверждает вышеуказанное утверждение;

- крепость организма в этом случае определяется и поддерживается скорее национальными традициями (которые также относятся к православным, однако несколько отличаются от них), так же, как жизненный уклад и мировоззрение всего народа.

Выводы. Становление личности молодого человека на сегодняшний день невозможно без комплексного образовательно-воспитательного влияния множества факторов. Это вызвано возникновением общества нового типа, инноваций в различных сферах, изменением самой специфики человеческих взаимоотношений.

Именно поэтому с каждым годом все более актуальным остается вопрос о обращении всеобщего внимания к этнопедагогическим традициям воспитания, в том числе и физического.

Рассмотрев православные и мусульманские традиции физического воспитания молодежи, можно отметить, что, несмотря на существующие сущностные и концептуальные различия подходов, обусловленные во многом национальной принадлежностью представителей этих течений, существует единая идея: физическое, интеллектуальное, творческое и духовное развитие должно реализовываться системно. Без этого невозможно полноценное и гармоничное становление молодого человека, социально активного гражданина, творчески активного субъекта и духовно развитой личности.

Литература:

1. Ашмарин, Б.А., Виноградов, Ю.А., Вяткина, З.Н. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Гончаров, М.А. Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании в России накануне XVIII века (по материалам устного творчества и древнерусских произведений) / М.А. Гончаров // Вестник ПСТГУ. - Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2 (41).

3. Конькина, Е.В., Кротов, Е.В. Роль религиозного знания как духовного компонента этнопедагогики / Е.В. Конькина, Е.В. Кротов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62 - 4.

4. Мифтахов, Р.А., Нигматов, З.Г. Традиции физического воспитания в исламской педагогической мысли / Р.А. Мифтахов, З.Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ. - 2013. - № 1.

5. Нигматов, З.Г., Мифтахов, Р.А. Роль этнопедагогических традиций в модернизации школьного физического воспитания / З.Г. Нигматов, Р.А. Мифтахов // КПЖ. - 2015. - № 4 - 1.

6. Ягодин, В.В. Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен / В.В. Ягодин // Образование и наука. - 2005. - № 5.

Педагогика

УДК 371

профессор кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Михальченко Михаил Степанович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и подробному описанию ключевых образовательных и воспитательных технологий, нашедших свое применение в профессиональной подготовке будущих дизайнеров в рамках высшей школы. Актуализируется дизайн-образование как важнейшее направление современной системы художественного образования. Отмечаются тенденции и приоритеты, существующие в области применения определенных образовательно-воспитательных и педагогических технологий, методик и средств относительно дизайн-образования в вузе. Характеризуется современное состояние такого образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дизайнеров, дизайн-образование, технологии в дизайн-образовании, подготовка дизайнера, художественное образование, педагогические технологии, современная педагогическая наука.

Annotation. The article is devoted to the research and detailed description of the key educational and upbringing technologies that have found their application in the professional training of future designers in the framework of higher education. Design education is being actualized as the most important area of the modern art education system. The tendencies and priorities existing in the field of application of certain educational and educational and pedagogical technologies, methods and means of design education at the university are noted. The current state of such education is characterized.

Keywords: professional training of designers, design education, technologies in design education, training of a designer, art education, pedagogical technologies, modern pedagogical science.

Введение. Современная система художественного образования насчитывает весомое количество различных направлений подготовки, в соответствии с которыми формируется художественно-эстетический и кадровый фонд страны. Дизайн - одна из отраслей художественного образования, которая включает массу различных направлений. Специфика этой деятельности состоит в том, что она в современном понимании базируется на трех составляющих: художественной, конструктивной и функциональной.

Художественная составляющая проявляется в виде эстетически ценного произведения визуального искусства. Причем это произведение не обязательно носит маркетинговый характер, относится к рекламной деятельности или к информационному продукту. Художественность здесь проявляется исключительно в виде самостоятельного произведения искусства, обладающего собственными эстетическими качествами и спецификой.

Конструктивная составляющая предполагает наличие в дизайне элементов конструкторской деятельности по формированию макета, разрабатываемого в ходе дизайн-проектирования объекта. Конструктивизм - одна из важных сторон дизайн-образования, поскольку он входит в состав программ по моделированию и проектированию - обязательных для изучения специалистами художественных направлений подготовки [71.

Функциональная сторона дизайна заключается в прикладной направленности результата дизайн-проектирования. Иными словами, продукт, который получается в ходе профессиональной дизайнерской деятельности, обладает прикладными качествами, которые проявляются виде условной полезности и «применительности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.