Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК 373
РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
З.Г. Нигматов, Р.А. Мифтахов
Аннотация. Целью данной статьи является изучение и анализ причин модернизации школьного физического образования, определение базового уровня предмета «Физическая культура», требований к результатам освоения данного курса, приоритетных целей и задач физического воспитания в современной образовательной организации. Одной из приоритетных проблем в этой деятельности авторы считают создание целостной системы физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых форм и методов, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе этнопедагогических традиций.
Ключевые слова: модернизация, физическая культура, воспитание, тенденция, народная традиция, этнопедагогика.
ROLE ETHN OPEDAGOGICAL TRADITIONS
IN MODERNIZATION OF SCHOOL PHYSICAL EDUCATION
Z.G. Nigmatov, R.A. Miftakhov
Abstract. The purpose of this article is to examine and analyze the causes of the modernization of school physical-education, the definition of the base level of the subject "Physical training" requirements for the results of the development of the course, priority goals and tasks of physical education in modern educational organization. One of the priority issues in this work the authors consider the creation of an integrated system, we have sports and recreation and sports-mass forms and methods conducive to attracting students to the systematic physical training on the basis of ethno-pedagogical traditions.
Keywords, modernization, physical culture, education, the trend of folk tradition, etnopedagogika
Современное общее образование, предполагающее гармонизацию интеллектуальных, духовных и физических сил и способностей учащихся, включает физическую культуру в качестве ее обязательной составляющей. Смена образовательных парадигм в результате социально-экономических преобразований в Российской Федерации привела к переосмыслению роли и функции физической культуры школьников как здоровьесберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала современного общества. Устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности выпускников школ, наряду с потерей четких социально-культурных ориентиров в развитии, определяют необходимость обоснования и обеспечения эффективного формирования физической культуры личности.
Изучение причин модернизации школьного физического воспитания показала, что до определенного времени учащиеся занимались заучиванием готовых образцов движений, овладевали главным образом «спортизированными» навыками и умениями, которые служили конечной целью и критерием эффективности физического развития учащихся. Освоить весь арсенал двигательных действий, которые могут встретиться школьнику, на уроках физической культуры практически невозможно. В соответствии с компе-тентностным подходом школьники должны не заучивать готовые образцы движений, а, творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с це-
лью решения двигательных задач в различных нестандартных ситуациях.
Следующей серьёзной причиной модернизации школьного физического воспитания является то, что за последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений и в опорнодвигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков.
Важнейшей тенденцией модернизации образования по физической культуре определено обеспечение стимулирующей поддержки как особой сферы педагогической деятельности, направленной на становление учащегося как индивидуальности, представляющей процесс совместного определения его интересов, путей достижения желаемых результатов, физического совершенства
[1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образова-
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
ния, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, записано: «Физическая культура» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности» [2].
Сейчас, когда с 1 сентября 2014 года в России началось внедрение норм физической подготовки "Готов к труду и обороне" (ГТО), которые представляют собой программу физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях [3], имеется принципиальная возможность научить школьника самостоятельно осваивать различные модификации двигательных действий. Для этого достаточно внести в систему подготовки раздел «Принципы формирования движений и передвижений». В этой связи необходимо предъявить ряд требований к учащимся общеобразовательной школы.
Учащиеся должны:
знать: правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках; методические приёмы развития своих двигательных качеств, проведения восстановительных процедур, выполнения оздоровительных упражнений - для зрения, осанки, стопы, дыхания и т. д.; правила спортивных и подвижных игр, правила режима дня для учащихся, правила межличностного общения, народные традиции физического развития детей;
уметь: планировать собственные занятия по физической культуре - поставить цель и задачи каждого занятия; выбрать для этого время в своем режиме дня; отобрать необходимые физические упражнения; выполнять доступные (возрасту и
подготовленности) физические упражнения; выбрать и подготовить место проведения занятия: обеспечить безопасность занятия, подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь);
владеть: способностями выполнения гигиенических мероприятий, быть социально адаптированным к условиям приобщения к этнопедаго-гическим традициям физического воспитания; владеть представлениями о своих физических возможностях.
Налицо комплекс требований, который в представленном виде отсутствовал в системе физического воспитания школьника, еще не осмыслен педагогами и не вошел в образовательный стандарт. Он должен быть развит и сформирован в ходе специально организованного педагогического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Эти требования к школьнику предопределяют эффективность его будущей адаптации к условиям здорового образа жизни в обществе и успешности личной жизнедеятельности.
Следующим шагом на пути модернизации должно стать определение приоритетных целей и задач физического воспитания. Основные цели физического воспитания определены как:
- овладение двигательной культурой, выработка у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде, обороне Родины;
- воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физически упражнений.
Как видно из сформулированных целей, помимо укрепления здоровья, физическое воспитание формирует характер и позволяет улучшать внешний вид человека.
Ученые и учителя-практики считают, что необходимо удалить из программного материала не присущие физическому воспитанию задачи. В настоящее время их обилие делает работу учителя крайне неэффективной. Как представляется, основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:
- развитие данных человеку от природы физических качеств, силы, быстроты, выносливости;
- обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности;
- формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой;
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
- качественная и координационная тренировка с осознанием того, для чего это надо.
Реализация представленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» школьников. При этом каждый школьник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами физической культуры.
Модернизированное физическое воспитание предполагает следующую структуру: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-
реабилитационной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (физкультурнооздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель -развитие учащихся.
Третий урок физической культуры предусматривает решение следующих задач воспитательного, образовательного, развивающего и оздоровительного характера: понимание школьниками важности социальной роли физической культуры для развития их личности; знание теоретических и практических основ, использование которых позволяет эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни; формирование положительного отношения школьников к физической культуре; обеспечение общей физической подготовленности. Занятия физической культурой - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера - будь то учеба в школе, занятия музыкой, подготовка к будущей профессии и т.д. Вот здесь и пригодятся навыки, полученные на третьем уроке физической культуры. Навыки эти различаются для школьников разного возраста, но ведут к единой цели - возможности самостоятельно подобрать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.
Можно обобщить, что модернизация системы физического воспитания должна строиться на основе учета четырех основных характеристик: 1) особенностей школьника, 2) педагогического коллектива школы, 3) программы физического воспитания, 4) условий обучения в школе [4].
Как следует из «Концепции модернизации российского образования», необходимо «провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за счет повышения удельного веса и качества за-
нятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи»
[5].
Модернизация предполагает, что физическое воспитание школьника - это целостная система воспитательной работы, служащая цели укрепления его здоровья, овладения жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой активности и работоспособности. Помимо развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), оно способствует развитию таких ценных психических черт, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание.
Мы обращаем внимание на очень серьёзное обстоятельство: проводимые в российских общеобразовательных школах уроки физической культуры не случайно содержат в себе слово «культура» - важнейшую составляющую человеческого бытия. «Ядро культуры составляют системы ценностей, представлений, поведенческих кодов и мотиваций, упорядочивающих и регламентирующих поведение индивидов, посредством их усвоения и принятия формируется социокультурная идентичность» [6]. И если в воспитании образовывается пробел и физическая культура психологически или физически недоступна некоторым учащимся или не дополучена детьми, то это отрицательно влияет на их здоровье.
Модернизация образования в области физического воспитания детей обращает особое внимание на следующий фактор. Спортивные секции и школы настроены на «большой спорт» и большие результаты в профессиональных состязаниях, там нет места тем, кто слабоволен, неуклюж или имеет какие-либо физические недостатки. Физическое воспитание и спорт перестают содействовать сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению досуга. Более того, коммерция превращает современный спорт в индустрию безжалостного, крайне жестокого соперничества, в котором проявляется национализм, агрессивность, наркомания, принятие стимулирующих, но отравляющих организм допингов.
Все это негативно отражается на нравственном, психическом и физическом состоянии человека. Гарантией необратимости перестройки системы физического воспитания является ее демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариантности. В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей.
3
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра и сложившегося содержания физического воспитания в школьных организациях. Это связано с новыми реальностями мира, с новыми целевыми установками. Если раньше главной целью физического воспитания в школе объявлялась подготовка к труду и защите Родины, то теперь на передний план выходит здоровьесберегающая функция физической активности. Физкультура в век механизированного и автоматизированного производства не может (и не должна) быть направлена на формирование каких-то специальных навыков, умений и качеств, удовлетворяющих требованиям того или иного производства.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных средств физического воспитания подростков и модернизации школьного физического образования является использование этнопедагогических традиций: создание целостной системы физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых форм и методов на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе этнопеда-гогических традиций. Планируя организацию учебного процесса по физической культуре и методы реализации компетентностного подхода как основополагающего принципа физического (физкультурного) образования в школе, следует всегда помнить, что мы запоминаем 20% услышанного, 30% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. Это лишний раз доказывает, что эффективная организация учебного компетентно-стно ориентированного процесса физкультурного образования должна основываться на этнопедаго-гических традициях, приобщение учащихся к которым предполагает необходимость слышать, видеть и участвовать.
При этом компетентность всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к традиционной деятельности, людям, окружающей действительности, личностной заинтересованности достигается высокий положительный результат.
Согласно правилам этнопедагогики, чтобы воспитать и вырастить физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, ребенка необходимо приобщать к народным традициям развития физически здорового человека. Но, к сожалению, несмотря на то, что система народной физической культуры создавалась многими поколениями, народные национальные виды спорта постепенно утрачивают свое значение.
Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки - все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, верховой езде, стрельбе из лука, спортивных соревнованиях. Народ имел определенное представление о функциях человеческого организма. Он понимал, что залог здоровья - физическое воспитание
Таким образом, в качестве основных тенденций модернизации школьного физического воспитания выступили:
1. Тенденция ухудшения здоровья учащихся общеобразовательных школ, «омоложения» многих болезней;
2. Необходимость отказа от заучивания готовых образцов движений, от формирования чисто «спортизированных» умений и навыков, которые служили конечной целью и критерием эффективности физического развития учащихся.
3. Устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности выпускников школ, наряду с потерей четких социальнокультурных ориентиров в развитии; снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников.
4. Важнейшей тенденцией модернизации образования по физической культуре определено обеспечение стимулирующей поддержки как особой сферы педагогической деятельности, направленной на становление учащегося как индивидуальности, представляющей процесс совместного определения его интересов, путей достижения желаемых результатов, физического совершенства.
5. Воспитание культуры здоровья потребова-
ло пересмотра сложившегося содержания физического воспитания детей и подростков, перевода его на интенсивный путь развития, суть которого - опора на принципы деятельностного подхода, определяющего направленность учебновоспитательного процесса по физической культуре на гармоническое развитие личности школьника, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-
оздоровительной деятельности.
6. Одним из наиболее эффективных средств модернизации школьного физического образования является создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивномассовых форм и методов на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе этнопедагогических традиций.
4
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Литература:
1. Бриллиантова О.О. Проблемы модернизации современного образования по физической культуре в высшей школе [Электронный ресурс] / О.О. Бриллиантова // Физическая культура и спорт в современном обществе: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции, 2012.- Режим доступа: http://fksport.wordpress.com /2012/04/02/проблемы-модернизации-современного /#more-28.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года).
3.О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО).Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 "
4. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Система физического воспитания в образовательных учреждениях. М.: Арсенал образования, 2011.- 80с.
5. О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распожение от 22 ноября 2012 г. №2148-р.
6. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования / Л.Р. Храпаль, А.Р.Камалеева // Известия Саратовского университета (Новая серия. Акмеоло-гия образования. Психология развития). - 2013. -№ 2. (Т2).- С. 203-207.
7. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий выявления уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста / Л.Р. Храпаль // Высшее образование сегодня, 2010. -№9. - С. 100-102.
References:
1. Brilliantova O.O. Problemy modernizacii
sovremennogo obrazovanija po fizicheskoj kul'ture v vys-shej shkole [Jelektronnyj resurs] / O.O. Brilliantova // Fizicheskaja kul'tura i sport v sovremennom obshhestve: problemy i perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, 2012. Rezhim dostupa: http://fksport.wordpress.com/
2012/04/02/problemy-modernizacii-sovremennogo /#more -28.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija. Pro-ekt (dorabotka 15 fevralja 2011 goda).
3. O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO).Ukaz Prezidenta RF ot 24.03.2014 N 172 "
4. Kopylov Ju.A., Poljanskaja N.V Sistema fizicheskogo vospitanija v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah. M.: Arsenal obrazovanija, 2011. - 80s.
5. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody. Raspo-zhenie ot 22 nojabrja 2012 g. №2148-r.
6. Hrapal' L.R., Kamaleeva A.R. Kul'turnaja globalizacija i jetnokul'turnaja indentichnost' obshhestva kak faktory modernizacii sovremennogo obrazovanija / L.R. Hrapal', A.R.Kamaleeva // Izvestija Saratovskogo uni-versiteta (Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija). - 2013. № 2. (T2). - S. 203-207.
7. Hrapal' L.R. Diagnosticheskij instrumentarij vyjavlenija urovnja modernizirovannosti jetno-kul'turnoj identichnosti budushhego specialista / L.R. Hrapal' // Vysshee obrazovanie segodnja, 2010. -№9. -S. 100-102.
Сведения об авторах:
Нигматов ЗямильГазизович (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, кафедра методологии обучения и воспитания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail:[email protected]
Мифтахов Рафаэль Ахунзянович (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, ЧУВО «Российский исламский институт»
Data about the authors:
Nigmatov Z.G. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, Department of methodology of training and education, Kazan (Volga) Federal University, e-mail: [email protected]
Miftakhov R.A. (Kazan, Russia), a senior lecturer in of humanitarian disciplines, CHU VO "Russian Islamic University"
5