ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
RECREATIONAL FOCUS OF ACADEMIC CLASSES IN PHYSICAL EDUCATION COURSE
М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов M. D. Kudryavtsev, G.Ya. Galimov
Физкультурно-образовательное пространство, физкультурно-оздоровительный компонент, технология преподавания физической культуры, оздоровительный урок.
Статья посвящена особенностям преподавания физкультурного оздоровительного компонента физической культуры в начальной школе. Оздоровительная направленность современных уроков физической культуры нуждается в методологическом и теоретическом обосновании технологии обучения учащихся в физкультурном оздоровительном пространстве. Научная разработка вопросов преподавания физической культуры должна осуществляться таким образом, чтобы у школьников был сформирован устойчивый интерес к ведению здорового образа жизни, что становится особенно актуальным, значимым для науки и практики.
Sport and educational space, health and fitness component, technology of teaching physical education, health-giving lesson.
The article is devoted to the peculiarities of teaching fitness and recreational component of physical education in elementary schools. Recreational focus of modern physical education needs methodological and theoretical underpinnings of the technology of training students in fitness and recreational space. Scientific development of the issues of teaching physical education in such a way that schoolchildren take a strong interest in keeping a healthy lifestyle is especially relevant, meaningful to science and practice.
Концепция модернизации российского образования до 2015 г. предусматривает использование современных технологий для реализации идей развивающего обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса школьников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) отмечает, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям образования.
В настоящее время требуется тщательная разработка технологии процесса преподавания физкультурно-оздоровительного компонента в физкультурном образовательном пространстве. Значительные изменения, происходящие в системе среднего образования, в том числе в области физической культуры, пока еще недостаточно изучены. Отсутствует теоретико-методологическое обоснование педагогической поддержки учащихся при обучении в физкультурно-оздоровительном пространстве, не обозначены ориентиры методологии обеспечения педагогической адаптации, не выявлены механизмы стимулирования процес-
са внутреннего потенциала учащегося средствами педагогической физкультурной поддержки [Лубышева, 1996, с. 12].
Современная парадигма физического воспитания учащихся младших классов образовательной школы предлагает формирование способности при оптимальном способе решения двигательных задач с учетом особенностей и возможностей организма ребенка. При современной организации физического воспитания в школе формирование данной способности очень сложно в силу того, что система требует выполнения регулярных физических упражнений. В этой связи существует насущная необходимость использования инновационных средств и методов формирования двигательных способностей на уроках физической культуры [Кудрявцев, 2002, с. 19; Лубышева, 1996, с. 15].
В исследовании рассматривается актуальная научная проблема совершенствования подготовки младших школьников к физкультурному образованию согласно изменившимся социально-экономическим условиям страны и требованиям современного общества
к физкультурно-оздоровительной парадигме подрастающего поколения.
Научная новизна проведенного исследования заключается в обосновании принципа отбора содержания учебного материала для уроков по физической культуре в младших классах общеобразовательной школы на основе теории учебной деятельности [Давыдов, 2000, с. 55]. На базе разработанных подходов открывается принципиальная возможность формирования физкультурно-оздоровительного компонента на основе личностно ориентированного подхода к процессу физического воспитания учащихся. Доказана возможность средствами физкультурнооздоровительного компонента на основе теории учебной деятельности повысить двигательную подготовленность, сочетающуюся с формированием интереса к занятиям физической культурой у младших школьников и развитием важнейших качеств их личности. Научная новизна исследования состоит также в получении данных, указывающих на принципиальную возможность освоения младшими школьниками сложных по структуре двигательных действий с опорой на имеющийся двигательный опыт и знания в области теории физической культуры. Разработана доступная для младших школьников база технических действий, которая позволяет углубить представления о возможностях двигательной сферы учащихся данного возраста, использовании элементов здоровой жизнедеятельности, а также об адаптации их организма к выполнению нестандартных двигательных действий.
Цель исследования - разработка технологии процесса преподавания физкультурнооздоровительного компонента в физкультурном образовательном пространстве.
Практическая значимость заключается в более успешном овладении младшими школьниками программным материалом по физической культуре младшими школьниками. Существенно повысился уровень развития двигательных способностей за счет применения на уроках физической культуры физкультурно-оздоровительного компонента, основанного на теории учебной деятельности В.В. Давыдова [Давыдов, 2000, с. 22-34].
Исходное тестирование выявило отсутствие статистически достоверных различий в исследо-
ванных показателях использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента (М + т; %) между данными группами. Были исследованы показатели: знания в области физкультурно-оздоровительного компонента; умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий; навыки организации и проведения занятий физической культурой; умения оценивать уровень владения знаниями и навыками здорового образа жизни; владение навыками закаливания; отсутствие вредных привычек; отсутствие простудных заболеваний; наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности. Достоверность различий по всем перечисленным показателям: р >0,05.
После проведения годичного педагогического эксперимента выявлено, что по ряду показателей учащиеся экспериментальной группы превосходят сверстников из контрольной группы.
Так, более высокие показатели учащихся экспериментальной группы зарегистрированы по знаниям в области здорового образа жизни; умениям использовать средства физической культуры; владению навыками закаливания. Достоверность различий по названным показателям: р < 0,05.
Тестирование в конце второго года педагогического эксперимента подтвердило данную тенденцию. Были выявлены статистически достоверные различия между учащимися контрольной и экспериментальной групп в исследованных показателях: знания в области физкультурно-оздоровительного компонента (р < 0,05); умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий (р < 0,05); владение навыками закаливания (р < 0,05). Достоверных различий по остальным показателям не выявлено: навыки организации и проведения занятий физической культурой (р > 0,05); умения оценивать уровень владения знаниями и навыками здорового образа жизни (р >0,05); отсутствие вредных привычек (р >0,05); отсутствие простудных заболеваний (р >0,05); наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности (р >0,05).
Результаты итогового тестирования представлены в таблице.
Таблица
Показатели использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп в конце третьего года педагогического эксперимента ^ + m; %)
Показатели Группа Различия Достоверность различий
контрольная экспериментальная Т р
Знания в области физкультурнообразовательного компонента 30,8 ± 5,6 56,3 ± 6,0 25,5 3,11 < 0,01
Умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий 21,9 ± 4,5 50,4 ± 5,2 28,5 4,14 < 0,001
Навыки организации и проведения занятий физической культурой 15,2 ± 3,1 36,4 ± 4,0 21,2 4,19 < 0,001
Умения оценивать уровень владения знаниями и навыками здорового образа жизни 24,8 ± 6,1 49,8 ± 6,2 25,0 2,87 < 0,01
Владение навыками закаливания 15,6 ± 1,4 21,2 ± 1,8 5,6 2,46 < 0,05
Отсутствие вредных привычек 70,6 ± 4,3 83,7 ± 4,2 13,1 2,18 < 0,05
Отсутствие простудных заболеваний 54,4 ± 6,0 77,4 ± 8,4 23,0 2,23 < 0,05
Наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности 2,3 ± 0,5 4,3 ± 0,8 2,0 2,12 < 0,05
Выявлены существенные (р < 0,05-0,001) различия между всеми исследованными показателями использования элементов здорового образа жизни среди учащихся контрольной и экспериментальной групп. Владение навыками закаливания, отсутствие вредных привычек, отсутствие простудных заболеваний и наличие сформированного образа здоровой индивидуальной жизнедеятельности имеют слабо достоверные (р < 0,05) различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, причем учащиеся экспериментальной группы превосходят сверстников. По остальным показателям учащиеся экспериментальной группы также превосходят учащихся контрольной группы, но уже со средней и высокой (р < 0,01-0,001) степенью достоверности.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.
Разработанная нами методика формирования навыков физкультурно-оздоровительного компонента позволяет добиваться в течение трехгодичного цикла достоверных существенных улучшений в использовании учащимися младшего школьного возраста элементов здорового образа жизни во внешкольной деятельности.
Оздоровительная направленность учебных занятий по физической культуре способствует тому, чтобы добиться в течение одного года улучшения в использовании знаний по ведению здорового образа жизни, умений использовать сред-
ства физической культуры и владения навыками закаливания.
Достоверные различия между показателями двух групп учащихся в конце трехгодичного педагогического эксперимента можно объяснить двумя факторами: эффективностью разработанной методики формирования навыков физкультурнооздоровительного компонента и целенаправленной педагогической деятельностью в данном направлении [Кудрявцев, 2002, с. 182].
Исследование подтверждает, что физическое воспитание школьников неразрывно связано с проработкой современных педагогических технологий на основе активизации освоения здоровьеформирующих ценностей физической культуры в массовой общеобразовательной школе [Лубышева, 1996, с. 17].
Библиографический список
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
2. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. М.: АПКиПРО, 2002. 185 с.
3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17.