УДК 372.8 :796
© М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов, А.В. Гаськов
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ направленностью НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
При развитии физкультурного образовательного компонента выдвигается необходимость методологического и теоретического обоснования педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве. Научная разработка методологического и теоретического обоснования вопросов преподавания физической культуры становится актуальной, значимой как для науки, так и для будущей практики.
Ключевые слова: физическая культура, образовательное пространство, образовательный процесс, физкультурный компонент, теория и практика преподавания.
M.D. Kudryavtsev, G. Ya. Galimov, A. V. Gaskov
SUBSTANTIATION FOR EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING CLASSES WITH HEALTH AND EDUCATIONAL ORIENTATION BASED ON PARAMETERS EVALUATION USING ELEMENTS OF A HEALTHY LIFESTYLE
A necessity for methodological and theoretical substantiation of educational support for students in physical culture and educational space is proposed at the development of physical culture educational component. Scientific development of methodological and theoretical substantiation of the issues ofphysical education teaching is becoming particularly urgent, relevant both for science and future practice.
Keywords: physical culture, educational space, educational process, physical culture component, theory and practice of teaching.
В настоящее время происходят значительные изменения в системе среднего образования, но вопросы, связанные с физическим воспитанием, за исключением внедрения в образовательный процесс третьего урока физической культуры в школе, пока еще недостаточно изучены и разработаны. Отсутствует теоретико-методологическое обоснование педагогической поддержки учащихся при обучении в физкультурнообразовательном пространстве, не обозначены ориентиры методологии обеспечения педагогической адаптации, не выявлены механизмы стимулирования процесса внутреннего потенциала учащегося средствами педагогической физкультурной поддержки [3].
Современная парадигма физического воспитания младших школьников образовательной школы предлагает формирование способности при оптимальном способе решения двигательных задач с учетом особенностей и возможностей организма ребенка. При организации физического воспитания в школе формирование данной способности затруднено в силу того, что система требует выполнения регулярных физических упражнений. В связи с этим существует реальная необходимость использования инновационных средств и методов формирования двигательных способностей на уроках физической культуры [2, 3].
Проблемы, касающиеся совершенствования подготовки младших школьников к физкультурному образованию согласно изменившимся социально-экономическим условиям страны и требованиям современного общества к физкультурно-образовательной парадигме подрастающего поколения, являются актуальными. Современное звучание усиливается еще и тем, что рассматривается один из важнейших возрастных периодов в развитии и становлении ребенка младшего школьного возраста [2].
На основе разработанных подходов открывается принципиальная возможность формирования физкультурно-образовательного компонента с использованием личностно-ориентированного подхода к процессу физического воспитания учащихся. В работе обоснованы нормы рационального распределения учебного материала по физическому воспитанию в течение учебного года для учащихся 1, 2 и 3 классов общеобразовательной школы. Доказана возможность средствами физкультурно-образовательного компонента на основе теории учебной деятельности [1] повысить двигательную подготовленность, сочетающуюся с формированием интереса к занятиям физической культурой у младших школьников и развитием важнейших качеств личности. Разработана доступная для учеников база технических действий, которая позволяет углубить
представления о двигательной сфере учащихся После проведения годичного педагогическо-
данного возраста, использовании элементов здо- го эксперимента было выявлено, что по ряду по-
ровой жизнедеятельности, а также об адаптации казателей учащиеся экспериментальной группы
их организма к выполнению нестандартных дви- превосходят своих сверстников из контрольной
гательных действий. группы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп в конце первого года педагогического эксперимента (М + т; %)
Показатели Группа Разли- чия Достоверность различий
Контрольная Экспери-ментальная t Р
Знания в области физкультурнообразовательного компонента 26,7 + 3,2 37,2 + 4,1 10,5 2,02 < 0,05
Умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий 17,9 + 2,4 26,1 + 3,2 8,2 2,05 < 0,05
Навыки организации и проведения занятий физической культурой 12,6 + 1,6 11,9 + 1,8 0,7 0,30 >0,05
Оценка уровня владения знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни 20,1 + 5,8 23,5 + 6,0 3,4 0,41 >0,05
Владение навыками закаливания 11,4 + 0,9 14,3 + 0,9 2,9 2,28 < 0,05
Отсутствие вредных привычек 74,2 + 5,9 74,7 + 5,8 0,5 0,06 >0,05
Отсутствие простудных заболеваний 56,6 + 6,4 58,2 + 8,2 1,6 0,15 >0,05
Наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности 2,1 + 0,5 1,8 +0,4 0,3 0,47 >0,05
Так, более высокие показатели учащихся ры; владению навыками закаливания. Тестиро-
экспериментальной группы зарегистрированы по вание в конце второго года педагогического экс-
знаниям в области здорового образа жизни; уме- перимента выявило следующее (табл. 2).
ниям использовать средства физической культу-
Таблица 2
Показатели использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп в конце второго года педагогического эксперимента (М + т; %)
Показатели Группа Разли- чия Достоверность различий
Контрольная Экспериментальная t р
Знания в области физкультурнообразовательного компонента 26,5 + 4,1 39,9 + 4,6 13,4 2,17 < 0,05
Умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий 17,2 + 3,8 29,1 + 4,4 11,9 2,05 < 0,05
Навыки организации и проведения занятий физической культурой 13,8 + 2,0 14,6 +2,1 0,8 0,28 >0,05
Оценка уровня владения знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни 23,3 +5,9 21,9 + 6,0 1,4 0,17 >0,05
Владение навыками закаливания 11,9 + 1,1 15,6 + 1,2 3,7 2,27 < 0,05
Отсутствие вредных привычек 74,9 + 6,7 75,2 + 8,8 0,3 0,03 >0,05
Отсутствие простудных заболеваний 59,9 + 7,9 60,6 + 6,2 0,7 0,07 >0,05
Наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности 2,1 + 0,4 2,3 + 0,4 0,2 >0,05 >0,05
Результаты итогового тестирования представлены в таблице 3.
122
Таблица 3
Показатели использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп в конце третьего года педагогического эксперимента (М + т; %)
Показатели Группа Раз- личия Достоверность различий
Контрольная Эксперимен- тальная T р
Знания в области физкультурно-образовательного компонента 30,8 ± 5,6 56,3 ± 6,0 25,5 3,11 < 0,01
Умения использовать средства физической культуры во время самостоятельных занятий 21,9 ± 4,5 50,4 ± 5,2 28,5 4,14 < 0,001
Навыки организации и проведения занятий физической культурой 15,2 ± 3,1 36,4 ± 4,0 21,2 4,19 < 0,001
Оценка уровня владения знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни 24,8 ± 6,1 49,8 ± 6,2 25,0 2,87 < 0,01
Владение навыками закаливания 15,6 ± 1,4 21,2 ± 1,8 5,6 2,46 < 0,05
Отсутствие вредных привычек 70,6 ± 4,3 83,7 ± 4,2 13,1 2,18 < 0,05
Отсутствие простудных заболеваний 54,4 ± 6,0 77,4 ± 8,4 23,0 2,23 < 0,05
Наличие сформированного образа здоровой жизнедеятельности 2,3 ± 0,5 4,3 ± 0,8 2,0 2,12 < 0,05
Выявлены существенные (р < 0,05-0,001) различия между всеми исследованными показателями использования элементов здорового образа жизни учащимися контрольной и экспериментальной групп. Владение навыками закаливания, отсутствие вредных привычек, отсутствие простудных заболеваний и наличие сформированного образа здоровой индивидуальной жизнедеятельности имеют слабо достоверные (р <
0,05) различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, причем учащиеся экспериментальной группы превосходят своих сверстников. По остальным показателям учащиеся экспериментальной группы также превосходят учащихся контрольной группы, но уже со средней и высокой (р < 0,01-0,001) степенью достоверности.
Таким образом можно сделать вывод, что разработанная нами методика формирования навыков физкультурно-образовательного компонента позволяет добиваться в течение трехгодичного цикла достоверных существенных улучшений в использовании учащимися младшего школьного возраста элементов здорового образа жизни во внешкольном компоненте.
В течение одного года добиться улучшения в использовании навыков здорового образа жизни не удается, но исключение составляют знания по ведению здорового образа жизни, умения использовать средства физической культуры и владение навыками закаливания.
Достоверные различия между показателями двух групп учащихся в конце трехгодичного педагогического эксперимента можно объяснить двумя факторами: эффективностью разработанной методики формирования навыков физкультурно-образовательного компонента и целенаправленной педагогической деятельностью [3].
Литература
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
2. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО, 2002. - 185 с.
3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Красноярского государственного торгово-экономического института, 89048987547, 83912652763. E-mail: [email protected]
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
Kudryavtsev Mikhail Dmitriyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of valeology department, Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute mob.ph. 8 904 898 7547, h.ph. 8-3912652763. E-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State Yniversity. Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 216989
Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
УДК 796.01:61 © П.В. Ланцов
ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ ПРИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматривается проблема адаптации функциональных возможностей организма высококвалифицированных биатлонистов при различных географических перемещениях на этапе соревновательного периода. Анализируются фазы акклиматизации спортсменов высшей квалификации при перемене мест тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: биатлонист, тренировочный процесс, восстановительный период, адаптационный потенциал системы кровообращения, географические перемещения.
P. V. Lantsоv
RESEARCH OF ADAPTATIONAL CAPACITY OF BLOOD CIRCULATION SYSTEM OF HIGHLY SKILLED BIATHLETES AT GEOGRAPHICAL DISPLACEMENTS DURING COMPETITIVE PERIOD OF TRAINING PROCESS
The article considers a problem of adaption of functionality of highly qualified biathletes ’ organisms at different geographical displacements during competitive period. The phases of acclimatization of highly skilled sportsmen during changes of places of training and competitive activities are analysed.
Keywords: biathletes, a training process, the competitive period, adaptable potential of system of blood circulation, geographical moving.
В настоящее время специалисты, практикующие в циклических видах спорта, в том числе и в биатлоне, недостаточно учитывают адаптацию спортсменов при различных географических перемещениях. Специфика современного спорта высших достижений такова, что спортсменам постоянно приходится соревноваться и проводить целенаправленную подготовку, тренироваться в самых разнообразных географических, погодных, климатических условиях. Многочисленные и длительные перемещения спортсменов по регионам земного шара обусловлены проведением крупнейших соревнований, матчевых встреч и многих других состязаний в различных странах и континентах. При необходимости демонстрации в этих состязаниях «наиболее высокого уровня соревновательной готовности» [2, с. 46; 6], достижения высших спортивных результатов и побед высококвалифи-
цированные спортсмены решают сложную проблему акклиматизации и временной адаптации [6, с. 43].
Адаптационные процессы осложняются тем, что в реальной спортивной практике часто возникают ситуации, когда подготовка высококвалифицированных спортсменов осуществляется в одних условиях, а спортивные соревнования проводятся в других - «территориально и природно-географически отставленных» [2; 6, с. 23]. Не последнюю роль в таких ситуациях играют «социально-экономические факторы, т.к. спортсмены, как правило, тренируются в жестких рамках материально-технического, финансового обеспечения» [6]. В связи с этим тренировочная и соревновательная деятельность даже высококвалифицированных спортсменов осуществляется в ограниченные по времени периоды подго-