Научная статья на тему 'Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников'

Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6678
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ЗДОРОВ'Я ШКОЛЯРіВ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВЧі ТЕХНОЛОГії / ПРОФЕСіЙНА ОРієНТАЦіЯ / PHYSICAL TRAINING / SPORTS / HEALTH OF SCHOOL CHILDREN / SPORTS AND HEALTH TECHNOLOGIES / OCCUPATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпов Ильдар Касимович

Современное состояние физического воспитания детей и учащейся молодежи, уровень развития массового спорта в образовательных учреждениях не соответствуют тем задачам, которые решаются обществом в социально-экономическом преобразовании страны. Сегодня необходимо коренным образом изменить сам подход к физическому воспитанию школьников и развитию спорта в образовательных учреждениях. Педагогическая практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и огромного технологического потенциала спорта. Его реализация предполагает внедрение высоких спортивных технологий, адаптированных к условиям школы, в практику физического воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health of children and physical training problems of pupils

A current situation in physical training of children and studying youth, the level of mass sports development in educational institutions do not correspond to those problems, which are solved by society in social and economic transformation of the country. Today it is necessary to change radically the approach to physical training of school children and sports development in educational institutions. Teaching practice of last years has shown the necessity of using of positive experience and huge technological potential of sports in the course of physical training at school. Its realization presupposes introduction of the high sports technologies adapted for school conditions, to the practice of physical training of school children.

Текст научной работы на тему «Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников»

Здоровье детей и проблемы физического

воспитания школьников

Латыпов И. К.

Педагогический институт физической культуры, Москва

Аннотации:

Современное состояние физического воспитания детей и учащейся молодежи, уровень развития массового спорта в образовательных учреждениях не соответствуют тем задачам, которые решаются обществом в социальноэкономическом преобразовании страны. Сегодня необходимо коренным образом изменить сам подход к физическому воспитанию школьников и развитию спорта в образовательных учреждениях. Педагогическая практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и огромного технологического потенциала спорта. Его реализация предполагает внедрение высоких спортивных технологий, адаптированных к условиям школы, в практику физического воспитания школьников.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт,

здоровье школьников, спортивно-

оздоровительные технологии, профессиональная ориентация.

Латипов І.К. Здоров'я дітей і проблеми фізичного виховання школярів.

Сучасний стан фізичного виховання дітей і учнівський молоді, рівень розвитку масового спорту в освітніх установах не відповідають тим завданням, які вирішуються суспільством у соціально-економічному перетворенні країни. Сьогодні необхідно докорінно змінити сам підхід до фізичного виховання школярів і розвитку спорту в освітніх установах. Педагогічна практика останнього років показала необхідність використання в процесі фізичного виховання в школі позитивного досвіду і величезного технологічного потенціалу спорту. Його реалізація припускає впровадження високих спортивних технологій, адаптованих до умов школи, у практику фізичного виховання школярів.

фізичне виховання, спорт, здоров'я школярів, спортивно-оздоровчі технології, професійна орієнтація.

Latypov I.K. Health of children and physical training problems of pupils. A current situation in physical training of children and studying youth, the level of mass sports development in educational institutions do not correspond to those problems, which are solved by society in social and economic transformation of the country. Today it is necessary to change radically the approach to physical training of school children and sports development in educational institutions. Teaching practice of last years has shown the necessity of using of positive experience and huge technological potential of sports in the course of physical training at school. Its realization presupposes introduction of the high sports technologies adapted for school conditions, to the practice of physical training of school children.

physical training, sports, health of school children, sports and health technologies, occupational guidance.

Введение.

В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года повышение эффективности физического воспитания учащейся молодежи рассматривается как ключевая проблема развития физической культуры и важнейшая задача современного общества. Вместе с тем современное состояние физического воспитания детей и учащейся молодежи, уровень развития массового спорта в образовательных учреждениях не соответствуют тем задачам, которые решаются обществом в социальноэкономическом преобразовании страны [8,9,11].

За последние годы сложилось устойчивое отставание сферы физкультурного образования от других образовательных направлений. Оно отчетливо проявляется в том факте, что подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии, и в то же время, физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни [2,7,9].

Показатели физической подготовленности современных школьников лишь на 60 процентов достигают результатов их сверстников в 60-е и 70-е годы прошлого века. По данным Министерства здравоохранения и социального развития отчетливо прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в процессе их учебы в школе. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения [8,11].

© Латыпов И.К., 2009

В то же время с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, так как большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. Низкий исходный уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам. По этому поводу известный советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что 85% неуспевающих учеников отстает от сверстников не по причине лени или нерадивости, а из-за физических недугов, болезней, следствием которых является инстинктивное сокращение нагрузок на ослабленный организм.

Одной из серьезных проблем продолжает оставаться высокая распространенность среди детей и подростков токсикомании и алкоголизма. Увеличилось количество детей, употребляющих наркотики, алкоголь и, пристрастившихся к курению. Около половины из них имеют хронические заболевания. Из-за плохого состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от уроков физической культуры. Например, в 2002 году численность учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, составляла 863 тысячи, а в 2007 году, несмотря на демографические проблемы, уже 1 млн. 205 тысяч. А ведь именно эти дети, в первую очередь, должны заниматься физической культурой и спортом и, тем самым, улучшать и укреплять свое здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность [8,9].

По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России, освобожден от призыва

по состоянию здоровья практически каждый третий, состоящий на воинском учете; до 80% из них по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах. Между тем, происходящие изменения в реформировании Вооруженных сил, появление новой боевой техники и оружия, повышение мобильности армии и усложнение условий выполнения военных задач при сокращении срока службы и времени адаптации призывника в воинской части резко повышают требования к подготовленности молодежи допризывного возраста.

К числу основных проблем, влияющих на качество физического воспитания школьников, необходимо отнести также недостаточное количество спортивных секций, групп ОФП и т.д. К тому же в последние годы в связи с повышением стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную экипировку и инвентарь для большинства детей занятия физической культурой и спортом стали недоступными. В настоящее время более 70% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом [8,11].

Сложившаяся ситуация, вне всяких сомнений, является критической. Очевидно, что такое положение во многом связано и с продуктивностью работы системы образования в данном направлении. К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствует современным требованиям, интересам и потребностям детей. По мнению 40 процентов старшеклассников они не удовлетворены тем, как проводятся уроки физической культуры. Более 70 процентов старшеклассников считают, что они не получили в школе необходимых знаний и умений для самостоятельных занятий спортом. Молодежь не умеет использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга в свободное время [8].

Таким образом, в физическом воспитании школьников и развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях есть ряд важных проблем: -крайне низкий уровень физического здоровья основной части детей школьного возраста;

-низкаяэффективностьуроковфизическойкультуры и слабая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

-неэффективное использование каникулярного времени учащихся для организации физкультурнооздоровительной и спортивной работы.

-недостаточный объем учебного времени на обязательные уроки физической культуры;

-сведение педагогического процесса на уроках физической культуры к решению частных задач, не связанных с целью общего среднего образования в области физической культуры;

-недостаточное внимание к образованию учащихся в области физической культуры, формированию устойчивых интересов, мотиваций, потребностей и установок на самостоятельные занятия физической культурой и спортом;

-отсутствие целенаправленной пропаганды ценностей физической культуры и спорта, здорового образа

жизни;

-низкий уровень методического обеспечения, а также слабое использование новейших и эффективных физкультурно-оздоровительных технологий;

-недооценка значения физического воспитания педагогическими коллективами образовательных учреждений;

-отсутствие традиций физического воспитания в семье;

-крайне неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение физического воспитания в образовательных учреждениях;

-несогласованность действий органов образования, здравоохранения и физической культуры и спорта в вопросах физического воспитания подрастающего поколения.

Работа выполнена по плану НИР Педагогического института физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Причинами сложившегося положения в физическом воспитании, негативного отношения школьников к физической культуре называются, в первую очередь, отсутствие эффективных форм организации занятий физической культурой и спортом школьников, неэффективное использование каникулярного времени учащихся для организации физкультурно-спортивной работы. Поэтому критерием эффективности работы общеобразовательных учреждений помимо уровня физического развития и физической подготовленности учащихся должен стать уровень вовлеченности школьников в физкультурно-спортивную деятельность.

В связи с этим целью исследования является теоретическая разработка содержания и экспериментальное обоснование эффективности физического воспитания учащихся на основе спортивно ориентированных технологий обучения и физического воспитания в современной школе.

Объектом исследования является процесс физического воспитания школьников в современных условиях развития образования и школьного спорта.

Предмет исследования - организационно -

педагогические условия преобразования физического воспитания учащихся на основе спортивно ориентированных технологий обучения и физического воспитания в школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что если в процессе обучения и физического воспитания учащихся в современной школе использовать педагогические технологии спортивно ориентированного физического воспитания, то это будет способствовать:

• повышению двигательной активности учащихся;

• увеличению адаптационных и функциональных возможностей школьников за счет повышенного объема двигательной активности;

• повышению уровня физического развития и физической подготовленности каждого школьника;

• сохранению и укреплению здоровья детей;

• формированию устойчивого интереса к целенаправленной спортивной тренировке и овладению навыками соревновательной деятельности;

• самореализации личности и формированию у

школьников личностного самоопределения средствами физической культуры и спорта;

• профессиональной ориентации учащихся и формированию устойчивой мотивации на физкультурнопедагогическую деятельность;

• интеграции базового и дополнительного образования в области физической культуры, сочетании уроков физической культуры с учебно-тренировочными занятиями по избранному виду спорта в режиме учебного дня.

Результаты исследований.

Определение перспектив дальнейшего развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях - сложная комплексная проблема, которая может быть решена лишь на основе целевого системного подхода к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. При этом основной целью является создание условий для того, чтобы в короткие сроки сделать физическое воспитание детей и учащейся молодежи более привлекательным и эффективным, охватить регулярными занятиями спортом не менее 80% детей [11].

Практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и огромного технологического потенциала спорта, так как регулярные занятия физической культурой и спортом играют большую роль в становлении личности и формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. Такое значение физической культуры и спорта, в свою очередь, актуализирует проблему эффективности физического воспитания школьников. В связи с этим идет интенсивный процесс выработки, соответствующих современномууровню развития знаний, физкультурнооздоровительных технологий, способных обеспечить каждому школьнику индивидуализированный подход к проблеме его личного здоровья и уровню его физической подготовленности [1,2,8,10,11].

Педагогические технологии спортивно ориентированного физического воспитания, по утверждению ученых и специалистов по физической культуре и спорту, являются эффективными физкультурно-оздоровительными технологиями, которые желательно было бы уже сейчас внедрить в педагогическую практику школы. В результате многолетних исследований, проведенных в школах городов Сургута, Перми, Пензы и Чайковского, а также анализа опыта работы инновационных школ Татарстана, Чувашии и Марий Эл было доказано, что эти технологии обеспечивают высокий уровень качества физического воспитания детей [1,6,10].

Главной теоретико-методологической основой этого подхода является положение о том, что в основу методики и организации физического воспитания школьников должна быть положена концепция тренировки, как единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека. Ее реализация предполагает внедрение высоких спортивных технологий, адаптированных к условиям школы, в практику физического воспитания школьников.

Направления научного исследования:

В соответствии с государственным заказом в рамках модернизации школьного образования и развития детского спорта в общеобразовательных учреждениях, а также на основе теоретико-методологических разработок профессора В.К. Бальсевича и опыта работы инновационных школ России по физическому воспитанию учащихся и развитию школьного детско-юношеского спорта основными направлениями научного исследования являются:

1. Разработка программы по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования.

2. Экспериментальная проверка эффективности физического воспитания учащихся на основе такой программы.

3. Разработка педагогических технологий спортивно ориентированного физического воспитания учащихся на уроках физической культуры и в системе дополнительного образования в режиме учебного дня.

4. Экспериментальное обоснование эффективности педагогических технологий спортивно ориентированного физического воспитания учащихся.

5. Формирование системы профессиональной ориентации школьников на физкультурно-педагогическую деятельность в процессе спортивно ориентированного физического воспитания в школе.

Разработанная нами учебная программа «Физическая культура и основы избранного вида спорта» для учащихся 5-9-х классов рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Содержание программного материала составляют основы знаний о физической культуре, базовые виды двигательной деятельности, средства для физического совершенствования и основы избранного вида спорта [3].

Дидактической особенностью данной программы является углубленное изучение базовых видов двигательной деятельности, включая технику избранного вида спорта; расширение теоретико-методических знаний учащихся в области физической культуры; обеспечение дальнейшего всестороннего развития двигательных способностей школьников и формирование личностного и профессионального самоопределения через физическую культуру и спорт.

При этом педагогическую сущность спортивно ориентированного физического воспитания мы рассматриваем не только как эффективную форму организации физкультурно-спортивной деятельности учащихся в общеобразовательной школе, но также как важное условие профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения школьников на физкультурно-педагогическую деятельность [4,5].

К 2011 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения, цель которого - повысить качество общего образования, а также обеспечить углубленную и специализированную подготовку учащихся старших классов с учетом их индивидуальных склонностей и способностей. Профильное обучение реализуется в 10 - 11-х классах в группах учащихся, сформированных по принципу их

профессиональной ориентации. Основными факторами, влияющими на формирование профессиональной направленности личности учащихся спортивнопедагогических классов на специальности в сфере физической культуры и спорта, являются содержание общего образования в области физической культуры, организационно-педагогические условия и личностные особенности учащихся, имеющие ориентацию на физкультурно-педагогиче скую деятельно сть.

Физическая культура, как профессиональноприкладной компонент, также является составной частью подготовки и успешной адаптации к любому виду социально полезной деятельности человека. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся 10-11-х классов является системообразующей основой, на которую должна опираться вся система физического воспитания в школе. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо раскрывать учащимся тесную связь физкультурноспортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности как важнейшего условия усиления их познавательной активности и формирования профессионального самоопределения. Свидетельством эффективности этого процесса является постепенное перерастание его в процесс физического самовоспитания и самосовершенствования.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного общего и дополнительного образования детей. В этой связи для успешной реализации физического воспитания и развития школьного спорта немаловажно привлечение кадрового ресурса системы дополнительного образования (тренеров-преподавателей ДЮСШ, педагогов дополнительного образования).

Суть эффективного взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности сводится к следующему:

1. привлечение школьников к занятиям спортом на начальных этапах спортивной подготовки по программам групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки непосредственно на спортивных базах школ;

2. системный отбор перспективных детей для целенаправленных занятий спортом в ДЮСШ (СДЮ-ШОР).

Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях своей школы каждый школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и оптимально сочетать обучение в школе с возможностью занятий спортом.

Выводы.

Таким образом, педагогически рациональное использование возможностей физической культуры и спорта позволяет, помимо двух учебных часов, отводимых базисным учебным планом, увеличить объем двигательной активности детей в режиме учебного дня школы до шести и более часов в неделю.

Такая организационно-педагогическая форма физического воспитания в образовательных учреждениях, по существу, может являться основой возрождения

и развития массового школьного спорта.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении решения задач физического воспитания школьников и развития массового спорта в общеобразовательных учреждениях путем:

• поиска новых, привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, в том числе в каникулярное время, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;

• обеспечения процесса физического воспитания школьников современными научно обоснованными и апробированными учебными программами, методическими рекомендациями;

• обобщения и распространения передового педагогического опыта физического воспитания и развития массового школьного спорта;

• создания экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм физкультурнооздоровительных и спортивных технологий;

• внедрения системы мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников; осуществления врачебно-педагогического контроля физического воспитания.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №5. - С. 50 - 53.

2. Латыпов И.К. Физическая культура и спорт в современной школе: проблемы и перспективы / И.К. Латыпов //Детский тренер.

- 2008. - №3. - С. 4 - 14.

3. Латыпов И.К. Профильное обучение в школе: физическая культура: Учебно-методическое пособие. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. - 230 с.

4. Латыпов И.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание как условие профессиональной ориентации учащихся на физкультурно-педагогическую деятельность / И.К. Латыпов // Педагогическая мастерская. - 2009. - №1. С. 54 - 56; №2. - С. 51 - 54.

5. Латыпов И.К. Теоретические основы и организационнопедагогические условия профильного обучения в области физической культуры: Монография / И.К. Латыпов. - М., 2009.

- 283 с.

6. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л.И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №1.

- С. 63 - 65.

7. Лукъяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры (текст): Монография /В.П. Лукъяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - 256 с.: ил.

8. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации. Материалы совместного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года //Российская газета. Федеральный выпуск №4772 от 15 октября 2008 г.

9. О состоянии развития физической культуры и спорта в стране и кардинальном повышении эффективности спорта в решении социально-экономических, демографических, оздоровительных и воспитательных задач, стоящих перед обществом. Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту от 31 мая 2006 г. №3 //Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2006. - №6. - С. 3 - 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания и физкультурноспортивной работы в общеобразовательной школе /Под общ. ред. доктора филосовских наук, профессора В.И. Столярова. -М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.

11. http://www.minstm.gov.ru. Интернет-сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. /Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года.

Поступила в редакцию 24.09.2009г.

Латыпов Ильдар Касимович latypov56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.