Научная статья на тему 'Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта'

Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ КАДРЫ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпов И. К.

Существующая система образования в области физической культуры и спорта нуждается в совершен-ствовании. В основу ее модернизации должна быть положена современная концепция непрерывного образования. Объективно возникает необходимость создания новой системы подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта, которая предполагает целенаправленное формирование про-фессионального самоопределения уже со школьной скамьи, обеспечивая непрерывный профессио-нальный рост. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования создает перспективу внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта. Ключевые слова: образование в области физической культуры и спорта, физкультурные кадры, про-фильное обучение, профильные спортивные классы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта»

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА школьников В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

И.К. Латыпов

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с автором: e-mail: [email protected]

Аннотация:

Существующая система образования в области физической культуры и спорта нуждается в совершенствовании. В основу ее модернизации должна быть положена современная концепция непрерывного образования. Объективно возникает необходимость создания новой системы подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта, которая предполагает целенаправленное формирование профессионального самоопределения уже со школьной скамьи, обеспечивая непрерывный профессиональный рост. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования создает перспективу внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: образование в области физической культуры и спорта, физкультурные кадры, профильное обучение, профильные спортивные классы.

PROFILE PREPARATION OF PUPILS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS I.K. Latypov

Volga state academy of physical culture, sports and tourism Abstract:

he existing educational system in the field of physical culture requires perfection. he modern concept of the continual education should be the basis of its modernization. Objectively there is a necessity of creation of a new system of training the specialists in physical culture and sports which assumes purposeful formation of the expert's person from the very beginning, providing its continual professional growth. he introduction specialized education on the highest level of general education creates the prospect of such educational models' application in the continual sports-pedagogical education system.

Key words: physical training education, sports staff, multilevel educational system, specialized education.

ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА И ТУРИЗМА40 ЛЕТ: ПУБЛИКАЦИИ ЮБИЛЯРА УДК 796.077

ВВЕДЕНИЕ. В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала страны. Отмечается, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. В процессе формирования положительного отношения населения к здоровому образу жизни, включающему в себя оптимальный двигательный режим, ведущая роль отводится выпускникам вузов и факультетов физической культуры, которые, как показывают реалии настоящего времени, не в полной мере соответствуют социальным вызовам. Отсюда следует,

что модернизация системы высшего образования в отрасли физической культуры и спорта в соответствии с современными социально-экономическими условиями является актуальной проблемой.

Сегодня вузам физической культуры и спорта нужны не только спортсмены высокой квалификации и физически хорошо подготовленная молодежь, но и профессионально ориентированные абитуриенты, способные получить высшее образование и в дальнейшем успешно работать в сфере образования, физической культуры, спорта и туризма. В процессе обучения в вузе у студентов наряду с формированием необходимых знаний, общекультурных и профессиональных компетенций продолжается профессиональная ориентация и формирование мотивации к производствен-

ной деятельности в области физической культуры и спорта.

Рынок труда в отрасли стал широким и вариативным. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры и спорта претерпела структурные изменения, ощущается насущная потребность общества в расширении услуг, оказываемых профессионалами в сфере физической культуры и спорта. Ушла в историю система государственного трудоустройства выпускников, при которой сохранялся стабильный рынок труда. В современных условиях свободного трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда выпускники вузов должны быть подготовлены для работы в различных звеньях системы физической культуры и спорта. В этой связи возрастает значимость фундаментальной подготовленности студентов, их профессиональной компетентности не только в сфере спорта высших достижений, но и при работе с различными группами населения. У специалистов отрасли появилась реальная возможность оказывать активное влияние на динамику рынка труда. Одним из наиболее значимых направлений модернизации отечественного образования является введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят успешность обучения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом — и к будущей профессиональной деятельности.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования показал, что вопросам организации профильного обучения и профильной подготовки школьников в области физической культуры учеными-педагогами уделяется недостаточное внимание. Имеются лишь отдельные работы, в которых рассматриваются некоторые методические и организационные аспекты профильного обучения. Многие учителя физической культуры не имеют четкого представления о данной проблеме из-за недостаточной информационной обеспеченности

процесса внедрения профильной подготовки с физкультурной направленностью, отсутствия научного и учебно-методического обеспечения.

Выявлен комплекс противоречий и проблем в организации и осуществлении профильной подготовки школьников в области физической культуры. В настоящее время отсутствует система профильной подготовки школьников к физкультурно-педагогической деятельности. Профильная подготовка учащихся не интегрирована в систему среднего общего и высшего образования в области физической культуры, носит фрагментарный характер. Анализ современного состояния и перспектив развития среднего общего и высшего образования в области физической культуры и спорта подтверждает необходимость опережающего проектирования содержания и педагогической технологии профильной подготовки школьников в области физической культуры. Объективными предпосылками для осуществления профильной подготовки в области физической культуры являются:

• реальные потребности рынка труда, формирующего заказ общества на учителей физической культуры, тренеров-преподавателей и другие кадры для сферы физической культуры, спорта и туризма;

• личные интересы и склонности учащихся к физкультурно-педагогической деятельности, лежащие в основе выбора их последующего профессионального образования;

• индивидуальные особенности и способности учащихся, характеризующие возможные границы их самореализации средствами физической культуры и спорта, а также профессионального самоопределения на физкультурно-педагогическую деятельность. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Педагогическая система профильной подготовки школьников рассматривается нами как составная часть системы непрерывного профессионального образования в области физической культуры. Целевой ориентацией профильной подготовки школьников в области физической культуры является углубленное изучение учащимися учебных предметов, ориентированных на поступление в

физкультурно-педагогические вузы в соответствии с их индивидуальными способностями, склонностями и потребностями. Использование в учебном процессе на этапах начального и основного общего образования программы по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования способствует достижению этой цели на основе овладения учащимися системой знаний о физической культуре, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности в форме выбора профиля обучения. Профильная подготовка в области физической культуры представляет собой систему организации среднего общего образования, которая включает в себя углубленное изучение учебного предмета «Физическая культура», начиная с 1-го класса, предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов и профильное обучение старшеклассников, обеспечивающих их подготовку к осуществлению жизненных и профессиональных планов. Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы помочь учащимся раскрыть индивидуальные способности, удовлетворить разнообразные познавательные и спортивные интересы, касающиеся их дальнейшего жизненного пути и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Профильное обучение направлено на формирование профессионального самоопределения учащихся старших классов на педагогическую деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма, на эффективную подготовку выпускников к вступительным экзаменам в вуз и освоению программ высшего образования в области физической культуры и спорта.

Модель профильной подготовки школьников в области физической культуры отражает структуру и основные закономерности этого процесса и состоит из моделей учебного процесса по физической культуре и профессионально ориентированного физического воспитания. Модель учебного процесса по физической культуре направлена на формирование у школьников основ профессиональных знаний, начальных умений, компетенций, приобретение опыта физкультурно-спортивной

деятельности. Модель профессионально ориентированного физического воспитания направлена на формирование ценностного отношения школьников к средствам физической культуры и спорта и устойчивой мотивации к деятельности в этой сфере. Концепция профильной подготовки исходит из многообразия форм ее реализации, среди которых наиболее эффективными являются модели: спортивного класса, физкультурно-педагогического лицея, ресурсного центра по профильному обучению для сетевого взаимодействия школ района с образовательными ресурсами учреждений дополнительного образования спортивной направленности, среднего профессионального и высшего образования в области физической культуры и спорта. В соответствии со статьей 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3 для реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, обеспечения преемственности образования особенно актуальным становится создание на базе общеобразовательных учреждений профильных классов спортивной направленности. Процесс профессионального самоопределения учащихся на профессиональную деятельность в сфере физической культуры и спорта включает в себя оценку привлекательности будущей профессии, самооценку своих индивидуальных возможностей в ней, а также социальные ожидания от профессии после окончания физкультурного вуза. Поэтому, исходя из результатов теоретического и экспериментального изучения профессионально-педагогической направленности личности педагога по физической культуре и спорту, мы выделяем три уровня ее формирования:

• собственно педагогическая направленность, в основе которой лежат мотивы: социальная важность труда педагога по физической культуре и спорту; привлекательность работы с детьми, молодежью и т.д.; индивидуальные способности и склонность к данной профессии; подражание своему учителю, тренеру, личный кумир в спорте; семейные традиции; собственный спортивный опыт;

• направленность на физическую культуру и

спорт, в основе которой лежит мотив — возможность заниматься любимым видом спорта и стремление к спортивной карьере; • ситуативная направленность, в основе которой лежат такие мотивы, как стремление получить высшее образование, стечение обстоятельств и другие.

Осуществление ориентации учащихся на физкультурно-спортивный профиль возможно еще в начальной школе, хотя обучение в этом случае и не носит ярко выраженного профильного характера. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии, однако младший школьный возраст мы рассматриваем как подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. На первой и второй ступенях школы содержание и формы профессионального самоопределения и ориентация на дальнейшее обучение в профильных спортивных классах связаны с реализацией профориентационной направленности учебного предмета «Физическая культура», организацией и методикой обучения, формирующих образ «Я» школьника, развивающих его познавательные, спортивные и профессиональные интересы. Формирование профессионального самоопределения в младшем школьном возрасте выражается в учебно-познавательных интересах, в подростковом возрасте — в склонностях и способностях к учебным предметам. Таким образом, общее образование в области физической

культуры на всех этапах обучения можно представить в следующей структуре построения учебно-воспитательного процесса: Начальная школа (1—4-е классы) — обучение строится на основе учета уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Цель — выявление и развитие индивидуальных способностей детей. Целью общего образования в области физической культуры на первой ступени обучения является физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, формирование потребностей обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом. В качестве основных задач по реализации данной цели мы выделяем:

• усвоение учащимися доступных им знаний в области физической культуры;

• формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их в процессе учебной деятельности, освоение техники физических упражнений и базовых видов спорта;

• формирование растущего организма, укрепление здоровья, всестороннее развитие двигательных способностей;

• разносторонняя физическая подготовка детей и формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом;

• формирование моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения. Программный материал по физической культуре для 1—4-х классов состоит из двух основных частей: базовой и вариативной, и рассчи-

Таблица 1 - Примерное распределение учебного времени по разделам программы (сетка часов) для 1-4-х классов

Разделы программы Количество часов в год по классам

1-й 2-й 3-й 4-й

Базовая часть 99 102 102 102

Основы знаний о физической культуре 4 6 6 8

Двигательные умения и навыки:

• Гимнастические упражнения 24 24 22 20

• Легкоатлетические упражнения 18 20 20 20

• Подвижные игры 30 26 26 24

• Лыжная подготовка 16 18 20 22

Воспитание физических качеств в процессе уроков

Тестирование физической подготовленности 4 4 4 4

Контроль домашних заданий 3 4 4 4

Вариативная часть 33 34 34 34

• Подвижные игры с элементами спортивных игр

(баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол) 33 34 34

• Плавание 34

Всего часов: 132 136 136 136

тан на четыре урока в неделю. Содержание программы включает изучение основ знаний о физической культуре, углубленное освоение умений и навыков базовыми средствами двигательной активности и воспитание у учащихся физических качеств. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Поэтому базовая часть программного материала содержит учебный материал, связанный с базовым компонентом, составляющим основу государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Вариативная часть содержит учебный материал, дополняющий базовую часть за счет часов школьного компонента, обусловленный необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, их спортивных интересов, а также особенностью образовательной деятельности школы. Вариативная часть программного материала в начальных классах предусматривает изучение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, настольного тенниса), плавания, а также воспитание физических качеств у учащихся средствами игровых упражнений и плавания.

Уроки в вариативной части можно выносить за сетку учебных часов и реализовывать преимущественно во второй половине учебного дня. Для этого можно использовать различные организационные формы с учетом интересов и склонностей детей: объединять учащихся параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек, строить уроки по типу тренировок и т.д. Это позволит увеличить объем двигательной активности учащихся, используя только урочные формы занятий физической культурой до 5—6 часов в неделю.

Основная школа (5—9-е классы). Этот возраст характеризуется появлением возможности постановки перед собой личностно значимых целей, возникновением профессиональных намерений, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности. Цель — формирование интереса к педагогической профессии на уроках физической культуры и через различные формы дополнительного образования.

Обучение на второй ступени общего образования осуществляется на основе обеспечения преемственности с начальной школой и учета специфики и различий в образовании на основной ступени в целях реализации возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и интересов обучающихся. Целью общего образования в области физической культуры в 5-9-х классах является всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, воспитание спортивного стиля жизни. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• усвоение комплекса систематизированных знаний по истории физической культуры, знаний о функциональной направленности занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья, развития двигательных способностей, повышения спортивного мастерства; о роли и значении занятий физической культурой и спортом в подготовке к профессиональной деятельности и формировании здорового образа жизни;

• углубленное изучение базовых видов двигательной деятельности;

• укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие подростков средствами базовых видов спорта;

• повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, совершенствование индивидуальных двигательных способностей с целью достижения спортивных успехов в соответствии с возрастом и полом;

• формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями с целью индивидуального физического совершенствования;

• овладение основами техники избранного вида спорта и выбор спортивной специализации;

• формирование устойчивого интереса к целенаправленной спортивной тренировке и участие в соревновательной деятельности по одному из базовых видов спорта;

• ознакомление с основными видами деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта, особенностями организации и проведения занятий физическими упражнениями и спортивных соревнований с учащимися разных возрастных групп.

Предлагаемая нами программа по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5—9-х классов характеризуется:

• направленностью содержания программного материала на системное овладение учащимися знаниями в области физической культуры, повышение их двигательной активности и углубленную подготовку по избранному виду спорта;

• увеличением адаптационных и функциональных возможностей школьников за счет повышенного объема двигательной активности;

• интеграцией базового и дополнительного образования в области физической культуры, сочетанием уроков физической культуры с учебно-тренировочными занятиями по избранному виду спорта в режиме учебного дня;

• формированием у школьников личностного и профессионального самоопределения в форме выбора профиля обучения средствами физической культуры и спорта;

• созданием организационно-педагогических условий для профессиональной ориентации

учащихся, развития их индивидуальных способностей и получения общего среднего (полного) образования на профильном уровне. Программа рассчитана на 170 часов в год (5 уроков в неделю). Программный материал состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Первая часть содержит учебный материал, связанный с базовым компонентом, составляющим основу государственного стандарта общего образования по физической культуре; вторая — учебный материал, дополняющий базовую часть за счет часов школьного компонента или дополнительного образования, обусловленный необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, их спортивных интересов, а также особенностью работы конкретной школы. Содержание программного материала позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, освоить практические умения и навыки по базовым видам двигательной деятельности, включая технику избранного вида спорта; обеспечить дальнейшее всестороннее развитие двигательных способностей школьников и формирование жизненного и профессионального самоопределения личности через физическую культуру и спорт. Важными составляющими практической части программы являются: учебный материал для освоения базовых видов двигательной деятельности

Таблица 2 - Примерное распределение учебного времени по разделам программы (сетка часов) для 5-9-х классов

Разделы программы Количество часов в год по классам

5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Базовая часть

Основы знаний о физической культуре 14 16 18 20 24

Базовые виды двигательной деятельности:

• Легкая атлетика 16 16 14 12 10

• Гимнастика с элементами акробатики 16 14 14 14 12

• Спортивные игры 18 16 14 14 12

• Лыжная подготовка 14 14 14 12 12

Физическое совершенствование 16 18 20 22 24

Тестирование физической подготовленности 4 4 4 4 4

Контроль домашних заданий 4 4 4 4 4

Всего часов: 102 102 102 102 102

Вариативная часть

Основы избранного вида спорта: 68 68 68 68 68

• Общая и специальная физическая подготовка 44 44 40 36 36

• Техническая подготовка 20 20 22 22 20

• Инструкторская и судейская практика - - 2 4 4

• Контрольные упражнения и соревнования 4 4 4 6 8

Итого часов: 170 170 170 170 170

(гимнастика с элементами акробатики, спортивные игры, легкая атлетика, лыжная подготовка), составляющий основу базового компонента программы, материал для физического совершенствования учащихся на уроках физической культуры и изучения основ избранного вида спорта.

В разделе «Физическое совершенствование» содержание учебного материала ориентировано не только на воспитание отдельных физических качеств у школьников и их физическое совершенствование на уроках физической культуры средствами изученных базовых видов двигательной деятельности. Немаловажное значение имеет также обучение умениям и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями, способам организации физкультурно-оздоровительной деятельности, направленным на всестороннюю физическую подготовку школьников, сохранение и укрепление их здоровья.

Совершенствование двигательных способностей учащихся осуществляется на уроках физической культуры и учебно-тренировочных занятиях по избранному виду спорта, проводимых за пределами академического расписания, что позволяет оказывать систематическое воздействие на физические качества школьников на протяжении всего учебного года. Общая и специальная физическая подготовка учащихся нацелена на расширение их функциональных и адаптационных возможностей. Это достигается преимущественно в процессе целенаправленного совершенствования двигательных способностей учащихся (силовых, скоростных, координационных, гибкости и выносливости), обеспечивающих успешное овладение избранным видом спорта. Освоение теоретико-методического раздела программы по физической культуре предусматривает теоретические уроки в классе (уроки знаний). Выделение теоретических уроков как относительно самостоятельных форм педагогического процесса продиктовано необходимостью усиления образовательной и методической направленности физической культуры как учебного предмета, формирования у школьников начальных педагогических умений и навыков. При этом знания учащих-

ся имеют определенную целевую направленность — уметь использовать их на уроках физической культуры, занятиях избранным видом спорта и в условиях самостоятельных занятий физическими упражнениями. Вместе с тем, кроме традиционной классно-урочной системы обучения, можно вводить обучение в группах по интересам, создавать учебно-тренировочные группы на основе учета способностей каждого ученика и общности интересов к конкретным видам физкультурно-спортивной деятельности. Учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта можно также проводить преимущественно за пределами академического расписания в рамках часов школьного компонента или же дополнительного образования детей.

Таким образом, в рамках единого учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса можно решить задачи повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта. Использование такой возможности позволит помимо двух учебных часов, отводимых базисным учебным планом, увеличить объем двигательной активности школьников до 6 часов в неделю и создать условия для вовлечения учащихся в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. К тому же на основе овладения учащимися системой знаний о физической культуре, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности осуществляется первый этап профессионального самоопределения в форме выбора профиля обучения. Центральным звеном перехода к профильному обучению является предпрофильная подготовка выпускников девятых классов. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования, которая включает в себя информационную работу, профильную ориентацию, межпредметные (ориентационные) и предметно ориентированные элективные курсы (курсы по выбору учащихся). Примерный

план предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов профильной школы, ориентированной на физкультурно-педагогический профиль, выглядит следующим образом:

I четверть: межпредметный (ориентационный) курс «Человек и профессия» (18 часов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II четверть: межпредметный (ориентационный) курс «Профильная ориентация учащихся в условиях развивающейся профессии педагога» (14 часов).

III четверть: информационная работа (8 часов); профильная ориентация (10 часов).

IV четверть: предметно ориентированный курс «Основы знаний о физической культуре» (18 часов).

Такой системный подход к процессу общего образования и поэтапное включение учащихся в физкультурно-спортивную и педагогическую деятельность способствуют освоению учащимися ценностей физической культуры, развитию индивидуальных способностей, формированию знаний, умений и навыков спортивно-педагогической деятельности, мотивов и интересов к профессии педагога по физической культуре и спорту. В конечном счете такое решение вопроса выводит физическую культуру как учебный предмет в школе на более высокий и качественный уровень. Старшая школа (10—11-е классы). Старшая ступень общего образования является тем важнейшим звеном в системе непрерывного образования, которое связывает, с одной стороны, основную школу, с другой — профильную и профессиональное образование. Готовность к профессиональному самоопределению формируется на основе профессионального интереса, который проявляется в старших классах, когда учебно-профессиональная деятельность школьников становится ведущей. Профильное обучение реализуется в профильных спортивных классах, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. Основными факторами, влияющими на формирование профессиональной направленности личности учащихся спортивных классов в сфере физической культуры и спорта, являются содержание общего образования в области физической культуры, организационно-педагогические условия и личностные

особенности учащихся, имеющие ориентацию на физкультурно-спортивную деятельность. Основными условиями, способствующими обеспечению профильной подготовки школьников в области физической культуры, являются:

1. Углубленное изучение профильных предметов (физическая культура, биология, ОБЖ) программы среднего общего образования.

2. Повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства до уровня не ниже объемных требований на вступительных экзаменах.

3. Сохранение преемственности среднего общего и профессионального образования в области физической культуры.

4. Формирование у школьников устойчивой мотивации к педагогической деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма.

5. Расширение возможности социализации учащихся и подготовка конкурентоспособных абитуриентов в плане поступления в выбранные ими вузы физкультурно-спортивного профиля.

Немалую роль в обеспечении преемственности образования, наряду с профильными предметами, играет введение в систему школьного образования на старшей ступени нового компонента — элективных курсов. Задачи профильных предметов и элективных курсов во многом определяются основным мотивом учащихся — подготовкой к поступлению в физкультурный вуз и стремлением получить высшее образование в области физической культуры и спорта. В этих классах наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, формирование профессионального самоопределения учащихся 10—11-х классов обеспечивается:

- освоением базовых общеобразовательных предметов, профильных учебных предметов в рамках избранного профиля и элективных курсов;

- включением учащихся 11-х классов в прак-

Таблица 3 - Учебный план школы для классов физкультурно-спортивного профиля (фрагмент)

Учебные предметы и курсы Кол-во часов в неделю

10-й класс 11-й класс

I. Базовые общеобразовательные предметы 25 24

II. Профильные общеобразовательные предметы 8 8

Физическая культура 4 4

Биология 4 4

III. Элективные курсы 3 4

История физической культуры и основы олимпийского образования 1 -

Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность 1 -

Основы теории и методики физического воспитания 0,5 1

Основы анатомии и физиологии человека 1

Психолого-педагогические основы физического воспитания 0,5 1

Введение в научное исследование в физическом воспитании 0,5

Педагогический практикум - 0,5

Итого часов: 36 36

тическую физкультурно-педагогическую деятельность через учебные практикумы, профессиональные пробы, исследовательскую работу, самостоятельную работу.

Основные формы и методы, используемые для формирования профессионального самоопределения старшеклассников:

- уроки-беседы, уроки-лекции, уроки-диспуты;

- конференции, семинары, круглые столы;

- практикумы, профессиональные пробы;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Нормативно-методические материалы Минобразования России. - 2002. - № 5.

2. Кравцов, С.С. Профильное обучение в современной России: теория и практика [текст] : монография / С.С. Кравцов. - М. : Готика, 2007. - 295 с.

3. Латыпов, И.К. Теоретические основы и организационно-педагогические условия профильного обучения в области физической культу-

BIBLIOGRAPHY

1. Conception of the specialized training on the superior level of common education// Normative and methodological materials of the Russian Ministry of Education.- 2002.-№5.

2. Kravtsov, S.S. The specialized training in modern Russia: theory and practice [text]: monograph/ S.S. Kravtsov.- M.: Gotica, 2007. - 295 p.

3. Latypov, I.K. The theoretical basis, organizational and pedagogical conditions of the specialized training in the field of physical culture/ I.K. Latypov.- M., 2009.-

- групповая и индивидуальная работа, беседы и др.

В связи с этим можно заключить, что профильное обучение играет существенную роль, когда профиль обучения воспринимается как совокупность видов деятельности, присущих выпускникам вузов физической культуры и спорта, а обучение в профильном классе становится началом профессиональной карьеры в сфере физической культуры и спорта.

ры / И.К. Латыпов. - М., 2009. - 284 с.

4. Латыпов, И.К. Программно-методическое обеспечение профильного обучения в области физической культуры / И.К. Латыпов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 27-31.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - 2009. - № 10. - С. 13-32.

284 p.

4. Latypov, I.K. Program and methodical supply of the specialized training in the field of physical culture/ I.K. Latypov// Theory and practice of physical culture.- 2009.-№6. - P.27-31.

5. Strategy of the development of physical culture and sport in Russian Federation at the period until 2020 // Compilation of the official documents and materials of the sports and tourism Ministry and youth policy of Russian Federation.-2009.-№10.- P. 13-32.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Латыпов Ильдар Касимович - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики циклических видов спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.