Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды по физической культуре на профильном уровне в Забайкальском крае в рамках реализации концепции непрерывного физкультурного образования'

Проектирование образовательной среды по физической культуре на профильном уровне в Забайкальском крае в рамках реализации концепции непрерывного физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-АДАПТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ / CONTINUOUS SPORTS EDUCATION / PROFILE EDUCATION / MODELING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPORTS AND PEDAGOGICAL / DEFENSIVE AND SPORTS / IMPROVING AND ADAPTIVE ORIENTATION OF PROFILE TRAINING ON PHYSICAL CULTURE / TEACHING AN EXPERT IN PHYSICAL CULTURE / REGIONAL SYSTEM OF SPORTS EDUCATION IN TRANSBAIKALIAN REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева А. В.

В статье рассматривается проблема непрерывности физкультурного образования в Забайкальском крае. Обсуждается материально-техническое, программно-методическое обеспечение и кадровый потенциал сферы общего и дополнительного образования по физической культуре в регионе. Анализируется поиск путей повышения эффективности системы физкультурного образования в Забайкальском крае на профильном уровне с оборонно-спортивной, спортивно-педагогической и оздоровительноадаптивной направленностью. Излагаются стратегии u перспективы развития непрерывности и преемственности физкультурного образования различных возрастных групп учащейся молодёжи на всех уровнях образования в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION IN TRANSBAIKAL REGION IN THE FRAMEWORK OF THE CONTINUOUS SPORTS EDUCATION CONCEPTION

The article is devoted to the problem of the continuity of the sports education in Transbaikal region. The author discusses material & technical, programme & methodical maintenance and labor & personnel potential of General and Supplementary Sports Education in our region. The paper provides an analysis of search for ways to increase efficiency of the system of physical education in the Transbaikalian region on the professional level with orientations to the military sports, sports education and healthimproving and adaptation. It gives an account of the strategy and prospects of development of the continuity and succession of the sport education among different age student groups.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды по физической культуре на профильном уровне в Забайкальском крае в рамках реализации концепции непрерывного физкультурного образования»

УДК / UDC А. В. Стафеева, кандидат педагогических наук, доцент

372.879.6(571.54/.55) кафедры теоретических основ физического воспитания

Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, Чита, Россия, [email protected]

Anastasiya Stafeyeva, PhD in Pedagogy, associate professor at the Chair of Sports Education Theory, Transbaikalian State Humanitarian Pedagogical University named after Nikolay Chernishevsky, Chita, Russia, [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

projecting educational environment for professional sports education in transbaikal region in the framework of the continuous sports education conception

В статье рассматривается проблема непрерывности физкультурного образования в Забайкальском крае. Обсуждается материально-техническое, программно-методическое обеспечение и кадровый потенциал сферы общего и дополнительного образования по физической культуре в регионе. Анализируется поиск путей повышения эффективности системы физкультурного образования в Забайкальском крае на профильном уровне с оборонно-спортивной, спортивно-педагогической и оздоровительно- адаптивной направленностью. Излагаются стратегии u перспективы развития непрерывности и преемственности физкультурного образования различных возрастных групп учащейся молодежи на всех уровнях образования в крае.

The article is devoted to the problem of the continuity of the sports education in Transbaikal region. The author discusses material & technical, programme & methodical maintenance and labor & personnel potential of General and Supplementary Sports Education in our region. The paper provides an analysis of search for ways to increase efficiency of the system of physical education in the Transbaikalian region on the professional level with orientations to the military sports, sports education and health- improving and adaptation. It gives an account of the strategy and prospects of development of the continuity and succession of the sport education among different age student groups.

Ключевые слова: непрерывное физкультурное образование; профильное обучение; моделирование образовательной среды; спортивно-педагогическая, оборонно-спортивная, оздоровительно-адаптивная направленность профильного обучения по физической культуре; подготовка специалиста по физической культуре; региональная система физкультурного образования в Забайкальском крае.

Key words: continuous sports education; profile education; modeling of the educational environment; sports and pedagogical, defensive and sports, improving and adaptive orientation of profile training on physical culture; teaching

an expert in physical culture; regional system of sports education in Transbaikalian region.

К основным характеристикам, отражающим глобальные образовательные тенденции относятся: ценностная значимость образования как для индивида, так и для общества в целом; опережающий, вариативный и непрерывный характер образования; ориентация образования на целостное развитие личности, ее самоактуализацию и самоорганизацию; направленность образовательного процесса на активное освоение обучающимся способов познава-тельно-преобразующей деятельности; адаптация образования к широкому кругу запросов и потребностей личности; ориентация обучения на развитие ценностных смыслов; дальнейшее освоение новых образовательных технологий;

создание в российской системе образования единого образовательного пространства и др. [4]. Движение к созданию подлинного непрерывного образования должно происходить с опорой на результаты глубинного системного анализа проблемы в социокультурологическом аспекте. Все вышесказанное тем более относится к физкультурному образованию, потому что мы имеем дело не только с конкретизированной областью образовательной системы, но и непосредственно с культурой - физической культурой населения как объекта (субъекта) будущей профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех уровнях образования.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени; сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни; обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях; взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

За последние годы в сфере физической культуры и спорта в Забайкальском крае наметились позитивные изменения. Предпринимаются определенные меры для привлечения внимания населения к укреплению своего здоровья. Вместе с тем многие проблемы в данной сфере остаются нерешенными. Так, для Забайкальского края актуально:

недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

недостаточное количество профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта;

утрата традиций физкультурно-спортивной

направленности;

низкие темпы развития физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых различным группам населения;

недостаточная работа по пропаганде занятий физической культурой и спортом;

несовершенная материально-техническая база учреждений физической культуры и спорта.

Указанные проблемы предполагается решить в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010-2014 годы), основанной на приоритетных направлениях федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» (11.01.2006) и соответствующей целям и задачам приоритетных направлений социально- экономического развития Забайкальского края [5].

В результате анализа состояния физической культуры и спорта на современном этапе, а также перспектив развития общей физической культуры населения и физической культуры профессионалов в Забайкальском крае сформулирован ряд задач, решение которых позволит обеспечить опережающий, вариативный и непрерывный характер образования в крае; ориентацию образования на целостное развитие личности, ее самоактуализацию и самоорганизацию; адаптацию образования к широкому кругу запросов и потребностей личности; ориентацию обучения по физической культуре на развитие ценностных смыслов; дальнейшее освоение новых физкультурных образовательных технологий; создание в Забайкальской системе образования единого физкультурного образовательного пространства.

В связи с совершенствованием профильного обучения на старшей ступени школьного образования увеличивается количество классов с профильным изучением предмета «Физическая культура». Большую часть из них составляют спортивно-педагогические классы, ориентирующие учащихся на педагогические специальности в области физической культуры и спорта. Однако в последнее время, по данным исследователей, растет численность контингента учащихся военно-спортивных классов в общеобразовательных учреждениях.[6].

В Государственном стандарте содержания общего среднего (полного) образования в числе типовых образовательных профилей представлен «Оборонно-спортивный про-

филь», предполагающий углубленное (профильное) изучение двух учебных дисциплин: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью данного образовательного профиля является создание образовательной среды для объективного выбора профессионального образования по направлениям:

- педагогическое направление (по специальностям «учитель физической культуры», «тренер», «инструктор»);

- военное направление (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);

- медицинское направление (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, методов и средств контроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма) [1].

В Читинской области, в рамках федерального эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования, имеется опыт организации профильного обучения. По данным В. А. Романченко (зав. Центром сопровождения модернизации общего образования ЧИПКРО) [7], динамика развития системы профильного обучения в нашем регионе такова: в 2001/2002 учебном году 10 школ Читинской области приняли участие во введении профильного обучения; в 2002/2003 учебном году к ним присоединилось еще 26 общеобразовательных учреждений; в 2005/2006 учебном году - 167 школ области. Основную массу (около 70 %) составляют сельские и поселковые школы. В эксперименте по организации обучения по оборонно-спортивному профилю принимают участие несколько общеобразовательных школ: МОУ СОШ поселка Дарасун Карымского района, МОУ Зоргольская СОШ Приаргунского района и некоторые другие.

Разработка программ по профильному физкультурному обучению (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности и/или планирующих продолжить образование в сузах или вузах «силового» профиля или физической культуры) наряду с другими направлениями (профилями) является перспективной в системе школьного образования, т. к., по словам А. П. Матвеева, А. Я. Журкиной, В. А. Панова, «школьный период - это период интенсивного разворачивания процесса самоопределения человека как в социальном (жизненном), так и в профессиональных аспектах».

Анализ имеющихся научных изысканий в области моделирования образовательной сре-

ды по физической культуре на профильном уровне указывает на более основательную теоретико-методологическую разработанность спортивно-педагогического направления. Основными целями современных военно-спортивных классов являются интеллектуальное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их адаптация к жизни в обществе, создание прочной основы для подготовки воспитанников к служению Отечеству. Немаловажное значение имеет также создание основ для сознательного выбора юношами своей будущей профессии и последующего освоения профессиональных базовых программ. Данные классы ориентируют юношей к поступлению в профессиональные образовательные учреждения «силовых» ведомств Российской Федерации (Министерства обороны, МВД, ФСБ, МЧС России).

Вместе с тем содержание профильного предмета «Физическая культура», средства и методы, которые должны использоваться в процессе изучения данной дисциплины в классах оборонно-спортивной направленности являются объектом дискуссий. Это обусловлено недостаточным опытом организации профильного военно-физкультурного обучения в школах и тем фактом, что традиционная система физического воспитания становится все менее эффективной в современных социальноэкономических условиях [4].

В теории и практике науки накоплен большой опыт по физической подготовке юношей к службе в армии и формированию их психологической готовности. Однако имеющиеся разработки не учитывают специфики профильного обучения и не решают всех имеющихся проблем [1, 2].

Отмечая тенденцию к снижению уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей призывного возраста, рядом исследователей показывает высокую эффективность урочных форм занятий физической культурой, основанных на использовании средств военноприкладных многоборий (В. А. Лаврентьев и др.). Военно-прикладные многоборья открывают реальные перспективы эффективного физического совершенствования учащихся в согласии с целью и задачами профильного военно-спортивного обучения. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по

военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования...».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время состояние школьной физической культуры в профильных военно-спортивных классах характеризуется наличием ряда противоречий между:

• необходимостью обеспечения непрерывности физического воспитания учащейся молодежи и недостаточностью теоретико-методологического и экспериментального обоснования преемственности всех уровней физкультурного образования.

• возложенными на профильное обучение задачами и фрагментарным характером методической разработанности;

• между целями профильного обучения и средствами физического воспитания, традиционно применяемыми в данных классах, не позволяющих сформировать необходимый уровень общей и прикладной физической подготовленности;

Совокупность выявленных противоречий определила проблему нашего исследования, которая заключается в поиске путей повышения эффективности моделирования образовательной среды по физической культуре основного полного общего образования в Забайкальском крае на профильном уровне с оборонно-спортивной, спортивно-педагогической и оздоровительно- адаптивной направленностью.

Разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре для юношей 10-11-х классов оборонно-спортивного профиля осуществлялась на основе Госстандарта (2004) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) (2006).

Предлагаемая модель предусматривает реализацию принципа прикладности процесса по физическому воспитанию, находящего свое отражение в более полном учете индивидуальных интересов и потребностей учащихся в сфере физической культуры за счет включения физических упражнений, содействующих подготовке к будущей профессиональной деятельности, в нашем случае упражнений военно-прикладной направленности (военного пятиборья). Таким образом, ориентируясь на профильное обучение, программа нацеливает образовательный процесс по физической культуре на более полную и качественную под-

готовку старшеклассников к поступлению в военные учебные заведения профессионального образования или иные учреждения профессионального образования «силового» характера (вузы МЧС, МВД), а также в учреждения СПО и вузы физкультурной направленности.

Программа по физической культуре для учащихся профильных оборонно-спортивных классов рассчитана на два года обучения, что составляет 272 часа, из расчета 4 часа в неделю, по 136 часов на каждый год обучения. Программа представлена тремя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивная деятельность с элементами прикладной физической подготовки и введение в основы профессиональной деятельности. Каждая из этих линий имеет свои три учебных раздела (знания, способы деятельности, физическое совершенствование). Уроки физической культуры по своим задачам и направленности учебного материала могут быть комплексными - с решением нескольких педагогических задач и целевыми

- с преимущественным решением одной педагогической задачи. Все уроки физической культуры у учащихся оборонно-спортивных классов планировались по принципу целевых уроков, то есть нами были отдельно выделены уроки образовательно-познавательной направленности (знания - теоретические уроки), образовательно-обучающей направленности (способы деятельности - учебно-методические уроки) и образовательно-тренировочной направленности (физическое совершенствование - практические уроки). Выделение трех видов уроков по физической культуре в школе, по мнению В. П. Лукьяненко [4], является достаточно конструктивным и плодотворным, поскольку такое деление учитывает существенно различный характер деятельности учащихся. Уроки двух первых видов связаны с формированием интеллектуального компонента физической культуры и обеспечивают необходимый уровень образованности в этой сфере, причем теоретические уроки направлены на усвоение знаний, а учебно-методические - на овладения способами применения этих знаний. Уроки образовательно-тренировочной направленности преследуют цель формирования и совершенствования двигательных навыков, содействия развитию двигательных качеств и на этой основе укрепления здоровья учащихся, а также самореализации учащихся в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре для

юношей 10-11-х классов с оздоровительноадаптивной направленностью профиля осуществлялась на основе Госстандарта (2004] и Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) (2006).

Предлагаемая модель предусматривает реализацию принципа прикладности процесса по физическому воспитанию в основе которого лежит создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения профессией и включение молодого человека в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями, овладение навыками и знаниями о технологиях физультурно-оздо-ровительной деятельности с ориентированной физической подготовкой.

Базовый уровень ориентирован на обязательное изучение базовых общеобразовательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физика, химия, интегрированный курс обществознания. Остальные предметы изучаются по выбору.

Профильный уровень включает физическую культуру, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и биологию, которые преподаются как профильные общеобразовательные предметы и ориентированы на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию в сфере ФК и спорта, педагогического, медицинского, военного и др.

Предмет «Физическая культура» преподается в объеме четырех уроков в неделю, в содержание которых входит:

• знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (современные оздоровительные системы ФВ, физиологические основы физических упражнений, профилактика профессиональных заболеваний, основы законодательства ФК и С и др.;

• физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (атлетическая гимнастика и атлетические единоборства, аэробика, индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии (йога, цигун, пилатес и др.);

• спортивно-оздоровительная деятельность с ориентированной физической подготовкой (легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гимнастика с основами акробатики и др.);

• основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры (предметно-содержательные основы подготовки спе-

циалиста в высших образовательных учреждениях по специальностям и специализациям, практико-ориентированная подготовка с учащимися, контроль за физическими нагрузками, педагогическое и медико-биологическое тестирование, организация судейства и др.).

Кроме того, в учебный план включены элективные курсы, обязательные для посещения по выбору учащихся, в перечень которых могут входить следующие: история ФК и С и основы олимпийского образования; психология физической культуры и спорта; основы теории и методики ФК и С; основы анатомии, физиологии и гигиены ФВ и др.

Уроки физической культуры и элективные курсы проводятся на базе школы, а также спортивной базы ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, кафедры теории и методики физического воспитания, спортивных дисциплин и медико-биологических основ физической культуры и спорта. Учащиеся профильного класса имеют возможность дополнительно заниматься в секциях по избранному виду спорта на базе ЗабГГПУ. По окончании профильного класса учащиеся имеют возможность и преимущества для поступления на факультет физической культуры ЗабГГПУ, а также в училище олимпийского резерва, педагогические колледжи на профильные специальности, медицинскую академию.

Контроль за качеством обучения по физической культуре осуществлялся в соответствии требованиями к уровню подготовки выпускников, приведенными в Госстандарте (2004). Опираясь на требования, мы разработали контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить успеваемость учащихся по различным разделам программы. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитывались такие показатели, как глубина, полнота, аргументированность ответа, степень освещенности темы и др. С целью проверки знаний использовались следующие методы: устный опрос, тестирование, подготовка доклада, написание реферата. По разделу «Способы деятельности» осуществлялся текущий контроль в форме наблюдений. По данному разделу оценивалось качество усвоенных знаний, а также умение школьников использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями, т. е. осуществлять ту или иную деятельность (планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями, осуществлять судейство в избранном виде спорта, оказывать первую медицинскую помощь и т. д.). По раз-

делу «Физическое совершенствование» предусматривалось определение показателей физической подготовленности учащихся, а также контроль правильности выполнения изучаемых двигательных действий. Согласно Госстандарту (2004) школьники, изучавшие физическую культуру на профильном уровне, в конце обучения должны выполнять требования по физической подготовке, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования.

Таким образом, перспективы развития общей физической культуры населения и физической культуры профессионалов в Забайкальском крае носят опережающий, вариативный и непрерывный характер образования в крае, ориентируют образование на целостное развитие и адаптацию образования к широкому кругу запросов и потребностей личности, а также на развитие ценностных смыслов и дальнейшее освоение новых физ-

культурных образовательных технологий для создания в забайкальской системе образования единого физкультурного образовательного пространства.

1. Глущенко И. А. Система профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп. - 2007. - 25 с.

2. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.

3. Латыпов И. К. О сложностях организации профильного обучения // Физическая культура в школе, 2009. - № 4. - С. 6-9.

4. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография. -М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.

5. Постановление «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010 -2014 годы)» от 11 августа 2009 года.

6. Погудин С. М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2005. - № 5. - С. 23 - 41.

7. Романченко В. А. Организационные модели профильного обучения в школах рабочих поселков (по материалам опытно-экспериментальной работы) // Вестник образования Забайкалья, - 2006. - № 2 (30). - С. 51 - 54.

УДК / UDC П. Д. Косинский, доктор экономических наук, профессор, заведующий

337.014.3 кафедрой налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского

государственного университета, Кемерово, Россия, [email protected] А. Г. Ашарат, доцент кафедры налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия

Petr Kosinskiy, Doctor of economics, head of the Department of Taxation, Entrepreneurship and Legislation of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, [email protected]

Alexandr Asharat, docent of the Department of Taxation, Entrepreneurship and Legislation of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

commercialization and new curricula in the system of higher professional education personnel training

В статье рассмотрены проблемы применения новых образовательных программ в системе подготовки кадров высшего профессионального образования. Авторами представлено видение развития образования в условиях реализации государственной политики перехода высших учебных заведений на самофинансирование. На основе краткого критического анализа существующих отечественных и зарубежных систем образования авторами представлена возможная конструктивная схема высшего образования в России с учетом специфики страны.

The article considers the problems of applying new curricula in the system of training personnel for higher professional education. The authors presented a vision of education development in conditions of realizing the state policy of transition of higher educational institutions onto selffinancing. On the basis of a brief critical analysis of the existing domestic and foreign educational systems, the authors presented the possible constructive scheme of higher education in Russia taking into account the specifics of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.