УДК 796.0
Стафеева Анастасия Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, [email protected], Чита
Дерябина Анна Львовна
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, [email protected], Чита
роль института физической культуры в формировании системы непрерывного физкультурного
ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛьСКОМ КРАЕ
Stafeeva Anastasiya Vladimirovna
The accademic degree,title: the Applicant of Pedagogical Science, the Assistant Professor. The State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernishevsky of Zabaikalye, [email protected], Chita
Deryabina Anna Lvovna
Post-graduate student. The State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernishevsky of Zabaikalye, [email protected], Chita
THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING INSTITUTE IN FORMING A SYSTEM OF INCESSANT PHYSICAL CULTURE IN zABAIKALSKIY REGION
К основным характеристикам, отражающим глобальные образовательные тенденции относятся: ценностная значимость образования как для индивида, так и для общества в целом; опережающий, вариативный и непрерывный характер образования; ориентация образования на целостное развитие личности, ее самоактуализацию и самоорганизацию; направленность образовательного процесса на активное освоение обучающимся способов познавательно-пре-образующей деятельности; адаптация образования к широкому кругу запросов и потребностей личности; ориентация обучения на развитие ценностных смыслов; дальнейшее освоение новых образовательных технологий; создание в российской системе образования единого образовательного пространства и
др. [2].
Явное противоречие между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения и современными условиями труда и жизни указывает на необходимость переориентации системы образования на сохранение и укрепление здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако в образовательной среде, как у педагогов, так и учащихся особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и со-
циального неблагополучия. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Прогрессируют заболевания сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, не решена.
Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей. Для этого, прежде всего, целесообразна направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности [5].
На территории Забайкальского края складывается система непрерывного и преемственного физического воспитания и образования, объединяемая Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и включающая в себя 618 образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 145 тыс. школьников (97,5%); 474 дошкольных образовательных учреждений - около 102 тыс. воспитанников (95%); 7 учреждений среднего профессионального образования - около 1500 учащихся (97,5%); 21 учреждение начального профессионального образования - около 4800 учащихся (97,5%); 50 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности - 21452 воспитанников (15,4%); а также 54 учреждений круглосуточного пребывания детей - около 3 600 воспитанников (80%) [3].
Образовательную деятельность осуществляют 707 учителей физической культуры (из них 381 в сельской местности). Высшее образование имеют 398 человек (56,3%) и 252 человек (35,6%) среднее профессиональное образование. В дошкольных образовательных учреждениях работают 157 инструкторов по физической культуре. Средняя обеспеченность кадрами в расчёте на одного специалиста в дошкольном образовании (городской округ) составляет 185,8 детей; в общеобразовательных учреждениях - 212 учащихся.
На базе спортивных залов общеобразовательных учреждений края организована работа 1517 спортивных кружков с охватом контингента школьников 33219 чел., что составляет 23,9% от общего контингента учащихся.
Одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в том числе и в Забайкальском крае, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодёжи на всех уровнях образования [1].
Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются: единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучеб-ного времени; сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни; обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях; взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.
Таким образом, проблема непрерывности физкультурного образования рассматривается в двух плоскостях: 1) непрерывное образование личности, имеющее целью формирование физически культурного (а не просто телесно здорового!) человека, т. е. полностью физкультурно-грамотного человека; 2) непрерывное профессиональное физкультурное образование, целью которого является подготовка специалиста, способного осуществлять и обеспечивать на всех уровнях - от проекта, программы до их реализации - педагогически организованное непрерывное образование различных социально-демографических групп и создавать им условия для физкультурного самообразования. Взаимосвязь и взаимозависимость этих двух сторон одного явления несомненна.
Указанные проблемы предполагается решить в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010-2014 гг.), основанной на приоритетных направлениях федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (11. 01. 2006) и соответствующей целям и задачам приоритетных направлений социально- экономического развития Забайкальского края.
Переориентировать процесс физического воспитания и образования населения на новые социальные цели, придать этому процессу общегуманистическую и общекультурную направленность, обеспечить условия для формирования физкультурно-образованной целостной личности и участвовать в создании нового образа физической культуры общества смогут лишь специалисты нового поколения. Формирование такого специалиста - процесс сложный, многогранный и длительный. Острота проблемы определяется чрезвычайной сложностью и неоднозначностью тех явлений, которые происходят сегодня во всей социальной жизни, в культуре и образовании, прежде всего. Исследователям нельзя игнорировать тот факт, что изменять практику необходимо уже сегодня, находя эффективные пути оперативной переориентации кадров; с другой стороны, опережая практику, прогнозировать содержание непрерывного образования специалистов новой формации, т. е. работать на будущее.
Исследование проблемы непрерывного физкультурного образования обсуждалось на заседании круглого стола «Проблемы и перспективы развития системы непрерывного физкультурного образования в Забайкальском крае», который проходил в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского в апреле 2010 г. В обсуждении вопросов, связанных с перспективами развития физкультурного образовании края приняли участие: руководители Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края, ведущие специалисты Министерства образования и молодежной политики края, руководители педагогических колледжей и училища олимпийского резерва, директора ДЮСШОР и общеобразовательных школ. В рамках работы круглого стола обсуждались сущностные характеристики и структура непрерывного образования, а также методологическая основа и практическая технология реализации концепции непрерывного физкультурного образования в Забайкальском крае.
За последние годы в сфере физической культуры и спорта в Забайкальском крае наметились позитивные изменения. Предпринимаются определенные меры в плане привлечения внимания населения к укреплению своего здоровья. Вместе с тем, многие проблемы в данной сфере остаются нерешенными. Так, для Забайкальского края актуально:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточное количество профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта;
- утрата традиций физкультурно-спортивной направленности;
- низкие темпы развития физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых различным группам населения;
- недостаточная работа по пропаганде занятий физической культурой и спортом;
- несовершенная материально-техническая база учреждений физической культуры и спорта.
Указанные проблемы предполагается решить в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010-2014 гг.), основанной на приоритетных направлениях федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (11. 01. 2006) и соответствующей целям и задачам приоритетных направлений социально- экономического развития Забайкальского края [4].
Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры и спорта отмечается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школ и, особенно, сельских. Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют долгосрочного планирования подготовки
кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях. Наряду с этим требуется переподготовка учителей физической культуры и школьных медицинских работников по вопросам врачебно - педагогического контроля за физическим воспитанием ослабленных детей. Накопившиеся проблемы в сфере физической культуре и спорта говорят о необходимости и целесообразности выработки согласованных действий и принятия концептуальных решений по проблемам подготовки кадров в регионе.
В ныне действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования всех специальностей в области физической культуры и спорта, требования к профессиональной подготовке выражены словами «должен знать», «должен уметь», «должен иметь представление». Ни в одной строке стандарта профессиональная готовность специалиста не выражается через понятие «профессиональная компетентность», что не способствует формированию у выпускников готовности эффективно использовать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели, а также готовности оценивать и анализировать результаты своих действий.
Центральную роль в решении проблемы развития системы непрерывного физкультурного образования молодежи, подготовки специалистов новой формации в области физкультурного образования, а также реализации сетевого взаимодействия с учреждениями и ведомствами здоровьесберегающей и физкультурно-спортивной направленности в Забайкальском крае играет образованный в 2010 г. Институт физической культуры при Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского.
Факультет физической культуры ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, имеющий 50-летнюю историю, является единственным в регионе факультетом, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта. За эти годы проведена огромная работа по всем направлениям деятельности, что позволило поднять факультет на качественно новый уровень и создать условия для образования Института физической культуры: сформирован основной профессорско-преподавательский корпус; динамично развиваются научные направления в рамках научных лабораторий; отрабатываются технологии внедрения в учебный процесс инновационных подходов; сформирована система воспитательной работы, отвечающая современным требованиям; совершенствуется материально-техническая база.
Это подтверждается следующими качественными показателями, отвечающими лицензионным требованиям:
- квалифицированным составом преподавателей;
- достаточным количеством учебных и обеспечивающих учебный процесс площадей;
- необходимым учебным и научно-исследовательским оборудованием;
- современной информационной и компьютерной базой;
- собственными учебными и методическими разработками;
- развивающейся материально-технической базой, обеспечивающей учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность;
- инновационными технологиями для реализации поставленных задач; 312
- развитыми учебными и научными связями внутри России.
Миссия Института физической культуры заключается в обеспечении системы непрерывной качественной подготовки конкурентоспособных, квалифицированных, компетентных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности специалистов в области физической культуры и спорта на основе сочетания передовых инновационных технологий обучения с научно-практической деятельностью.
Перспективное развитие Института предусматривает обновление методологии, содержания и технологий подготовки и воспитания квалифицированных специалистов.
Современное образование должно строиться на подлинно научных основах; быть многообразным - удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных групп и духовные запросы отдельной личности. Образование дает и расширяет возможности прогнозирования, видения будущего, а, следовательно, и успешного выбора вариантов решения современных проблем. В этом смысл постоянного движения вперед и определения новых перспектив развития Института.
Стратегия развития Института строится с учетом мировых тенденций развития высшего образования, которые сориентированы на создание открытого образовательного пространства в Европе и взаимодействие, сотрудничество в Азии. Т. е. учитывать динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы малоквалифицированного труда, постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке.
Ориентация на доступность, качество и эффективность высшего физкультурного образования является основой стратегии развития Института. При разработке программы развития института учитываются основные закономерности развития высшего профессионального образования:
- диверсификация, предусматривающая расширение разнообразия специальностей, форм обучения, методов и технологий образования, оценок его качества;
- индивидуализация, которая заключается не только в разработке индивидуальных образовательных программ, но и в соответствующей организации самостоятельной работы студентов;
- опережающее развитие за счет усиления инновационного потенциала;
- непрерывность и многоступенчатость;
- интенсификация, предполагающая использование новых методов информационного и методического обеспечения образовательного процесса;
- компьютеризация и информатизация, т. е. создание открытого информационного образовательного пространства, а также реализация технологий дистанционного образования.
Развитие института должно быть планомерным, взвешенным, пропорциональным и сбалансированным. Ключевые направления развития института должны быть связаны с существенным повышением качества образовательной, научно-исследовательской, организационно-управленческой и воспитательной деятельности.
Развитие института должно проходить в соответствии с тенденциями реформирования государственной системы управления и образования на основе инновационных процессов, реализуемых в обществе, в науке и технике, в экономике, в образовании. Особое место в этом процессе должны занимать информационные технологии.
Процесс инновационного развития Института может быть подвергнут оценке на основе следующих критериев:
- критерий системности и функциональности;
- критерий непрерывности и надежности;
- критерий продуктивности;
- критерий оптимальности;
- критерий адаптивности;
- критерий дуальности.
Кроме этого должны быть учтены аккредитационные показатели вуза.
К числу ведущих механизмов, которые обеспечат процесс развития Института, относятся:
- административный;
- организационно-управленческий;
- ресурсный;
- информационный;
- кадровый;
- социольно-педагогический;
- маркетинговый;
- механизм социального партнерства;
- мониторинговый.
В настоящее время разработан проект программы развития Института физической культуры, определяющий цели, задачи, содержание, механизмы, этапы организации и осуществления деятельности по совершенствованию всех направлений деятельности Института.
Одновременно с планированием стратегических перспектив разработан план действий по развитию института на среднесрочный период (2-3 года). В этом смысле наступающий среднесрочный период характеризуется сложными процессами (которые необходимо принимать во внимание при определении конкретных направлений развития института):
- завершение государством перестройки образовательной системы, формирование новых требований к вузам со стороны государства и общества, особенно в сферах инноваций;
- формирование новых требований к качеству подготовки выпускников, что однозначно скажется на востребованности их работодателем;
- изменение принципов финансирования высшей школы, переход на нормативно-подушевое финансирование;
- низкий уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников, который может быть повышен при переходе к новой отраслевой системе оплате труда;
- неопределенность в вопросах спроса общества и государства на образование и фундаментальные исследования;
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг;
- усиление оттока специалистов из высшей школы, из сферы образования и науки;
- демографический спад в стране;
- ориентация федеральных органов управления образования на реализацию направления по формированию единого общеевропейского образовательного пространства (в том числе по внедрению принципов и положений Болонского процесса).
Адекватная и своевременная реакция на эти процессы, результативное решение собственных проблем возможны только на пути совершенствования образованного Института.
В результате анализа состояния физической культуры и спорта на современном этапе, а также перспектив развития общей физической культуры населения и физической культуры профессионалов в Забайкальском крае, выявлена потребность в создании и развитии Института физической культуры, миссией которого является, обеспечение опережающего, вариативного и непрерывного характера физкультурного образования в крае; ориентацию образования на целостное развитие личности, ее самоактуализацию и самоорганизацию; адаптацию образования к широкому кругу запросов и потребностей личности; ориентации обучения по физической культуре на развитие ценностных смыслов; дальнейшее освоение новых физкультурных образовательных технологий; создания в Забайкальской системе образования единого физкультурного образовательного пространства.
Библиографический список
1. Кузьменко, Л. В. Проектирование региональной системы непрерывного педагогического образования [Текст]: автореф. дисс... канд. пед. наук/ Л. В. Кузьменко. - Тамбов, 2006. - 21 с.
2. Ошорова, Г. С. Здоровьесберегающие технологии обучения в условиях глобального образования [Текст]/Г. С. Ошорова, Н. Б. Ошорова// Образование и глобализация: материалы Третьей Байкальской международной науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2009. - С. 167-171.
3. Романова, Л. Н. Совершенствование процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Забайкальского края [Текст]/ Л. Н. Романова. // Вестник образования. - 2009. - № 3. - С. 9-11.
4. Постановление «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010-2014 годы)» от 11 августа 2009 года.
5. Сентизова, М. И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности [Текст]: автореф. дисс.. .канд. пед. наук/ М. И. Сентизова. - Якутск, 2008. - 24 с.