Научная статья на тему 'Новые подходы в сохранении здоровья учащейся молодежи в экстремальных климатогеографических условиях Забайкалья'

Новые подходы в сохранении здоровья учащейся молодежи в экстремальных климатогеографических условиях Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / КЛИМАТО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ / ВОСТОЧНАЯ ГИМНАСТИКА ЦИГУН / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна, Стафеева Анастасия Владимировна

В статье анализируется понятие «здоровье» и его состояния. Рассматривается проблема сохранения здоровья в экстремальных климато-географических условиях Забайкальского края. Предлагается оздоровительная методика, направленная на повышение функциональных резервов организма, усиление иммунитета, улучшение телосложения и внешности, подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях и развития специальных качеств учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна, Стафеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в сохранении здоровья учащейся молодежи в экстремальных климатогеографических условиях Забайкалья»

УДК 371.3:796+614

Аникеева Виктория Валерьевна

Аспирант, ассистент кафедры спортивных дисциплин Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, аткееуа_ viktoriya@mail.ru, Чита

Стафеева Анастасия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, Staffanastasiya@ yandex.ru, Чита

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Anikeeva Victoriya Valerevna

The post-graduate student, the assistant to chair of sports disciplines of Transbaikalian state gumanitarno-pedagogical university of N. G. Chernyshevsky, anikeeva_viktoriya@mail. ru, Chita

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the senior lecturer of chair of theoretical bases ofphysical training offaculty of physical training of Transbaikalian state gumanitarno-pedagogical university of N. G. Chernyshevsky, Staffanastasiya@yandex.ru, Chita

NEW APPROACHES IN PRESERVATION OF HEALTH OF PUPILS IN EXTREME KLIMATO-GEOGRAPHICAL CONDITIONS OF TRANSBAIKALIA

В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья студенческой молодежи, во многом определяет возможности освоения ею всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Автором отмечается, что почти треть студентов имеют значительные отклонения в состоянии здоровья, страдают хроническими заболеваниями, что в целом совпадает с данными по стране [7]. Ежегодно в вузы страны поступает до 30% студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (А. Н. Антонова, С. П. Миронова, Г. Н. Сердюковская и др.). Данные исследования самооценки отношения к своему здоровью А. М. Козина (2009), свидетельствуют о факте обеднения культурной среды, в которой происходит развитие личности наших студентов и о смещении ценностных ориентиров. Так, в рейтинге жизненных ценностей студентов Челябинского государственного университета здоровье оказалось лишь на четвертом месте, что свидетельствует о том, что здоровье, для большинства студентов, не яв-

ляется ценностью, а, следовательно, отсутствует достаточная мотивация к сбережению собственного здоровья.

Авторы различных дефиниций здоровья используют множество критериев, характеризующих сущность этого понятия [2; 4]. С общеметодологических позиций все они могут быть сведены к двум определениям: негативному и позитивному [6]. Первое рассматривает здоровье как отсутствие болезни. Второе - как состояние «благополучия», «оптимального функционирования организма», «равновесия между индивидом и окружающей средой», «полнокровное существование человека» и т. п.

При анализе здоровья выделяют три его состояния:

- состояние здоровья, характеризующееся высоким уровнем адаптационных возможностей;

- состояние болезни со срывом адаптации;

- пограничное состояние - между здоровьем и болезнью [4].

В последние годы повышенный интерес исследователей проявляется в отношении пограничного состояния. Дело в том, что переход от здоровья к болезни осуществляется через ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности обращаться за медицинской помощью. Эти переходные стадии объединяются под одним общим названием «третье состояние». По оценкам специалистов в этом состоянии находится до 50-75 % населения земного шара. И, как ни странно, здоровье этой самой многочисленной части людей оказалось вне поля зрения специалистов, так как имеющиеся функциональные нарушения не позволяют получать достаточные физические нагрузки и надеяться на высокие спортивные результаты, а врачей эта группа не интересует, так как возникшие нарушения еще не носят клинического характера.

Третье состояние не предполагает фатального перехода в стадию болезни, это скорее шанс, подаренный природой человеку для восстановления резервных возможностей организма. Поэтому здоровье рассматривается и как процесс - процесс его сохранения и укрепления.

Основным механизмом сохранения здоровья является гомеостаз - способность организма с помощью системы обратных связей обеспечивать постоянство своей внутренней среды, несмотря на изменение окружающих условий.

Другой фундаментальной способностью организма, которую он использует для сохранения здоровья, является адаптация - приспособление к окружающей среде в ответ на поступающие из нее раздражители. Так как за адаптацию необходимо «платить», то отсюда вытекает еще один привен-тивный подход к здоровью, связанный с необходимостью поддерживать необходимый уровень резерва адаптационных возможностей. Наконец, сохранить здоровье можно путем сокращения его потерь, устранив причины чрезмерного расходования здоровья, исключив факторы риска.

В основе укрепления здоровья лежит другой, здоровье созидающий, механизм. Он также базируется на адаптивных реакциях организма, направ-

лены они не столько на сохранение, сколько на увеличение адаптационных ресурсов и резервов здоровья, такого рода реакции возникают иод воздействием т. н. «физиологического», «тренирующего» стресса и выражаются в морфофункциональных преобразованиях, обеспечивающих спиралевидный переход организма на новый, более высокий, уровень адаптационных возможностей.

Наконец, здоровье - это еще и способность. Причем, учитывая, что эта дефиниция не только медико-биологическая, но и социальная, можно сказать, что речь идет о способности к реализации человеком своих биологических и социальных функций. На способность проявлять свое здоровье мощное влияние оказывают душевные (психические) и духовные качества личности. «От соответствия жизненных установок, притязаний индивида и проявлений здоровья формируется та или иная степень «благополучия» -физического, душевного, социального» [2].

Сегодня система образования готовится переходить к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования. В документах новых стандартов ставится вопрос охраны и укрепления здоровья молодежи в системе высшего образования. Безопасное для здоровье образование переходит на качественно новый уровень здоровье формирующего образования. Кроме того, впервые в требованиях к результатам образования включен важный, с позиции сохранения здоровья молодежи, критерий, как «способность к контролю и самоконтролю». Сохранение здоровья молодежи из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию - «результата процесса образования».

Явное противоречие между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения и современными условиями труда и жизни указывает на необходимость переориентации системы образования на сохранение и укрепление здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако в образовательной среде, как у педагогов, так и учащихся особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей. Для этого, прежде всего, целесообразна направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности [9].

В концепции Проекта нового стандарта второго поколения по физической культуре в общеобразовательных школах в качестве механизма повышения качества образования предлагается ориентация не столько на обновление самого учебного содержания, которое представлено в стандарте 2004 г. и направлено на формирование ключевых компетенций, культуры здоровья, - в начальной, культуры движений - в основной, и социальноориентированной - в средней школе, сколько на разработку и внедрение

систему требований к результатам освоения содержания образовательного стандарта.

Деятельностная основа современного образования по физической культуре базируется на концепции личностного социального и познавательного развития учащихся, что определяется характером и содержанием этой деятельности. Эта деятельность задает структурную организацию учебного предмета, которая направлена на формирование физкультурной грамотности, культуры здоровья, активного вовлечения детей в самостоятельные занятия по укреплению собственного здоровья, развитию физических качеств и освоению двигательных действий в различных формах досуга и отдыха с использованием средств физической культуры [8].

Предлагаемая методика способствует решению проблемы сохранения здоровья не только как задачи здравоохранения, но и задачи педагогики, в связи с тем, что здоровье рассматривается как многогранное понятие, определяемое в уставе ВОЗ, как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ, 1986). И, несмотря на то, что данное определение не может считаться, достаточно научным, оно указывает на необходимость структурного подхода в анализе этого целостного многоуровнего состояния. В этой связи здоровье согласно современным представлениям рассматривается как состояние, как процесс и как способность.

Оздоровительная методика направлена на повышение функциональных возможностей организма, усиление иммунитета, улучшения телосложения и внешности, а также снятию усталости и повышению работоспособности, подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях и развития специальных качеств учащейся молодежи.

Известно, что организм человека как система и единое целое живет и взаимодействует со средой [1], со стороны которой на него влияют различные социальные и экологические факторы. В результате этого взаимодействия на него влияют различные социальные и экологические факторы. В результате этого взаимодействия устанавливается динамическое равновесие в организме - баланс между комплексом внешних и внутренних факторов. Этот баланс и определяет уровень и состояние здоровья организма.

Современное традиционное дошкольное, школьное и вузовское образование в области физического воспитания характеризуется недостаточной изученностью многогранного процесса роста и развития детей школьного возраста, а также взаимосвязей морфофункционального становления, конституции и развития двигательных качеств. Практически не учитываются современные достижения физиологии развития организма, в том числе конституциональные, генетически предопределенные факторы, являющиеся факторами риска, которые следует учитывать в конкретных социальных, климато-географических и экологических условиях.

Забайкальский край испытывает давление негативных факторов. Это, прежде всего экстремальные природно-климатические условия, слабая

освоенность и отдаленность региона от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, бездорожье, нестабильность и отток населения.

В последнее время усилилось неблагоприятное воздействие различных внешних причин, вызывающих тревогу за здоровья молодого поколения Забайкальцев. Здоровье населения, проживающего в Забайкальском крае, в целом отражает общее состояние здоровья по Российской Федерации.

В северных районах Забайкалья, отличающихся рядом природно-географических и экологических факторов, таких как суровый континентальный климат, микроэлементный дисбаланс, добывающие отрасли промышленности, отмечается большое количество заболеваний дыхательной системы, с наследственной отягощенностью на фоне разбалансировки иммунных процессов [3]. Особое внимание заслуживают острые респираторные вирусные инфекции, характеризующиеся воспалительными изменениями гортани и нижележащих отделов дыхательного тракта, требующие проведения экстренной терапии.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования, в том числе и в Забайкальском крае обеспечиваются: единой законодательной нормативно - правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени; сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни; обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях; взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

Примерные учебные программы по физическому воспитанию, по нашему мнению в основном ориентированные на центральную полосу России, на различных ступенях образования, предлагают освоение основ знаний, формирование основных двигательных действий и развитие физических качеств, средствами подвижных и спортивных игр, гимнастики, плавания, лыжной подготовки и др. В образовательных учреждениях Забайкальского края, где до сих пор проводится 2 урока физической культуры в неделю, в связи с социально-экономическими условиями, отсутствием бассейнов, а также малым количеством учебных дней, температурный режим которых, позволяет заниматься физической культурой на улице, реализуется лишь 30% предлагаемых программами средств физической культуры. А, используемые средства не способствуют повышению функциональных возможностей организма, адаптации к условиям среды и не формируют у учащихся способности к физическому саморазвитию и способности к мыслеобразному сопровождению физической нагрузки.

Вышеназванные особенности служат основой в принципиально новом подходе в модернизации физкультурного образования в Забайкальском крае, основанном на применении средств цигун в сочетании с традиционной двигательной активностью, направленного на совершенствование физического состояния организма и поддержание его на оптимальном уровне в течение всей жизни, развития интеллекта, вскрытие резервных возможностей тела и психики.

Цигун (дословно - манипулирование «ци») - это вид физической культуры, сочетающий функции лечения и оздоровления, а также включающий особые способы тренировки психики и сознания, связанные с положениями восточной философии. В течение тысячелетий методы цигун служили для укрепления здоровья, защиты от болезней, продления жизни, развития интеллекта.

Существуют три группы определений, объясняющих значение термина: восточная, западная и отечественная. Одно из первых упоминаний «ци» встречается в «Трактате Желтого императора о внутреннем», написанном не позже XIV в. до н. э.: « Для предотвращения заболевания.... Следует пребывать в безмятежности полного покоя. Тогда истинное «ци» будет послушно двигаться в соответствии с ритмом восьми сочленений, а семя и дух пребудут во внутренних сферах, где им и положено быть». Судя по тексту трактата, под «ци» подразумевается некая субстанция, обеспечивающая жизнедеятельность внутренних органов [5].

Б. Б. Виногродский, переводчик «Трактата Желтого императора» объясняет этот термин через «дыхание»: «Дыхание - ЦИ: одна из основных категорий организации, которая была присуща как человеку, так и всей Вселенной. Рассматривалось не просто дыхание как действие, которое производится легкими, а скорее весь комплекс вопросов, поверхностным выражением которого является движение воздуха на вдохе и выдохе. Поэтому, в зависимости от контекстуальной реализации, данный термин может пониматься по-разному. Хотя его можно определить так: материальный носитель процессов, приводящих к движению легкие в процессе дыхания. В этом термине одновременно реализуются признаки действия, состояния и объекта, что часто встречается в терминологии древнекитайской философии».

Китайский врач Ци Линь писал: «С позиции китайской медицины, ци представляет собой одну из форм элементарной материи поддерживающей жизнедеятельность человеческого организма; рождение, рост, зрелость, старость и смерть - это рождение, нарастание, и, в конечном итоге, упадок ци».

Монгольский иглорефлексотерапевт Гаваа Лувсан дал следующее определение «ци»: «Представление о движущей силе вселенной присуще древневосточной философии. В древнекитайской культуре это «ци» - жизненная энергия; в древнеиндийской философии это «прана» - первородное животворное дыхание, основополагающая животворная энергия».

Французский исследователь М. Рубин (Rubin) так представляет ци (прану): «В любом функционирующем организме происходят обменные процессы и

вырабатывается энергия, химические и электрические проявления которой нам известны. Древневосточные медики предположили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, где циркулирует по строго определенным путям. Меридиан имеет наружный и внутренний путь, соединяющий кожу с внутренним органом, от которого исходит внутренняя энергия». Учитывая принципиальные различия между мышлением древних и современных ученых, между терминологией древнекитайской натурфилософии и современно естествознания, следуя указанным принципам, термин «ци», с одной стороны, связан с психосоматической системой человека или моделью психического отражения человека с другой стороны - это эмпирически замеченное явление полевых взаимодействий, регистрируемое органами чувств, выходящих за рамки слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса.

Методики цигун по режиму выполнения упражнений подразделяются на статические, динамические и статико-динамические.

Основные различия спортивной деятельности и методики цигун состоят:

а) в содержании тренировочного процесса. Обучение цигун включает выработку определенных моральных качеств, тренировку сознания и психики, овладение специальными способами регулирования дыхания, позами, движениями, тогда как физическая культура и спорт подразумевают, прежде всего двигательную активность. В цигун главное внимание уделяется тренировке «духа, мысли и ци», навыком ведения ци посредством мысли, согласованию внешней формы движений с ци, чтобы физические движения были подчинены «духу, МЫСЛИ И ЦП».

б) в воздействии на обменные процессы. Если функции физкультуры и спорта преимущественно заключаются в повышении возможности организма по превращению химической энергии в механическую и тепловую посредством мышечного движения, то занятия цигун направлены на упорядочение и повышение эффективности обменных процессов. Укрепление жизненных сил организма.

Основные факторы цигун:

- «Регулирование сознания» (психики);

- «регулирование дыхания», прежде всего достижение его тонкости, равномерности, длительности»;

- «регулирование тела», легкость, естественность эстетичность, раскрепощенность поз и движений (релаксакция) без какой бы то ни было расхлябанности;

Эффект от цигун не зависит от количества упражнений. Освоение 1-2 систем достаточно для оздоровительного эффекта и самостоятельного продолжения тренировок.

В содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре у учащихся общеобразовательных школ, а также для студенческой молодежи целесообразно ввести следующие упражнения:

- «Стояние столбом» (чжань чжуань). Этот вид статических упражнений, выполняемых в положения стоя, издавна применялся в практике бо-

евых искусств, а впоследствии стал самостоятельным средством оздоровления. Оно позволяет «сочетать движение и покой», т. е. комбинировать движения с собственно статическим упражнением, а также выполнять определенные психические действия - реализовывать заданную установку в состоянии физической и психической релаксации, переходить от физического упражнения к «покою». Продолжительность упражнения в среднем 10-15 минут.

- Классические гимнастики «восемь отрезков парчи» (бадуаньцзин), «методика изменения сухожилий» (ицзиньцзин) и «танец пяти зверей» (уциньси) ныне относятся к оздоровительным видам цигун. Эти упражнения могут быть самостоятельными, а также выполняться в качестве подготовительных, перед занятиями по физической культуре.

- Лечебно-профилактический массаж (самомассаж) (туй-на).

- Упражнения цигун «палочка Великого предела» (тайцзибан) и «взмахивание руками» (шуай шоу).Упражнения тайцзыбан выполняют с палочкой длиной 32 см., полузакрыв глаза. Движения замедленные несложные, внимание сосредоточено преимущественно на области даньтянь (центре тяжести тела), мышцы расслаблены.

- Комплексы тайцзи-цюань.

- Упражнения для профилактики зрения. Методы массажа глаз.

- Статические упражнения цигун (цзицигун). Их можно выполнять в течение 5-6 минут перед началом урока.

Глубокое и спокойное дыхание расслабляет и дает ясность уму. Легкие в процессе упражнений получают достаточно кислорода в мозг и все тело в целом. Кроме того, глубокое и полное дыхание заставляет диафрагму двигаться вверх-вниз, массируя и стимулируя внутренние органы. По этой причине упражнения на глубокое дыхание также называют «упражнениями для внутренних органов».

Функции цигун не ограничиваются профилактикой и лечением заболеваний. Регулярные занятия цигун помогают воспитывать характер, повышают интеллектуальные возможности человека, укрепляют его морально-волевые качества, а также развивают способность к антиципации (интуитивному предвосхищению событий).

Таким образом, использование средств цигун в сочетании с традиционной двигательной активностью в учебно-воспитательном процессе про физической культуре в различных образовательных учреждениях Забайкальского края, будет способствовать совершенствованию физического статуса человека в экстремальных условиях региона, поддержание его на оптимальной уровне в течение всей жизни, развития интеллекта, вскрытие резервных возможностей тела и психики.

Библиографический список

1. Аг-оол, Е. М. Модернизация школьного физкультурного образования в республике Тыва на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности [Текст]: автореф. дис...докт. пед. наук / Е. М. Аг-оол. - Малаховка, 2009. - 56 с.

2. Апанасенко, Г. Л. Валеология на рубеже веков [Текст] / Г. Л. Апанасенко II Валеология. 2000. - № 1. - С. 4-11.

3. Бишарова, Г. И. Формирование измененной реактивности детского организма в условиях Севера Забайкалья [Текст] / Г. И. Бишарова II Роль патологии щитовидной железы в формировании нарушений интеллектуального, соматического и репродуктивного здоровья населения Забайкалья: труды конференции актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков Забайкалья. - Чита, 2003. - С. 83-87.

4. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) [Текст] / В. А. Вишневский. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. - 270 с.

5. Воронов, И. А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) [Текст] / И. А. Воронов. - М.: ACT, Мн.: Харвест, 2006. 432 с.

6. Касаткин, В. Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья [Текст]: автореф. дис...докт. мед. наук. / В. Н. Касаткин. - М., 1999. -44 с.

7. Козин, А. М. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании [Текст] / А. М. Козин II Здоровьесберегающее образование. - 2009. -С. 42-47.

8. Кузнецов, В. И. Глобализация и физическая культура в общеобразовательных школах [Текст] / В. И. Кузнецов II Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы второй всероссийской науч.конф., посвященной 50-летию факультета физической культуры ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. - Чита, 2009. - С. 232-235.

9. Сентизова, М. И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности [Текст]: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. / М. И. Сентизова. - Якутск, 2008. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.