Научная статья на тему 'Оценка уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности'

Оценка уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1596
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / FITNESS LEVEL / COMPREHENSIVE SCHOOL / SPECIALIZED EDUCATION / MILITARY-SPORTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохрякова Юлия Федоровна

В статье автором дан анализ уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности г. Читы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохрякова Юлия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of physical development and fitness level among pupils of 10th forms of military profile

The article analize the level of physical development and fitness among pupils of 10th forms of military speciality in Chita.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности»

16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002 (англ. 1984).

17. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

18. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3.

19. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 2001.

20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделение философии

образования и теории педагогики РАО 23 апреля. - 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm

21. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

Фетисов Василий Алексеевич - аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.

Fetisov Vasiliy Alexeevich - post-graduate of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University, Chita.

ph. 36- 55- 64, 8 912 5189322.

УДК 371.037

Ю. Ф. Хохрякова

Оценка уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности

В статье автором дан анализ уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности г. Читы.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, общеобразовательная школа, профильное обучение, военно-физкультурное образование.

Yu.F Khokhryakova

Estimation of physical development and fitness level among pupils of 10th forms of military profile

The article analize the level of physical development and fitness among pupils of 10th forms of military speciality in Chita.

Key words: physical development, fitness level, comprehensive school, specialized education, military-sports education.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях, по мнению специалистов [4 и др.], остается задача обеспечения преемственности общей и профессиональной ступеней образовательного процесса. Модернизация системы школьного образования в стране, в частности введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, открывает принципиально новые возможности в осуществлении профессиональной ориентации учащихся, на основе выявления и развития личностных интересов, индивидуальных склонностей и способностей [2].

Одним из типовых профилей, рекомендованных Министерством образования РФ (приказ от 9 марта 2004 г. № 1312) к использованию на старшей ступени школьного обучения, является оборонно-спортивный профиль. Данный образовательный профиль предусматривает изучение двух предметов на профильном уровне - «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно концепции профильного обучения в образовательной области «Физическая культура» в рамках оборонно-

спортивного профиля, в зависимости от его дополнительного наполнения, возможна дифференциация и ориентация на следующие виды профессиональной деятельности:

- педагогическая (по специальностям учитель физической культуры, тренер, методист, инструктор);

- военная или «силовая» (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);

- медицинская (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры, методов и средств контроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма).

В последнее время в средних общеобразовательных школах России стремительно увеличивается численность контингента учащихся профильных классов военно-физкультурной направленности. Создание данных классов, по мнению авторов [5 и др.], является одним из условий успешного функционирования системы многоуровневого военно-физкультурного обра-

зования, так как одной из главных задач этих классов является целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в военные учебные заведения профессионального образования. Однако, несмотря на высокую популярность, на сегодняшний момент нет четкого представления о характере и содержании профильного обучения в данном образовательном направлении. Недостаточно, по мнению специалистов [2, 6], освещены проблемы внутрипрофильной специализации в образовательной области «Физическая культура», практически не разработана научно-методическая и дидактическая составляющие военноориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы. Все это мешает эффективному управлению и сказывается на результатах работы. Так, некоторые авторы указывают на то, что классы военного профиля не способствуют подготовке кандидатов для поступления в военные учебные заведения. По данным С.М. Погудина, выпускники кадетских классов Уральского региона при выборе направлений профессионального образования отдают предпочтение гражданским вузам и ССУЗам [7]. С каждым годом снижается качество физической подготовленности призывного контингента и кандидатов на поступление в военные учебные заведения профессионального образования [1, 8 и др.]. Нами изучены показатели физического развития юношей 10-х кадетских классов; проведено тестирование физической подготовленности учащихся 10-х кадетских классов; проанализированы полученные данные.

Исследование было проведено в сентябре 2009 г. на базе двух общеобразовательных учреждений г. Читы - Краевой кадетской школы-интерната и МОУ СОШ № 1. Экспериментальная группа была представлена юношами 10-х профильных военных классов, общая численность контингента исследуемых составила 48 человек, из них 15 человек - 15-летнего паспортного возраста, 33 человека - 16- летнего паспортного возраста.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования организма человека. Подчиняясь биологическим закономерностям и отражая наследственную предрасположенность, физическое развитие зависит от множества других факторов, таких как национальные и региональные особенности, экологическая обстановка, материально-бытовые условия, образ жизни

и т.д. Основные показатели физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) юношей изучались при помощи общепринятых методик антропометрических исследований. Длина тела определялась при помощи вертикального ростомера с точностью до 0,5 см. Масса тела определялась медицинскими весами с точностью до 0,05 кг. Окружность грудной клетки измерялась сантиметровой лентой в спокойном состоянии (пауза между вдохом и выдохом). Оценка полученных параметров физического развития проводилась с помощью цен-тильных таблиц [3].

Масса тела юношей 15 лет составила 63,15±1,71 кг, юношей 16 лет - 64,97±1,46 кг. Сопоставив полученные индивидуальные данные со стандартными табличными величинами, мы установили, что юноши 15-летнего возраста имеют массу тела выше среднего (66,7%) и среднего (33,3%) возрастного уровня. У юношей 16 лет масса тела в основном соответствовала среднему (54,5%) и выше среднего (30,3%) уровням, а также в этой возрастной группе нами были зафиксированы показатели массы тела ниже среднего (9,1%) и высокого уровня (6,1%).

Длина тела юношей 15 лет составила 174,07±2,001 см, юношей 16 лет - 177,18±1,29 см. Сравнив полученные данные с аналогичными средневозрастными показателями, мы выяснили, что в возрасте 15-16 лет преобладает доля учащихся с ростом средним (в 15 лет - 46,7%, в 16 лет - 45,5%) и выше среднего (в 15 лет - 40%, в 16 лет - 24,2%) уровня. Также было установлено, что с возрастом увеличивается число юношей с высоким ростом (с 13,3% в 15 лет до 21,2% в 16 лет).

Окружность грудной клетки 15-летних юношей составила 82,93±0,88 см, 16-летних -84,24±0,85 см. В соответствии с показателями центильных таблиц 60% обследуемых юношей в

15 лет и 69,8% в 16 лет имеют объем грудной клетки среднего уровня. Однако фиксировалась неблагоприятная тенденция - по мере взросления уменьшается численность учащихся с объемом грудной клетки выше среднего (с 40% в 15 лет до 3% в 16 лет) и увеличивается процент учащихся с объемом грудной клетки ниже среднего уровня (до 24,2% в 16 лет).

Обобщенные данные по физическому развитию исследуемого контингента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня физического развития юношей 10-х профильных классов военной направленности г. Читы

Показатель физического развития Уровень развития

низкий | ниже среднего | средний I выше среднего | высокий

кол-во юношей 15 лет, %

Масса тела - 1 33,3 | 66,7

кол-во юношей 16 лет, %

- 1 9,1 1 54,5 | 30,3 1 6,1

кол-во юношей 15 лет, %

Длина тела - 1 46,7 | 40 1 13,3

кол-во юношей 16 лет, %

- 1 9,1 1 45,5 | 24,2 1 21,2

Окружность груд- кол-во юношей 15 лет, %

ной клетки (в по- - 1 60 | 40 1

кое) кол-во юношей 16 лет, %

- 1 24,2 1 69,8 | 3 1 3

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне изучаемых антропометрических показателей у исследуемых юношей. Однако при определении гармоничности физического развития изучаемого контингента нами было установлено, что большинство юношей имеют дисгармоничное телосложение. Из всех юношей 15-ти лет лишь 13,3% имеют гармоничное физическое развитие, соответствующее возрасту, и 6,7% - гармоничное физическое развитие, опережающее возраст. В 16 лет гармоничное физическое развитие, соответствующее возрасту, имеют 15,2%, гармоничное развитие опережающее возраст, - 6% и гармоничное развитие ниже возрастных норм - 3%. Отмечен большой процент учащихся, имеющих рост высокий и выше среднего при массе тела и объеме грудной клетки среднего и ниже среднего возрастного уровня (20% в 15 лет и 27,2% в

16 лет).

Для решения второй задачи исследования нами было проведено тестирование физической подготовленности юношей 10-х классов. Для определения уровня физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: «Подтягивание на высокой пере-

кладине», «Бег на 100 м», «Бег на 3000 м». Выбор контрольных испытаний был обусловлен направленностью процесса обучения в профильных военно-физкультурных классах.

Необходимыми условиями поступления в военное учреждение профессионального образования, помимо допуска медицинской комиссии по состоянию здоровья, проверки профессиональной пригодности и уровня общеобразовательной подготовленности, является оценка уровня физической подготовленности кандидатов. Для оценки уровня физической подготовленности поступающих в военных учреждениях профессионального образования используются тесты, характеризующие уровень развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, для этого используются тесты -«Подтягивание на высокой перекладине», «Бег на 100 м», «Бег на 3000 м». Проанализировав нормативы по физической подготовке, установленные для кандидатов (из числа гражданской молодежи) нескольких военных учреждениях профессионального образования, мы пришли к выводу, что они отличаются незначительно, наиболее распространенные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Нормативы по физической подготовке для кандидатов (из числа гражданской молодежи), поступающих в военные учреждения профессионального образования*

(Хабаровский пограничный институт ФСБ, Пермский военный институт внутренних войск МВД, Московский военный институт федеральной пограничной службы, Военный университет и др.)

Наименование упражнения Единицы измерения Оценка

Отлично Хорошо У довлетворительно

Подтягивание на высокой перекладине Кол-во раз 11 9 7

Бег на 100 м с 13,6 14,2 14,8

Бег на 3000 м мин, с 12,0 12,45 13,30

После проведения тестирования физической подготовленности юношей 10-х классов военной направленности мы сравнили полученные данные с вышепредставленными нормативами и получили следующие результаты (табл. 3):

• практически все десятиклассники успешно справились с нормативами в подтягивании: 60% учащихся имеют высокий уровень развития силовых способностей верхнего плечевого пояса; 21% - средний уровень; 11% - низкий уровень и лишь 8% - не справились с заданием (подтянулись менее 7 раз);

• хорошие результаты юноши продемонстрировали в тесте, направленном на оценку уров-

ня скоростных способностей: около половины (48%) учащихся имеют высокий уровень показателей в беге на 100 м; 42% - средний уровень; 5% - низкий уровень и 5% - не справились с заданием;

• подавляющее число юношей десятого класса (77%) не справилось с установленными нормативами в беге на 3000 м, лишь 5% показали высокий уровень развития выносливости; 8%

- средний уровень и 10% - низкий уровень.

Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности

Уровень физической подготовленности * Контрольные упражнения

Подтягивание на перекладине Бег на 100 м Бег на 3000 м

Кол-во учащихся,%

Высокий 60 48 5

Средний 21 42 8

Низкий 11 5 10

Не справились с заданием 8 5 77

* - высокий уровень физической подготовленности соответствует оценке «5», средний - оценке «4», низкий - оценке «3».

Обобщая полученные материалы исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ антропометрических данных свидетельствует, что показатели физического развития учащиеся 10-х профильных классов военной направленности г. Читы в основном располагаются в пределах среднего и выше среднего уровня, однако высок процент юношей с дисгармоничным физическим развитием.

2. Результаты проведенного тестирования физической подготовленности юношей 10-х военных классов и их анализ выявили недостаточный уровень развития качества общей выносливости (в контрольном упражнении «Бег на 3000

м») у исследуемого контингента, также было установлено, что не все юноши справились с предъявляемыми требованиями в других контрольных упражнениях.

3. Использование традиционных средств и методов в процессе уроков по физической культуре в кадетских классах не обеспечивает должного уровня физического развития и физической подготовленности юношей и тем самым не в полной мере способствует решению задачи по подготовке учащихся к поступлению в военные учебные заведения профессионального образования.

В соответствии с вышеизложенным имеется необходимость в совершенствовании системы

физической подготовки учащихся профильных классов военной направленности. Актуальным является поиск эффективных средств и методов, использование которых позволило бы придать процессу физического воспитания в классах военно-физкультурного профиля специальную военно-прикладную направленность и способствовало бы комплексному развитию двигательных качеств и функциональных возможностей организма юношей. Одним из таких средств, на наш взгляд, может стать военно-прикладное многоборье, включение этого вида в программу по физической культуре в кадетских классах общеобразовательных школ позволит повысить уровень общефизической и специальной (военноприкладной) подготовленности учащихся, будет способствовать улучшению физического развития и функционального состояния юношей, а также окажет положительное влияние на формирование устойчивой мотивации к получению профессии военнослужащего.

Проведенное исследование подчеркнуло необходимость разработки и использования в учебно-воспитательном процессе по физической культуре на профильном уровне модельных характеристик физической подготовленности учащихся. Данный технологический подход помогает конкретизировать и детализировать подготовку, так как, имея представление об исходном состоянии объекта управления и модели того состояния, которое нужно достигнуть за время обучения, учителя физической культуры будут иметь более точное представление, как и к чему нужно готовить учеников в специализированных военных классах, организованных на базе средних общеобразовательных школ.

Литература

1. Волненко Ю.В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2008. - 196 с.

2. Латыпов И.К. О сложностях организации профильного обучения // Физическая культура в школе. - 2009. - № 4. - С.6-9.

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. - 3е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.

4. Москвитина Е.Ю. Профильное обучение как часть системы непрерывного профессионального образования // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2008. - № 13. - С. 122-125.

5. Несевря В. Кадетские классы: организация и занятия // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2005. -№ 3. - С.59-60.

6. Новгородова М.В., Фонарев Д.В. Теоретикометодическое обоснование физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2008. -С.47-52.

7. Погудин С.М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 23-41.

8. Сильчук С.М. Исходный уровень физической подготовленности курсантов как средство прогнозирования успешности их обучения в военно-учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - 20 с.

Хохрякова Юлия Федоровна - аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

Khokhryakova Yuliya Fedorovna - post-graduate of department of theory of physical culture basis, N.G. Cherny-shevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University, Chita

e-mail: [email protected].

УДК 796.015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. С. Юрков Совершенствование базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее

В исследовании рассматривается программа совершенствования базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее на основе увеличения объема нагрузки соревновательного характера.

Ключевые слова: бобслей, разгоняющий, динамика, скоростно-силовая подготовка.

A.S. Yurfiov

Perfection of the base training of top-class bobsleigh brakemen

In the research the program of perfection of the base training of top-class bobsleigh on the basis of increase of loading volume of competitive character is considered.

Key words: bobsleigh, brakeman, dynamics, speed-power training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.