Научная статья на тему 'Организация профильного обучения физической культуре (модуль «Туризм»)'

Организация профильного обучения физической культуре (модуль «Туризм») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДУЛЬ / ТУРИЗМ / СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PROFILE EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / MODULE / TOURISM / SPORT DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович И.Н.

Статья посвящена проблеме организации профильного обучения старшеклассников физической культуре по модулю «Туризм». Описаны компоненты модели организации профильного обучения физической культуре. Представлены специальные упражнения для развития физических качеств туристов. Приведены сравнительные данные влияния на физическую подготовленность школьников, с учетом пола, уроков по Учебной программе физической культуры профильного уровня (модуль «Туризм») и авторской программой как составляющей модели организации профильного обучения спортивному направлению. Установлена большая эффективность авторской программы, поскольку прирост результатов выше у школьников экспериментальной группы. Статистическая достоверность как у парней, так и у девушек отмечена в упражнениях на развитие силы (р≤0,05) и выносливости (р≤0,001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтович И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of Profile Physical Training Education with the Module «Tourism»

The article is devoted to the problem of physical training profile education organization of high-school students with the module «Tourism». The structural components of physical training profile education organization. Special exercises for development of physical features of tourists are presented. The comparative data of influence on physical preparedness on secondary school students, taking gender into account on «Physical training» lessons according to physical training educational program of profile level according to the module «Tourism» and module author program «Sport Tourism» as a part of model of profile education organization according to the sport direction are presented. It was established that the author program has greater efficiency, as secondary school children from experimental group have better results. Statistical reliability for both boys and girls were noticed in exercises for strength development (р≤0,05) and endurance (р≤0,001).

Текст научной работы на тему «Организация профильного обучения физической культуре (модуль «Туризм»)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.5.016:796.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(МОДУЛЬ «ТУРИЗМ»)

И.Н. ВОЙТОВИЧ

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки,

г. Луцк, Украина

Введение. Учитывая стремительное развитие общества, современный учебный процесс должен базироваться на научном инновационном подходе к упорядочению ряда составляющих, способствующих лучшей его реализации. Именно профильное обучение старшеклассников наиболее соответствует требованиям рынка труда по подготовке специалистов, поскольку выступает прочным основанием для их дальнейшей подготовки в высших учебных заведениях.

Вышеназванная проблема приобретает свою специфику в организации подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта, поскольку уровень развития будущих профессиональных качеств участников профильного обучения спортивному направлению прямо пропорционально зависит от уровня их теоретической, технико-тактической, физической, психологической подготовленности.

Поиск новых подходов в реализации спортивного направления по разным модулям осуществлялся А.В. Котовой (2012) [6], Е.В. Отравенко, М.А. Соломченко (2012) [12], Т.Т. Ротерс (2012) [14], И.К. Латыповым [7].

В Учебной программе по физической культуре профильного уровня [10] предлагается реализация ряда модулей, которые представлены различными видами спорта, в их число входит и «Туризм».

Туризм имеет большое значение для физического и духовного совершенствования учащихся. Кроме того, сегодня на рынке труда растет спрос на профессии, деятельность которых связана с таким образовательным направлением, как туризм (учителя физической культуры, инструкторы туризма, работники промышленного альпинизма, природоохранной, экскурсионной, сельскохозяйственной отраслей, работники спасательных служб и др.).

Поскольку исследований организации профильного обучения спортивному направлению (модуль «Туризм»), их структурных компонентов и влияния данного вида обучения на различные виды подготовленности старшеклассников, в том числе и физического, нами не найдено, то эта проблема требует дальнейшего изучения.

Цель работы: разработать и экспериментально проверить влияние модели организации профильного обучения старшеклассников физической культуре (модуль «Туризм») на уровень физической подготовленности старшеклассников.

Методика и объекты исследования. При написании статьи использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, теоретическое моделирование, анкетирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики. Проверка программы эксперимента проводилась на базе Луцкой ООШ I—II степени № 11 - коллегиум и Волынского лицея с усиленной военно-физической подготовкой. В контрольной и экспериментальной группах было задействовано 33 учащихся 10—х классов. Для определения эффективности модели организации профильного обучения старшеклассников спортивному направлению (модуль «Туризм») проводилась сравнительная оценка мотивационной готовности, уровня физической, технико-тактической, теоретической подготовленности школьников исследуемых групп. В данной публикации остановим свое внимание на освещении результатов физической подготовленности.

Результаты и их обсуждение. Нами определены следующие необходимые компоненты эффективной организации профильного обучения: 1) допрофильная подготовка; 2) отбор учащихся; 3) кадровое обеспечение; 4) материально—техническое обеспечение; 5) контрольное обеспечение; 6) финансовое обеспечение; 7) педагогическая реализация.

Указанные компоненты должны учитываться при внедрении профильного обучения различных направлений, поскольку они содержат общее основание, аспекты реализации и многие смежные черты.

Рисунок - Схема взаимодействия компонентов профильного обучения спортивному направлению

• Допрофильная подготовка выступает основой для выбора профессионального вектора школьников. С целью определения профессиональных интересов и способностей учащихся ее следует внедрять в 8-9 классах путем предварительного освоения школьниками базовых знаний определенного образовательного направления (см. Концепцию профильного обучения старшей школы (2013) [5]), диагностики уровня знаний учащихся основной школы, профконсультационной психодиагностики.

Установлено, что для спортивного направления профильного обучения старшеклассников наиболее распространенными формами допрофильной подготовки является посещение кружков и секций, факультативов, освоение специализированных учебных курсов по выбору: «История физической культуры», «Спортивная физиология», «Теория физической культуры» и др. Этот вариант подходит и для обучения туризму старшеклассников на профильном уровне [7].

• Отбор учащихся в спортивные классы любого профиля должен базироваться не только на психолого-педагогической диагностике, но и быть более тщательным, включать больше критериев, чем при отборе в другие профильные классы. Для этого необходимо провести детальную диагностику состояния здоровья школьника; определить наличие характерных профессионально важных двигательных, личностных качеств и способностей не только к спортивному направлению, но и к его определенному профилю; учитывать желание старшеклассников заниматься спортивной и педагогической деятельностью, при этом немаловажна поддержка родителей. Такие критерии отбора учеников можно применять и при профильном обучении туризму учеников 10-11-тых классов.

• Кадровое обеспечение реализации различных модулей, в том числе «Туризма», в процессе профильного обучения спортивному направлению должно осуществляться учителями физической культуры, педагогами предметов, имеющих междупредметную связь с профилирующим предметом, тренерами по видам спорта, психологами, классными руководителями, завучами, медицин-

ским персоналом. Кроме того, все они обязаны постоянно осуществлять повышение собственной квалификации.

• Материально-техническое обеспечение спортивного профиля должно предусматривать наличие необходимой площади спортивных залов и спортивных площадок, специальное спортивное оборудование и инвентарь, а также учитывать необходимость его обновления и расширения.

Так, ученые предлагают создавать образовательные округа, представляющие собой добровольные объединения общеобразовательных учреждений и специализированных внешкольных учебных заведений с целью совместного использования материально-технической базы [5, 10]. Для эффективной организации профильного обучения туризму в рамках уроков физической культуры рекомендуем создавать учебно-тренировочные полигоны, скалолазные стенки, использовать базы центров туризма, частных спортивных учреждений, что и было сделано в нашем варианте.

• Учебно-методическое обеспечение предусматривает совершенствование существующих или разработку новых учебных программ и формирование междупредметных связей.

Сейчас главной программой для реализации профильного обучения физической культуре (модуль «Туризм») является Государственная программа профильного уровня для учащихся 10-11-х классов (2010) [10]. Среди учебно-методических разработок следует выделить труды В.И. Ганопольского [4], А.Д. Наровлянского [11], С.В. Рыльского [14], И.В. Махова [8] Д.А. Мельникова [9] и др.

Проанализировав ряд литературных источников по програмно-методическому обучению пешеходному туризму учащихся 10-11-х классов, отметим, что большинство ученых [8, 11, 15], работающих в данном направлении, раскрывают непосредственно методы и средства обучения пешеходному туризму учеников во внешкольных учебных заведениях. А работы, направленные на урочную форму обучения туризму [4, 9, 14], не ставят целью подготовить учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности в области туризма и физической культуры, а воспитать спортсменов-разрядников. Поэтому вопрос о допрофессиональном профильном обучении данному направлению на уроках физической культуры остается открытым.

О необходимости совершенствования программно-методического обеспечения профильного обучения отмечают в своих трудах В. Ермолова с соавторами [10], И.К. Латыпов [7] и другие. Поэтому при исследовании данного вопроса для эффективной организации обучения пешеходному туризму старшеклассников на профильном уровне нами проанализировано содержание модуля «Туризм», действующей Программы по физической культуре, обработаны методические разработки ряда исследователей [4, 8, 9, 11, 14, 15], проведен опрос руководителей кружков центров туризма и учителей школ-победительниц городских и районных соревнований по туризму (23 опрошенных). И на основе этой информации было осуществлено следующее:

о внесены определенные дополнения к содержанию разделов данного модуля (в таблице 1 представлены авторские наработки специальных упражнений для развития физических качеств и получения технических навыков, указано соответствующее дозирование в нагрузках);

о проведено перераспределение учебных часов: уменьшено время на изучение раздела «Физическая подготовка» на 8 часов в пользу освоения специальной подготовки (+5 ч.) и инструкторской и судейской практики (+3 ч.), поскольку опрошенные отметили, что для быстрого освоения модуля «Туризм» на профильном уровне, с целью допрофессиональной подготовки следует больше внимания уделять специальной технической и практической подготовке старшеклассников (табл. 2);

о разработано содержание модуля «Спортивный туризм» и «Туристические услуги», «Краеведение», «Спортивное ориентирование» [2].

Таблица 2 - Сетка распределения часов по темам и видам учебной деятельности предмета «Физическая культура»

№ Раздел программы Группа

Экспериментальная Контрольная

1. Основные сведения по физкультурно-спортивной деятельности 35 35

2. Способы физкультурной деятельности (виды спорта): 130 130

физическая подготовка 32 40

специальная подготовка (техническая, тактическая и т.д.): 83 78

инструкторская и судейская практики 15 12

3. Резервное время 10 10

Всего часов 175 175

Повышение уровня подготовки физической культуре возможно благодаря усиленному изучению таких учебных предметов (или их отдельных разделов), как биология (анатомо-физиологические знания), медицина (гигиенические требования к физическому воспитанию), история (история развития спорта и физической культуры в Украине и мире), защита Отечества [7]. Старшеклассникам профильных спортивных классов, избравшим модуль «Туризм», помимо указанных предметов, предлагалось углубленное изучение географии.

Собственно педагогическая реализация профильного обучения предусматривает внесение коррективов в содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Она должна базироваться на допрофильной подготовке, оказывающей в свою очередь непосредственное влияние на дальнейший отбор учащихся в определенный профильный класс, кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и финансовое обеспечение (рис.).

Для проверки эффективности внесенных изменений в содержания модуля «Туризм» Госсудар-ственной программы по физической культуре профильного уровня в сочетании с выше указанными компонентами организации профильного обучения спортивному направлению (рис.) нами было организовано обучение двух групп старшеклассников по Программе государственного образца (контрольная группа) и корректированной авторской программе (экспериментальная группа).

Проведя анализ направленности содержания учебного материала исследуемых программ по годам обучения, выявили, что согласно базовой программе по физической культуре профильного уровня, наполненность модуля «Туризм» для 10-классников предусматривает освоение знаний топографической подготовки, спортивного ориентирования и в незначительной степени - по технике пешеходного туризма. Авторская программа в первую очередь предлагает освоить технические приемы преодоления естественных и искусственных препятствий, а во вторую - ознакомление с топографией.

Содержание образовательного процесса по физической культуре по модулю «Туризм» второго года обучения, соответственно Государственной программы, акцентируется на расширение, по сравнению с предыдущим годом, умений и навыков по технике пешеходного туризма и ориентирования на местности. Экспериментальная же программа предусматривает усовершенствование приобретенных навыков работы со специальным снаряжением в организации самостраховки и командной страховки при преодолении технических этапов, оказания первой медицинской помощи пострадавшему и его транспортировку. Также старшеклассникам предлагается освоить знания по подготовке и участию в степенных походах, отводится особое внимание формированию инструкторских и судейских умений, знаний и навыков.

Таким образом, Учебная программа по физической культуре профильного уровня государственного образца [10] позволяет освоить технику вязания 8-ми узлов, тогда как авторская - 20-ти; изучить технические приемы преодоления 13 этапов, а авторская - 19. В отличие от Государственной программы, предусматривающей непосредственную организацию технических этапов, авторская позволяет приобрести практику подготовки 4-х этапов. Специальные знания по топографии могут получить старшеклассники, которые будут учиться по любой из двух программ. Кроме этого, наша программа позволяет овладеть знаниями о подготовке и участии в степенных походах.

В период эксперимента на организацию профильного обучения отводилось 5 часов в неделю, из них один час - на преподавание раздела «Основы знаний по физкультурно-спортивной деятельности» и 4 - на раздел «Способы физкультурной деятельности». Этот раздел ориентирован на формирование у школьников потребности в личном совершенствовании, повышение уровня спортивного мастерства по пешеходному туризму, формирование навыков самоорганизации физкультурно-оздоровительной деятельности при изучении данного раздела. Формы занятий в обеих группах отличались. В экспериментальной уроки проводились парами. Распределение часов по темам и видам учебной деятельности предмета «Физическая культура» исследуемых групп в год представлено в таблице 2.

Сумма недельной нагрузки (в часах) двигательной активности в обеих группах была одинаковой.

Два часа в неделю внеурочного времени в экспериментальной группе отводилось на изучение курсов по выбору: «Краеведение», «Спортивное ориентирование» и «Туристические услуги».

Данная модель организации профильного обучения спортивному направлению со всеми ее компонентами была апробирована на практике модуля «Туризм». Ее эффективность подтвердилась достоверно (р<0,05) лучшим приростом показателей технико-тактической, теоретической подготовленности и мотивационной готовности школьников экспериментальной группы [1, 3]. Показатели же физической подготовленности осветлены дальше.

Для сравнения динамики показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп был определен уровень развития основных физических качеств в начале и конце эксперимента: скорости - бег на 100 м; выносливости - бег 1500 м - девушки, 2000 м - юноши; силы: подтягивание в висе - парни, в висе лежа - девушки, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин; гибкости - наклон туловища вперед из положения сидя; ловкости - «челночный» бег 4*9м с переносом предмета; скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места.

По данным таблицы 3, в результатах динамики физической подготовленности школьниц экспериментальной группы наблюдается положительный прирост во всех упражнениях. Статистически достоверными стали результаты в упражнениях на развитие силы: подтягивание (р<0,01), поднимание туловища из положения лежа (р<0,05); ловкости - «челночный бег» (р<0,05); выносливости - бег на 1500м (р<0,001).

Именно эти упражнения требуют развития тех физических качеств, которые являются важными для активного занятия туризмом.

Таблица 3 - Статистические показатели динамики уровня физической подготовленности девушек экспериментальной группы

Тестовые упражнения X ± Sx г г Прирост

До После

Подтягивание (раза) 16,67 ± 1,08 22,33 ± 1 3,845 < 0,01 5,66 (25,35%)

Сгибание разгибание рук в упоре лежа (раза) 14,11 ± 1,95 17,78 ± 1,35 1,547 > 0,05 3,67 (20,64%)

Поднимание туловища из положения лежа (раза / мин.) 43,56 ± 2,35 51,78 ± 2,22 2,543 < 0,05 8,22 (15,87%)

Наклон туловища вперед из положения сидя (см) 14,44 ± 1,59 15,89 ± 1,17 0,735 > 0,05 1,45 (9,13%)

Бег 100 м (с) 16,72 ± 0,22 16,33 ± 0,15 -1,465 > 0,05 0,39 (2,33%)

Бег 1500 м (с) 0: 07: 36 ±0:00:06 0: 06: 56 ± 0:00:02 -6,325 < 0,001 0:00:40 (8,77%)

Прыжок в длину с места (см) 173,1 ± 4,98 180 ± 3,33 1,150 > 0,05 6,69 (3,83%)

«Челночный» бег 4^9 м (с) 10,84 ± 0,08 10,59 ± 0,07 -2,352 < 0,05 0,25 (2,3%)

Заметим, что значительный процент прироста результатов у девушек в упражнениях на развитие силы: «пресс» - 15,87% (при среднем показателе 51,78 раза), «отжимание» - 20,64% (средний

показатель 17,78 раза) и «подтягивание» - 25,35% (средний показатель 22,33 раза). Несколько ниже процент прироста в упражнении на выносливость - 8,77% и гибкость - 9,13% (см. табл. 3).

Показатели парней обеих групп в каждом из предложенных тестовых упражнений можно увидеть в таблице 4.

Таблица 4 - Статистические показатели динамики уровня физической подготовленности парней контрольной и экспериментальной групп

Тестовые упражнения Статистические показатели Группа X ± Sx ^ р В группе ^ р Между группами Прирост

До После

Подтягивание (раза) Экспериментальная 9 ± 0,83 12 ± 0,96 2,364 < 0,05 - 1, 132 > 0,05 3 (25,0%)

Контрольная 8,93 ± 1,13 10,33 ± 1,22 0,842 > 0,05 1,4 (13,6%)

Сгибание разгибание рук в упоре лежа (раза) Экспериментальная 30,89 ± 2,02 38,78 ± 2,91 2,227< 0,05 -0,805 > 0,05 7,89 (20,35%)

Контрольная 35,87 ± 3,23 38,4 ± 3,41 0,539> 0,05 2,53 (6,59%)

Поднимание туловища из положения лежа (раза / мин.) Экспериментальная 48,89 ± 2,79 51,89 ± 2,65 0,78 > 0,05 -2,284 < 0,05 3 (5,78%)

Контрольная 41,53 ± 2,94 43,33 ± 2,65 0,455 > 0,05 1,8 (4,15%)

Наклон туловища вперед из положения сидя (см) Экспериментальная 10,44 ± 1,47 11,78 ± 1,46 0,647> 0,05 -1,884 > 0,05 1,34 (11,38%)

Контрольная 7 ± 1,9 7,93 ± 1,43 0,754> 0,05 0,93 (11,72%)

Бег 100 м (с) Экспериментальная 14,71 ± 0,32 14,41 ± 0,26 -0,728 > 0,05 0,03 > 0,05 0,3 (2,04%)

Контрольная 14,54 ± 0,21 14,4 ± 0,20 -0,483 > 0,05 0,14 (2,11%)

Бег 2000 м (с) Экспериментальная 0: 08: 36 ± 0:00:08 0: 08: 04 ± 0:00:10 -2,499 < 0,05 2,2 63 < 0,05 0:00:32 (6,2%)

Контрольная 0: 08: 39 ± 0:00:09 0: 08: 36 ± 0:00:10 -0,163 > 0,05 0:00:03 (0,58%)

Прыжок в длину с места (см) Экспериментальная 214,1 ± 3,9 222,8 ± 5,84 1,233> 0,05 0,337 > 0,05 8,7 (3,9%)

Контрольная 217,3 ± 4,48 220 ± 5,84 0,363> 0,05 2,7 (1,23)

«Челночный» бег 4x9 м (с) Экспериментальная 9,46 ± 0,21 9,22 ± 0,18 -0,868> 0,05 0,482 > 0,05 0,24 (2,54%)

Контрольная 9,43 ± 0,17 9,33 ± 0,14 -0,454> 0,05 0,10 (1,06%)

Данные исследования состояния физической подготовленности парней по средним показателям позволяют отметить, что статистически значимые изменения (при р<0,05) в пределах экспериментальной группы состоялись в следующих упражнениях: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и бег на 2000 м. Что касается достоверности между группами, то она обозначилась в упражнениях на развитие силы брюшного пресса и выносливости (р<0,05).

Отметим, что наибольший прирост показателей у парней обеих групп был в таких упражнениях, как «Подтягивание» (25,0% - экспериментальная, 13,6% - контрольна), «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (20,35% и 6,59% соответственно) и «Наклон туловища вперед из положения сидя» (11,38% - экспериментальная, 11,72% - контрольная группа). Также значительный прирост

на уровне 6,2% наблюдается у школьников экспериментальной группы в упражнении на оценку развития выносливости и 8,7% - при определении скоростно-силовых качеств.

Выводы. 1. Модель организации профильного обучения физической культуре является многоуровневой и включает допрофильную подготовку, отбор учащихся, подбор соответствующих кадров, учебно-методическое обеспечение, разработку или коррекцию учебных программ, установление межпредметных связей и непосредственную педагогическую реализацию. Содержание внедрения авторской модели организации профильного обучения спортивному направлению (модуль «Туризм») предусматривало специальную работу школьного психолога с учащимися; методические семинары для учителей профильных дисциплин, освещающие основные положения инновационной модели обучения спортивному направлению, проблемы и рекомендации по ее внедрению, значение учета индивидуальных особенностей учащихся (физиологических, умственных, коммуникативных, социологических и психологических); профориентационную работу с классными руководителями; совершенствование межпредметных связей; налаживание профессиональных контактов с другими специализированными организациями (городской, областной центры туризма, спорта и краеведения, Институт физической культуры и здоровья, медицинские учреждения, туристические клубы). Кроме того, ученики экспериментальной группы занимались по авторской программе.

Такая организация дифференцированного обучения учащихся старших классов спортивному направлению позволила школьникам приобрести больший объем знаний, умений и навыков в данной сфере, направленность на самоопределение в профессиональной деятельности в пользу физической культуры, спорта и туризма, сформировать навыки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни путем использования наглядности, сочетания практических занятий разного направления, диалога между учащимися и педагогами.

2. Сравнение влияния на физическую подготовленность школьников учебной программы по физической культуре профильного уровня по модулю «Туризм» и авторской программы, как составляющей модели организации профильного обучения по физической культуре, позволило отметить эффективность второй, что подтверждается ростом результатов во всех исследуемых упражнениях и статистической достоверностью в показателях развития таких физических качеств, как сила (р<0,05) и выносливость (р<0,001).

3. Предложенная модель организации профильного обучения старшеклассников спортивному направлению по модулю «Туризм» может быть рекомендована для практического применения в старшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войтович, 1.М. Мотивацш старшокласнишв профшьних спортивних клас1в до занять ф1зичною культурою / 1.М. Войтович, Т.В. Гштецька // Ф1зична культура, спорт та здоров'я наци. - 2011. - Т.1, №12. - С. 116-121.

2. Войтович, 1.М. Навчальна програма факультативу (гуртка, секцп) з ф1зично! культури для учшв клаав спортивного профшю «Спортивний туризм». / 1.М. Войтович. - Луцьк, 2012. - 48 с.

3. Войтович, 1.М. Технолопя проф1льного навчання старшокласник1в за спортивним напрямом (профшь «Туризм») / 1.М. Войтович// Молода спортивна наука: зб. Наук. Праць з галуз1 ф1зичного виховання, спорту 1 здоров'я людини. - 2012. - Т.2., №16. - Л.: ЛДУФК - С. 55-57.

4. Ганопольський, В.1. Уроки туризму / В.1. Ганопольський. - К.: Ред. загальнопед. Газ., 2004. - 128 с.

5. Концепщя проф1льного навчання у старшш школ1. [Електронний ресурс] / Наказ МОН №1456 ввд 21.10.2013р. - Режим доступу - http://www.mon.gov.ua/ua/news/19485-zatverdgeeno-kontseptsiyu-profilnogo-navchannya-u-staгshiy-shkoli-ta-plan-zahodiv-schodo-yiyi-гealizatsiyi. - Дата доступу: 28.07 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Котова, О.В. Проф1льне навчання в старшш школ за спортивним напрямом, його сутшсть та проблеми / О.В. Котова // В1сник Запор1зького нацюнального ун1верситету. - 2012. - № 1 (7). - С. 48-53.

7. Латыпов, И.К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы / И.К. Латыпов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 9. - С. 5054.

8. Махов, И.В. Обучение учащихся техническим приемам прохождения туристских этапов в школьной секции - средство развития скоростных споабностей - [Електронний ресурс] / И.В. Махов / Белгород. -2007. - Режим доступу - http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva /teacher/op07/sport/Mahov.pdf. - Дата доступу : 11.06.2014.

9. Мельников, Д.А. Эффективность спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 911 классов на основе туристского многоборья: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Д. А. Мельников; ФГАОУВПО России. - Набережные Челны, 2009. - 22 с.

10. Навчальна програма з фiзичноl культури, профiльний рiвень 10-11 клас. / В. Ермолова [та iн.] ; пвд заг. ред. В. Срмолово! - К. - 2010. - 45 с.

11. Наровлянський, О.Д. Програма гуртка «Спортивний туризм» (вищий рiвень). / О.Д. Наровлянський, Н.М. Петрова /Рекомендовано МОНМСУ (Лист № 1/11-4293 вщ 02.04.2012 р.); упорядн. Н.В. Савченко / К. - 2012. - 29с.

12. Отравенко, Е.В. Проблема профильного обучения учеников старшей школы по спортивному направлению в условиях непрерывного образования. / Е.В. Отравенко, М.А. Соломченко // Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях. материалы Междунар. науч.-прак. конф., Луганск, 27 апр. 2012 г. / Луганский нац. у-тет им. Тараса Шевченка ; редкол.: Г.Н. Максименко [и др.]. -Луганск, 2012. - С.274-279.

13. Ротерс, Т.Т. Профане навчання фiзичнiй культурi - шновацшна технолопя спортивно-орieнтованого фiзичного виховання учнiв старшо! школи / Т.Т. Ротерс // Вюник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. - 2012. - ч. I, № 22 (257). - С. 148-153.

14. Рыльский, С.В. Методика обучения преодолению естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.В. Рыльский; ФГАОУВПО России. - Белгород, 2012. - 17 с.

15. Трощенко, В.О. Комплекс навчальних програм зi спортивного туризму (шшохвдний туризм та ту-ристське багатоборство) / В.О. Трощенко / Схвалено Комгаею з позашкшьно! освгги науково-методично! Ради з питань освгги МОНМСУ (протокол №2 вiд 21.03.2012) / упорядн. Т.О. Горбова / Микола!в. - 2012. -69с.

ORGANISATION OF PROFILE PHYSICAL TRAINING EDUCATION WITH THE MODULE «TOURISM»

I.N. VOITOVYCH

Summary

The article is devoted to the problem of physical training profile education organization of high-school students with the module «Tourism». The structural components of physical training profile education organization. Special exercises for development of physical features of tourists are presented.

The comparative data of influence on physical preparedness on secondary school students, taking gender into account on «Physical training» lessons according to physical training educational program of profile level according to the module «Tourism» and module author program «Sport Tourism» as a part of model of profile education organization according to the sport direction are presented.

It was established that the author program has greater efficiency, as secondary school children from experimental group have better results. Statistical reliability for both boys and girls were noticed in exercises for strength development (p<0,05) and endurance (p<0,001).

Keywords: profile education, physical training, module, tourism, sport direction.

© Войтович И.Н.

Поступила в редакцию 21 августа 2014г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.