Научная статья на тему 'Перспективы внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного физкультурного образования'

Перспективы внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ КАДРЫ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпов Ильдар Касимович

Существующая система образования в области физической культуры нуждается в совершенствовании. В основу ее модернизации должна быть положена современная концепция непрерывного образования. Объективно возникает необходимость создания новой системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которая предполагает целенаправленное формирование личности специалиста уже со школьной скамьи, обеспечивая его непрерывный профессиональный рост. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования создает перспективу внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного физкультурно-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The existing educational system in the field of physical culture requires perfection. The modern concept of the continual education should be the basis of its modernization. Objectively there is a necessity of creation of a new system of training the specialists in physical culture and sports which assumes purposeful formation of the expert's person from the very beginning, providing its continual professional growth. The introduction specialized education on the highest level of general education creates the prospect of such educational models' application in the continual sports-pedagogical education system.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного физкультурного образования»

Массовая физическая культура и оздоровление населения

55

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.К. ЛАТЫПОВ,

Педагогический институт физической культуры, г. Москва

Аннотация

Существующая система образования в области физической культуры нуждается в совершенствовании. В основу ее модернизации должна быть положена современная концепция непрерывного образования. Объективно возникает необходимость создания новой системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которая предполагает целенаправленное формирование личности специалиста уже со школьной скамьи, обеспечивая его непрерывный профессиональный рост. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования создает перспективу внедрения моделей профильного обучения в систему непрерывного физкультурно-педагогического образования.

Abstract

The existing educational system in the field of physical culture requires perfection. The modern concept of the continual education should be the basis of its modernization. Objectively there is a necessity of creation of a new system of training the specialists in physical culture and sports which assumes purposeful formation of the expert’s person from the very beginning, providing its continual professional growth. The introduction specialized education on the highest level of general education creates the prospect of such educational models’ application in the continual sports-pedagogical education system.

Ключевые слова: образование в области физической культуры, физкультурные кадры, многоуровневая система образования, профильное обучение.

Приоритетными задачами развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года являются обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий и создание современной системы непрерывного образования.

Разработка концептуальных основ современной системы непрерывного профессионального образования в области физической культуры предусматривает решение новых задач, связанных с изменением требований к развитию личности и профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, расширением образовательных услуг, введением двухуровневой системы образования. Однако, как отметил Президент России Д.А. Медведев на совместном заседании президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года, для решения стратегических задач программы развития спорта в стране нужны спортивно-педагогические кадры и система их стимулирования [4].

Между тем существует острая проблема обеспечения учителями физической культуры общеобразовательных учреждений; сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые специалисты. Имеется также острая потребность в специалистах по физической культуре в дошкольных учреждениях, педагогах по спорту по месту жительства; не прекращается отток физкультурных кадров в негосударственные организации. Как следствие ослабевают и утрачиваются традиции отече-

ственной педагогической школы, теряет престиж профессия педагога по физической культуре и спорту [5].

В то же время более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Сегодняшняя система образования России характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.

Сложилась парадоксальная ситуация: на подготовку специалистов по физической культуре и спорту тратятся немалые финансовые ресурсы государства, но при этом даже крупные столичные города испытывают острый дефицит учительских кадров, тренеров-препода-вателей, воспитателей по физической культуре, инструкторов по спорту. Поэтому одним из главных показателей Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» является увеличение к 2015 году количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тысяч человек [6].

Повысить качество профессионального образования, ограничиваясь только рамками вузовской подготовки, уже не представляется возможным. Объективно возникает необходимость создания новой системы

(mkh

подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которая предполагает целенаправленное формирование личности специалиста уже со школьной скамьи, обеспечивая его непрерывный профессиональный рост.

Основу непрерывного образования составляет общее среднее образование. К 2011 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения, цель которого - повысить качество общего образования, а также обеспечить углубленную и специализированную подготовку учащихся старших классов с учетом их индивидуальных склонностей и способностей. Профильное обучение в школе предназначено прежде всего на выявление и развитие средствами образования личных интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащегося, формирование на этой основе профессионального самоопределения и самореализации личности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профес-сионала [1].

Предлагаемая нами концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает, что профильное обучение, предусматривающее отбор и профессиональную ориентацию школьников на физкультурно-педагогическую деятельность, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными особенностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

Особенность профильного обучения в области физической культуры заключается в том, что наряду с идеей воспроизводства физкультурно-педагогических кадров оно решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебнотренировочного процесса, повышения качества образования и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта [3].

Анализ и изучение опыта работы, а также результатов деятельности инновационных образовательных учреждений города Москвы и других регионов России, реализующих профильное обучение, позволили нам сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования:

- модель физкультурно-педагогического лицея;

- модель центра образования спортивно-педагогической направленности;

- модель ресурсного центра по профильному обучению [2].

Концепция образовательной деятельности физкультурно-педагогического лицея предусматривает профильную подготовку учащихся и формирование их профессионального самоопределения не только на профессию педагога по физической культуре и спорту, но

и на профессиональную ориентацию и подготовку учащихся для поступления в военные учебные заведения, профессиональные образовательные учреждения в системах МВД и МЧС. Такой подход дает возможность создать образовательную среду с учетом профессиональных интересов, индивидуальных способностей и личностных качеств учащихся.

Немаловажное значение в учебном процессе имеет спортивная подготовка учащихся. Обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, она формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, которые способствуют повышению физической работоспособности, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности и подготовке спортивного резерва.

При реализации принципов непрерывного образования возникает проблема создания непрерывного образовательного пространства. В целях создания единой образовательной среды на основе интеграции общего среднего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также для успешной реализации основных положений концепции профильного обучения возникает необходимость создания центра образования спортивно-педагогической направленности.

Центр образования может реализовать различные образовательные программы:

• общеобразовательные программы, которые включают: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование;

• профессиональные программы среднего профессионального образования в области физической культуры;

• дополнительного образования спортивной направленности. Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личностно-профессиональной ориентации обучающихся. Таким образом, центр образования спортивно-педагогической направленности может стать подлинно базовым звеном в системе непрерывного профессионального образования в области физической культуры.

Между тем, как указано в концепции профильного обучения, наиболее эффективной формой организации профильного обучения в области физической культуры является также сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В связи с этим мы разработали концепцию окружного ресурсного центра по профильному обучению в области физической культуры в системе Департамента образования города Москвы.

Организационную структуру центра составляют: научно-методический совет, служба психолого-педаго-гической и социальной помощи, консультативно-диагностическая служба, служба врачебно-педагогического контроля и творческая лаборатория. Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются: информационно-аналитическая, образователь-

(ЩІШ)

ная, профориентационная и организационно-методическая работа.

Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с вузами физической культуры и учреждениями дополнительного образования детей спортивной направленности. Такой системный подход к процессу общего образования и поэтапное включение учащихся в физкультурно-спортивную и педагогическую деятельность способствуют освоению учащимися ценностей физической культуры, развитию индивидуальных способностей, формированию знаний, умений и навыков спортивно-педагогической деятельности, мотивов и интересов к профессии педагога по физической культуре и спорту (см. рисунок).

В современных условиях каждому российскому региону предстоит собственный поиск оптимальных путей развития образования, интеграции собственных интеллектуальных, организационных и материальных ресурсов для решения актуальных и перспективных образовательных проблем. Поэтому для повышения эффективности кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, особенно в образовательных учреждениях, координации усилий различных образовательных учреждений особенно актуальным становится создание регионального центра непрерывного физкультурно-педагогического образования.

Региональный центр непрерывного физкультурнопедагогического образования, на наш взгляд, как единое образовательное пространство может обеспечить единство и непрерывность в образовании на разных его этапах, уровнях, структурах. Он должен охватывать все звенья непрерывного образования в области физической культуры - от школы до учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, стимулировать потребность в приобретении знаний путем участия человека в разнообразных формах обучения.

Разработанная нами концепция Московского регионального центра непрерывного физкультурно-педагогического образования в структуре НИИ столичного образования при Московском городском педагогическом университете построена так, чтобы в новой структуре сети образовательных учреждений ни одна образовательная траектория не стала тупиковой.

Все формы работы центра направлены на обеспечение непрерывности физкультурно-педагогического образования и решение следующих задач:

• создание мониторинга потребностей региона в учителях физической культуры и других специалистах по физической культуре и спорту;

• создание банка данных выпускников среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры;

• содействие занятости выпускников учреждений среднего и высшего профессионального физкультурнопедагогического образования;

• организация ярмарки вакансий для учителей физической культуры и других специалистов по физической культуре и спорту;

• поиск инновационных методик, педагогических технологий и программ обучения в области физической культуры;

• создание новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда и образовательных услуг;

• разработка и внедрение в практику подготовки учителей физической культуры и повышения квалификации специалистов по физической культуре столичных учебных заведений соответствующих учебно-методических материалов; оказание научно-практической помощи по освоению инновационных педагогических технологий;

Организационная структура регионального центра непрерывного физкультурно-педагогического образования

т

• повышение квалификации педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта;

• содействие социальной защищенности специалистов по физической культуре и спорту.

Особенностью работы центра является переход на научно обоснованную региональную систему непрерывного физкультурно-педагогического образования с учетом потребности региона в конкретных уровнях и направлениях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Основными направлениями деятельности центра являются:

1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников в области физической культуры в общеобразовательных и профильных школах спортивно-педагогической направленности.

2. Высшее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.

3. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).

4. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре и спорту).

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Нормативно-методические материалы Минобразования России. - 2002. -№ 5.

2. Латыпов И.К. Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения. Лекция 6 // Спорт в школе. - 2006. - № 22. - С. 42-48.

3. Латыпов И.К. Профильное обучение в школе: физическая культура: Учебно-методическое пособие. -М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. - 230 с.

4. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации. Материалы совместного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года //

Российская газета. - Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 г.

5. О совершенствовании подготовки кадров в области физической культуры и спорта в учреждениях профессионального образования Росспорта. Решение коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 31.01.2006 г. № 1/2 // Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2006. -№ 2. - С. 58-59.

6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2006. - № 2. - С. 9-54.

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.