УДК 796 DOI 10.14526/13_1111_13
СПОРТИВНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В
СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Л.А. Парфенова - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова, Ульяновск
SPORTS-CULTURAL HERITAGE IN PHYSICAL UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN, WHO HAVE PROBLEMS WITH HEALTH STATE
L.A. Parfenova - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическое воспитание, технология, спортивно-культурное наследие, Олимпийские игры, спорт.
Аннотация. По данным различных источников, из 13,4 миллиона школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье. Одной из важных и актуальных задач современной школы является решение проблемы по вовлечению в систему физического воспитания учащихся, нуждающихся в особой регуляции интенсивности их физической нагрузки, проведению профилактических и обучающих мероприятий. Накопленный опыт учёных и практиков обоснованно доказал оздоровительные возможности и результативность использования средств физической культуры и спорта для восстановления, укрепления и сохранения здоровья. Признавая физическую культуру и спорт мощным средством воздействия на личность с целью ее развития и совершенствования в социальном и биологическом аспектах, специалисты отмечают, что творческий потенциал физкультурно-спортивной сферы остается практически невостребованным в педагогической практике.
Методы: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, педагогические наблюдения (прямые и косвенные), интервьюирование, беседы, анкетирование и обработка исследовательских материалов, составление понятийного словаря, педагогическое моделирование, формулирование общих выводов.
Материалы. Представлено содержание и организация научно-исследовательского проекта, реализуемого в школах Ульяновской области. Рассмотрена научная новизна и полученные практические результаты проводимого изыскания.
Заключение. В качестве ожидаемых результатов выступает оптимизация физкультурно-образовательного процесса школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения роста уровня интеллектуально-двигательной и физической подготовленности, духовно-нравственного развития занимающихся, увеличения их двигательной активности, улучшения состояния здоровья, вовлечения в активные виды спортивно-оздоровительной деятельности, формирования интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Представленный проект сможет
служить модельной программой для распространения аналогичной деятельности в образовательных учреждениях муниципального и федерального значения.
Keywords: physical upbringing, a technology, sports-cultural heritage, the Olympic Games,
sport.
Annotation. According to different sources, from 13,4 millions of schoolchildren more than 53% have poor health. One of the important and urgent aims of modern school is a problem solution on involving pupils, who need a special regulation of their physical load intensity, preventive and educational activity, into the system of physical upbringing. Scientists' and practitioners' experience proved health-improving abilities and the effectiveness ofphysical culture and sport means for health rehabilitation, improvement and preservation. The specialists admit that physical culture and sport is powerful means of influence on personality development and perfection in the social and biological aspects and say, that creative potential of the physical-sports sphere stays almost unclaimed in the pedagogical practice.
Research methods: a theoretical analysis and summarizing of the literature and documents, pedagogical observations (direct and indirect), interviewing, a conversation, a questionnaire survey and research materials handling, notional dictionary formation, pedagogical modeling, generalization.
Materials. The content and organization of the scientific-research project, realized at schools of Ulyanovsk region is presented. A scientific novelty and the received practical results of the held research are considered.
Conclusion. An expected result is a physical-educational process optimization among schoolchildren, who have problems with health, by means of the level increase of the intellectual-motional and physical readiness, spiritual-moral development of pupils, increase of their motional activity, health state improvement, in active kinds of sports-health-improving activity involvement, an interest formation for independent physical exercises. The presented project can be a model program for an analogous activity development in municipal and federal educational establishments.
Введение. Несмотря на
кардинальное улучшение условий функционирования и материально-технического положения физкультурно-спортивной отрасли, статистика продолжает отмечать
неудовлетворительное состояние
физической подготовленности и крайне низкую двигательную активность учащихся образовательных организаций [1, 4, 6]. Более половины современных школьников имеют хронические и прогрессирующие заболевания различного характера, что обусловливает
индивидуализацию характера, объема и интенсивности физической нагрузки, вызывающих, в свою очередь, определенные противопоказания и ограничения в видах и способах физкультурно-спортивной деятельности. Данные обстоятельства отрицательным образом сказываются на интересе и
загруженности детей в занятиях физическими упражнениями, не способствуют формированию у них мотивационно-потребностных установок в ведении активного образа жизни.
Государством и медико-педагогической общественностью
предпринимаются меры по оптимизации сложившейся ситуации. Учеными-исследователями и практическими деятелями ведется поиск
неиспользованных резервов по
привлечению школьников к активным занятиям физической культурой и спортом [4, 5, 6].
Анализ собственного
педагогического опыта и специальной литературы в области определения стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности
физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, определил два векторных направления повышения эффективности данного процесса: интеллектуализацию и спортивную ориентацию [4, 5, 6].
Цель исследования.
Вышеуказанные обстоятельства и экспериментально обоснованные научно-практические выводы послужили нам основанием для разработки
исследовательского проекта и определили конкретную задачу, на решение которой направлено его содержание: теоретическое и экспериментальное обоснование инновационной педагогической
технологии физкультурного образования учащихся Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья, разработанной на основе интегративного подхода с использованием спортивно-культурного наследия.
Под спортивно-культурным
наследием мы понимаем (подразумеваем) интегративную связь (совокупность) ценностей, традиций, видов и элементов спорта и культурного наследия как части материально-духовной культуры,
созданной, исторически выдержавшей испытание временем и передающейся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Методы и организация исследования. Предлагаемый
инновационный научно-практический проект призван выявить методологический инструментарий, позволяющий осмыслить механизмы конверсии элементов спорта, культуры и здорового образа жизни в практику физического воспитания посредством педагогической технологии, направленной на гармонизацию и интеграцию духовно-нравственного и физического развития учащихся общеобразовательных учреждений,
имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Выбор данного направления в качестве перспективы оптимизации физкультурно-образовательного процесса школьников с различными
нозологическими формами основывается
на научной гипотезе о положительном влиянии на активизацию двигательно-познавательной деятельности учащихся как средства успешной социализации, удовлетворения биологических
потребностей и культурных запросов людей [1, 2, 3].
Разработка и внедрение педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс школьников Ульяновской области предполагает:
- ревалоризацию культурных и функциональных свойств элементов спортивного наследия, приведение их в состояние, пригодное для использования в процессе физкультурного образования учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- создание программы по спортивно-оздоровительной работе в образовательном учреждении;
- моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту по вопросам организации физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Новизна поставленной задачи состоит:
- в конкретизации структуры и содержания понятия «Спортивно-культурное наследие» в контексте физического воспитания школьников, имеющих различные нозологии;
- в разработке концепции спортивно-культурного наследия, предполагающей актуализацию феномена спортивной культуры, научно-теоретическое и методологическое обоснование интегративно-совокупного сочетания традиций и ценностей спорта, культуры и здорового образа жизни;
- в разработке и апробации инновационной педагогической технологии на основе интеграции спортивно-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- в разработке экспериментальной программы по спортивно-оздоровительной работе в образовательном учреждении на основе интегративного сочетания средств формирования знаний и упражнений, учитывающих интересы и потребности, нозологические формы и состояние здоровья занимающихся; во внедрении программы в школьный образовательный процесс;
- в разработке алгоритма проведения интегрированных форм физкультурно-оздоровительной работы с привлечением ресурса спортивно-культурного наследия;
- в разработке модели и концептуальных положений процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе интегрированной конверсии элементов спорта и культуры в физкультурно-образовательный процесс обучающихся;
- в создании критериально-оценочной системы качества профессионального образования педагогов в рамках реализации предлагаемой педагогической технологии.
Результаты. На первом этапе выполнения проекта была подобрана и проанализирована литература по данной проблеме, определены методы
исследования и диагностический инструментарий, дан синтезированный анализ состояния физического воспитания спортивной ориентации учащихся образовательных учреждений Ульяновской области. Выявлено, что среди обследованных школ города Ульяновска (п-65), только в 9 (13,8%) реализуется спортивное содержание третьего часа физической культуры, т.е. проводятся занятия по программам физического воспитания на основе углубленного изучения видов спорта.
С апреля 2014 г. началось внедрение разработанной инновационной педагогической технологии и
экспериментальной программы по спортивно-оздоровительной работе в
нескольких «пилотных» школах г. Ульяновска, которое сопровождалось проведением социологического изучения историко-познавательных знаний
респондентов в области физкультуры и спорта.
Результаты опроса показали, что практически никто (85,68%) не знает знаменитых спортсменов г. Ульяновска, а 4,76% детей считают, что Ю. Липницкая и В. Третьяк - наши земляки. Дети знают следующие спортивные сооружения г. Ульяновска: «Лидер» - 37,6%, «Волга-Спорт-Арена» - 23,8% школьников, «Спартак» и «Труд» - по 9,5%, в качестве спортивных залов был назван «Дворец пионеров» - 4,7% и 14,9% респондентов не смогли назвать ни одного спортивного комплекса в городе. При этом посещают «Спартак» - 14,3% учащихся, стадион «Труд» - 9,1%, «Волга-Спорт-Арена», «Автомобилист» и «Торпедо» - по 4,7%, совсем не посещают спортивные сооружения 62, 5% обучающихся.
Большое количество (71,4%) детей не знают, какие крупные международные соревнования будут проходить в ближайшем будущем в России, 19,1% респондентов назвали хоккей с мячом, лыжи и фигурное катание - по 4,75%.
Поскольку первый этап
исследования совпал с проведением Олимпиады в Сочи, многие вопросы в анкете были посвящены этому главному спортивному событию года.
По результатам опроса, все трансляции Олимпийских игр в Сочи смотрели 38,1% школьников, 47,6% -смотрели только избранные виды спорта, 14,8% детей смотрели иногда, по желанию. Большое впечатление на детей произвели следующие виды спорта: трансляция соревнований по фигурному катанию понравилась 42,8% школьникам, по биатлону - 19,1%, по хоккею - 14,3%, по сноубордингу - 9,6%, по бобслею - 9,6%, по керлингу - 4,6%. Все респонденты переживали за спортсменов России. Девочки отдавали предпочтение А. Сотниковой и Ю. Липницкой, мальчики
болели за А. Воеводу, А. Легкова, В. Ана, А. Зубкова, А. Демченко.
При этом после окончания Олимпийских игр 22,3% школьников начали часто смотреть различные спортивные передачи, 68,1% - смотрели по желанию, 9,6 % учащихся не начали интересоваться телепередачами о физкультуре и спорте.
После просмотра трансляций Олимпийских игр в Сочи 9,5% школьников записались в различные спортивные секции, 47,6% планируют заниматься спортом, у 33,8% детей отношение к спорту не изменилось, 9,1% респондентов не заинтересовались спортом после Олимпийских игр.
Данные наших прошлогодних социологических опросов говорят о том, что школьники не могли назвать практически ни одной фамилии знаменитых российских спортсменов, кроме А. Аршавина. Следовательно, проведение Олимпийских игр в России оказало большое стимулирующее и агитирующее воздействие на школьников, которые не проявляли интереса к физкультурно-спортивной деятельности, предпочитая двигательной активности времяпрепровождение за компьютером.
Заключение. Для искоренения негативной тенденции, приведшей к тому, что современная российская система физического воспитания утратила ведущие позиции в организации досуга школьников, возможно использовать ценностный потенциал спорта для привлечения основной массы детей и молодежи к занятиям различными видами физических упражнений.
Элементы и формы спорта создают организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий,
обеспечивают соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках физической культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам; предоставляют возможности для
приоритетного освоения
интеллектуальных, этических, духовно-нравственных и здоровье формирующих культурных ценностей.
Считаем, что в узконаправленном, малоэффективном на сегодняшний день физкультурном процессе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья данное направление должно найти широкое применение, при условии опоры на имеющийся научно доказанный результативный опыт (Тимошина И.Н., 2008; Парфенова Л.А., 2009 г.).
Ожидаемые положительные
результаты научно-практического проекта позволят значительно улучшить качество физкультурного образования школьников с различными нозологиями и обусловят целесообразность широкого внедрения полученного опыта в образовательную практику российских регионов на основе учета их культурно-этнических
особенностей и спортивных традиций.
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта
РГНФ («Спортивно-культурное наследие как фактор повышения уровня физкультурного образования школьников Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья»), проект № 14-16-73005а (р).
Литература
1. Бальсевич, В. К. Освоение ценностей спортивной культуры как стратегическая основа формирования здоровья населения Российской Федерации / В. К. Бальсевич // Дети России образованны и здоровы : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2007 г.). М., 2007. - С. 10-14.
2. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-19.
3. Лубышева, Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - №3. - 2009. - С. 10-13.
4. Парфенова, Л. А. Основные направления интеллектуализации физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л. А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. :
«Теория и практика физической культуры и спорта». - 2013. - № 6. - С. 14-20.
5. Парфенова, Л. А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Парфенова. -Набережные Челны, 2009. - 192 с.
6. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Н. Тимошина. - СПб., 2008. - 44 с.
References
1. Balsevich, V. K. Mastering the values of sports culture as a strategic base for health formation among population of the Russian Federation /V. K. Balsevich // Children of Russia are educated and healthy : materials of the Vth All-Russian scientific-practical conference(Saint-Petersburg, November, 2930, 2007). - Moscow, 2007. - P. 10-14.
2. Lubysheva, L. I. Sports culture as a subject at school / L. I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. - 2002. - № 3. - P. 11-19.
3. Lubysheva, L. I. The phenomenon of sportsculture in the aspect of methodological analysis / L. I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. -№ 3. - 2009. - P. 10-13.
4. Parfenova, L. A. The main directions of physical upbringing intellectualization among schoolchildren, who have health problems / L. A. Parfenova // Physical culture: upbringing, education, training. - Moscow: "Theory and practice of physical culture and sport". - 2013. -№ 6. - P. 14-20.
5. Parfenova, L. A. Content and organization of physical upbringing of junior schoolchildren from the special medical group : thesis of the candidate of pedagogics / L. A. Parfenova. - Naberezhnye Chelny, 2009. - 192 p.
6. Timoshina, I. N. Succession actualization of an adaptive physical upbringing content and organization among children, teen-agers and students in educational establishments : abstract of pedagogics thesis doctor / I. N. Timoshina. - Saint Petersburg., 2008. - 44 p.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2015г.