Научная статья на тему 'Традиции физического воспитания подростков в православии и исламе'

Традиции физического воспитания подростков в православии и исламе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПОДРОСТОК / SPIRITUALITY / MORALITY / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / RELIGION / ORTHODOX CHRISTIANITY / ISLAM / FOLK TRADITIONS / A TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мифтахов Рафаэль Ахунзянович

Рассматриваются религиозно-культурологические традиции православия и ислама в отношении физического воспитания подростков, использование которых в светских образовательно-воспитательных учреждениях обусловлено необходимостью укрепления духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения и всего современного общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the religious and cultural traditions of Orthodox Christianity and Islam in relation to the physical training of teenagers. The use of these traditions in the secular educational institutions caused by the need to strengthen the spiritual, moral and physical health of the younger generation and the whole of modern society in general.

Текст научной работы на тему «Традиции физического воспитания подростков в православии и исламе»

УДК 37.014.521:[28 + 271.2]

Р.А. Мифтахов,

Российский исламский институт

Традиции физического воспитания подростков в православии и исламе

Российский исламский институт

В настоящее время законодательными актами Российской Федерации предусмотрен светский характер образования и воспитания подрастающего поколения. Однако реальности переживаемой нами эпохи все настоятельнее требуют обращения к религиозно-культурологическим традициям, особенно в области физического воспитания учащейся молодежи. Колоссальные психические нагрузки стали неотъемлемым атрибутом современной жизни, в которой человек должен иметь большой запас физических сил и эмоциональ-

© Мифтахов Р.А., 2013

ной стабильности, чтобы противостоять всем негативным воздействиям. Используемые в светских образовательно-воспитательных учреждениях приемы и методы не всегда в должной мере обеспечивают решение этой задачи, что обусловило нарастание интереса к традициям физического воспитания, которыми располагает как православная, так и мусульманская педагогика.

Обращение к религиозно-культурологическим традициям физического воспитания подрастающего поколения связано так-

же с резким падением духовно-нравственного и физического здоровья российских подростков. Причин тому предостаточно: смена идеологических ориента-ций, появление нравственного вакуума, насаждение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизм, обман, порнография и др. Низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки, которыми заражена часть нашей молодежи, разрушают государство и физическое здоровье всего общества.

РАФАЭЛЬ АХУНЗЯНОВИЧ МИФТАХОВ

старший преподаватель Российского исламского института, отличник физической культуры и спорта Российской Федерации. Сфера научных интересов: физическое воспитание, педагогика. Автор 20 публикаций

Рассматриваются религиозно-культурологические традиции православия и ислама в отношении физического воспитания подростков, использование которых в светских образовательно-воспитательных учреждениях обусловлено необходимостью укрепления духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения и всего современного общества в целом.

Ключевые слова: духовность, нравственность, здоровье, физическое воспитание, религия, православие, ислам, народные традиции, подросток.

This paper discusses the religious and cultural traditions of Orthodox Christianity and Islam in relation to the physical training of teenagers. The use of these traditions in the secular educational institutions caused by the need to strengthen the spiritual, moral and physical health of the younger generation and the whole of modern society in general. Key words: spirituality, morality, health, physical education, religion, Orthodox Christianity, Islam, folk traditions, a teenager.

Общечеловеческие ценности, все чаще используемые сегодня в качестве ориентира в воспитательной среде, тесно связаны с религией. Как показывают исследования в этой области, она во все времена играла важнейшую роль в формировании личности в единстве ее нравственно-духовных и физических потребностей. Несмотря на то что современная цивилизация достигла невероятных высот в своем развитии, воспитание по-прежнему остается сложным процессом, в котором, как писал Л.Н. Толстой, религия есть «законное и разумное основание воспитания» [5, т.16, с. 38]. Религиозное возрождение в России идет чрезвычайно активно, и, по прогнозам экспертов, оно будет продолжаться.

В осмыслении сущности физического воспитания также намечается новая стадия: все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личности. В системе физического воспитания акцентируют внимание на механизмах и детерминантах, обусловливающих его влияние на развитие ума и расширение информированности, совершенствование

чувств и социального поведения, воспитание нравственности и духовности подрастающего поколения. В этой связи обращение к религиозно-культурологическим традициям воспитания православия и ислама, в том числе физического, представляется совершенно необходимым и оправданным. Рассмотрим некоторые из них.

Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование духовно-нравственным представлениям о человеке. Известный богослов, публицист-проповедник Феофан Затворник наставлял: «У нас три яруса жизни: духовная жизнь, душевная и плотская. Последние две эгоистичны» [6, с.128]. Однако поддержка и укрепление здоровья, повышение и сохранение высокой работоспособности, бодрости и творческой активности в православии считаются обязательными. Тело, являясь орудием духа, нуждается в укреплении, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию духовной деятельности, потому необходимы в питании умеренность, в движении живость. В деле воспитания долж-

ны использоваться разумные методы и приемы, направленные на то, чтобы человек осознанно развивал физические дарования и таланты, вложенные Богом в его природу. Поэтому одним из ключевых принципов православной педагогики является утверждение, что человек - это единство духа, души и тела.

Отношение русского православия к физической культуре созвучно народным традициям воспитания подрастающего поколения. Подтверждение тому можно обнаружить в различных источниках. В частности, старинные русские былины показывают идеальный образ богатыря-воина, не только физически непобедимого, но и обладающего изворотливым умом, сообразительностью, владеющего в совершенстве многими трудовыми навыками. Таковы Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др.

Особой популярностью народа пользовалась «медвежья борьба». В ней получила отражение идея о том, что мир - это вечное противоборство. Например, такое мирное и благое занятие, как земледелие, неразрывно связано с борьбой. Засуха, частые дожди, набеги вражеских племен, разорение урожая птицами - со всем этим необходимо постоянно бороться. Чем сильнее человек в этой борьбе, тем он жизнеспособнее. Отсюда почитание медвежьей силы, отражением которой является сама тактика борьбы: имитация агрессивного поведения медведя, разлапистый, предварительно оглушающий противника удар.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси считались кулачные бои. Так как войны здесь были частым явлением, каждому мужчине надлежало владеть ратными навыками. «Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как"царь горы", "на ледяной горке" и "куча-мала", борьбы и метания постепенно приуча-

лись к тому, чтобы впоследствии вступать в настоящие поединки -кулачные бои» [8, с. 121].

Согласно православной традиции, физическое развитие в большей степени отождествлялось с приобщением к физическому труду и служению на благо Отечества. Так, митрополит Московский Иннокентий, миссионер и просветитель, в наставлениях относительно воспитания и духовного обучения юношества считает необходимым каждый день заставлять учеников делать какие-либо упражнения «до поту, которым проходят много болезней», в частности «пилить дрова, а где можно, то и стругать стружью», поскольку эти занятия «довольно правильно укрепляют грудь». Необходимы переходы от умственных занятий к телесным делам в «вакационное время, особенно летнее», из которых самые лучшие и здоровые - это дереводе-лие или столярное [3, с. 161-176].

Отношение современного православия к физическому воспитанию представлено и в статье отечественного ученого профессора Н.Д. Никандрова «Православные традиции, семья и школа в современной России», где он пишет: «...неверно утверждать, что церкви близки только чисто духовные интересы, что она забывает для людей из мира о материальном достатке, простых человеческих радостях, об укреплении тела». Конечно, об этом говорится на своем языке, но достаточно понятно. Например, возьмем книгу протоирея Петра Смирнова «Учение о любви христианской. Опыт повторения катехизиса». Хотя ей уже больше ста лет, но даже в ней есть параграф «Здоровье как предмет заботы». Вот почему среди других причин важно сохранять здоровье и жизнь, как написано в катехизисе: «Сохранение вашей жизни нужно и для ближних ваших» [4, с. 5-12].

Итак, ценность фактора здоровья в православном вероучении

сомнению не подвергается, и физическое развитие так же важно, как и духовное. В различных источниках религиозного содержания большое внимание уделяется проблеме здоровья личности и народа в целом.

Мусульманские традиции воспитания представляют собой уникальную систему, существующую более XIV веков. Исламское воспитание никогда не было чисто религиозным. Оно изначально являлось религиозно-светским и духовно-материальным одновременно. В Коране, например, сказано: «Лучшие из вас не те, кто предпочел этот мир загробному... а лучшие те, кто взял для себя из того и другого» [1, с. 13].

Физическое воспитание, согласно исламским воспитательным традициям, направлено на укрепление физического здоровья как органичной составляющей всей человеческой сути, совершенствование физических возможностей, которое происходит в гармоничном единстве с духовным, нравственным и интеллектуальным развитием. Духовное здоровье и физическое здоровье в исламе взаимосвязаны, без здоровья духовного, наличие физического быстро сходит на нет.

Человек, согласно исламу, -это неделимое и органичное единство различных аспектов. Дух, разум, тело, душа - все это получено человеком от Всевышнего и наделено его почетом. Человек не имеет права относиться с небрежением ко всему, что в нем заложено, в том числе и к своему телу.

Человеческое тело, значение которого в исламе определяется единством телесной оболочки с духом и разумом человека, является главным объектом физического воспитания. С целью укрепления физического здоровья, как уже было сказано, следует надлежащим образом заботиться о теле. «Аллах хочет, чтобы мусульмане заботились о своих телах и наилучшим способом использо-

вали их возможности. Ожирение, слабость и физическая лень порицались. Хотя смерть может застать нас завтра или сегодня, мы должны физически готовиться к тому, чтобы быть способными выполнять все виды поклонения Аллаху даже в старости, если Он дарует нам долгую жизнь» [2].

В исламе ответственность за физическое воспитание возложена на родителей, которое не завершается, если даже ребенок повзрослеет. Следование исламским учениям о физическом воспитании детей обеспечивает формирование важнейших компонентов здоровья ребенка и их последующее развитие по мере взросления. Соотнесенность с возрастными особенностями ребенка - важнейший педагогический принцип ислама. Так, приобщение к посту начинается с начала подросткового возраста. Обязательным для всех мусульман он становится с 12 лет. Возможно приобщение и в более раннем возрасте, но именно подростковый период предполагает осознанное отношение к посту: подросток начинает не просто воздерживаться от еды и питья, а по-

степенно приходит к убеждению, что это залог правильного поведения в повседневной жизни. Кроме того, постящийся подросток готовится к настоящей взрослой жизни, в которой могут быть трудности и лишения, учится преодолевать слабости, воспитывает в себе терпение.

Стоит заметить, что физическое воспитание способствует социальной адаптации путем привития общественных навыков. Некоторые каноны ислама, превратившиеся в народные нравственные традиции, учат, что такая духовно-нравственная черта, как умение общаться с другими людьми, находить общий язык, ладить с ними, приобретается в процессе групповых видов труда: во время рыхления и окучивания картофеля, ухода за скотом и птицей, пастьбы молодняка и др. Как правило, дети дружили и ходили на работу с теми, кто был физически сильным, хорошим напарником и умел работать с выдумкой. Родители советовали своим детям: «Не дружи с тем, кто ничего не умеет, он не годен ни для дружбы, ни для вражды». Совместные занятия спортом помогают человеку обрести верующего и надежного товарища и уберечься от дурных. Мусульманин должен выбирать себе праведных и достойных друзей и избегать общения с низкими, подлыми людьми.

Провозглашение духовных ценностей в жизни человека в исламе определяется через отношение к красоте. Ислам придает большое значение внешней красоте и привлекательности человека, главной принадлежностью которых является здоровье.

В содержание воспитательной работы детей включались, например, следующие хадисы, отражающие самые разные аспекты человеческой жизнедеятельности: путешествуйте, пребывайте в движении и будете здоровыми;не загрязняйте стоячие воды и водоемы; избегайте опьяняющих напитков, ибо они начало всех бед и мать всех несчастий; не ешьте слишком горячую пищу; учитесь плавать, стрелять из лука и скакать на лошади; приступайте к еде и не будьте привередливы к пище; относитесь с уважением к еде (до и после нее мойте руки); вера обязывает людей одеваться просто и чисто; самый лучший напиток на том и на этом свете - вода; больного спросите о здоровье и ведите с ним беседу о приятном; чистите зубы, во всякое время старайтесь быть чистыми и др. [7, с. 57-63].

В заключение можно сделать вывод, что физическое воспитание в православии и исламе направлено на укрепление физического здоровья как органичной составляющей всей челове-

ческой сути, совершенствование физических возможностей происходит в гармоничном единстве с духовным, нравственным и интеллектуальным развитием. Важным средством духовно-нравственного и физического воспитания подрастающего поколения на протяжении многих веков традиционно являлась религия. Практический опыт народов, исповедующих православие и ислам, в области физического воспитания детей фиксировался в духовно-нравственных традициях, религиозных постулатах, заповедях и предписаниях. Религиозно-культурологические традиции явились серьезным моментом перехода спонтанного воспитательного процесса в целенаправленную, осознанную систему воздействия на личность для выработки у нее жизненно важных физических и нравственных качеств.

Литература

1. Абдульмагид А. Развитие этно-педагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 1995. 205 с.

2. Ингаллсу А.Н. Исламский взгляд на спорт // http://www.islam.ru/ НЬ/Ыат&эро!!/.

3. Митрополит Московский Иннокентий. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества // Литературная учеба. 1993. № 5, 6.

4. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика. 2005. № 1.

5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: 22 т. Т.16. М.: Художественная литература, 1983. 412 с.

6. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни (святитель Феофан Затворник). М.: Альта-Принт, 2012. 384 с.

7. Хадисы // Идель. 1990. №12.

8. Шатунов М.В. Русская профессиональная драка. М.: Рипол Классик, 2002. 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.