ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)
УДК 37.037.1:28
ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСЛАМСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
© Р.А.Мифтахов, З.Г.Нигматов
Статья посвящена рассмотрению богатого наследия исламской педагогической мысли, основанной на традиционном для мусульманского просветительства подходе к физическому воспитанию как необходимому компоненту гармоничного развития личности.
Ключевые слова: ислам, развитие личности, физическое воспитание, традиция, религия, просветитель, здоровье.
В свете экономических потрясений и кризисных явлений духовной жизни, постигших страну в последнее время, одна из самых уязвимых сфер жизнедеятельности человека - воспитание подростков - нуждается в активизации социальновоспитательной деятельности всех институтов общества и государства. В отечественной истории было время, когда светское и религиозное воспитание испытывало длительное противоборство, но сегодня стало очевидным, что отвергать «санирующее» значение религии в деле воспитания молодого поколения неразумно и идея духовного возрождения выдвинула на первый план актуализацию педагогического потенциала религии, переосмысление ее догматов с эстетических, нравственных, ценностно-идеологических позиций.
Результатирующая сторона внедрения религиозных канонов в практику повседневной жизни - укрепление здоровья. Поскольку многочисленные данные свидетельствуют о неблагополучии в сфере здоровья подростков, актуальность поиска новых путей в формировании физической культуры и укрепления здоровья в условиях образовательно-воспитательного пространства сегодня не вызывает сомнений. При рассмотрении ислама как образа жизни мусульманина можно с уверенностью сказать, что это и есть система здорового образа жизни и «все те компоненты, которые включает здоровье, мы находим в исламе» [1: 279]. Ислам дает возможность формировать сознательную ориентацию на здоровый образ жизни, учит быть внимательным к собственному здоровью и способным обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений посредством выполнения различных форм деятельности в данном направлении.
История мировой педагогической мысли иллюстрирует богатый опыт исследований в области физического воспитания. При этом важно понимать, что отношение к физической культуре всегда детерминировано той средой, в которой
пребывает создающий ее народ со специфичным для него образом жизни и способом мышления, религиозными воззрениями и формами жизнедеятельности, а также географическими и климатическими условиями, наличием межнациональных контактов и т.д.
На арабском Востоке существовала своя педагогика, построенная на довольно прочной основе - духовных ценностях, заключенных в Коране. Мусульманские ученые, не отделяя воспитания от обучения, признавали взаимосвязь духовного и физического развития и уделяли особое внимание гармоничному развитию личности.
Эволюция исламской педагогической мысли прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII - X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX - XII веках. Вырос престиж знаний. «К IX веку в халифате окончательно сложилась многоступенчатая система образования, включающая в себя школы среднего звена и университеты. Лучшие арабские университеты (аль-джамигат) были организованы по современному образцу - с общежитиями, аудиториями, спортивными сооружениями, которых, конечно, было мало. Тем не менее, из этих стен выходили будущие авиценны, аверушды, философы, математики, медики, географы» [2: 113].
В фокусе пристального внимания мыслителей арабского Востока находились проблемы воспитания гармонично развитой личности, наделенной в равной степени высокими духовными и моральными качествами. Решению этих вопросов они посвящали свои труды, не потерявшие значимости и в настоящее время.
Первым ученым-энциклопедистом, освещавшим в своих трудах вопросы воспитания, традиционно считается основатель философии Востока и всего мусульманского мира Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди. Несмотря на отсутствие прямых указаний на необходимость физического воспитания в его трудах, предпосылки к рас-
смотрению вопросов воспитания в аспекте гармонии духовного и физического были им подготовлены.
Проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детально разрабатывал блистательный мыслитель Востока Аль-Фараби. Последовательность воспитательных воздействий, в том числе и через физические упражнения, способствует, по мнению ученого, формированию подлинно нравственной и счастливой личности.
Аналогичные концепции можно найти в трудах Ибн-Мискевея, который главным направлением в обучении и воспитании видит возбуждение интереса у подростков. Так, духовное и физическое воспитание может происходить в игровой форме, в процессе игр и гимнастических упражнений. Кроме того, интерес к занятиям можно вызвать, если апеллировать к житейскому опыту. Например, приучать к различным условиям жизни, в том числе трудным, что требует физической выносливости, достигаемой специальной тренировкой.
«Советником наук» еще при жизни был назван выдающийся ученый, советник разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина. Содержание воспитания и обучения, по его мнению, должно включать в себя умственное и нравственное воспитание, физическое оздоровление, обучение музыке, поэзии, ремеслу, т.е. обучение и воспитание должны сочетаться с физическими упражнениями. Дети и подростки не в состоянии все время сидеть за учением. Часть своего времени им необходимо посвящать физическим упражнениям. В программу физических занятий, рассчитанную на этот период жизни, ученый включает бег, скачки, прыжки, игры в мяч, игры с бечевками, борьбу, фехтование. Ибн Сина писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике, определяя физические упражнения как произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения, по его мнению, укрепляют мышцы, связки, нервы. Ибн Сина, исследуя проблемы медицины, писал о влиянии физических упражнений на здоровье человека. Для сохранения здоровья он выделял три составляющие: бидантарбия, питание и сон. Бидантарбия -физические упражнение, которые были распределены по степени сложности: быстрые движения (кулачный бой, стрельба из лука, фехтование
и др.), нежные и легкие движения, более сильные движения, очень сильные движения, специальные движения для тела, странствия - сафар [3: 37]. Высказывания Ибн Сины о массаже, закаливании холодной и горячей водой, сочетании рациональных физических нагрузок и отдыха, качестве и количестве физических упражнений составили основу оздоровительной физкультуры, не потерявшей своей значимости и в наше время. По мнению ученого, в результате правильного воспитания достигается двоякая польза: «Одна для души, ибо с самого раннего детства человек растет добронравным, что превращается в обязательную привычку, другая - для тела» [4: 72].
Идеи Ибн Сины окажут большое влияние на другого крупного философа XII века Ибн Рушда, который, будучи врачом, приходит к выводу о том, что вместе с распадом тела уничтожается и душа человека.
Проблемам воспитания, в том числе физического, уделял внимание еще один из наиболее выдающихся философов Востока Аль-Газали. Он утверждал необходимость приучаться к неприхотливости в быту, умению быть стойким и выносливым, закаляться путем физических упражнений. По мнению Аль-Газали, оставив на один день без дела телесные органы, человек и в другие дни будет бездельничать [5: 39].
Труды названных ученых имели огромное влияние на мировую педагогическую практику. Деятели арабо-исламской культуры средневековья не только усвоили плоды древнегреческих ученых и познакомили европейцев с достижениями духовной культуры народов древности, но и на основе исламских традиций дали им творческое продолжение, тем самым внесли огромный вклад в развитие мировой науки.
Наступившая эпоха Возрождения ознаменована становлением гуманистической идеологии, провозгласившей величие человеческой личности, глубокую веру в его возможности и неограниченные способности, силу и красоту. Мусульманские ученые в соответствии с учениями ислама провозглашали, что человек должен прежде всего заботиться о внутренней красоте, заключающейся в добре и справедливости, образованности, благочестии, благородстве, храбрости, любви к ближнему. Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, - подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, физическое воспитание как компонент формирования гармоничной личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. В его содержание включались
Р.А.МИФТАХОВ, З.Г.НИГМАТОВ
теперь не только гимнастика и военная подготовка, но и закаливание организма, и гигиена, и отдых. Педагоги-гуманисты выступили против суровой дисциплины средневековой школы, против телесных наказаний, уделив большое внимание заботе о здоровье подростков и их правильному физическому и эстетическому развитию. Мусульманские ученые эпохи Просвещения своими трудами и практической деятельностью оказали решающее влияние на становление и последующее развитие народной педагогики. Ее основными гуманистическими принципами всегда являлись уважение к старшим, проявление заботы о подрастающем поколении, вовлечение детей и подростков в коллективный труд, адаптированный к их возрастным и индивидуальным особенностям, воспитание на образцовых примерах.
Исламское вероучение направлено на воспитание высоконравственных качеств личности, признающей приоритет духовных ценностей. При этом бережное отношение к своему здоровью, необходимость его поддержания и укрепления путем физических упражнений также входят в круг предписанных исламом обязанностей человека. Мусульманские просветители внесли неоценимый вклад в понимание того, что гармоничное развитие личности невозможно в нездоровом организме, ибо «здоровье - это естественная, непреходящая и абсолютная жизненная ценность в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности» [6: 68].
Объективный анализ достижений арабоисламского просвещения и наук позволяет выдвинуть тезис об их особой роли в развитии духовной культуры всех народов России. Так, несмотря на то что «с середины XVI века развитие педагогической мысли татарского народа идет в условиях государственной общности с русским народом, в составе единого централизованного Российского государства» на развитие «учебновоспитательного дела татарского народа, как и прежде, значительное влияние оказывала педагогика Ближнего и Среднего Востока. <...> Идеологическую основу педагогической мысли татар, как и в эпоху независимости, составляла религия, хотя ислам после 1552 г. перестал существовать как государственная религия» [7: 15].
Татарские мыслители придавали большое значение физическому воспитанию и здоровому образу жизни подростков, их духовному росту и интеллектуальному развитию. Так, строгий последователь Сунны, крупный ученый-богослов Утыз-Имяни главный источник здоровья людей
видел в оздоровлении общества, в его нравственной основе. Выдающийся татарский просветитель Ш.Марджани призывал к тщательному изучению мусульманских источников - Корана и Сунны - и отмечал, что соблюдение поста, намаз, режим дня и гигиена являются залогом как физического здоровья, так и духовного. По его мнению, для организма больного человека намаз может иметь высокую психологическую значимость и выполнять оздоровительную функцию.
В 80 - 90 гг. XIX века в сфере татарской педагогики складывается джадидизм. Его идеологи выдвигали в качестве главных задач борьбу за национальную школу, равенство языков и свободу вероисповедания. Прогрессивным явлением того времени является открытие в 1876 г. в Казани учительской школы. Впервые среди татарских учебных заведений в ней стали преподавать гимнастику, рисование и черчение.
Наиболее видным татарским просветителем становится К.Насыри. Одной из важных задач воспитания, по его представлению, является обеспечение нормального физического развития человека, необходимыми компонентами которого являются питание, сон (в пределах разумной нормы), свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения. К.Насыри не только подчеркивает значение этих факторов в нормальном физическом развитии человека, но и популяризует их среди населения через свои труды, в которых, в частности, подробно рассказывает о требованиях гигиены, о чистоте жилища и тела, о культуре питания.
На рубеже XIX - XX веков мусульманские просветители не могли не оказаться вовлеченными в новый этап развития физического воспитания, во многом обусловленный активными научными изысканиями представителей русской общественной мысли. К этому времени теория физического воспитания получила широкое научное обоснование, в частности в трудах и педагогической деятельности П.Ф.Лесгафта, одного из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране, а также известного детского врача и педагога Е.А.Покровского, говорившего о важности применения народных игр в системе физического воспитания.
Представленная исламским вероучением концепция здоровья и физического развития была близка не только русским просветителям, но и писателям, художникам, музыкантам и т.д. Так, Л.Н. Толстого до конца жизни роднила с исламом последовательная борьба за трезвый образ жизни. В его ежедневный досуг входило чтение Библии и Корана, которые стимулировали его
писательский труд и давали импульс совершенствованию духовного опыта. Л.Н.Толстой в своем отношении к исламскому Востоку продолжил, развил и обогатил прогрессивную традицию русской общественной мысли, высоко оценив наследие восточных просветителей и богатую культуру народов, исповедующих ислам.
Таким образом, выдающиеся мусульманские просветители прошлого не только послужили своеобразным передаточным звеном в трансформации достижений античной культуры в западноевропейскую, но и предвосхитили решение многих проблем физического воспитания, актуальных и в наше время.
Идея духовного возрождения, доминирующая сегодня в общественном сознании, выдвинула необходимость переосмысления религиозных ценностей, поскольку религия была и остается «важным средством духовно-нравственного воспитания подростков на протяжении многих веков. <...> Во всей духовной истории человечества культурная традиция, а, следовательно, воспитание и образование немыслимы без религии» [8: 253].
В условиях современной социокультурной ситуации традиции мусульманской педагогиче-
ской мысли являются бесценным наследием и
представляют интерес как органичная часть единой и многообразной российской культуры.
1. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. - Москва: Просвещение, 2002. -336 с.
2. Махмутов М.И. Мир ислама. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 616 с.
3. Баймурзин Х.Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания: дис. ... д-ра пед. наук. -Казань, 2001. - 368 с.
4. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки: В 5-ти томах. - Т.2. - Ташкент: Фан, 1982. - 550 с.
5. Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 179 с.
6. Бикмухаметов Р. К. Интеграция физического и духовного воспитания студентов педвуза // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 64 - 70.
7. Мухаметшин Р.М. Ислам в Татарстане. - Казань: Яналиф, 2009. - 255 с.
8. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики. - М: Высшая школа, 2004. - 400 с.
TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN ISLAMIC PEDAGOGICAL THOUGHT
R.A.Miftakhov, Z.G.Nigmatov
This article deals with the rich heritage of Islamic pedagogical thought, based on the traditional approach of Muslim enlighteners to physical education as an integral part of the all round development of a personality.
Key words: Islam, development of a personality, physical education, tradition, religion, enlightener, health.
Мифтахов Рафаэль Ахунзянович - старший преподаватель кафедры естественногуманитарных дисциплин Российского исламского института.
E-mail: [email protected]
Нигматов Зямиль Газизович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 01.12.2012