Психолого-педагогические науки • • •
сыграла решающую роль для политического, экономического и культурного роста страны. К вопросам воспитания в конце XVIII - первой половине XIX вв. в Германии стали обращаться не только просветители, но и государственные деятели, считавшие, что духовно-нравственное
Примечания
1. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - М.: Наука, 1993. - 105 с. 2. Волков Г. Сова Минервы. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 255 с. 3. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. - М.: Сытин, 1912. - 500 с. 4. Касимова Т.В. Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII в. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Архангельск, 2002. - 195 с. 5. Сперанский Н.В. Очерк истории средней школы в Германии. - М.: Сабашников, 1889. - 327 с. 6. Паульсон Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / Под ред. П. В. Сперанского. - М.: Сытин, 1908. - 330 с. 7. Тернер Р.С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год [Электронный ресурс]. http:vwwv.nlobooks.rU/rus/magazines/n 8. Herbert М. Erziehung und Volksbildung in Altwurttemberg / M.Herbert (Umbruch und Neuorientierung in der zweiten Halfte des 18-en Jahrhunderts). Studien und Dokumentation zurdeutschen Bildungsgeschichte. Band 20.Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1982. - P. 530. 9. Rozanowski, R. Aktualitatder Aufklarung. - Wroclaw, 2000. - P. 233.
Статья поступила в редакцию 08.06.08 г.
49
воспитание есть очень важный общественный вопрос, от решения которого зависит успех улучшения общественного строя и моральный облик всей нации.
УДК 373.1(471.67)
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ИСЛАМА
КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭТНОКУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
©2о°8 Мирзоев Ш.А., Ванатиева Н.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье дан краткий анализ современного состояния проблемы формирования морально-этического облика учащихся в образовательном процессе республики, показана позитивная роль этнокультуры и народной педагогики в воспитании личности, на основе аятов ислама и изречений пророка Мухаммада определены функциональные обязанности родителей по последовательному воспитанию, морально-этическому и физическому совершенствованию детей, с опорой на исламские духовно-нравственные ценности раскрыты и обоснованы основные аспекты (нравственный, физический, интеллектуальный, психологический, социальный, половой) обеспечения морально-этического облика совершенного человека.
In the article the short analysis of the modern conditions of the problem of the development of pupils’ moral-ethical look in the republic educational process is given, the positive role of ethnic culture and ethnic pedagogy in the personality’s upbringing is determined, on the basis of Islamic ayats and Prophet Mukhammad’s dictums the
50
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2008
parents’ and educators’ functional duties in successive education are revealed, childrens’ moral-ethical and physical perfection, supported by Islamic spiritual-moral values, the main aspects (moral, physical, intellectual, psychological, social, sexual) of the provision of the perfect human’s moral-ethical look are revealed and motivated.
Ключевые слова: моральные ценности, ценности ислама, этнокультура, идеал совершенного человека.
Keywords: moral values, Islamic values, ethnic culture, perfect human’s ideals.
Моральные ценности, веками вырабатываемые каждым народом и всем человечеством, всегда находились и находятся в центре внимания психолого-педагогической науки. Их актуальность еще более возрастает на современном этапе развития России. Общественные деятели и ученые с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Во многом негативные явления связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений задачи морального становления личности не всегда находят свое оптимальное решение. В результате нет целенаправленной ориентации детей, подростков и юношей на восприятие, понимание, осмысление и выполнение функциональных обязанностей человека в социуме (сын -юноша - помощник - муж - отец -наставник - гражданин; дочь - девушка - помощница - жена - мать -хозяйка - наставница - гражданка). Таким образом, обостряется противоречие между объективной необходимостью в улучшении моральноэтической подготовки подрастающего поколения к здоровому образу жизни и созидательному труду в целях личного и общественного благополучия и недостаточной готовностью общеобразовательных, внешкольных учреждений и родителей к реализации этой задачи.
В условиях весьма нелегких общественно-политических, социально-эконо-мических и духовнонравственных преобразований в Российском многонациональном государстве перспективы его развития непосредственно связаны с максимально продуманной оптимизацией содержания, средств, форм и методов воспитания и перевоспитания подрастающих поколений.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одна из важнейших целей разработки нового поколения государственных образовательных стандартов (ГОС) - совершенствование и обеспечение приоритета воспитания в школьном образовании. Если в начале девяностых годов ХХ столетия многие руководители, в том числе и руководители образования, пытались вообще вывести воспитание из круга проблем исследований и, что особенно сказалось болезненно, из школьной практики, то сегодня, в период президентского правления дальновидных государственных деятелей В. В. Путина и Д. А. Медведева, воспитание вновь стало неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации.
В Концепции отмечено, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонацио-нальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия на-
Психолого-педагогические науки
51
• • •
циональных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства...
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [2].
Данные установки как никогда ранее требуют социально ответственной, целенаправленно оптимальной мобилизации и активного привлечения в сферу воспитания полноценной личности-гражда-нина страны всех государственных институтов, образовательных, культурно-про-светительных учреждений, общественных и религиозных организаций, всего историко-апробированного содержания, традиционных и инновационных средств, форм, методов и приемом формирования морально-этического облика гражданина России.
В современных психолого-педагоги-ческих концепциях наблюдается смена приоритетов в выборе целей и ценностей воспитания морально-этического облика подрастающего поколения. Среди актуальных в настоящее время направлений выдвигаются: половозрастной подход в формировании жизненных ориентиров; использование этических ценностей и особенностей; вовлечение в воспитательный процесс средств и методов как этнопсихологии, так и этнопедагогики; учёт своеобразия личности и выстраивание индивидуальной психолого-
педагогической траектории; утилитарный подход к жизни и труду.
Важная роль в формировании морального облика подрастающего поколения отводится национальной
культуре и, в частности, ее составляющей - народной педагогике, выражающей духовную сущность народа и конкретного человека в его среде.
Природа человека такова, что он беспрерывно моделирует предстоящее будущее. Но человек - существо историческое, перед ним раскрывается перспектива, описывающая предстоящее будущее. Ему не чуждо достижение желаемого при помощи стратегии многоступенчатого движения к цели. Каждый шаг, приближающий человека к совершенству и идеалу, поощряется самой реальной жизнью.
Представление о личности в контексте с идеалом ее совершенства относится уже к античной культуре. Первоначально идея совершенного человека в истории философии формировалась на мифах, и её основу составили легенды о «полубогах» и героях. Исследования показывают, что «в учении Конфуция воплощение этой идеи совершенного человека есть «совершенный муж», Ибн-Араби -«совершенный человек», получивший признание общества, у неоплатоников
- «проточеловек», у Лукиана - деспот в своих собственных глазах, по мысли Августина - Иисус Христос. Поиск идеала предпринимали такие мыслители, как Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке. Идеалом И. Гете был Гений, Ф. Ницше
- Идея и одновременно вершина биологической эволюции, К. Маркса - человек коммунистического общества. Концепция «человека разумного» наиболее четко и ясно выражена у Анаксагора, Платона, Аристотеля, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. А. Фейербаха.
Из новых работ, в которых воплощен философский подход к проблеме формирования совершенной личности, являющейся отражением этносоциальных проблем, связанных также с духовностью, нравственной культурой, выделяются исследования Р. Г. Абду-
52
Известия ДГПУ, №3, 2008
латипова, М. Ю. Алексеева, Э. Ю. Баг-рамова, А. К. Байбурина, Б. Н. Бессонова, Ю. В. Бромлей, А. В. Валеевой,
Э. М. Виноградовой, Г. Д. Гачева, Л. Н. Гумилева, М. С. Джунусова, Л. М. Дро-бижевой, А. Х. Здравомыслова, И. С. Кона, В. Г. Крысько, Д. С. Лихачева и других.
Изучение психолого-
педагогической литературы показало, что специфика формирования облика совершенного человека была объектом внимания ученых-педагогов, занимающихся проблемами народной философии и педагогики. В этой связи следует отметить труды В. И. Водорезова, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, Т. Н. Петровой, Я. И. Ханбико-ва. М. Г. Харитонова, З. Б. Цаллаго-вой, дагестанских ученых-исследователей А. М. Магомедова, З. М. Магомедовой, Р. М. Пашаевой, Т. Г. Саидова, З. Я. Якубова и других. Все эти авторы затрагивают вопрос о роли этнопедагогической культуры в процессе формирования личности совершенного человека.
В этом процессе непосредственную роль играет культура и традиции народа. Уже ряд лет в общеобразовательных школах Дагестана изучается учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Анализ учебных программ по данному предмету для 4, 8, 9, 10, 11 классов (составители Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов) убеждает в том, что многие темы курса тщательно продуманы, этически глубоко осмыслены и ориентированы на последовательное формирование морального облика совершенного человека с ранних лет его социализации и жизнедеятельности в обществе. Неотъемлемой частью общеобразовательных учебных программ по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» стали темы: «Мусульманская культура народов Дагестана», «Христианская и иудейская культура народов Дагестана», «Культура мусульманского
• • •
права», «Мусульманское образование в Дагестане» и другие [4].
Однако эти вопросы изучаются учащимися в основном в старших классах и часто, судя по содержанию рекомендованных учебных программ, не всегда в полной мере раскрывают морально-этические ценности ислама, формирующие духовнонравственный облик совершенного человека. Более того, если в старших классах хоть как-то акцентируется внимание на моральные ценности различных конфессий, представленных в республике, то на начальном этапе обучения и воспитания учащиеся полностью лишены возможности получить достаточные сведения и представления о моральных ценностях ислама, превалирующей в регионе религии. В результате школьники становятся созерцателями не всегда достоверных и даже порой навязываемых какими-то культовыми учреждениями, сектами и организациями, случайными проповедниками сомнительных ценностей. А между тем негативные процессы, происходящие в духовнонравственной сфере развития российского общества, более всего сказываются на сознании и поведении учащихся, особенно младших школьников, психология которых склонна к восприятию всякой истины, а поведение - к подражанию очевидных, порой негативных примеров окружения.
В процессе нашего исследования с учетом возрастных особенностей развития и восприятия мира перед учащимися младших классов школ №№ 22, 26, 34, 40 г. Махачкалы были поставлены вопросы, позволяющие выявить уровень их знаний о моральных ценностях ислама, а также умений и навыков обращения к ценностям мусульманской религии в повседневной жизни. Вот некоторые из них: «Как по традициям народа следует относиться к матери, отцу, братьям и сестрам?», «Какие исламские традиции отношений к близким
Психолого-педагогические науки • • •
людям вы знаете?», «Что по исламу означает сострадание и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому?», «Как рекомендует ислам почитать людей при встрече и расставании?», «Что по традициям ислама означает быть умеренным в отношениях к людям, еде, роскоши, природе?» Констатирующим экспериментом в целом были охвачены 235 учащихся 3-4 классов. Эти и другие вопросы в развернутой и содержательной формулировке были поставлены перед 38 родителями учащихся данных школ и 25 преподавателями предмета «Культура и традиции народов Дагестана» на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Наши наблюдения, результаты анкетирования и беседы с учениками и родителями свидетельствуют о том, что более 80% учащихся испытывают недостаток в знаниях не только морально-этических традиций народов Дагестана, но и моральных ценностей ислама, лишь каждый пятый из учащихся указывает в качестве источника духовной информации своих родителей, учителей и служителей культа.
Изучение состояния духовной зрелости учащихся методами наблюдения, бесед, опросов в ряде общеобразовательных учебных заведений г. Махачкалы (№№ 22, 26, 34, 40) показывает, что большинство подростков, юношей и девушек по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентированы на межличностные, половозрастные отношения, характерные в этнокульту-ре Дагестана и традициям ислама, не подготовлены к последующему выполнению сыновних, дочерних, братских, сестринских, супружеских, отцовских и материнских обязанностей. Многие учащиеся знают разнообразные прогрессивные традиции народов Дагестана, некоторые знают как молиться, большинство детей могут читать Коран, но только небольшое количество читает Коран
53
для того, чтобы понять его смысл, для нахождения в нем ответов на социально важные вопросы моральноэтического плана о формировании совершенной личности. Очевидно, что большинство учащихся нуждаются в освоении навыков поведения, издревле ценимых в благородном исламском мире и во многом соответствующих общепринятым этическим нормам жизнедеятельности народов Дагестана.
С другой стороны, более 65% опрошенных нами на курсах повышения квалификации преподавателей предметов культурологического цикла указали на отсутствие методических разработок по раскрытию и разъяснению морально-этических ценностей ислама, направленных на формирование совершенного человека в соответствии с этническими и национально-культур-ными особенностями его развития и жизнедеятельности в многонациональном, многоконфессиональном и поликультурном социуме.
Анализ учебно-воспитательной практики в указанных школах г. Махачкалы позволил более четко и открыто заметить противоречие между потребностью общества, самих учащихся в достоверных и аргументированных знаниях о моральноэтических ценностях ислама, умениях и навыках строить свои взаимоотношения с окружающими по духовно апробированным этическим нормам, их готовностью выполнять социальные роли и недостаточной готовностью педагогов и общеобразовательных учебных заведений к осуществлению психолого-педаго-гической деятельности в этом направлении.
О важности и необходимости воспитания человека с детства, последовательного и максимально продуманного совершенствования его личности свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О, вы, которые уверовали!
54
Известия ДГПУ, №3, 2008
Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6) [3]. Также Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад).
По исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность за последовательное воспитание, морально-этическое и физическое совершенствование детей.
Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается воспитанию и перевоспитанию. Изречение гласит: «Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок» [1].
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе формирования совершенной личности учитываются следующие аспекты его воспитания и развития:
1. Религиозный аспект. Предполагается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.
Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.
Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.
Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества. Все дети рождаются с присущей природе человека ве-
рой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в «фитре» - родители их делают христианами, иудеями или много-божниками» (Аль-Бухари).
Фитра означает, что все дети появляются на свет готовыми принять все. Иными словами, ребенок рождается, открывает перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители и воспитатели дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию, поэтому и несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.
2. Нравственный аспект. Подразумевается комплекс морально-нравственных принципов, которые полезно привить ребенку с раннего детства. Нравственное поведение мусульманина Пророк Мухаммед подытоживает словами:
«Мой Покровитель дал мне указания:
- всегда оставаться с Господом как в частной, так и в общественной жизни;
- говорить справедливые вещи, находясь как в состоянии злобы, так и в состоянии удовлетворения;
- проявлять умеренность и тогда, когда ты беден, и тогда, когда ты богат;
- возобновить дружбу с теми, кто прервал ее со мной;
- давать тому милостыню, кто отвергает меня;
- когда я молчу, я занят размышлениями;
- чтобы мой внешний вид был примером;
- и чтобы я показывал, что является верным» (Коран 31:17-19).
Эти принципы могут и должны стать стержнем психологического равновесия личности.
Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того,
Психолого-педагогические науки • • •
чтобы усовершенствовать нравственность».
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
3. Физический аспект. Считается, что важно формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье - одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.
4. Интеллектуальный аспект. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка.
55
Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Толпы», аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).
5. Психологический аспект. Подразумевается воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение.
6. Социальный аспект. Следует приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Очень важно неукоснительно следовать правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на слова Пророка Мухаммада: «... поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».
7. Половой аспект. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком [5]. Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания -прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
56
Известия ДГПУ, №3, 2008
Таковы основные традиции исламского воспитания в формировании совершенной личности, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.
Как отмечает профессор Мухаммад Али Аль-Хашими [3]: «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны - это уникальный образец человека, живущего достойной и чистой жизнью, придерживающегося справедливости, смирения и милосердия и пробуждающего своей улыбкой в сердцах людей все доброе и внушающее надежду». Итак, наиболее значимые характерологические качества совершенного человека-мусульманина:
- он проявляет сострадание и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому;
- он милостив к малым и уважает старых;
- когда он приходит, то приветствием своим желает всем мира и милости;
- и когда он уходит, то желает всем мира и милости;
- он прощает обижающих его и поддерживает связи с разрывающими их;
- он подает отказывающим ему и снисходителен к причиняющим ему зло;
- оказавшись в нужде, он никому не завидует;
• • •
- разбогатев, он не превозносится и проявляет сочувствие к бедным;
- с самого своего рождения он является воспитанным, чистым и послушным родителям ребенком;
- когда он закрывает глаза, в сердце его совершенно нет ненависти, зависти или неприязни по отношению к кому бы то ни было;
- он всегда добр и милостив по отношению к своим детям;
- он ценит и почитает родителей и убежден, что рай находится под ногами матерей;
- он является праведным и полезным членом своего общества, от него исходит благо и безопасность, и ему доверяются сердца;
- каждым своим поступком он стремится приносить благо своему обществу;
- благодаря всему этому у людей появляется надежда, и среди них воцаряются спокойствие и стабильность.
Сегодня, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил общества, какими являются моральные ценности ислама, и приложить усилия к формированию морально-этического облика совершенной личности человека и гражданина страны на этически выверенных ориентирах воспитания молодого поколения.
Примечания
1. Коков В.М. Ислам: гуманистические традиции // Науч. мысль Кавказа. - №1. - 2000. 2.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. №393. 3. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. Перевод проверен научной комиссией Российского фонда «Ибрагим ибн Абду-ль-Азиз Аль-Ибрагим». - М, 1999. 4. Мирзоев Ш.А. Программа и методические рекомендации к учебнику «Культура и традиции народов Дагестана» - Махачкала, 2006. 5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала,
1992. 6. Резван Е.А. Коран и его мир. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 7. Родионов М.А. Ислам классический. (Серия: «Мир Востока»), - СПб.: Азбука-Классика; Петербургское востоковедение, 2003. 8. Харисов Л.А. Ислам: воспитание и образование [О воспитательном потенциале ислама] // Педагогика. - №8. - 2001. 9. Шамма Фреда. Исламское воспитание детей. - Московский центр Карнеги, 2002.
Психолого-педагогические науки
• • •
57
Статья поступила в редакцию 23.09.08 г.