Научная статья на тему 'Педагогический потенциал ислама в формировании толерантности у дошкольников'

Педагогический потенциал ислама в формировании толерантности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал ислама в формировании толерантности у дошкольников»

Педагогический потенциал ислама в формировании толерантности у дошкольников

Садыкова Ф.А.

ассистент кафедры педагогической психологии и педагогики Института экономики, управления и права, г Казань

В современной психолого-педагогической и философской литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения.

Нигматов З.Г. в своих исследованиях подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.

В «Философском энциклопедическом словаре» толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

Толерантность хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. На наш взгляд, толерантность — не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не смиренное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В современных условиях возрастает значимость осознания и оценки толерантности как одного из самых необходимых аспектов воспитанности человека.

Дошкольное воспитание является первой ступенью общественной системы образования. В дошкольном возрасте в качестве психологического новообразования выстраивается первичная система ценностных ориентаций. В социальных отношениях наиболее актуальными являются духовно-нравственные ценности.

Религиозно-этические постулаты ислама, сложившиеся почти полторы тысячи лет назад и по сей день сохраняют свою значимость в формировании и развитии толерантной личности. Подлинные ценности не создаются в короткие сроки декларациями или новыми законами, а формируются веками.

Ислам считает благонравие признаком совершенной веры, о чем в хадисах пророка Мухаммеда говорится: «Наиболее совершенная вера из мусульман у того, кто является самым благонравным».

Под интерпретацией значения понятия «благонравие» можно понимать все нравственные качества, которые украшают, приводят к очищению грехов и возвышают человека. Это такие черты характера, как скромность, доброта, умение прощать, правдивость, бескорыстное отношение к людям, чистота намерений и прочие достойные качества, созвучные современным принципам толерантности. Толерантное отношение основывается на восприятии другого со всеми его индивидуальными особенностями, а это самый верный путь к миру и согласию. Не случайно даже само название понятия «ислам» в переводе с арабского означает мир.

В ценности нравственного потенциала ислама можно убедиться на основе теоретического анализа его возможностей в воспитании детей. Как показывают исследования, вопросы нравственного совершенствования человека, в особенности вопросы воспитания детей, в учении ислама рассмотрены весьма детально и тщательно. Знакомство с ним позволяет в определенной мере воссоздать или смоделировать систему формирования толерантной личности детей на основе ислама.

В Коране и Сунне пророка представлен достаточно богатый выбор воспитательных средств и приемов, обеспечивающих формирование в детях высоких моральных качеств и принципов, созвучных с современным пониманием толерантности.

В частности, своеобразно трактуется в источниках ислама сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания — кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. Об этом есть указания в хадисах. В воспитании рекомендуется пользоваться многообразием существующих методов, ставя их в зависимость от особенностей личности воспитуемого. Из воспоминаний о деятельности пророка Мухаммеда следует, что те или иные моральные воздействия по отношению к сироте, ребенку из благополучной семьи, взрослому, подростку должны быть абсолютно разными, что вполне созвучно известному принципу научной педагогики индивидуального подхода в воспитании.

Своеобразны в системе исламского воспитания словесные методы воздействия. Так, например, рассуждающий характер текстов Корана и в хадисах помогают моральному самоуглублению ребенка. Эмоциональность изречений, содержащихся в этих же источниках, стимулирует пробуждение нравственных чувств. Увлекательность и образность коранических сказаний облегчает доведение их морального смысла до ума ребенка.

Большое эмоциональное воздействие способна оказывать воспитательная беседа, в которой содержатся ценные нравственные наставления, призывы к справедливости, добрым делам и воспитывается отвращение к совершению порока.

Таким образом, ислам и проповедуемая им нравственность не только не противоречит общечеловеческим ценностям, а напротив усиливает их, способствует их закреплению, подводит детей к непреложной истине: только вера, чистые помыслы высокая нравственность есть точка опоры в любых, даже в самых неразрешимых обстоятельствах. Исходя из вышесказанного целесообразно применение принципов исламской этики, как одного из средств формирования толерантности у дошкольников.

Неуклонное выполнение человеком с раннего детства заповедей Аллаха является стержнем социального аспекта личности мусульманина в отношении его поведения в обществе и взаимоотношений с окружающими его людьми. Эта важнейшая основа исламского вероучения служит истоком нравственно-этических норм поведения мусульманина в обществе, на прочном фундаменте которого он выстраивает свои взаимоотношения с людьми.

В современных условиях возрастает значимость осознания и оценки толерантности как самого необходимого аспекта воспитанности человека. Вектором такого решения является педагогическая

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

деятельность, направленная на развитие гармоничных отношений среди детей, принадлежащих различным этническим общностям и специфическим социальным группам.

Из многочисленных повелений Аллаха хотелось бы остановиться на некоторых, суммирующих общечеловеческие правила толерантности.

В основе всех достоинств и нравственных качеств мусульманина лежит правдивость. Одно из изречений пророка гласит: «Лицемера отличают четыре качества: он предает, когда ему доверяют, говорит неправду, когда рассказывает о чем-то, поступает вероломно, когда обещает, и нарушает предписания шариата, если возникает разногласие с другим человеком».

К вышеупомянутым отрицательным качествам, которые несовместимы с образом благочестивого мусульманина, примыкает завистливость, и потому посланник Аллаха предостерегает людей от завистливости, указывая на это в хадисе: «Не совмещаются в душе праведного вера и зависть».

Истинного мусульманина характеризует такое замечательное качество, как верность своим обязательствам и обещаниям. Несомненно, данная черта является важнейшим фактором, свидетельствует о преуспевании человека в его общественной деятельности, его высоком статусе, способствуя прогрессу человека.

В Священном Коране сказано: «О вы, кто верует, вы соблюдайте обязательства свои...» («Трапеза», 1); «И будьте верны обязательствам своим, — ведь вас об этих обязательствах испросят.» («Ночной перенос», 34).

Таким образом, свидетельством об искренности веры мусульманина будет обладание таким нравственным качеством, как верность своим обещаниям. Доказательством искренности человека служит не только выполнение им религиозных предписаний, но и внутреннее восприятие высоких нравственных норм, ценностей и установлений этой религии.

Созвучно идеи толерантности стремление к познанию. Незнание, как известно, порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других культур и национальностей позволит перевести присущую человеческой натуре оценочную деятельность в познавательную.

Аллах Всевышний сказал: «...Аллах до должных ступеней возвысит тех, кто уверовал (в Него) и тех, кому дано познание, — Он знает все, что делаете вы» («Взывающая», 11). Всемогущий и Великий также сказал: «.а говори: «Господь мой, увеличь во мне познанье!» («Та — ха», 114).

«Идущему по пути поиска знания, Аллах облегчит дорогу в вечный мир».

Особую значимость приобретают в учении ислама принципы толерантного отношения друг к другу.

Пророк в многочисленных хадисах прививает людям стремление к доброте, побуждает совершать добрые поступки и подчеркивает ее важно место в числе высоких нравственных качеств: «Аллах Милостивый ценит доброту и дарует за нее такие блага, как ни за что иное»; «Поистине, с чем бы ни смешивалась доброта, она неизменно украсит собой это, отсутствие доброты неизменно обезобразит это собой»; «Лишенный доброты лишен и блага»; «Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всём».

В Коране же говорится: «А тем, кто верует и доброе творит, мы не возложим груз на душу..» («Аль А'раф», 44).

Толерантные люди по своей природе питают отвращение к жестокости и суровости и склоняются к мягкости и деликатности, на что и указывает Аллах Всевышний, обращаясь к пророку Мухаммеду: «.а будь ты груб и сердцем непреклонен, они б покинули тебя и разбрелись.». («Семейство Имран», 159).

В исламском воспитании важно утвердить в сознании каждого верующего идею чуткости и милосердия, согласно которой он проявлял бы гуманное и толерантное отношение и к животным, и к человеку, так как он стал бы милосердным по своей природе: «Если ты проявишь милосердие по отношению к тем, кто на земле, одарит тебя Своим милосердием Тот, кто находится на небесах».

Эти принципы ислама наилучшим образом отображают важнейшую ценность толерантного общества — проявление сочувствия, сострадания. Толерантная личность — это человек, способный понять и принять другого.

Способность к снисхождению и умение прощать в исламском воспитании относится к высочайшим нравственным качествам, о которых Аллах Всевышний с похвалой отозвался во многих аятах Священного Корана: «Тех, кто расходует в достатке и нужде, кто, сдерживая гнев, прощает людям, — Благотворящих чтит Господь!» («Семейство Имран», 134); «Добро и зло не могут быть равны; так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится.О И не даровано сей чести никому, помимо тех, кто с отрешением терпел.» («Разъяснены», 34 — 35); «.прости же благосклонно им» («Аль Хиджр», 85). «И если ваш должник испытывает тягость, то ждать вам надлежит, пока дела его не облегчаться. А если вы ему сей долг благодеяньем обратите, сие есть лучшее для вас.» («Корова», 280).

Один из людей, живший во времена пророка, спросил его о том, какие из поступков считаются наиболее праведными. Пророк дал ему наставление поддерживать отношения даже с теми, кто не стремится их поддерживать, помогать тем, кто в свое время отказал в содействии, и прощать тому, кто притеснил».

Следуя руководству ислама, мусульманин должен постоянно приучать себя и своих детей к смиренности и сдерживанию гневных вспышек, поступая так во исполнение слов Всевышнего: «.кто, сдерживая гнев, прощает людям, — Благотворящих чтит Господь!» («Семейство Имран», 134).

Это было сказано потому, что сильным с точки зрения ислама, считается тот, кто способен владеть собой в те моменты, когда им овладевает гнев.

Пророк Мухаммед сказал: «Не тот силен, кто может победить многих, силен тот, кто поборет себя в гневе».

В том случае, если мусульманин станет придерживаться этой рекомендации, то он никогда не будет сквернословить и совершать непристойные поступки, ведь «Поистине, не любит Аллах никогда из произносящих и совершающих непристойности».

С раннего детства в мусульманской семье ребенка учат не позволять себе произносить бранные слова, ругательства и обвинять людей в нечестии, особенно тогда, когда для этого не было веских причин. Пророк Мухаммед говорил о том, что люди, которые распространяют в обществе слухи о совершивших неблаговидные поступки, грешны в той же степени, как и те, которые совершают непристойное.

Такая черта характера, как выдержанность должна прививаться детям с самого рождения — она поможет

удерживаться от сплетен, затрагивающих честь и достоинство других людей и не позволяет им вслух рассказывать о своих и чужих прегрешениях. При этом в своих поступках они будут вспоминать слова посланника Аллаха, который сказал: «Если один человек покроет дурной поступок другого человека в мире земном, то Аллах непременно скроет его дурные поступки в ином мире».

Дело в том, что согласно исламскому мировоззрению, человеческие слабости невозможно скорректировать путем выставления этих недостатков и пороков людей на всеобщий обзор. Чем прибегать к огласке или вступать в конфликт с человеком, с помощью доброты и хорошего подхода можно достичь истины. В связи с этим ислам не рекомендует людям выслеживать недостатки у других людей, ведь Господь предостерегает: «...и не подсматривайте...» («Покои», 12).

Смысл всех этих указаний состоит в том, что стремление застать людей в моменты проявления слабости и рассказать об этом другим людям наносит ущерб не только самому человеку, но и обществу, в котором он живет. Именно это и имел в виду посланник Аллаха, который сказал: «Если человек станет неотступно следить за слабостями других людей, то добьется того, что испортит их или будет близок к тому, чтобы совратить их!»

В число необходимых нравственно-этических норм, которым ислам с детских лет придает большое значение, является проявление в беседе тактичности, примером которой может служить требование не перешептываться собеседникам в присутствии третьего лица. Об этом говорится в хадисе: «Два человека не должны перешептываться в присутствии третьего, дабы не огорчить его».

В исламе уделено особое внимание важной черте толерантной личности-отказу от чувства превосходства над другими.

Коран и Сунна пророка часто и различными воспитательными приемами предупреждают мусульман об опасности подвергнуться высокомерию. В Коране говорится: «Усладу же последнего жилища дадим Мы тем, кто не желает величаться на земле или нечестие там сеять! И лишь за теми, кто благочестив, конечная услада рая» («Повествование», 83). «Поистине, Аллах не любит хвастливых и исполненных гордыни.» («Женщины», 36).

Указанием для воспитанных мусульман также являются слова пророка: «Не войдет в рай такой человек, сердце которого содержит высокомерие весом даже с пылинку»; «Аллах возвысит того, кто проявит смиренность».

Наставления Корана, воспитывающие в душе человека любовь к смирению и отвращение к высокомерию, запрещают презренно относиться к другим людям: «О вы, кто верует! В глазах других друг друга не порочьте, обидных прозвищ не давайте, — ведь, истинно, порочить после того, как веру обрели вы, злонравно и грешно пред Богом.» («Покои», 11).

Ребенок-мусульманин, воспитанный на заповедях ислама, будет стремиться делать полезные поступки и воздерживаться от нанесения вреда. В Коране говорится: «.и творите доброе, чтобы познать блаженство.» («Паломничество», 77).

Аль-Бухари и Муслим приводят в пример слова пророка Мухаммеда: «Если ты поспособствуешь примирению врагов, разделишь с человеком его ношу,

уберешь с пути преграду — это зачтется как милостыня и ожидает тебя за это воздаяние».

В число культивируемых исламом нравственных качеств мусульманина, воспитываемых с детства, относится умение благодарить и вознаграждать за оказанную ему помощь: «Дайте убежище тому, кто попросит Аллаха защитить его, и благодарите оказавшего вам добро.»

Умение быть благодарным, соответствующее религиозным требованиям, служит мерилом искренности мусульманина. Стремление ислама привить душе ребенка умение благодарить настолько важно, что в данной религии даже выражение благодарности Господу считается несовершенным и неполным, если наряду с ним человек не выскажет свою признательность и тем людям, которые сделали для него что-либо хорошее. Об этом пророк сообщил: «Не будет благодарным Аллаху человек, который не способен благодарить людей».

Воспитанный на исламских традициях человек избегает создавать трудности для других людей, поскольку это присуще характеру верующих и является тем, что одобряет Всевышний Аллах, который сказал: «Аллах вам создает возможность облегченья, Он не желает отягчать вам жизнь...» («Корова», 185).

Именно к выработке данных качеств у людей ведут наставления посланника Аллаха: «Обучайте, создавайте облегчения и не затрудняйте, а если вас опутает гнев, обуздайте его!»

Стремление создавать трудности и усложнять дела с точки зрения исламского воспитания относятся к нравственным отклонениям, пробелам в воспитании и свойственны людям, лишенным гибкости.

Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Развитие в дошкольных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад дошкольного воспитания в развитие культуры мира на Земле.

Список используемых источников

1. Ан-Навави Йахйа б. Шараф. Сады праведных/Пер. с араб.

В. Нирша. 1-е изд. М.: Бадр, 2002.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии

Пороховой. — 8-е изд. — М.: РИПОЛ классик, 2006.

3. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб.

пособие — М.: Высш. шк., 2004.

4. Сахих аль-Бухари: Краткое изложение/Пер. с араб.

В. Нирша. В 2-х томах. 1-е изд. М.: Благотворительный фонд

«Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.