УДК 351.761.3
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ИСЛАМА В АНТИНАРКОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК
® 2008 Халипаева С.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена поиску оптимальных средств решения проблемы наркомании. Даются рекомендации по внедрению требований шариата к формированию морально-этического облика личности в процесс антинаркотического воспитания девушек.
The article is dedicated to searching for the optimal ways of solving the problem of drug addiction. The recommendations are given on introducing the Shariat requirements for the development of personal moral-ethical look in the process of girls' anti-narcotic education.
Ключевые слова: шариат, хамр, мусульманка, здоровый образ жизни.
Keywords: shariat, khamr, muslim girl, healthy lifestyle.
Проблема наркомании становится чрезвычайно актуальной для Дагестана потому, что из года в год все большее количество молодежи, в том числе и девушки, обретают пагубное пристрастие к наркотикам, все глубже и глубже увязая в трясине, из которой никому без посторонней помощи уже не выбраться. В этой связи духовное, следовательно, и физическое оздоровление современной молодежи с помощью ислама явилось бы, на наш взгляд, оптимальным вариантом профилактики наркомании.
Всем известно, что основой шариата, установленного Всевышним Аллахом, является сохранение религии, жизни, разума, чести и имущества человека, и поэтому все, что может нанести вред этому, является запретным. Наркотики в свою очередь постепенно и губительно сказываются на разуме, чести и достоинстве, уничтожают нравственность и социальное благополучие личности и в девяноста девяти случаях из ста приводят к смерти человека.
Мусульманские ученые единодушны в том, что все виды наркоти-
ков в любых формах запретны. Наркотики подпадают под категорию «хамр» («опьяняющее», «одурманивающее»; словом «хамр» в Коране названо вино). Хамр не ограничен только запретом вина и спиртных напитков. Известно высказывание Умара, ближайшего сподвижника Пророка (мир ему): «Хамр - это то, что замутняет разум» [8]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все, от чего человек теряет рассудок, - запретно!»
Зная, что разум является спасением для человека на этом и на том свете, иблис старается всевозможными ухищрениями лишить нас этого прекрасного качества. А человек, лишенный разума, будь он мужчина или женщина, не в состоянии контролировать ни свои действия, ни поступки. Одним из основных орудий иблиса и является хамр (опьяняющее, одурманивающее), с помощью которого он вносит в общество хаос и ведет его к гибели. Если представить себе как молодые девушки -будущие матери, лишают себя разу-
ма, пристрастившись к хамру, становится очевидной неизбежность духовно-нравственного разложения не только конкретной личности, но и всего общества.
Ислам строго запрещает все, что наносит вред человеческому организму. За то, что созданный Аллахом для достойной жизни человек сам себя уничтожает, он будет в ответе перед Всевышним. Человек не имеет права умышленно губить себя, подвергать опасности свое и чужое здоровье; он будет отвечать за этот грех в Судный день. Как сообщается в ха-дисе пророка: «Тот, кто убил себя какой-либо вещью, на страшном суде будет казним этой вещью» [6. С. 140].
Многие предписания ислама имеют важное здоровьесберегающее значение в воспитании подрастающего поколения, и их выполнение дает не меньший эффект, чем образ жизни, рекомендуемый сторонниками самых новомодных систем. Мусульмане своим здоровьем, трезвостью и гигиеническими навыками обязаны исламу.
Практические наставления ислама отучают современную молодежь от безделья благородными методами, укрепляющими здоровье, придающими живость, активность и силу, при помощи ежедневных пятикратных намазов, в которых содержатся элементы гимнастики для всех частей тела, а также омовений, обеспечивающих чистоту рук, лица, рта, ног и так далее [1. С. 32]. Особое внимание в священной книге ислама уделяется духовно-нравственному воспитанию девушек-мусульманок, так как они являются мерилом красоты и духовно-нравственного здоровья общества.
Мусульманку отличает, прежде всего, ее внутренняя чистота, благородство и целомудрие. Эти качества она воспитывает в себе и стремится быть наилучшей в следовании предписаниям Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Поведению мусульманки должны быть присущи скромность, достоинство, благонравие. Она не-
заметна на публике, но в укладе ее жизни заложен успех здорового общества и процветания. Верующую женщину можно сравнить с драгоценностью, которая обладает такой же чистой, лучезарной и совершенной природой. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стыдливость происходит от веры, а вера в Раю». В другом изречении (хадисе) говорится: «Скромность и вера неразрывно связаны между собой. Если удалить одно из этих свойств, то другое исчезнет само по себе» [5. С. 24].
В следовании предписаниям ислама мусульманка должна видеть залог собственной безопасности и совершенствования своей личности. Воспитывая в себе нравственные добродетели, она находится в гармонии с собой и окружающим миром и идет навстречу Всевышнему Аллаху.
Религиозность и абсолютная трезвость - вот качества, свойственные мусульманке, что особенно заметно во внешности, в самобытности, которые проявляются в сохранении целомудрия, в сдержанных отношениях с мужчинами, в вопросах семьи и брака. Аллах, Свят Он и Велик, говорит в Коране: «О дети Адама! Истинно, ниспослали Мы вам одежды для прикрытия стыда вашего, а также пристойный наряд...» (Сура 7, аят 26).
Исламская форма одежды непременно обязывает ее носителей четко придерживаться социально одобряемых, духовно поощряемых норм поведения. Трудно согласиться с поведением иных девушек в исламском одеянии, которые излишне эмоциональны, не соблюдают элементарные санитарно-гигиенические нормы, «грызут», «щелкают», курят, пьют пиво и, собираясь в дамских комнатах, пичкают себя всякой гадостью.
Женщине в исламе отводится самое почетное и священное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. Однажды, путешествуя, пророк Муххамад (да благословит его Аллах и
приветствует) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее».
Прежде всего, сама женщина должна себя беречь, формировать в себе чувство ответственности и самосохранности, не подвергать опасности свое и чужое здоровье. Девушка должна устоять перед любыми соблазнами жестокой реальности, не позволять себе мнимых слабостей, подталкивающих современную молодежь к употреблению хамра; в выборе образа жизни всегда должна исходить из своего социального предназначения - родить и воспитать здорового ребенка и создать условия для полноценного развития его личности.
Воспитание нового поколения есть непростое и нелегкое дело, ведь от этого зависит духовно-нравственное здоровье всего общества. Женщина-мусульманка должна умело организовать детский досуг, так как среди причин, которые ведут молодежь на путь правонарушений и наркомании, первое место занимает неумение использовать свободное время. От женщин, как мы знаем, во многом зависит то, какой будет религиозность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности домашнего очага, воспитание богобоязненного подрастающего поколения и формирование здоровой в физическом и духовно-нравственном отношении личности ребенка.
Эти и другие ценности ислама оказались чуждыми для большинства учащейся молодежи. Нами было проведено анкетирование в общеобразовательных школах №№ 13, 33, 14, 46 и 17 г. Махачкалы. Анкета включала следующие вопросы: Как вы думаете, где сегодня чаще всего молодежь пробует наркотические вещества? Как вы думаете, что может
предотвратить использование молодыми людьми наркотических веществ? Какими ценностными отношениями, по-вашему, обладают женщины в исламском обществе? Могут ли современные девушки придерживаться духовных ценностей ислама, обычаев и традиций народов Дагестана и вести полноценный здоровый образ жизни? Как вы думаете, какова роль этнокультурных и духовных ценностей в профилактике наркомании среди молодежи?
Выборка составила 270 девушек -учащихся 10-11 классов. Хотелось бы отметить, что в ходе исследования мы столкнулись с некоторыми трудностями. Во-первых, многие старшеклассницы гласно заявили, что женская наркомания носит латентный характер и получить достоверную информацию практически невозможно. Во-вторых, несмотря на анонимность нашей анкеты, старшеклассницы всячески пытались выяснить по их мнению более позитивные варианты ответов.
Результаты проведенного нами исследования показали (табл.), что 82,5% (223 испытуемых) отмечают вероятность употребления наркотиков на дискотеках, вечеринках и в клубах, когда опасность их использования на улицах, во дворе - 10,3% (28), в школах - 3,7% (10), на квартирах, где собираются компании, -3,3% (9). В качестве ответа на вопрос анкеты «Как вы думаете, что может предотвратить использование молодыми людьми наркотических веществ?» 40% (108) из числа опрошенных указали религию и духовные ценности народов Дагестана, 22,5% - школу, 19% - благоприятное семейное окружение, 12,2% - правоохранительные органы и только 5,9% -интересную трудовую деятельность.
Анализ ответов, полученных на вопрос «Какими ценностными отношениями, по-вашему, обладают женщины в исламском обществе?» показывает, что больше половины старшеклассниц совершенно не представляют себе, какими ценностями одарены они исламом: 39,2%
представляют неверно положение девушек в исламе, а 13,7% - как полное ограничение ее свободы и подчинение мужчине. В то же время девушки понимают, что необходимо учитывать требования ислама к духовно-нравственному облику девушек и возможно их соблюдение в повседневной жизни молодежи. Так, отвечая на вопрос «Могут ли совре-
менные девушки придерживаться духовных ценностей ислама, обычаев и традиций народов Дагестана и вести полноценный здоровый образ жизни?», 65,9% испытуемых дали положительный ответ, 23,3% затрудняются ответить и 10,7% выбрали отрицательный ответ.
Таблица 7
Вар. отв. Вопросы Кол-во испытуем. % соотн.
Как вы думаете, где сегодня чаще всего молодежь пробует наркотические вещества?
А в школе 10 3,7
Б на улицах, во дворе 28 10,3
В на квартире, где собираются компании 9 3,3
Г на дискотеках, вечеринках, в клубах 223 82,5
Как вы думаете, что может предотвратить использование молодыми людьми наркотических веществ?
А благоприятное семейное окружение 52 19
Б школа 61 22,5
В религия и духовные ценности народов Дагестана 108 40
Г правоохранительные органы 33 12,2
Д интересная трудовая деятельность 16 5,9
Какими ценностными отношениями, по-вашему, обладают женщины в исламском обществе?
А в исламе приветствуется образ «забитой» мусульманки 106 39,2
Б полное подчинение мусульманки мужчине и ограничение ее свободы во всем 37 13,7
В женщина в исламском обществе занимает самое почетное и священное место 95 33,2
Г женщина в исламе имеет свободный доступ ко всем инновационным технологиям 32 11,8
Могут ли современные девушки придерживаться духовных ценностей ислама, обычаев и традиций народов Дагестана и вести полноценный здоровый образ жизни?
А да 178 65,9
Б нет 29 10,7
В затрудняюсь ответить 63 23,3
Как вы думаете, какова роль этнокультурных и духовных ценностей в профилактике наркомании среди молодежи?
А они не имеют никакого отношения к проблеме наркомании 42 15,5
Б способствует соблюдению здорового образа жизни молодыми людьми 86 31,3
В этнокультурный потенциал не применяется в воспитании ни со стороны родителей, ни со стороны педагогов 79 29,2
Г этнокультурный потенциал необходимо внедрить во все разделы профилактики наркомании 63 23,3
Результаты ответа на последний вопрос показали, что старшеклассницы осознают высокие потенциальные возможности этнокультурных и духовных особенностей народа в соблюдении здорового образа жизни молодыми людьми - 31,8%, подтверждают необходимость их внедрения во все разделы профилактики наркомании - 23,3%.
Для восполнения существующего пробела нами была предпринята попытка распространения среди уча-
щейся молодежи знаний, отражающих ценностное отношение ислама к женщине: хадисы («Кто поцелует глаза своей матери, это будет для него преградой от Ада» (ибн «Аб-бас, передал аль-Байхаки); «Лучшие дети - это нежные, добрые, дорогие и благословенные дочери» (Али, передал Дильми); «Лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей жене и дочерям» (Абу Хурай-ра, передал аль-Байхаки), «Распутство одной женщины развратницы
подобно распутству тысячи развратников-мужчин. Праведность, благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников» (ибн Умар, передал Бухари); роль женщины в исламе; функции, права и обязанности женщин по отношению к себе, детям, семье, обществу, высказывания мыслителей и просветителей о женщине.
Действительно, мы еще раз убеждаемся в том, что соблюдение установок исламской морали и ее духовных ценностей гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Кроме того, женщина в исламе защищена от «грязи», от несправедливости, от тяжкого труда «зарабатывания на жизнь». Женщина, по сути дела, должна ощущать себя в истинном статусе хранительницы домашнего очага. От нее зависит здоровье семьи, рода и всего народа.
Гарант успеха женщины - муж, поэтому в духе ислама должны воспитываться не только будущие жены, но и будущие мужья, которые с уважением и пониманием будут относиться к интересам своей второй половины. Тогда в семье будут царить мир и согласие, дети будут воспитываться на духовно-нравственных началах.
Нравственное начало - один из основных элементов антинаркотического воспитания, а возрождение ду-
Примечания
ховного здоровья нации в значительной степени зависит от религии, в традиции которой заложены принципы здорового образа жизни. Мудрые хадисы Пророка призывают человека задуматься: «Есть два божьих дара, которые многими из людей не замечаются: здоровье и свободное время», «воспользуйся (разумно) пятью благоприятными возможностями перед тяготами: юностью - перед слабостью в старости, здоровьем - перед болезнью, богатством - перед нуждою, досугом - перед работою и жизнью - перед своею смертью».
Итак, на первый план выходит жизненная необходимость широчайшей духовной профилактики, которая смогла бы уберечь юные души от наркотиков.
Невежество в вопросах религии, отсутствие должной антинаркотической работы в семье и учебных заведениях толкают молодежь к пагубным действиям и поступкам, к смене ценностных ориентиров в обществе, и тем самым к нравственной деградации. А светское и духовное образование, основанное на ценностях ислама, подобно правому и левому крыльям, необходимым для нормального полета птицы, послужит гарантом формирования гармонично развитой личности молодой девушки и приведет к укреплению внутрисемейных отношений, мира и стабильности государства.
1. Абдурахманов А.И. Воспитание детей в исламе. - Махачкала, 2003. - 160 с. 2. Асиятилов С.Х. Наркомания - зловещее чудовище. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. - 160 с. 3. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -192 с. 4. Денизкушлары М. Нравственность мусульманина в хадисах / Пер. с турецкого и арабского. - М.: ООО «Издательская группа САД». 2007. - 188 с. 5. Женщина в исламе / Под ред. Г. Нуруллина. - М.: Изд. дом «УММА», 2003. - 382 с. 6. Исмаилов Н.М., Омаров A.A., Умаргаджиев М.У. Наркомания. Учебное пособие / Под ред. Д. М. Маллаева, Б. М. Магомедова. - Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2005. - 360 с. 7. Коран / Пер. и комментарии И. Ю. Крачковского. - М., 1986. 8. Согласованный хадис. Его также приводят Абу Дауд (3669) и Насаи. 9. Шайхуллин Т. Ислам. О пьянстве, курении и наркомании. - Махачкала: Изд. «Иман», 1999. - 27 с.
Статья поступила в редакцию 12.11.08 г.