Научная статья на тему 'Педагогическая система образования в исламе'

Педагогическая система образования в исламе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3405
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ЗНАНИЕ / РАЗУМ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЗАЩИТА / ОГРАЖДЕНИЕ / PRINCIPLES / KNOWLEDGE / INTELLIGENCE / VIRTUE / PERSONALITY DEVELOPMENT / PREPARATORY EDUCATION / FAMILY EDUCATION / ADULT EDUCATION / PROTECTION / FENCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Гульфия Юнысовна

Статья посвящена исследованию основных принципов исламской педагогической системы в истории развития исламского образования в России и на современном этапе. Мусульманская модель образования основывалась в первую очередь на Коране и Сунне, а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей. Ученые исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т. д. Исламская педагогическая система направлена на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, формируя определенное мировоззрение и мировосприятие человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Конечная цель образования в исламе заключается в формировании благонравной личности, обладающей адабом. Понятие «адаб» охватывает и духовное, и материальное бытие человека, его социальные отношения. Ученые комментируют это понятие как достойное поведение, формируемое на основе знаний, почерпнутых из источника мудрости (хикмат): сформированность и развитость высоких качеств ограждает человека от ошибок. В этом заключается один из основных принципов исламской педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical System of Education in Islam

The article deals with the basic principles of the Islamic educational system in the history of development of Islamic education in Russia and at the present stage. Muslim education model is based primarily on the Quran and Sunnah, as well as scientifi c and theoretic achievements of early Islamic thinkers. Scientists rely on the idea of integrity of the human life and unity of all its aspects: ideological, behavioral, ethical, etc. The Islamic educational system is aimed at practical implementation of the formation of personality, upbringing and education of a person of any age. Education solves the problem of transition from ignorance to knowledge, forming a certain outlook and worldview of a person who has not only the knowledge, understanding of the world, but also the ability to live in this world. The ultimate goal of education in Islam is to form a well-behaved person having adab. The notion of «adab» encompasses both the spiritual and material existence of man, his social relations. Scientists comment on this concept as implying decent behavior based on knowledge taken from the source of wisdom (Hikmat): maturity and development of high qualities protect a person from errors. This is one of the basic principles of Islamic educational system.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система образования в исламе»

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 3 (43). С. 31-35

Хабибуллина Гульфия Юнысовна, канд. пед. наук, Московский исламский институт gkhabibullina@gmail.com

Педагогическая система образования в исламе

Г. Ю. Хабибуллина

Статья посвящена исследованию основных принципов исламской педагогической системы в истории развития исламского образования в России и на современном этапе. Мусульманская модель образования основывалась в первую очередь на Коране и Сунне, а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей. Ученые исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т. д.

Исламская педагогическая система направлена на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, формируя определенное мировоззрение и мировосприятие человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Конечная цель образования в исламе заключается в формировании благонравной личности, обладающей адабом. Понятие «адаб» охватывает и духовное, и материальное бытие человека, его социальные отношения. Ученые комментируют это понятие как достойное поведение, формируемое на основе знаний, почерпнутых из источника мудрости (хикмат): сформированность и развитость высоких качеств ограждает человека от ошибок. В этом заключается один из основных принципов исламской педагогической системы.

Основные принципы, на которых базируется исламская педагогическая система, были разработаны еще в Cредневековье. Мусульманская модель образования основывалась в первую очередь на Коране и Сунне, а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей: Абу-Али ибн-Сины, Насиретдина Тусси, Абу Наср аль-Фараби, Имама аль-Газали. Ученые (в исламе — алимы) исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т. д. Их идеи, основанные на нравственных ценностях религии и стержневого требования ислама «Познай»1, сыграли большую роль в становлении морально-этического учения и формирования педагогических идей воспитания человека, отвечающего как социальным нормам общества, так и личностным потребностям человека.

В системе образования мусульман России взгляды великих ученых развивали Габденнасир Курсави, Шихабутдин Марджани, Риза Фахретдин и др. На ру-

1 Коран, 96:1.

беже XIX—XX вв. ученый-богослов, просветитель Галимджан Галеев-Баруди2, опираясь на выводы великих ученых, разработал концепцию развития российского национального образования. В своих трудах он рассматривал особенности мусульманского образования в России, историю развития образования и анализировал попытки ее преобразования. Известным реформатором исламского образования был теоретик и практик Исмаил Гаспринский. Его идеи о ново-методной школе охватывали все больше и больше мусульманских школ России. Результаты реформ способствовали повышению качества обучения, что, в свою очередь, привело к эффективному развитию исламской образовательной системы вплоть до 30-х гг. XX в. К сожалению, вскоре политика государства по отношению к религиозным учреждениям была направлена только на их уничтожение. Сначала эти меры осуществлялись в рамках определенных законодательных актов, потом — в форме открытых репрессивных действий. Системе исламского образования был нанесен окончательный удар, она была полностью разрушена.

Возрождение исламской системы образования после длительного перерыва начинается с конца 80-х гг. XX в. И уже в практике современного российского образования преподавателями накоплен первый опыт использования педагогического потенциала ислама в учебных и воспитательных целях. Это дает возможность сегодня разработать учебно-методические материалы с учетом особенностей развития исламской педагогической системы.

В исламской педагогике — в арабской терминологии — Усулу та 'лим, Тар-бийату та'лим — используются такие термины, как знание ('ильм, ма'рифат), мудрость (хикмат), воспитание (тарбия), рассудок (фахм), разум, диалектическое мышление ('акл), действие ('амаль). Все эти понятия обладают широким значением и употребляются всеми народами, исповедующими ислам.

Принципиальной особенностью педагогической деятельности является то, что она всегда связана с человеком. Педагогика ислама направлена на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, формируя определенное мировоззрение и мировосприятие человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Образование — это процесс, который начинается не только от рождения, но включает в себя и подготовку к рождению здорового во всех отношениях ребенка — а это зависит от многого: от выбора спутника жизни, от мировоззрения, приоритетов, привычек членов как вновь создавшейся семьи, так и тех семей, в которых они выросли. То есть уже задолго до того, как человек стал объектом образования, начинается его подготовительное образование — с тем, чтобы в дальнейшем процесс обучения происходил легче и быстрее достигал желаемого результата.

Такие чувства, как любовь к Всевышнему, к своему ближнему, любовь к Родине, чувство сопричастности к нации, к обычаям и традициям народа, первоначально прививаются именно в семье. То, что увидел, услышал, чему выучился ребенок в семье, прочно поселяется в его сердце и памяти на всю жизнь.

2 См.: Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. Казань, 2003.

32

В исламской педагогической системе семейное воспитание рассматривается как фундаментальный предмет. В Коране есть строгие предписания на эту тему: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кто вам принадлежит»3.

В мусульманской семье истинно верующими родителями закладывались в душе ребенка основы ислама. Об этом писал просветитель и гуманист Исмаил Гаспринский: «В семье чуть не с пеленок дитя подвергается неотразимому влиянию отца и матери в деле воспитания в духе ислама, так что ребенок 7—8 лет уже имеет столь сильную мусульманско-племенную закваску, что удивит всякого новичка-наблюдателя и заставит призадуматься». Он отмечал, что мусульмане «в своей религии и проистекающем из нее своем общественном быте имеют весьма крепкую и почти непреоборимую силу сопротивления всяким чуждым влияниям во вред своей национальной индивидуальности»4. Прочность этих традиций необыкновенно велика и не теряет актуальности и в наши дни, поэтому укрепление семьи — важный фактор в деле воспитания подрастающего поколения. В современных мусульманских семьях многие родители придают большое значение религиозному воспитанию детей с раннего возраста — к объяснению им прав и обязанностей, традиционных этических норм, приобщению их к соблюдению религиозных обязанностей. Глубокое нравственное и психологическое значение имеет при этом личный пример родителей.

Дальнейшее образование в исламе предполагает обучение и воспитание ребенка в образовательных учреждениях, куда входят начальный и средний уровни образования — мактабы и медресе, а также высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование. Этот этап характеризуется как процесс формирования мировоззрения. Образование на этом этапе предусматривает длительное и стабильное воздействие на личность с целью его совершенствования. Несмотря на наличие воздействия, профессиональное образование является саморазвитием.

Далее, с достижением зрелости, вид и форма образования меняются. Здесь необходимо комментировать применяемые в исламской образовательной сфере однокоренные арабские понятия: балиг (совершеннолетний), балага (достижение чего-либо) и таблиг (просвещение). Говоря о просвещении, обычно мы подразумеваем распространение информации (знаний) среди широких масс населения. В исламской педагогической системе речь идет о доведении послания до человека: данный этап образования человека подразумевает его самосовершенствование на основе собственной программы развития. Заложенное в учении ислама требование о непрерывности образования понимается именно в таком порядке: семейное воспитание, формирование личности в образовательных учреждениях и дальнейшее его просвещение.

3 Коран, 4:36.

4 Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. Симферополь, 1881. Цит. по: Гаспринский И. Россия и Восток. Казань, 1993. С. 39.

Цель познания в исламе состоит в том, чтобы научить добру человека. Конечная цель образования заключается в формировании добропорядочной личности, или, по-другому, благонравного человека, обладающего адабом5.

Понятие «адаб» охватывает и духовное, и материальное бытие человека, его социальные отношения. В переводе с арабского языка означает высокую нравственность, хорошее воспитание, доброжелательность, деликатное обхождение с окружающими, умение строить отношения, скромность, стыдливость. Ученые комментируют это понятие как достойное поведение, формируемое на основе знаний, почерпнутых из источника мудрости (хикмат). Воспитание в семье, образовательный процесс в мактабе и медресе, в профессиональных учебных заведениях — все это есть формирование в человеке «адаба». Понятие, в свою очередь, синонимично с другим ключевым понятием: викая (предупредить, оградить защитить; защищенность человека). Следовательно, сформированность и развитость высоких качеств ограждает человека от ошибок. В этом смысле значение образованности для человека возрастает. Знающий да не ошибется.

Важнейшими элементами познания являются: 1) знания; 2) разум; 3) добродетель.

По исламу, знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума, и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта. Разъясняя основные положения исламской концепции образования, Накыб Аль-Аттас пишет: «Знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения явленной истины, не несет ли данное научное открытие людям зло?»6.

Познание сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений исламской педагогической системы.

Сейчас важно сохранить сложившиеся многовековые традиции совместного проживания и благотворного взаимодействия российских народов и передать эту ценность следующим поколениям. Мусульмане России для решения данной задачи возлагают большие надежды на исламское образование и просвещение, интегрирование фундаментальных принципов исламской системы воспитания в светскую систему российского образования.

Ключевые слова: принципы, знание, разум, добродетель, формирование личности, подготовительное образование, семейное воспитание, образование взрослых, защита, ограждение.

5 Хабибуллина Г. Ю. Потенциал религии в духовно-нравственном воспитании личности. URL: http://islameducation.net.

6 Сейд МухаммадНакыбаль-Аттас. Концепция образования в исламе — основы построения философии образования в исламе. М., 2000. С. 48.

Pedagogical System of Education in Islam

G. Khabibullina

The article deals with the basic principles of the Islamic educational system in the history of development of Islamic education in Russia and at the present stage. Muslim education model is based primarily on the Quran and Sunnah, as well as scientific and theoretic achievements of early Islamic thinkers. Scientists rely on the idea of integrity of the human life and unity of all its aspects: ideological, behavioral, ethical, etc.

The islamic educational system is aimed at practical implementation of the formation of personality, upbringing and education of a person of any age. Education solves the problem of transition from ignorance to knowledge, forming a certain outlook and worldview of a person who has not only the knowledge, understanding of the world, but also the ability to live in this world. The ultimate goal of education in islam is to form a well-behaved person having adab. The notion of «adab» encompasses both the spiritual and material existence of man, his social relations. Scientists comment on this concept as implying decent behavior based on knowledge taken from the source of wisdom (Hikmat): maturity and development of high qualities protect a person from errors. This is one of the basic principles of Islamic educational system.

Keywords: principles, knowledge, intelligence, virtue, personality development, preparatory education, family education, adult education, protection, fencing.

Список литературы

1. Коран.

2. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. Симферополь, 1881. Цит. по: Гаспринский И. Россия и Восток. Казань, 1993.

3. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе — основы построения философии образования в исламе. М., 2000.

4. Хабибуллина Г. Ю. Потенциал религии в духовно-нравственном воспитании личности. URL: http://islameducation.net.

5. Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. Казань, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.