Научная статья на тему 'О некоторых вопросах контекстуального понимания идей гуманизма в исламской педагогике'

О некоторых вопросах контекстуального понимания идей гуманизма в исламской педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / гуманистические ценности / гуманизм / образовательная деятельность / мусульманская культура. / humanistic values / humanism / educational activity / Muslim culture / Islam.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. И. Зианшина

В статье проводится сравнение идей гуманизма в образовании, зародившихся в Европе в основном в период Возрождения, с исламской культурной традицией. Показано контекстуальное понимание обучения и постижении знания, антропоцентризма. Целью исследования было выявить в сопоставляемых педагогических культурах родственные определения гуманизма, реконструировать последующее становление и развитие гуманистической мысли мусульманского общества. В процессе текстологического анализа были рассмотрены исследования ведущих специалистов в области мусульманской философской мысли, проведен сравнительный анализ трудов ближневосточных авторов с целью найти общие черты исламской и западноевропейской гуманистических традиций. Основные идеи работы отразили непараллельное развитие двух направлений гуманистической мысли, европейской и мусульманской традиции, обусловленное разными социогеографическими условиями. Отмечено особое теоцентрическое устройство мусульманского общества, в котором проходило становление гуманистических идей и основных направлений мусульманской мысли, развивавших гуманистические идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL UNDERSTANDING OF THE IDEAS OF HUMANISM IN THE ISLAMIC CULTURAL TRADITION

The article reveals the concept of humanism, in its European understanding, as well as the basic ideas of the humanization of education in the Western European tradition of the Renaissance. The article draws a parallel between the Islamic cultural tradition in its contextual understanding of anthropocentric representations in learning and comprehension of knowledge. The aim of the study was to identify related definitions of humanism and the subsequent formation and development of the humanistic thought of Muslim society. As methods the analytical analysis of the selected literature on the topic of the study and evaluation of expert opinions were selected. The main ideas of the work reflected not the parallel development of the two directions of humanistic thought, the European and Muslim traditions, conditioned by different socio-geographical conditions. Also, a special theocentric structure of the Muslim society was noted, in which the formation of humanistic ideas took place and the humanistic ideas developed the mainstream of Muslim thought.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах контекстуального понимания идей гуманизма в исламской педагогике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА УДК 37

Р. И. Зианшина

Научный сотрудник центра истории педагогики и образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: ravilya.zianshina@ yandex.ru

Ravilya I. Zianshina

Researcher, Centre of the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КОНТЕКСТУАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА В ИСЛАМСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ ^НВ

В статье проводится сравнение идей гуманизма в образовании, зародившихся в Европе в основном в период Возрождения, с исламской культурной традицией. Показано контекстуальное понимание обучения и постижении знания, антропоцентризма. Целью исследования было выявить в сопоставляемых педагогических культурах родственные определения гуманизма, реконструировать последующее становление и развитие гуманистической мысли мусульманского общества. В процессе текстологического анализа были рассмотрены исследования ведущих специалистов в области мусульманской философской мысли, проведен сравнительный анализ трудов ближневосточных авторов с целью найти общие черты исламской и западноевропейской гуманистических традиций. Основные идеи работы отразили непараллельное развитие двух направлений гуманистической мысли, европейской и мусульманской традиции, обусловленное разными социогеографи-ческими условиями. Отмечено особое теоцентри-ческое устройство мусульманского общества, в котором проходило становление гуманистических идей и основных направлений мусульманской мысли, развивавших гуманистические идеи.

Ключевые слова: ислам, гуманистические ценности, гуманизм, образовательная деятельность, мусульманская культура.

Как цитировать статью: Зианшина Р. И. О некоторых вопросах контекстуального понимания идей гуманизма в исламской педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 48-54. Б01 10.24411/2224-0772-2018-10016

Введение. Многие современные системы образования строятся на ориентации на развитие личности и творческого потенциала обучающихся, признание чести и достоинства ученика как высшей ценности. Все вместе это можно определить как процесс гуманизации. Идея признания уникальности человека как цели и основной ценности социального развития не так нова. Еще в древних эпических произведениях разных народов (древнеиндийские упанишады и тексты Месопотамии) формируется представление о важности процесса воспитания и становления человека. В античную эпоху рождаются термины paideia, philanthropia и humanitas. Впоследствии они стали основополагающими для концепции гуманизма, идеи которого зародились в Европе в эпоху Возрождения и получили свое развитие уже в эпоху Просвещения. Самым популярным стало понятие humanitas, положенное в основу «гуманности», «гуманного», «гуманизма» как системы идей, ставящих во главу угла личность и ее благо.

Дискуссии о воспитании человечности в человеке встречаются в культурах разных цивилизаций, исламская культурная традиция не является исключением, в ней идеи гуманизма не манифестируются, но ими наполнены священные тексты Корана.

Цель и задачи исследования. Рассматривая понятия «гуманизм» и «гуманизация» в европейском понимании, выявить родственное определение в исламской культуре, раскрыть его влияние на процесс образования.

Методологическую основу исследования составляет историко-срав-нительный метод при текстологическом анализе и методе выявления компонентного значения терминов.

Основные идеи исследования. Обращаясь к теме гуманизма и учитывая исторические изменения ценностных представлений, нужно определить, что мы подразумеваем под данным термином. Сам термин происходит от латинского «homo» — человек, «humanus» — человеческий, человечный, «humanitas» — человеческая природа; «в широком смысле слова гуманизм — это доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство..., усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил» [6].

Европейская гуманистическая традиция ставила цель воспитать человека, способного на рефлексию и совершенствование себя. Основной для Сократа вопрос о достойном поведении грека как носителя образованности был преобразован Цицероном в вопрос о поведении, достойном

римлянина и обозначенного границами его культуры. В «пространстве становления древнего римлянина — пространстве, в котором существовало два языка (греческий и римский), два вида законов (от греческих и римских богов), два понимания образования, культуры и образования (греческая „лшбаа" и римская „Ьишапйа^')» [1], одной из ключевых идей было та, что гуманитарное образование не есть лишь «наполнение человека наставлениями и информацией по предметам, а истинное и полное понимание этих предметов» [1]. Предполагалось, что посвятившие себя знанию и заботе о других людях могут стать достойными гражданами государства. Эпоха Возрождения предложила идеи гуманистической педагогики, соответствующие воспитанию свободной, жизнерадостной, сильной духом и телом личности, что впоследствии привело к появлению новых типов школ и методов обучения [4].

Антропоцентрические идеи гуманизма не были полностью антагонистичны аврамическим религиям, так как они не противоречат основным идеям теоцентризма: иудаизма, христианства и ислама. В их священных текстах в метафорической форме давались нормы регулирования межличностных взаимоотношений и взаимодействий человека с окружающим миром, тем самым закладывающие основу развития идей гуманизма в дальнейшем.

Обратим внимание на инвариантное и контекстное понимание гуманизма в рамках любых религиозно-философских течений. С одной стороны, наряду с принятием абсолютной божественной доминанты и поклонения ей, в них наличествует любовь к человеку—как самому идеальному творению Бога, приветствуется его духовное и нравственное становление, учет способностей индивида и выбор пути их развития. С другой — каждый раз такое понимание приобретает исторически и культурно специфический характер. Цивилизационные, конфессиональные, региональные, стадиальные и временные различия определяют видение человека и приоритеты в иерархии его качеств, развиваемых образованием.

В мусульманской культурной традиции понятие «гуманизм» и процесс гуманизации неразрывно связаны с теологизированным представлением о мире, где человек рассматривается в контексте его религиозных обязанностей, так как ислам охватывает все сферы жизнедеятельности мусульманина, регулируемые шариатом. Сфера регламентации шариата гораздо шире таковой в европейском праве, так как шариат формализует человека не только по отношению к другим людям, но и по отношению

к Богу, тем самым защищая права не только людей, но и Бога.

Среди гуманистических педагогических идей в исламе одной из наиважнейших выступает человеколюбие. С ней координируются чуткость и милосердие. Комплекс таких идей подтверждается цитатой «из послания халифа Али своему наместнику в Египте аль-Аштару ан-Нахи, призывающего проявить милосердие и чуткость ко всем подданным вне зависимости от их вероисповедания, поскольку „люди суть двух категорий — либо братья тебе по вере, либо подобны тебе по творению"» [3]. Также одним из примеров человеколюбия может служить поступок самого Пророка по отношению к людям, исповедующим другую религию. О чем может свидетельствовать знаменитая сохранившаяся охранная грамота монастырю св. Екатерины на Синайском полуострове, данная монахам пророком Мухаммедом.

В своих трудах по исследованию коранических текстов Тауфик Ибрагим отмечает наличие гуманистических идей не только в тексте Корана, но и в словах, приписываемых Пророку и его последователям. Одним из таких первоначал гуманизма, по его мнению, является идея единства/равенства всех людей перед Творцом, высказанная в одном из обращений Мухаммеда к своей умме (общине единоверцев): «О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба — над арабом, светлокожего — над темнокожим, темнокожего — над светлокожим, разве только по их благочестию...». «Все вы произошли от Адама, сам же он вышел из праха» [3]. Тезис о равенстве перед Аллахом призывал к внимательному отношению к любому человеку в совокупности его качеств.

Процесс становления гуманистической мусульманской мысли проходил в нескольких направлениях. В каждом из них формировались свои подходы к идеям гуманизма. Калам (рациональная теология), фальсафа (восточный перипатетизм) ориентировались на эллинистические модели философствования. Суфизм разрабатывал мистические идеи сущности человека [10]. Представителями каждого из направлений были предприняты попытки осмыслить идеи воспитания и обучения добродетельного мусульманина, так или иначе схожие с античной «пшбаа» и римской «Ьишапйаз».

Среди представителей калама (ал-Ашари, ум. 935, ал-Багдади, ум. 1037, ал-аш-Шахрастани, ум. 1153) не было единого мнения в отношении антропоцентрических идей. Несмотря на спорность вопроса о свободе воли

и позиции в богословии, ими признавались приоритетность разума и принципа сомнений в процессе постижения знания, а следовательно, приветствовалось и саморазвитие человека в постижении Божественных идей.

В дальнейшем философами (Ибн Мискавейх (930-1030), Ибн Сина (980-1037), Ибн Рушд (1126-1198)) отстаивалась позиция приоритетного знания, пути достижения совершенствования и счастья через изучение гуманистически ориентированных дисциплин. По их мнению, при достижении образованности путем самосовершенствования человек приобретает определенную степень свободы и духовного наслаждения. Достигнув этого состояния, он становится способным к добродетельным действиям по отношению к окружающим.

Мусульманским мистикам — суфиям (аль-Кушайри (986-1072), ас-Сухраварди (1145-1234), Ибн Араби (1165-1240)) — была близка концепция совершенного человека, способного к постижению истины, двигаясь от религии к знанию. Основой мироощущения в их концепции выступала Любовь, любовь к людям и человечеству. В развиваемую ими воспитательную традицию было заложено особое отношение между учителем и учеником, построенное на полном доверии и почитании старших. Понятие совершенного человека включало в себя гуманистическую составляющую, связанную с внутренним развитием разнообразных качеств личности.

В средневековой мусульманской мысли вопросы образования не выделялись в отдельную дисциплину и рассматривались учеными в общем массиве научных направлений. Первыми специальными трактатами об организации образования стали работы факихов (юристов) ибн Сахнуна (817-870), аль-Кабиси (р. 1012), ибн Джама'а (1241-1333).

В рамках средневековой городской культуры оформилось важное для образовательной традици ислама понятие адаб «Ьм» — своего рода эталон интеллектуального образования и духовного воспитания, комплекс требований, предъявляемых к разносторонне образованной и воспитанной личности — адибу «1^м» [8]. Адаб можно соотнести с древнегреческим «ла1баа» и латинским «Ьишап^». Согласно исследованиям А. В. Сагадеева, «„Ьишап^аз" соответствует арабской „инсаниййа" (Комментарий 1), которая в терминологии философов обозначает человеческую природу, качество, свойственное человеку как таковому. Но подобно „Ьишапйаз" Цицерона, оно обозначает бытие человека в полном смысле этого слова, результат самосовершенствования» [9]. «Адаб» же ближе к «пайдейе»,

поскольку связан с приобретенной культурой, образованностью и знанием. Гуманистические антропоцентрические идеи из эллинской и римской традиции нашли свое типологическое продолжение в средневековой мусульманской мысли в пределах понятий. «Адаб», а затем «инсаниййа» вошли в педагогические тексты и сыграли в них важную роль, формируя представление об идеальном ученике и о пути познания [7].

Средневековый гуманизм «адаба» опирался на этикет и следование правилам. Личностное развитие полагалось максимальным в том случае, если оно становилось копией предзаданного идеала. С течением времени, в период исламской реформации, идеи гуманизма и гуманизации образования, центрирующиеся вокруг «человечности», «инсаниййи», вновь обрели популярность в конце XIX — начале XX века. Просвещенная мусульманская интеллигенция остро ощущала необходимость интеграции исламского сообщества в международную общественную и экономическую жизнь. Она отвечала на «зов» времени, стремясь пробудить мусульманскую культуру от архаического «сна».

В качестве базовой ступени реформации ее сторонники рассматривали изменения в системе исламского образования, его содержании и методах обучения в «домах для обучения/изучения» (медресе, школы-семинарии повышенного типа) и «школах [изучения] букв/письма» (мектеб или кут-таб, начальные школы). Реформаторам импонировал опыт европейских коллег, воскресивших в своих работах идеи гуманного и гармоничного всестороннего воспитания личности.

Заключение. Начавшись в эллинистической цивилизации, идеи воспитания совершенного человека культуры по-разному воспринимались и разрабатывались, актуализировались в исламском мире. Их присутствие в нем, пожалуй, бесспорно. Их конкретное наполнение — предмет дальнейших и углубленных историко-педагогических исследований.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Комментарии

1) Широко используемый в современных исследованиях термин

«инсаниййа» в значении «гуманизм», является неологизмом XI-XII вв., не употреблялся в данном контексте ранее.

Литература

1. Антология гуманной педагогики: Марк Туллий Цицерон / сост. и коммент. В. К. Пичугина, Я. А. Волкова; вступ., закл. и сопр. разделы В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов. М.: Форум Неолит, 2016. 131 с.

2. Басыров А. Х. Религиозная мораль средневековья и принципы гуманизма в джадидизме // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 2. С. 372-376.

3. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М.: Медина, 2015. 576 с.

4. Иванова С. В. Гуманизация процесса обучения в старших классах. М.: Известия, 1998. 85 с.

5. Кузнецов А. М. Формирование мультикультурных наций в условиях глобализации: канадский вариант // Метод. 2010. № 1. С. 174.

6. Межуев В. М. Гуманизм // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов и др. М.: Мысль, 2010. Т. I. С. 567-569 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/ document/HASH0186d768b46fa93beb4e2d86?p.s=TextQuery (дата обращения: 20.07.2018).

7. Пелла Ш. Вариации на тему адаба // Арабская средневековая культура и литература. М.: Наука, 1978. С. 46-59.

8. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. 372 с.

9. Сагадеев А. В. Гуманизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории. 2009. № 1. С. 180-186.

10. Сагадеев А. В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья // Человек как философская проблема: восток-запад / Кирабаев Н. С. (ред.). М.: РУДН, 1991. С. 43-62.

CONTEXTUAL UNDERSTANDING OF THE IDEAS OF HUMANISM IN THE ISLAMIC CULTURAL TRADITION

The article reveals the concept of humanism, in its European understanding, as well as the basic ideas of the humanization of education in the Western European tradition of the Renaissance. The article draws a parallel between the Islamic cultural tradition in its contextual understanding of anthropocentric representations in learning and comprehension of knowledge. The aim of the study was to identify related definitions of humanism and the subsequent formation and development of the humanistic thought of Muslim society. As methods the analytical analysis of the selected literature on the topic of the study and evaluation of expert opinions were selected. The main ideas of the work reflected not the parallel development of the two directions of humanistic thought, the European and Muslim traditions, conditioned by different socio-geographical conditions. Also, a special theocentric structure of the Muslim society was noted, in which the formation of humanistic ideas took place and the humanistic ideas developed the mainstream of Muslim thought.

Keywords: humanistic values, humanism, educational activity, Muslim culture, Islam.

References

• Antologiya gumannoj pedagogiki: Mark Tullij Ciceron / sost. i komment. V. K. Pichugina, У а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.